Программа элективного курса "Абсолютная грамотность".
рабочая программа по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классов). Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._el._kursa_po_russk.yaz_._9_kl.2016-17g._2.docx | 48.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ленинская средняя школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор школы: Н.Л.Минченкова
Протокол № 1___ Приказ № 52-ОД___
от «30»_августа 2016г. от «31» августа 2016г.
Программа элективного курса
по русскому языку в 9 классе
«Абсолютная грамотность»
Объем программы – 34 часа
Учитель: Гриненкова Елена Михайловна,
высшая категория
д. Городище
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов;
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
- Общая характеристика учебного курса.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 классов). Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Имеются некоторые отличия. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
Формы текущего контроля:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- составление обобщающих таблиц и схем;
- самостоятельная работа учащихся;
- работа в группах;
- урок-практикум;
- работа с пакетами КИМов;
- написание диктантов;
- выполнение тестов.
Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
- Место учебного курса в учебном плане.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
- Результаты освоения курса.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения ее правильности;
- находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- работать над расширением словарного запаса;
- работать с тестовыми заданиями;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Тематическое планирование
элективного курса «Абсолютная грамотность»
в 9 «Б» классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макси- мальная нагрузка учащего- ся, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Практическое занятие, ч. | Уроки контроля, ч. | |||
I. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке | 2 ч. | 2 ч. | - | - |
II. | Орфограммы в корнях | 6 ч. | - | 6 ч. | - |
III. | Правописание приставок | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
IV. | Орфограммы в суффиксах | 7 ч. | - | 7 ч. | - |
V. | Орфограммы в окончаниях | 3 ч. | - | 3 ч. | - |
VI. | Правописание сложных слов | 2 ч. | - | 2 ч. | - |
VII. | Правописание предлогов | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
VIII. | Правописание союзов | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
IX. | Правописание частиц | 4 ч. | 1 ч. | 3 ч. | - |
X. | Правописание числительных | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | - |
XI. | Принципы и правила переноса | 1 ч. | 1 ч. | - | - |
XII. | Итоговая работа за I полугодие (тест) | 1 ч. | - | - | 1 ч. |
Итого: | 34 ч. | 8 ч. | 25 ч. | 1 ч. |
Содержание элективного курса (34 часа)
Раздел 1. Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке (2 ч.)
Расширение и углубление понятий об орфограммах и нахождений их в словах разных частей речи.
Учащиеся должны знать:
- части речи.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать части речи.
Основные термины и понятия: части речи, орфограмма.
Раздел 2. Орфограммы в корнях (6 ч.)
Состав слова, корень слова, однокоренные слова.
Омонимичные корни.
Гласные, проверяемые ударением. Гласные, непроверяемые ударением.
Чередующиеся, проверяемые гласные.
Правописание согласных в корне.
О-Е после шипящих в корне.
Учащиеся должны знать:
- состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- выделять корни слов;
- «видеть» орфограмму в корне и объяснить её написание;
- различать корни с чередующейся, проверяемой гласной;
- обогащать словарный запас слов.
Основные термины и понятия: состав слова, корень, орфограмма, чередующаяся и проверяемая гласная.
Раздел 3. Правописание приставок (2 ч.)
Неизменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии).
Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии).
Написание приставок, зависящее от значения.
Учащиеся должны знать:
- приставки.
Учащиеся должны уметь:
- выделять приставки;
- различать их написание;
- находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
Основные термины и понятия: приставка, морфологический принцип орфографии, фонетический принцип орфографии.
Раздел 4. Орфограммы в суффиксах (7 ч.)
О, Е после шипящих в суффиксах.
Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
Ч-Щ в суффиксах существительных.
Различение на письме суффиксов прилагательных -к и –ск.
Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик).
Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.
Учащиеся должны знать:
- суффиксы.
Учащиеся должны уметь:
- выделять суффиксы;
- различать их написание;
- их грамотно писать.
Основные термины и понятия: суффикс, орфографический разбор.
Раздел 5. Орфограммы в окончаниях (3 ч.)
О, Ё после шипящих в окончаниях слов.
Падежные и родовые окончания.
Правописание личных окончаний глаголов.
Учащиеся должны знать:
- окончания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять окончания;
- их грамотно писать.
Основные термины и понятия: окончание, падежные и родовые окончания.
Раздел 6. Правописание сложных слов (2 ч.)
Сложные слова с соединительной гласной.
Сложные слова без соединительной гласной.
Слитное написание сложных существительных.
Дефисное написание сложных существительных.
Слитное написание сложных прилагательных.
Дефисное написание сложных прилагательных.
Учащиеся должны знать:
- правила написания сложных слов.
Учащиеся должны уметь:
- различать слитное и раздельное написание сложных слов.
Основные термины и понятия: сложные слова, соединительная гласная, слитное и дефисное написание сложных слов.
Раздел 7. Правописание предлогов (2 ч.)
Правописание производных и непроизводных предлогов.
Слитное и раздельное написание предлогов.
Учащиеся должны знать:
- предлоги.
Учащиеся должны уметь:
- отличать предлоги от самостоятельных частей речи.
