Доклад "Способы выражения ценностного отношения к русскому языку в речи учителя."
статья по русскому языку на тему

Елаева Ирина Владимировна

В данной работе рассматриваются способы представления ценностного отношения к языку, которые должны быть включены в различные речевые жанры, традиционные для учебной ситуации. Рассмотрим отдельные речевые жанры педагогического общения для формирования у учащихся ценностного отношения к языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_vyrazheniya.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Способы выражения
ценностного отношения к русскому языку
в речи учителя.

                                                         Выполнила:         учитель русского языка   и литературы

                                                                                       Елаева И.В.

г.Улан-Удэ.
2014 год.

Сложность современной языковой ситуации понимают сегодня не только филологи, но и все, кто считает русский язык своим родным языком. Однако разрушительные процессы, наблюдающиеся в речи (активное употребление жаргонно-арготической лексики, вульгаризация и варваризация и под.), - это лишь отражение процессов, происходящих в обществе. Недаром в «дни сомнений и тягостных раздумий» о судьбе страны наши лучшие соотечественники связывали надежды на спасение народа с сохранением «великого русского слова». Уже много сказано и написано о том, что особую значимость сегодня приобретает нравственный аспект изучения русского языка. Формирование у ребенка ценностного отношения к языку в таких условиях должно стать одной из важнейших задач школьного лингвистического образования.

В философии, социальной психологии, в теории пропаганды актуален сегодня вопрос о категории, ценностей. В социальной психологии они понимаются как некие идеальные цели общества, социальных групп или отдельной личности, которые задают направление действиям и помыслам людей, служат эталоном для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Через такие «идеальные цели» и раскрываются гражданская позиция личности, ее духовная направленность, система установок, определяющих исход принятых решений. А понятие «отношение» предполагает более активное, деятельное проявление внутренней оценки, чувств, симпатий и антипатий. Ценностное отношение учителя к языку, на наш взгляд, в этом случае проявляется:

  • в готовности педагога максимально использовать возможности языка как средства общения, работать над совершенствованием своей речи;
  • в способности влиять на окружающую речевую среду, совершенствовать ее, быть активным приверженцем языковых норм;
  • но в первую очередь - в осознании языка:
  • как средства общения;
  • как культурной ценности;
  • как необходимого предмета обучения.

Поэтому обязательным компонентом лингвистического мировоззрения должны стать представления о языке как о многоаспектном и многофункциональном явлении, которые основаны на системе знаний и умений, формирующихся в школе, и которые переводят язык в мировоззренческую плоскость, делают его эстетической и нравственной ценностью для любого, носителя языка.

Ценностные представления о языке существуют в действующих школьных учебниках в основном в виде высказываний известных людей о русском языке. Авторы высказываний - носители ценностного отношения к языку: писатели, критики, ученые-филологи и др. Языковые ил ей могут быть реализованы в виде следующей классификации:

  1. Коммуникативные:
  • язык - средство общения, форма передачи прагматической и экспрессивной информации.
  1. Когнитивные:
  • язык - средство хранения знаний, инструмент познания;
  • язык - основа мышления, интеллектуального развития человека.
  1. Лингвистические:
  • язык - стройная система, состоящая из единиц различных уровней;
  • язык - развивающееся, исторически обусловленное явление;
  • язык - предмет изучения лингвистики.
  1. Эстетические:
  • язык обладает богатейшими ресурсами для выражения мыслей и тончайших оттенков чувств;
  • язык - основа художественной литературы как словесного искусства.
  1. Философские и этнокультуроведческие:
  • язык - неотъемлемая часть национальной духовной культуры;
  • язык - основная форма проявления национального и личностного самосознания, выражения сути национального характера;
  • язык - основное средство связи между поколениями;
  • язык - средство воздействия, воспитания;
  • язык отражает этапы развития истории страны, национальной культуры;
  • язык - главное богатство любой культуры, показатель степени ее развития.

В современных школьных программах в той или иной степени отражены многие из названных идей. Однако если лингвистические, коммуникативные, эстетические идеи учитель все же может подтвердить примерами из некоторых упражнений, теоретических глав (см., например, разделы «Лексика», «Общие сведения о языке», материал для уроков развития речи), то философские и этнокультуроведческие идеи представлены в каждом из учебников обычно лишь в нескольких высказываниях о русском языке, которые рассматриваются на вводных и заключительных уроках.

