Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
материал по технологии по теме
Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_ekonomicheskoy_gramotnosti.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня экономической грамотности учащихся
через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Какова роль образовательной области «Технология»?
Обратимся к действующим официальным программам общеобразовательных учреждений.
«Изучение интегративной образовательной области «Технология» (включённой Министерством образования Российской Федерации в базисный учебный план с 1993г.), включающей базовые(т.е. наиболее распространённые и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Углублённое изучение разделов «Технологии» и профессиональная подготовка школьников могут осуществляться в рамках часов вариативной и факультативной частей учебного плана».
Необходимость и возможность изучения основ экономики в рамках образовательной области «Технология» подтверждается и тем, что во многих странах (Великобритания, Германия, США и др.) первичные знания и умения о бизнесе формируются именно в рамках их трудовой и технологической подготовки.
В сложившейся ситуации особую значимость приобретает социально-экономическая подготовка школьников, которая осуществляется на уроках технологии, так и на занятиях по основам экономики, например, «Экономика семьи», «Экономика школы», «Основы потребительской культуры», «Технология предпринимательства» и др.
Сегодня идёт активный поиск содержания, форм и методов обучения школьников основам экономики (В.Д.Симоненко, И.В.Липсиц, И.А.Сасова и др.)
В нашей школе формируется система непрерывного школьного экономического обучения, она складывается из последовательных циклов, в каждом из которых решается определённая задача, достигается промежуточная или конечная цель обучения.
Первый цикл - начально-ознакомительный предназначен для учеников 3-4 классов. Его задача: ознакомить детей с экономической азбукой, ввести с помощью игр, решения простейших задач, практикумов в мир экономики.
Второй цикл- 5-9 классы - изучение экономики личности, семьи, предприятий, страны, мира в самом общем виде, в непосредственной связи с жизнью, с окружающей средой, во взаимодействии с другими предметами, изучаемыми в школе. Цикл направлен на формирование у учащихся основ экономического мышления, целостного представления об экономике, понимания сути экономических явлений.
Третий цикл представляет системное изучение основ экономической теории, рассчитанных на учеников 10-11 классов.
В пятом классе нашей школы апробируется факультативный курс «Экономика семьи» (34ч.), автор: Н.В.Новожилова, под ред. И.А. Сасовой.
ПРОГРАММА КУРСА
Цель курса: сформировать у школьников общие представления об основах развития экономики семьи, для того чтобы лучше подготовить учащихся к выполнению будущих социальных ролей – потребителя, производителя, гражданина.
Задачи курса
Помочь учащимся овладеть основными навыками анализа и решения бытовых экономических проблем семьи.
Показать экономические отношения семьи с рыночными структурами, возможности семейного предпринимательства, рассмотреть взаимоотношения семьи и государства.
Научить школьников выполнять несложные экономические расчеты, работать с семейной документацией.
Способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора.
Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Формировать понимание школьниками роли труда в жизнедеятельности семьи; оказать помощь в осознании ими своих интересов, способностей, общественных ценностей; способствовать их профессиональному самоопределению.
Основные знания и умения
В результате курса учащийся может получить представление о:
-основных проблемах экономики семьи;
-группах основных потребностей семьи;
-возможных ресурсах семьи;
-необходимых, желательных и престижных товарах и услугах; возможностях своего участия в семейном хозяйстве;
-том, что такое семейное предпринимательство.
Учащийся может узнать:
-общие правила ведения домашнего хозяйства;
- из чего складывается семейный бюджет;
- источники семейного бюджета;
- возможности экономии в семейном бюджете;
- качества рачительного хозяина;
- экономические связи семьи с рыночными структурами;
- как организуется семейное дело.
Учащийся может попробовать:
- анализировать семейные экономические ситуации и проблемы;
- выполнять расчёты по определению отдельных групп расходов семьи;
- экономически осознанно делать потребительский выбор;
- соотносить свои потребности с возможностями их удовлетворения;
- анализировать рекламу потребительских товаров;
- читать, расшифровывать упаковки товаров;
-провести самоанализ сформированности качеств рачительного хозяина.
Учебно-тематический план курса «Экономика семьи», 5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов |
1 | Что изучается в курсе «Экономика семьи» | 7 |
2 | Семейное хозяйство | 8 |
3 | Бюджет семьи | 4 |
4 | Рачительный хозяин | 4 |
5 | Думающий покупатель | 5 |
6 | Семья и рынок | 4 |
Итоговый урок | 1 | |
Резервный урок | 1 | |
Итого | 34 |
Социально-экономическая подготовка учащихся будет эффективной только в том случае, если она направлена на активизацию жизненного опыта, знаний и умений, которые уже есть у школьников. Базируясь на этом фундаменте, стараюсь помочь ребятам в играх, тренингах, практических и творческих работах приобрести новый социальный опыт, новые знания и умения, которые будут использоваться и совершенствоваться ими в повседневной социально-экономической деятельности.
