рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Титкова Ольга Александровна

Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochn.deyat-ti_r-6.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        средняя общеобразовательная школа п. Рощинский  Чаплыгинского муниципального района        

Липецкой области Российской Федерации

Рассмотрена

На заседании МО

Протокол № 1 от        

«___» августа 2018 г.

Руководитель МО

________/Варламова А.И./.

Согласована

Заместитель директора  

по УВР МБОУ СОШ

п. Рощинский

_____        / Густова Г.Е./

«___» августа 2018г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

п. Рощинский

______        /Поляков В.Ф./

Приказ №        ______

от  «___»  августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  по русскому языку «Занимательный русский язык»

                                                                   ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

6  КЛАСС

Разработана Титковой Ольгой Александровной, учителем русского языка и литературы

первой квалификационной  категории

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от__ августа 2018 года

2018– 2019 учебный год

1.Содержание программы.

Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (3ч). Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.) Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.) Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?». «Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.) Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (2ч.) Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.

Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.) Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 7. Различай и отличай. (2 час.). Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.) Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.

Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час) Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.) Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.) Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.) Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.) Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.

Тема 14. Что в имени тебе моем? (3 ч.) История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

Тема 15. Итоговое занятие. (1ч.) Аукцион знаний.

2.Планируемые результаты

Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные: знать/ понимать/ уметь

· владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

· моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

· расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

· совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

· применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

3.Тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1.

Тема 1. Язык – вековой труд поколений.

3

Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

2.

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное   слово.

1

Изучается специализированная  литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

3.

Тема 3. Не все годится, что говорится.

2

Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения

4.

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

2

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»).

5.

Тема 5. Каков человек, такова его и речь.

2

Осознание роли языка в жизни человека.

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

Овладение основными правилами литературного произношения и ударения.

6.

Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»

3

Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.

7.

Тема 7. Различай и отличай.

2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

8.

Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

9.

Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

10.

Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.

4

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета

11.

Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1

Освоение общих правил телефонного разговора.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения

12.

Тема 12. В многословии не без пустословия.

2

Изучение правил подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.

Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

13.

Тема 13. По речи узнают человека.

2

Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы.

Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре

14.

Тема 14. Что в имени тебе моем?

3

Овладение основными понятиями антропонимики.

Понимание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширение своего лексикона. Выполнение проекта о происхождении имен.

15.

Тема 15. Итоговое занятие.

2

Проведение мониторинга в форме «Аукциона знаний».

Итого часов

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(35 часов)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

Тема 1. Язык – вековой труд поколений

1

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

1

2

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

3

Лингвистическая игра «Происхождение слов»

1

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

4

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

Тема 3. Не все годится, что говорится

5

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?»

1

6

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка»

1

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов»

7

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета

1

8

Работа с фразеологическим словарём. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1

Тема 5. Каков человек, такова его и речь

9

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

1

10

Фонетический КВН.

1

Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»

11

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке

1

12

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке

1

13

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев»

1

Тема 7. Различай и отличай

14

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С.

1

15

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

1

Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

16

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова

1

17

Работа с текстами. Викторина «Узнай меня».

1

Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

18

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум

1

19

Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.

1

20

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

1

21

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

1

Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.

22

Решение филологических задач. Логогрифы.

Шарады

1

23

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

24

Знакомство с жанром лимерика. Лимерики.

1

25

Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике.

1

Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

26

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

Тема 12. В многословии не без пустословия.

27

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

1

28

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

1

Тема 13. По речи узнают человека.

29

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1

30

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Конкурс знатоков речи

1

Тема 14. Что в имени тебе моем?

31

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой

антропонимикой.

1

32

Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

1

33,34

Защита проекта «Что в имени тебе моем?»

2

Тема 15. Итоговое занятие.

35

Аукцион знаний.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса, рассичтана на 17 часов в год...