А способен ли школьник, выучивший, например, знаменитые слова И.С. Тургенева о «великом, могучем, правдивом и свободном» нашем языке, объяснить, что имел в виду писатель? Может ли сам учитель доказать справедливость этого утверждения так, чтобы оно звучало в классе по-тургеневски искренне и страстно? Да и хватит ли на это одного урока? Ведь подобные мысли всегда рождаются как результат долгих наблюдений над языком. Поэтому вводные и заключительные уроки в каждом классе должны служить лишь своеобразным обрамлением для работы, которую необходимо вести каждому учителю по воспитанию у учащихся сознательного отношения к языку как национальной ценности. К сожалению, конкретных методик, заданий, текстов, которые могли бы помочь в этом педагогу, очень мало. Подтвердить подобные высказывания конкретными, яркими, убедительными языковыми примерами, как показывает практика, учителю бывает непросто. А значит, затрудняется процесс формирования культуроведческой компетенции учащихся, т.е. приобретения знаний о языке «как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа».

Таким образом, можно говорить о том, что взгляд на язык как сложное, уникальное и многоаспективное явление в наших учебниках в достаточной степени не представлен. Обязательным условием воспитания ценностного отношения к языку является не просто отнесение языка к важнейшим ценностям, но и способность педагога быть пропагандистом этих идей. Он должен сделать их сквозными, провести через все темы, суметь актуализировать на любом этапе урока. Процесс формирования ценностного отношения к языку должен быть системным, а не основываться на единичных, разрозненных сведениях. Кроме того, такая форма представления языковых идей, как отрывки из художественных произведений, изречения, не может охватить все в языке и не должна быть единственной. Высказывания знаменитых филологов, как бы ни было авторитетно их мнение, требуют обязательной конкретизации, подтверждения фактами на разных уровнях языка. Это можно сделать с помощью исторических и этимологических справок, комментария языковых явлений, сопоставления фактов из разных языков и другими способами.

Все эти способы представления ценностного отношения к языку должны быть включены в различные речевые жанры, традиционные для учебной ситуации. Опираясь на предложенную Т.В. Шмелевой модель, рассмотрим отдельные речевые жанры педагогического общения с точки зрения из возможностей для формирования у учащихся ценностного отношения к языку.

Вступительное слово.

Цель вступительного слова на уроке русского языка – ориентация учащихся в предстоящей деятельности, обозначение целей урока, подготовка к восприятию учебного материала: создание соответствующего эмоционального настроя, актуализация собственного опыта учащихся и имеющихся у них знаний, обозначение важности и новизны проблемы урока. Эти коммуникативные задачи позволяют назвать вступительное слово жанром, определяющим эмоциональную атмосферу урока, побуждающим к творческой, продуктивной работе. Цитируя М.В. Ломоносова, можно сказать, что вступительная речь должна представлять собой своеобразную «похвалу теме и тем, кто ею занимается». И в то же время это этап, на котором создается «интрига» урока, появляется интерес учащихся к теме. Иными словами, по своим коммуникативным целям вступительное слово выполняет не только информативную, но и императивную функцию.

Как и все монологические жанры педагогического общения, вступительное слово характеризуется полиадресантностью, индивидуальностью (адресант – учитель), официальностью обстановки, в которой происходит общение. С точки зрения «фактора прошлого» и «фактора будущего»» вступительное слово является инициальным (начинающим общение) жанром, который обязательно предполагает дальнейшее общение учителя и учащихся. Языковое воплощение данного речевого жанра характеризуется наличием некоторой клишированности (типичные фразы — цель нашего урока, на сегодняшнем уроке мы должны будем... и под.), но в то же время обязательное условие функционирования вступительного слова – проявление индивидуальности говорящего, «эффект новизны» не только в содержании, но и в языковом воплощении.

Так как вступительное слово учителя на уроке, как и обобщающая речь, обладает признаками ораторской речи (это речь публичная, монологическая, оценочная, отличающаяся убежденностью, особой эмоциональностью, желанием воздействовать не только на ум, но и на чувства и волю слушателей), уместным и даже необходимым здесь будет использование специальных риторических приемов. Ведь перед учителем стоит задача уже в вступительном монологе «заразить» детей своим интересом к изучаемой теме и языку как ценности, завоевать аудиторию. А к таким приемам привлечения внимания слушателей относятся, кроме четкой формулировки целей и задач урока, интригующее начало, цитирование, риторический вопрос, диалогизация речи. Именно эти приемы позволяют ввести! в структуру вступительной речи сведения, на основе которых осуществляется процесс формирования ценностного отношения к языку (высказывания писателей, исторический материал, интересные языковые факты и т.д.).

