Программа элективного курса "Всемогущий синтаксис"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Программа элективного курса по русскому языку «Всемогущий синтаксис» составлена на основе программы Н.Б. Божко г. Волгоград: Учитель,2007 и рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения. Программа включает в себя: теоретический материал; вопросы и задания практического характера; вопросы и задания занимательного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr.po_elektivu_10_kl.2014-15g.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ленинская средняя общеобразовательная школа»
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете директор школы
протокол №1 от 28.08.2014 ____________________
Минченкова Н. Л.
«_31__» августа_2014 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
в 10классе
«Всемогущий синтаксис»
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Гриненкова Е.М.
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку «Всемогущий синтаксис» составлена на основе программы Н.Б. Божко г. Волгоград: Учитель,2007 и рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 час в неделю). Она построена в основном на углубленном изучении главных членов предложения. Программа включает в себя: теоретический материал; вопросы и задания практического характера; вопросы и задания занимательного характера.
Цель - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:
при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться;
при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;
при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности;
при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации;
при изучении обращений, вводных конструкций - употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово то членом предложения, то вводным словом;
при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимичные конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи.
Задачи:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- развитие интонационно-выразительной речи;
- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;
- проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов);
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и создании больших текстов лингвистического характера.
Использование системы упражнений и заданий этого курса позволит не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.
Обоснование выбора элективного курса «Всемогущий синтаксис»
Программа элективного курса подготовки по русскому языку «Всемогущий синтаксис» предназначена для обучающихся общеобразовательных школ и помогает выпускникам основной школы подготовиться к сдаче письменного и устного экзамена.
Программа основана на программах по русскому языку, рекомендованных МО РФ, что дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.
В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность.
Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.
Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть, прежде всего, грамотными людьми, свободно владеть родным языком.
Формы и методы, технологии обучения
Методы: устный и письменный опрос, беседы, практическая работа, работа со словарём, тестирование, создание проектов
Технологии, используемые в образовательном процессе:
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости
- Технология проблемного обучения
- Личностно-ориентированные технологии обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;
- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;
- находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли;
- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать её в собственной речи.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Субъектами оценки на элективных занятиях являются каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы. Преобладает не внешняя оценка учебных достижений, а самооценка учащимися результатов их учения, а также самого процесса получения знаний.
В процессе оценочной деятельности учащиеся учатся соотносить конечные результаты, промежуточные этапы и выполняемые ими действия с эталонами: схемами, алгоритмами, планами, образцами ответов.
Оценка результативности, продуктивности развития, саморазвития осуществляется через самонаблюдение, саморазмышление, самоанализ.
Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады и рефераты, осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение получаемой информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
Для контроля уровня достижений обучающихся на элективных курсах могут быть использованы такие способы, как наблюдение за его активностью на занятиях, анализ творческих, исследовательских работ, анкетирование, тестирование, оценка промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. О СЛОВАХ И ИХ СОЧЕТАНИЯХ (4 ч)
Введение. Всемогущий синтаксис.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.
Слова. Сочетания слов. Словосочетания.
Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5 ч)
Согласование.
Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.
Управление.
Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.
Примыкание.
Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.
Раздел III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)
Типы предложений.
Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.
Главные члены предложения.
Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.
Второстепенные члены предложения.
Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).
Обособленные второстепенные члены предложения.
Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.
Уточняющие члены предложения.
Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: особая интонация, конкретная информация.
Слова, не являющиеся членами предложения.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).
Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.
Раздел IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 ч)
Сложные предложения.
Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.
Раздел V. ПУНКТУАЦИЯ (5 ч)
Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.
Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.
К л ю ч е в ы е с л о в а и в ы р а ж е н и я: многофункциональность. Особые речевые ситуации.
Литература
Д л я у ч и т е л я:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.
2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 176с.
3. Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1972. – 239с.
4. Бабайцева. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. – М.: Просвещение, 1979. – 268с.
5. Борисова Е.Н. и др. Синтаксические отношения в предложении и тексте. – СГПИ имени Карла Маркса, 1981. – 91с.
6. Бондалетова В.Д.Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. – М.: Просвещение, 1978. – 176с.
7. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса. – М.: Просвещение, 1982. – 128с.
8. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. – М.: Просвещение, 1980. – 110с.
9. Московкина Р.А. Изучение сложного предложения в школе. – М.: Просвещение, 1981. – 111с.
