Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"
статья по русскому языку по теме
Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку. Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_stati.zip | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности
Сорокопытова О.Г.
Формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале следует признать приоритетной задачей современной методической науки и практики преподавания русского языка. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку. Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей.
Давайте обратимся к высказыванию К.Г. Паустовского о русском языке и вдумаемся в смысл. «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». [4] В этом фрагменте заключается яркая характеристика русского языка как эстетического феномена. Действительно, эстетический идеал сознавался многими русскими писателями и поэтами и как недосягаемая вершина и как абсолютная норма.
Однако учителя-практики отмечают снижение уровня культуры речи в обществе, а также у учащихся, падение интереса к родному языку, уважительного к нему отношения, изменение языкового эстетического вкуса. Остаётся ряд нерешённых проблем - формирование у учащихся средней школы языкового эстетического идеала, стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи с эстетических позиций. В научных трудах известных учёных-лингвистов Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. мы находим отражение данных проблем и пути их решения. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова. В сочетании научного подхода и практики решение такой задачи следует связать с работой над созданием у школьников представлений о выразительности русского языка, его уникальной природе. Становится понятно, что «воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала». [1]
Воспитание ценностного отношения к языку будет успешным, если на уроке созданы ситуация, эмоциональный и интеллектуальный фон, сочетание таких форм и методов работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся о сохранении русского языка как национального достояния.
Приведем в качестве примера урок в 9 классе на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными».
В качестве эпиграфа урока мы взяли слова В.Г. Распутина «Пока жив язык, жива и нация».
После сообщения темы и цели урока проводится беседа.
- Ребята, большое значение имеет родной язык в жизни каждого человека. Для нас – русский язык.
- Ребята, как вы понимаете, что такое «нация»? Давайте посмотрим толкование этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова.
- Как вы понимаете смысл высказывания В.Распутина, исходя из лексического значения и своего жизненного опыта?
После беседы составляем сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, используя слово «нация». Можно в помощь учащимся предложить схему: [Сущ…, (которую объединяет…), …]. (Общность людей, которую объединяет язык, территория, экономика, культура, называют нацией.)
Затем переходим к проверке домашнего задания.
- Накануне вам было дано задание: выучить таблицу «СПП с придаточными определительными» и приготовиться к письму по памяти.
Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ высказываний о русском языке. Поэтому пока один из учащихся воспроизводит таблицу, остальные – пишут самодиктант высказываний о русском языке.
1) Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит. (Д.С. Лихачёв.);
2) Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого остаются в языке – в наследие потомкам. (К.Д. Ушинский.)
Затем проводим самопроверку передачи высказывания, постановки знаков препинания; проводим синтаксический разбор предложений, составляем схемы предложений. (Повествовательное, СПП с придаточным определительным, прикрепляется союзным словом на котором, поясняет существительное язык). […сущ.], (на котором…); (Повествовательное, СCП, с противительным союзом но, значение противопоставления). [ ], но [ ]). Предлагаем учащимся ответить на вопрос: «Что общего и что различного в этих предложениях по структуре и по мысли?»
Потом проверяем таблицу, воспроизведённую на доске. (Листочки с таблицей находятся у учащихся на столах).
Вид СПП | Что поясняет придаточное | На какие вопросы отвечает. | Союзные слова | Указательные слова | Место придаточной части | Значение придаточной части |
I. СПП с собственно- определительной частью II. СПП с местоименно-определительной частью | сущ. или сл., употр. в знач. сущ. местоимение | какой? | который какой кто что чей где куда откуда когда | + - тот, такой | после определяемого существительного любое | определение |
На этапе закрепления материала уделяем внимание учащихся на то, какое место занимает придаточное предложение, анализируем предложения, строим схемы.
1. СПП с собственно-определительной частью.
Тот народ, который создал такой язык, поистине великий и счастливый народ. [Тот + сущ., (который…), …]. Русский язык - часть национальной культуры, откуда человек постигает народный дух. […сущ.], (откуда…).
2. СПП с местоименно-определительной частью.
Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству. (Кто …), [тот…].
Делаем вывод о месте придаточной части, о значении слова «дух» во втором предложении. Обращаем внимание на роль придаточных определительных в речи, в каких стилях речи чаще всего используются данные конструкции.