Дифференцировать вступительное слово как жанр целесообразно с точки зрения соотнесенности его со структурой школьного курса русского языка. Поэтому можно рассматривать вступительное слово

  • к курсу в целом;
  • к разделу языкознания (к началу изучения фонетики, лексики, морфологии и т.д.);
  • к отдельной теме.

В его структуре выделяются следующие компоненты:

  • истолкование темы;
  • основная логическая аргументация;
  • конкретизация тезиса, программы;
  • заключение, вывод, постановка целей урока.

Как видим, такая композиция речи позволяет включать в нее формулировки языковых идей в качестве и тезиса, и заключения, и других компонентов.

Безусловно, важнейшим элементом вступительного слова являются аргументы, которые могут усиливать воздействие на адресата, если представляют собой яркие примеры, афоризмы, высказывания и т.п. И все названные виды аргументов позволяют ввести в рассуждение материал, связанный с ценностным аспектом знания.

Приведем примеры текстов интересующего нас жанра, направленных на формирование ценностного отношения к языку и содержащих в себе те или иные языковые идеи:

Тема «Притяжательные имена прилагательные с суффиксами -ов- (-ев-), -ин- (-ын-)».

«Поднимите, пожалуйста, руки те, кто знает, кем были его бабушки и дедушки, чем они занимались, как их звали. А кто знает что-то о прабабушках и прадедушках? А о прапрадедушках? Да, к сожалению, нам практически ничего не известно о том, как жили наши семьи, например, в позапрошлом веке или еще раньше. Но на самом деле почти у каждого из вас есть способ получить некоторые сведения об основателе вашего рода: о том, как его звали, или чем он занимался, или какая у него была внешность. Все эти факты истории бережно сохранил наш язык, вернее, наши фамилии, которые являются притяжательными именами прилагательными.

Заглянуть в историю вашего рода, узнать о образовании и правописании этих слов поможет наш сегодняшний урок по теме...».

Тема «Фонетика. Звуки речи».

«Тема нашего урока звучит для вас ново и, возможно, покажется очень сложной. Однако, именно благодаря интереснейшей науке фонетик мы сможем проникнуть в самые глубокие тайны русского языка.

В мире существует огромное количество языков, и у каждого из них свой характер. Французская и итальянская речь звучит легко и изящно. Немецкая - строго и внушительно, испанская — страстно и энергично. Но нам посчастливилось говорить на языке, который в мире признан одним из самых красивых. В нем почти все очень приятно для слуха, потому что напевные гласные равномерно чередуются с согласными. Нечасто повторяются более резкие свистящие и шипящие. Все размеренно, гармонично и красиво. Но если нужно, звуки в словах помогают передать очень многое: слышите приближение грозы в словах гром гремит'? А звуки холодной зимы во фразах: Ветер воет и свищет или Снег скрипит? А тишину и тайну леса в предложении Шорох и шепот сухих листьев слышите? Удивительно, правда?

Богатейшими возможностями нашего языка для передачи самых разных переживаний восхищается поэт Роберт Рождественский в стихах, которые станут эпиграфом к нашей большой и интересной теме. Давайте выразительно прочитаем строки:

Звени, греми и пой, волшебная струя!

Такого языка на свете не бывало.

В нем тихий шелест ржи, и рокот соловья,

И налетевших гроз блескучее начало.

На ближайших уроках фонетики мы с вами узнаем, благодаря каким же звукам речи создается эта гармоничность и красота русского языка».

Тема «Язык как развивающееся явление».

«Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, бездушное орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и то же время бать послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, как и сам человек, язык способен совершенствоваться, помогая в этом и нам. Еще античный поэт Гораций нашел для этого свойства языка простую и точную метафору:

Словно деревья меняют листву,

Обновляясь с годами,

Так и слова, что раньше взросло,

То и раньше погибнет,

А молодые ростки расцветут  

И наполнятся силой.

Давайте понаблюдаем над тем, какие изменения происходят на разных уровнях языка - фонетическом, лексическом. Такие задачи стоят сегодня перед нами».