10. Ломизов А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
Д л я у ч а щ и х с я:
1. Арсирий, А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.
2. Постникова, И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985. – 127с.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988. – 207с.
4. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.
5. Кодухов, В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 198
Календарно-тематическое планирование
месяц | неделя | № | Название тем курса | Всего часов | Виды деятельности обучающихся | Учебно-методическое обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Раздел № 1. О словах и их сочетаниях (4 часа) | ||||||
сентябрь | 1 неделя | 1 | Введение. Всемогущий синтаксис. | 1 | Практическая работа, Составление предложений. Работа со словарём. | 1, 3 |
2 неделя | 2 | Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов. | 1 | Беседа. Составление диалога. | 2 | |
3,4 неделя | 3-4 | Слова. Сочетания слов. Словосочетания. | 2 | Сообщения учащихся. | 3,4 | |
Раздел №2. Основные виды подчинения (5 часов) | ||||||
октябрь | 5 неделя | 5 | Согласование. | 1 | Сообщения учащихся Графическое обозначение связи. Практическая работа. | 1,2,3 |
6 неделя | 6 | Управление. | 1 | Беседа с привлечением сообщений учащихся. Практическая работа. | 2,3 | |
7 неделя | 7 | Примыкание. | 1 | Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. | 1,4 | |
ноябрь | 8,9 неделя | 8-9 | Основные виды подчинения. | 2 | Практическая работа в группах. | 2,4 |
Раздел №3. Простое предложение (15 часов) | ||||||
10 неделя | 10 | Типы предложений. Общие сведения. | 1 | Беседа. Составление таблицы. | 1,2,3,4 | |
11,12 неделя | 11-12 | Подлежащее и сказуемое. Согласование между подлежащим и сказуемым. | 2 | Беседа. Практическая работа. | 3 | |
декабрь | 13 неделя | 13 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с текстами художественных произведений. | 1,3 |
14,15 неделя | 14-15 | Второстепенные члены предложения. | 2 | Семинар. | 3,4 | |
январь | 16,17 неделя | 16-17 | Односоставные предложения. Синонимия. | 2 | Сообщения учащихся. Практическая работа. | 1,2 |
18 неделя | 18 | Неполное предложение. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений. | 1 | Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами. | 3,4 | |
февраль | 19,20 неделя | 19-20 | Однородные члены предложения. | 2 | Практикум. Беседа. | 1,2,3 |
21,22 неделя | 21-22 | Обособление второстепенных членов предложения. | 2 | Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. | 2,3,4 | |
март | 23,24 неделя | 23-24 | Слова, не являющиеся членами предложения. | 2 | Беседа. Написание научной статьи по теме. | 3,4 |
Раздел №4. Сложные предложения | ||||||
25,26 | 25-26 | Виды сложных предложений. Синонимия предложений разных видов. | 2 | Сообщения учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений». | 1,2 | |
апрель | 27,28 неделя | 27-28 | «Простое предложение». | 2 | Урок-игра. Синтаксическое лото | 3,4 |
Раздел №5. Пунктуация (5 часов). | ||||||
29 неделя | 29 | Трудные случаи пунктуации. | 1 | Семинар. Составление вопросов для устного журнала. | 1,2,3 | |
30,31 неделя | 30-31 | Всё о предложении… | 2 | Сообщения учащихся. Устный журнал. | 1 | |
май | 32,33 неделя | 32-33 | Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение». | 2 | Беседа. Практическая работа. | 2,3 |
34 неделя | 34 | Функции знаков препинания. | 1 | Написание научной статьи по теме. | 2,3 | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Трудности синтаксиса"
Программа элективного курса ...
Синтаксис сложного предложения Программа элективного курса для учащихся 10 классов
Элективный курс «Синтаксис сложного предложения» рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учебных заведений и имеет своей целью расширить и углубить содержание соответствующего ...
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис»
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» предназначена для учащихся 10-11 классов профильного обучения. Рассчитана на 17 часов. Данная рабочая программа составлена на о...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».
Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...
Программа элективного курса по русскому языку "Русский синтаксис". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку .«Синтаксис. Простое предложение» 8 класс
Элективный курс «Синтаксис. Простое предложение.» составлен на основе авторской программы по русскому языку для 5 – 11 классов (базовый уровень): Разумовская М. М., В. И. КапиносС.И.Львов, Н. Н. Серге...