Местоименно-определительные придаточные широко представлены в пословицах и поговорках, где они приобретают форму афоризмов. Проводим игру «Кто больше вспомнит пословиц о труде и грамоте?»
- Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
- Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Кто не работает, тот не ест.
- Кто не сеет, тот не жнёт.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
После записи предложений, обращаем внимание на наиболее повторяющиеся конструкции: (Кто…), [ тот… ]. (Кто…), [ того…]. (Кто…), [тому…].
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- Что нужно помнить о знаках препинания?
Образцом письменной речи для учащихся служит именно текст (и художественный, и публицистический). В современной методике текст считается ключевой единицей обучения и предметом анализа. Работе со связным текстом придавали большое значение такие учёные, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский и другие.
На данном уроке в рамках темы предлагаем для анализа отрывок из рассказа И.А. Бунина «Перевал». [5] При работе с художественным текстом следует бережно относиться к слову писателя, сохранять его в неприкосновенности, как образец художественной письменной речи. Поэтому текст даём без пропусков букв и знаков препинания (у каждого учащегося распечатка текста).
Текст
Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду над ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.
В сумерки, отдыхая у подножия сосен, за которыми начинается этот пустынный подъём, я смотрел в глубину с чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Ещё можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который обнимал полнеба. Но в горах уже наступала ночь. Темнело быстро, я шёл, приближался к лесам - и горы вырастали всё мрачнее и величавее, а в пролёты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое укутывал гигантской рыхлой грядой, и своим падением как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром…
Наступила ночь, и я долго шёл под тёмными, гудящими в тумане сводами горного бора, склонив голову от ветра.
«Скоро перевал,- говорил я себе. - Скоро я буду в затишье, за горами, в светлом, людном доме…».
Приведём задания, выполняемые в процессе анализа текста И.А. Бунина.
- Выразительное чтение текста.
- Словарная работа.
- Определите стиль текста, тип речи. Обоснуйте свой вывод.
- Определите тему и идею текста.
- Выпишите из текста СПП с придаточными определительными.
- Какова стилистическая роль определительных придаточных?
- Выпишите из текста слова с орфограммами в корне слова.
В качестве домашнего задания можно предложить написать небольшой рассказ с элементами описания, используя СПП с придаточными определительными.
Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Внимание к эстетическим представлениям учащихся, пробуждение у них чуткости к красоте родного слова, несомненно, благотворно скажется на формировании у школьников языкового эстетического идеала и осознанного уважительного отношения к русскому языку как национальному культурному и эстетическому достоянию русского народа. На уроках русского языка «создаются условия для воспитания отношения к родному языку как инструменту познания, творческое владение которым даёт возможность приобщиться к духовным и интеллектуальным ценностям». [3]
Считаем, что учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.
В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.
Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Он «будет лучше других подготовлен к освоению любых видов деятельности, связанных с получением и восприятием информации, будет относиться к своему языку и культуре как значимой лично для него ценности». [2]
Список литературы
- Кулаева, Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку. // Русский язык в школе. – 2007. - №8. – С. 3-7.
- Дроздова, О.Е. Развитие лингвистической активности школьников в разных предметных областях обучения. // Русский язык в школе. - 2010. - №8. – С. 3-7.
- Купирова, Е.А., Суворова Е.П. Формирование интеллектуально-речевой культуры – условие становления ученика как субъекта познавательной деятельности. // Русский язык в школе. – 2010. - №10. – С. 3-7.
- Паустовский К.Г. Собрание сочинений в 6 т. Т. 2. М.: Государственное издательство художественной литературы, с.с. 487-699.
- Бунин И.А. Повести и рассказы. – Л.: Лениздат, 1985. – 639 с., портр. –(Мастера русской прозы XX века).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловой русский язык и информационное развитие личности,проект учащихся
В ходе выполнения проекта учащиеся рассматривают следующие вопросы:- Как коммуникативная компетенция способствует успеху в деловой карьере?- Является ли умение грамотно оформлять документы показ...
Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"
Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...
Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
Современный ученик, к сожалению, не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...
Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности
В данной статье автор знакомит читателей с опытом применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Доклад "Способы выражения ценностного отношения к русскому языку в речи учителя."
В данной работе рассматриваются способы представления ценностного отношения к языку, которые должны быть включены в различные речевые жанры, традиционные для учебной ситуации. Рассмотрим отдельные реч...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков и личности учащегося
Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения и лексической работы. Цель дан...