Обобщающая речь.

Коммуникативная задача обобщающей речи учителя - проанализировать, сделать выводы, обобщить, а также оценить деятельность учащихся на уроке.

Таким образом, это жанр оценочный, однако он выполняет также информативную и в какой-то мере императивную функцию: краткое изложение полученных на уроке сведений – обязательный компонент обобщающего слова, а перспективная коммуникативная цель — сохранить интерес к теме, побудить учащихся к более глубокому ее изучению. Поэтому обобщающая речь является, с одной стороны, жанром реактивным (появившимся только после предшествующей речевой деятельности), с другой — жанром, в данный момент завершающим общение, но предполагающим отдаленное по времени развитие речевых событий.

Как и объяснительная речь, обобщающий монолог характеризуется полиадресантностью, монологичностью, официальностью обстановки. Наличие таких бго компонентов, как обобщенное изложение полученной информации и эмоциональная оценка деятельности учащихся, предполагает использование языковых средств учебно-научного подстиля, а также элементов публицистического и разговорного стилей.

С точки зрения языкового воплощения обобщающей речи учителя также должна быть присуща индивидуальность при наличии некоторых стандартных средств. Ведь обобщающее слово — это яркий финал урока. Учитель не только стимулирует деятельность учащихся оценкой их труда, но и вносит в эту деятельность высокую ноту духовности, напоминает о значимости данной темы как с точки зрения ее полезности, так и в ценностном аспекте.

Среди различных средств представления ценностного отношения к русскому языку высказывания известных людей — наиболее подходящий материал для создания текстов этого жанра. Такие цитаты в силу своего обобщающе-отвлеченного характера уже содержат в себе формулировку

идеи в метафорической форме, поэтому они могут стать своеобразной квинтэссенцией урока и в то же время дать детям толчок к размышлению,

В структуре обобщающего слова выделяются следующие компоненты:

  • оценка деятельности класса и отдельных учеников;
  • обобщенное изложение изученного материала;
  • оценка полезности данных сведений;
  • включение этих сведений в систему ценностных ориентаций учащихся и их лингвистического мировоззрения.

Приведем некоторые примеры высказываний этого жанра.

Заключительный урок раздела «Фонетика. Звуки речи».

«Наш сегодняшний урок завершил тот серьезный, вдумчивый разговор, который мы вели на протяжении многих уроков по теме «Фонетика. Звуки речи». Эти уроки были посвящены изучению стройной фонетической системы языка, его мельчайших частиц - звуков речи, гласных и согласных. Вы не только научились анализировать эти единицы, проводить фонетический разбор, транскрибировать, но и, надеюсь, научились слышать, понимать и ценить благозвучие русской речи, которое делает наш язык одним из красивейших языков мира. Чтобы овладеть в достаточное мере богатством оттенков русской речи, нужно узнать еще очень многое. Эту работу мы продолжим и на уроках литературы, особенно на тех, которые посвящены поэзии, такой чуткой к красоте звучащей речи. Пусть завершит этот урок и станет прологом к дальнейшей работе над поэтическим словом мудрая мысль Н.В.Гоголя: «Поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш».

Первый урок по теме «Глагол».

«Сегодня весь наш урок прошел в движении. Не заметили? Вы скажете, что и с места-то почти не вставали. Но на самом деле сегодня внутреннюю силу, динамику, как говорят физики, нашему разговору придавали многочисленные глаголы. Мы познакомились поближе с одной из важнейших частей речи.

Представьте себе, что глаголы исчезли бы из языка. Что случилось бы? Правильно, мы могли бы только называть предметы и их признаки, но не сумели бы рассказать о том, что происходит вокруг. Язык, а значит, и наша мысль замерли бы, остановились.

Для русского языка эта часть речи особенно важна. Ведь по сравнению, например, с англичанами мы, по подсчетам ученых, употребляем примерно на 30 % больше глаголов. Может быть, это связано с тем, что нашим предкам всегда приходилось больше передвигаться, осваивая огромные просторы. Ведь язык непосредственно отражает события истории своего народа. Сейчас это трудно доказать, но ясно одно: «глагольность» русского языка, вероятно, во многом определяет его внутреннюю силу, а значит, легкость, «текучесть» мысли, выраженной на нем, в отличие от английского языка. На следующих уроках нам предстоит многое узнать об этой замечательной части речи».