Основные термины и понятия: предлоги, слитное и раздельное написание предлогов.
Раздел 8. Правописание союзов (2 ч.)
Слитное и раздельное написание союзов.
Учащиеся должны знать:
- союзы.
Учащиеся должны уметь:
- отличать союзы от предлогов.
Основные термины и понятия: союзы, слитное и раздельное написание союзов.
Раздел 9. Правописание частиц (4 ч.)
Слитное и дефисное написание частиц.
Разграничение частиц НЕ и НИ.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
Учащиеся должны знать:
- частицы.
Учащиеся должны уметь:
- отличать частицы от других частей речи.
Основные термины и понятия: частица, слитное и дефисное написание частиц, разграничение частиц не и ни.
Раздел 10. Правописание числительных (2 ч.)
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Учащиеся должны знать:
- правило написания числительных.
Учащиеся должны уметь:
- применять правило написания числительных на письме.
Основные термины и понятия: числительное, написание числительных.
Раздел 11. Принципы и правила переноса (1 ч.)
Повторение принципов и правил переносов.
Тренировочные упражнения.
Учащиеся должны знать:
- правила переноса.
Учащиеся должны уметь:
- переносить слоги.
Основные термины и понятия: правила переноса, слоги.
Раздел 12. Итоговая работа (1 ч.)
Учебно-методическое обеспечение курса
В качестве обучающего пособия для занятий по темам данного элективного курса предлагается компьютерная программа - программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической грамотности "Семейный наставник". М.И. Беляев. Электронный репетитор-тренажёр. Курс русского языка (Базовый). - М.: Компания Медиа Хауз, 2013, 2014. Методические пособия для учителя:
Для учащихся:
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
|
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
планируемая | факти ческая | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке | 2 ч. | ||||
1.1 | Опознавательные признаки орфограмм. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
1.2 | Части речи в русском языке. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
2. | Орфограммы в корнях | 6 ч. | ||||
2.1 | Состав слова. Корень. Однокоренные слова. Омонимичные корни. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
2.2 | Гласные проверяемые и непроверяемые ударением. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
2.3 | Правописание согласных в корне. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
2.4 | Чередующиеся гласные. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
2.5 | Чередующиеся гласные (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
2.6 | О-Е после шипящих в корне. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
3. | Правописание приставок | 2 ч. | ||||
3.1 | Изменяющиеся и неизменяющиеся приставки. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
3.2 | Приставки, зависящие от значения. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
4. | Орфограммы в суффиксах | 7 ч. | ||||
4.1 | О, Е после шипящих в суффиксах. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.2 | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.3 | Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
4.4 | Ч-Щ в суффиксах существительных. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.5 | Суффиксы –к и –ск. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
4.6 | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова (-ева), -ива (-ыва). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
4.7 | Правописание гласных в суффиксах существительных –ек и –ик. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
5. | Орфограммы в окончаниях | 3 ч. | ||||
5.1 | О, Ё после шипящих в окончаниях слов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа со схемами, таблицами. | ||
5.2 | Падежные и родовые окончания. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
5.3 | Личные окончания глаголов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
6. | Правописание сложных слов | 2 ч. | ||||
6.1 | Соединительные о и е в сложных словах. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
6.2 | Слитное и дефисное написание сложных слов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
7. | Правописание предлогов | 2 ч. | ||||
7.1 | Правописание производных и непроизводных предлогов. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
7.2 | Слитное и раздельное написание предлогов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
8. | Правописание союзов | 2 ч. | ||||
8.1 | Слитное и раздельное написание союзов. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
8.2 | Слитное и раздельное написание союзов. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
9. | Правописание частиц | 4 ч. | ||||
9.1 | Слитное и дефисное написание частиц. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
9.2 | Разграничение частиц НЕ и НИ. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, со схемами, таблицами. | ||
9.3 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
9.4 | Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
10. | Правописание числительных | 2 ч. | ||||
10.1 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Мини-лекция. | 1 ч. | Работа со схемами и таблицами. | ||
10.2 | Мягкий знак на конце и в середине числительных (продолжение). | Мини-лекция, практикум. | 1 ч. | Работа с текстом, с таблицами. | ||
11. | Принципы и правила переноса | 1 ч. | ||||
11.1 | Принципы и правила переноса. | Повторительно-обобщающий урок. | 1 ч. | Работа с текстом. | ||
12. | Итоговая работа | 1 ч. | ||||
12.1 | Итоговый тест. | Урок контроля. | 1 ч. | Тест. | ||
Итого: | 34 ч. | |||||
урок теории – 8 ч. | ||||||
урок практических занятий – 25 ч. | ||||||
урок контроля – 1 ч. | ||||||
год – 34 часа, в неделю -1 час (на 34 недели) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"
Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....
Авторская программа элективного курса "Абсолютная грамотность"
Актуальность курса заключается в том, что все рассматриваемые вопросы, тесно связаны с обязательным содержанием программы по русскому языку, используется материал для повторения, углубления и некоторо...
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»
Разработка программы элективного курса по физике «Грамотные исследователи»Программа элективного курса рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависи...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...