Для учителя всегда есть возможность выбрать наиболее приемлемую форму организации урока. Например, деловые игры «Создаём семейное хозяйство», «Я- Робинзон», «Расходы семьи», «Супермаркет», «Сделай свой выбор», практические работы «Что можно сделать из отходов домашнего хозяйства», «Я- рекламный агент», блиц-опрос «Выбор товара», экскурсия в магазин, исследовательское задание «Профессии моей семьи» и др. позволяют сделать урок динамичным и интересным для пятиклассника.
Стараемся также привлекать к социально-экономической подготовке родителей школьников. Прошу их привлекать своих детей к ведению домашней экономики: к участию к планированию расходов и распределению доходов семьи, к ведению домашней бухгалтерии, к оказанию помощи в работе по дому. На последнем уроке проводится деловая игра «Открываем ресторан», которая имитирует деятельность людей по организации и ведению семейного бизнеса.
Задание “Эконом”
Заполни таблицу. В левой колонке выпиши названия отходов семейного хозяйства. В правой — нарисуй или приклей изображения предметов, которые можно изготовить, если использовать отходы семейного хозяйства вторично.
Отходы семейного хозяйства | Вторичное использование отходов |
Задание «Подбери определение»
1.ТОВАР | Человек, имеющий потребности и стремящийся их удовлетворить. |
2.ПОТРЕБИТЕЛЬ | Человек, стремящийся приобрести необходимые ему товары за деньги. |
3.РЕКЛАМА | Экономическая деятельность, направленная на изучение и формирование спроса обслуживание потребителей |
4.МАРКЕТИНГ | Экономическая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей |
5.ТОРГОВЛЯ | Направленное распространение информации о товарах с целью формирования спроса на них. |
6.ПОКУПАТЕЛЬ | Продукт человеческого труда, произведенный на продажу. |
Для учащихся 9х классов введён элективный курс:
«Домашнее хозяйство: экономические и финансовые основы»
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Практическая часть | Всего |
1 | Домашнее хозяйство и его экономика | 1 | |
2 | Потребности семьи. Уровень жизни. | Игра «Умей сделать выбор» | 1 |
3 | Доходы семьи | Разработка проекта увеличения доходной части бюджета за счёт производства в семье товаров (услуг) | 1 |
4 | Состав и структура расходов | Разработка проекта снижения расходной части за счёт более рационального расходования средств | 1 |
5 | Планирование семейного бюджета | Ролевая игра «Планируем бюджет» | 1 |
6 | Маркетинг в домашней экономике. | Практикум «Грамотный потребитель» | 1 |
7 | Реклама товара. | Разработка товара для производства в условиях семьи, придумать рекламу | |
8 | Семьи и предприятия | Тест «Я - предприниматель» | 1 |
9 | Информационные технологии в домашней экономике. Итоговое занятие | Работа с электронными таблицами | 1 |
Итого 9ч. |
Цели курса:
Вооружить учащихся знаниями о домашней экономике;
Сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;
Воспитывать уважение к собственности, ответственность, экономность;
Сформировать знания о предпринимательстве как сфере человеческой деятельности.
Задачи курса
Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств; развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;
Раскрыть взаимосвязи семьи, общества и государства; научить осуществлять несложные экономические расчёты и ,в первую очередь, определять затраты на услуги (воду,газ,тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;
Подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
Сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;
Сформировать экономическую культуру, экономическое мышление; воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Практикум
«Умей сделать выбор»
Цель: познакомить участников с процессом выработки и принятия решений, касающихся конкретных экономических действий.
Форма проведения: в виде непрерывного диалога между преподавателем и учениками, в процессе которого принимается ряд совместных решений.
Содержание:
В личной и общественной жизни, в трудовой деятельности людям весьма часто приходится принимать решения, избирать способ действия, ведущие к намеченной цели.
Выработка и принятие решений обычно сводится к выбору предпочтительного варианта из числа потенциально возможных, практически осуществимых. В ходе принятия решений необходимо исходить из ряда обстоятельств.
Во-первых, ограниченность материальных, трудовых, денежных ресурсов, имеющихся в распоряжении.
Во-вторых, необходимость удовлетворения ряда других условий, вытекающих из характера решаемой проблемы. В-третьих, анализ вариантов и выбор лучшего из них, исходит из критерия предпочтительности.
В итоге складывается общая технология выработки и принятия решений, включающая:
А)анализ проблемы и постановку цели,
Б)формулирование условий и ограничений,
В)выявление возможных вариантов решения проблемы,
Г)выбор лучшего варианта.
Предположим, что заболел ваш любимый щенок и вам надо срочно везти его в ветеринарную клинику в другой конец города. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы спасти щенка.
Цель - доставить собаку к ветеринару.
Ресурсные возможности- у вас в кармане 50 рублей.
Ограничения -поездка должна занять не более получаса. Использовать можно только виды транспорта, в которых разрешена перевозка собак.
Составляем таблицу решений.