Мы охарактеризовали только два жанра педагогического общения, в которых может быть представлена идея ценностного отношения к языку. Однако такими возможностями обладают практически все интересующие нас типы высказываний. Например — объяснительная речь. Ее коммуникативной задачей является обеспечение усвоения информации, формирование усвоения информации, формирование знаний, умений, убеждений, получение нового представления о предмете речи. Среди приемов популяризации объяснительной речи выделяются риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, повтор, тропы, фразеологизмы, аналогия, а также ссылка на авторитетное мнение. Именно последний риторический прием позволяет учителю подкрепить свою позицию, создать нужный эмоциональный фон, а также расширить представление учащихся об изучаемой проблеме и языке вообще, обратить внимание на культуроведческий, эстетический, философский аспекты проблемы. Высказывания известных людей могут послужить и началом объяснительной речи учителя, и одним из весомых аргументов в процессе речи, и своеобразным итогом объяснения, и связующим звеном между двумя учебно-речевыми ситуациями: объяснением и закреплением нового

материала (цитата может стать и текстом тренировочного упражнения). Так, например, известные слова М.В.Ломоносова о причастии могут помочь в создании проблемной ситуации, стать своеобразным вступлением к объяснению теоретического материала:

«Большие возможности, которыми обладает русский язык в образовании причастий, - это, конечно, признак развитости языка, который имеет право называться одним из богатейших языков мира. М.В.Ломоносов сказал: «Причастие соединяет глагола и прилагательного силу». В чем же состоит эта «сила» причастия, а значит, и «сила» человека, умело использующего в своей речи причастия?»

В качестве положений, объясняющих природу того или иного явления, в объяснительную речь могут включаться исторические справки. Представляя собой самостоятельные научные или научно-популярные тексты повествовательного характера, в объяснительной речи они становятся одним из ее необходимых элементов, формой выражения ценностного отношения к языку.

Объясняя разницу между глаголами быть и есть в роли вспомогательной части составного сказуемого и в роли простого глагольного сказуемого (тема «Типы сказуемого»), учитель может обратить внимание учащихся на следующий факт:

«Очень часто мы употребляем совсем простые предложения типа: У меня есть собака. У нас есть дом.

На самом деле именно эти предложения являются ярчайшим примером выражения русского национального взгляда на мир, на собственную жизнь. Их невозможно дословно перевести на европейские языки. Попробуйте сказать то же самое по-английски (по-немецки)! У вас получится так: Я имею собаку. Мы имеем дом.

Есть и быть европейцы заменяют на иметь (владеть). Чувствуете, как по-деловому зазвучали эти фразы? Просто для немца, англичанина, американца вопрос частной собственности, владения был всегда важнейшим, а наш язык запечатлел иные ценности русского человека, для которого всегда были важны вопросы бытия: как жить? Кем стать в этой жизни?»

Комментарии языковых фактов, этимологические справки могут стать и основой педагогического диалога как жанра, используемого в ситуации опроса, и текстом упражнения на этапе закрепления, и материалом для диктанта или комплексного анализа текста. Несомненно одно: подобные сведения всегда вызывают живой интерес у учащихся любого возраста.

Уроки русского языка обладают широкими жанровыми возможностями по включению в их структуру сведений, связанных с различными способами представления языковых идей. Как видим, использование этих сведений возможно на любом этапе урока в зависимости от его вели, коммуникативной задачи строящегося высказывания, от уровня подготовки класса и главное - от желания самого учителя, который в любой учебно-речевой ситуации должен выступать носителем ценностного отношения к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"

Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...

Компьютерная поддержка уроков русского языка. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Лопатенко Галины Александровны.

Эта статья не только о том, что автор(учитель) применяет на своих уроках, но и о том, что компьютер, действительно, даёт возможность интенсифицироватьпреподавание русского языка и литературы, повысить...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Исследовательская работа по русскому языку "Глаголы речи в русском языке"

Исследовательская работа по русскому языку.Практическая значимость: можно испоьзовать в 6,9,10 кл...

Воспитание ценностного отношения к родному языку как личностный результат изучения русского языка и литературы в основной школе.

Статья посвящена одной из актуальных задач российского образования - созданию ценностной ориентации у обучающихся на изучение родного языка и отношение к нему как ценностному объекту....