Варианты перевозки | Условия и ограничения | |||
Стоимость Перевозки, руб. | Время перевозки, мин. | Комфортность | Запрет на перевозку | |
Автобус | 10 | 15 | средняя | разрешено |
Трамвай | 10 | 25 | ниже средней | разрешено |
Такси | 80 | 10 | высшая | разрешено |
Метро | 15 | 15 | высокая | запрещено |
Велосипед | 0 | 40 | низкая | разрешено |
Рассматривая таблицу решений, мы видим, что вариант перевозки на метро отпадает из-за запрета перевозок животных, а на такси- ввиду дороговизны. Велосипед плох из-за низкой комфортности и длительности перевозки. Так как время перевозки на автобусе меньше, чем на трамвае, очевидно, что решение будет в пользу этого варианта перевозки.
Рассмотрев этот пример, предлагаю выбрать проблему и принять оптимальное решение применительно к ней.
Например, рассмотрите следующую проблему: «Имея 300 рублей, надо купить подарок маме(отцу, брату, сестре или другу) ко дню рождения».
Таблица решений применительно к этой проблеме может иметь вид:
Вид подарка | Условия и ограничения | |||
цена | доступность, наличие в продаже | удовлетворённость подарком | способность подарка оставить в памяти след | |
Букет цветов | ||||
Коробка конфет | ||||
Редкая книга | ||||
Торт | ||||
Именной сувенир | ||||
Поздравительный адрес | ||||
……………….. |
В процессе рассмотрения учащимися предложенного или аналогичного примера надо предоставить им возможность дополнить список подарков и сформулировать условия и ограничения, но в разумных пределах, чтобы не усложнять задачу сверх меры.
Далее учащиеся самостоятельно, но при консультировании преподавателя, заполняют таблицу решений. Затем совместно вырабатываются критерии, исходя из стоимости подарка, которая не должна превышать 300 рублей, а также доступности, т.е. практической возможности приобретения такого подарка. Критерии предполагаемой удовлетворённости и способности подарка оставить след в памяти человека оцениваются учащимися либо в баллах, либо знаками «плюс» или «минус».
Учащиеся должны самостоятельно выбрать оптимальное решение на основании принятых критериев. Затем учащиеся обосновывают свою позицию и решение. В итоговой части преподаватель делится своими соображениями по поводу того, какое из предлагаемых решений наиболее приемлемо с его точки зрения.
Ролевая игра «Планирование семейного бюджета»
Учащиеся разбиваются на несколько семей, каждая из которых получает задание.
Варианты заданий:
1.Роли: мама,папа,дочь.
На семейном совете нужно спланировать бюджет семьи на декабрь, если доход её равен … рублей (не забудьте учесть расходы, связанные с новогодними праздниками).
2. Роли: мама, папа, сын 14 лет.
На семейном совете нужно спланировать бюджет семьи на октябрь, если доход её равен … рублей (не забудьте учесть расходы, связанные с подписной компанией).
По ходу работы учащиеся вспоминают ответы на вопросы, данные для самостоятельного исследования : какое количество денег тратится на питание, хозяйственно- бытовые нужды и, в случае, если расход будет превышать доход, на чём можно экономить.
В заключение учитель проводит анализ игры и предлагает школьникам подумать над следующей ситуацией.
В течение двух лет единоличным распорядителем бюджета семьи была жена. Устав от упрёков мужа в том, что часто деньги тратятся не по назначению, она предложила супругу взять функцию распоряжения средствами на себя. Но трудности по сведению концов с концами не оставили молодую семью.
Как поступить супругам?
В ходе обсуждения этой проблемы учитель подводит учащихся к выводу о том, что наиболее приемлемые варианты её решения следующие:
Пусть каждый из супругов берёт на себя руководство теми семейными обязанностями, к которым у него больше склонностей.
Нити семейного бюджета оставить в руках жены – ведь женщины ближе находятся к насущным семейным заботам. Но остальные члены семьи тоже должны иметь право участвовать в распределении доходов и расходов.
Каждый член семьи должен твёрдо знать, что неумение считать и учитывать траты приведёт к транжирству.
Полученные детьми знания позволят уже при обучении в старших классах включиться в экономическую жизнь школы, семьи, осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Повышение уровня литературного развития учащихся через дифференциацию обучения"
Данная презентация отражает основные положения обобщения педагогического опыта по теме "Повышение уровня литературного развития учащихся через дифференциацию обучения". Адресована учителям...
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности.
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности....
Рабочая программа элективного курса для 10-11 классов "Экономика и право"
Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю, изучается в течение 1 года ....
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности.
Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности....
Доклад на РМО " Повышение уровня орфографической грамотности учащихся"
Презентация к докладу....
Опыт повышения уровня функциональной грамотности учащихся по физике в контексте соответствия современным требованиям
Представлен опыт по внедрению заданий функциональной грамотности в образовательный процесс по физике....
Использование приёмов работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах с целью повышения уровня читательской грамотности учащихся
В данной статье представляю приёмы, которые использую в своей практике с целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы. Их применение на уроке позволяет осуществлять индивидуальный под...