Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» 6, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Винокурова Валентина Николаевна

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,

вот и выход на все проблемы и из всех проблем,

какие давно и мучительно волнуют школу.

Е.Н.Ильин

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Урок обобщающее повторение по теме "Причастие"

                 с применением  инновационных технологий.

Цели урока:

систематизировать знания о причастии, закреплять умения правильного написания причастий;

активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;

развивать творческие способности учащихся через составление связного рассказа с использованием причастий, показать роль причастий в сочинении – описании,  развивать словарный запас учащихся.

Оборудование урока: карта путешествия, карточки для индивидуальной работы, листы учёта знаний в каждой группе, жетоны, тесты, магнитофонная запись.

                                                        Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

  Злой колдун Галактики  «Морфология» опять  мешает нам  продолжить наше путешествие и совершить перелёт  на планету «Деепричастие». Он выбросил наши команды из космического корабля прямо в синее море. Но нам повезло, мы спаслись, потому что принцесса «Причастие»  пустила в море корабль с красными парусами, и мы оказались на нём. Для того чтобы вернуться  на космический корабль, нам придётся потрудиться. Мы проплывём с вами острова Действительных и Страдательных причастий, пройдём мыс причастного оборота, рифы Н, НН в причастиях, бухту “Не с причастиями”, конечная наша цель – пункт Творчества.

II. Актуализация знаний.

Чтобы наш путь был открыт, мы должны убедиться в том, знаем ли мы, что такое причастие.

Выполним тест. Первыми выступят капитаны команд.

1. Признаки  каких частей речи совмещает в себе причастие?

а) признаки существительного;

б) признаки прилагательного;

в) признаки глагола;

г) признаки наречия.

2. Что обозначает причастие как особая форма глагола?

а) признак предмета;

б) признак действия;

в) признак признака;

г) признак предмета по действию.

3. Какое утверждение является правильным?

а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и  выполняет роль определений или сказуемых;

б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.

(Самопроверка. Учитель называет правильные ответы. 1 б, в; 2 г; 3 а)

Учитель: Что же такое причастие?

III. Диагностика усвоения темы. Тренировочные упражнения.

Теперь мы можем смело отправляться в путь. Подплываем к островам Действительных и Страдательных причастий.

1. Работа в группах (Разноуровневые группы. Группы первого и второго уровня. Сильные работают по карточкам. Взаимопроверка по карточкам-подсказкам. Выставление оценок друг другу. Старшие в группах выставляют оценки в листок учёта знаний) (см. приложение 1).

Отчёт групп (объявление оценок I, II групп, оценивание учителем III группы).

Учитель: Как образуются причастия действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени?

Учитель: Мы прошли острова Действительных и Страдательных причастий, приближаемся к мысу Причастного оборота (передвигаем кораблик).

Учитель: Что такое мыс? (часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро или реку)

2. Синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.

(Записать в тетрадях предложение, один ученик у доски. Выполнить задание самостоятельно, затем проверить).

На доске:

Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом).

Учитель: Что такое причастный оборот?

3. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: Мы миновали мыс Причастного оборота и приближаемся к рифам Н, НН в причастиях.

– Что такое риф?  Ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна.

I и II группы работают по карточкам самостоятельно (карточки Н – НН) (см. приложение 2).

Двое учащихся из третьей группы идут к доске работать по карточкам (см. приложение 3).

С остальными членами группы № 3 комментировать запись словосочетаний. Объяснить написание гласной, Н, НН.

Посаженный сад, вырубленный лес, услышанный разговор, склеенный клеем, потерянное время, пойманные птицы, развеянные ветром, выкаченная из подвала бочка, замешанный в преступлении, выкачанная нефть, замешенное тесто, обожжённое лицо.

(Одного из работавших учащихся у доски проверяем коллективно, другого – сильный ученик).

4. Письмо с комментированием.

Учитель: С трудностями, но преодолели мы рифы Н, НН в причастиях, заходим в бухту “Не с причастиями”.

– Что такое бухта?

(К доске выходит один ученик, все записывают в тетрадях).

Не исправленная вовремя ошибка; роман не дописан; непогасший костёр; ничем не нарушаемая тишина; недоумевающий взгляд; скамейки не покрашены; не законченное, а начатое собрание; ненапечатанный листок.

5. Устный опрос. (Старшие в группах берут жетоны)

 Доверие                                                         

   

                                                                           

Вопросы:

В каком случае НЕ с причастиями пишется слитно?

Когда НЕ с причастиями пишется отдельно?

Правило написания НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных?

Когда пишутся Н, НН в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных?

Условия написания букв а – я перед Н – НН?

Когда пишется буква е перед Н – НН?

В каком случае пишутся буквы ё, е после шипящих в суффиксах страдательных причастий?

6. Тестовый контроль.

(Капитаны  раздают тесты своей группе).

1. Укажите, какое слово является причастием:

а) построенный;

б) длинный;

в) пустынный.

2. Укажите действительное причастие настоящего времени:

а) устремляющийся поток;

б) устремившийся вниз;

в) устремлённый в потолок взгляд.

3. Укажите действительное причастие прошедшего времени:

а) озаряющийся небосклон;

б) озарённый солнцем;

в) озарившийся край неба.

4. Что такое причастный оборот?

а) причастие с определяемым словом;

б) причастие с зависимым от него словом.

5. Укажите страдательное причастие настоящего времени, образованное от глаголов I спряжения:

а) вид…мый;

б) пробива…мый;

в) стро…мый.

6. Укажите страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения:

а) хран…мый;

б) перестраива…мый;

в) слыш…мый.

7. Укажите, где НЕ с причастиями пишется раздельно:

а) (не) доумевающий взгляд;

б) (не) вспаханное вовремя поле;

в) собрание (не) закончено;

г) (не) закончившееся собрание.

8. В каком слове пишется НН:

а) мочё…ые яблоки;

б) вымоче…ые в уксусе;

в) сельдь вымоче…а в молоке.

9. В каких словах пишется одна Н:

а) кипячё…ое молоко;

б) кипячё…ое на медленном огне;

в) вскипячё…ое молоко;

г) некипячё…ое молоко.

(Самопроверка, выставление оценок себе в тетрадь).

IV. Использование причастий в нашей речи. Творческая работа.

Сочинение-миниатюра.

На доске задание и опорные слова: Написать сочинение-миниатюру, используя причастия. В море. На берегу моря.

Опорные слова: ложащиеся на песок, плещущиеся у берега, надвигающиеся волны, гонимые ветром волны, плывущий покачивающийся парус, дувший с моря ветерок;

 волнующееся море, уснувшее, бушующее, море, дышавшее покоем, успокоившееся море.

Включить магнитофонную запись: Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере “Садко”, “Океан – море синее”.

V. Подведение итогов урока.

(Желающие могут зачитать свои сочинения)

VI. Домашнее задание. Сдача тетрадей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)

Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....

Открытый урок "Обобщающее повторение по теме "Профессии" 4 класс

План-конспект урока представлен в виде технологической карты...

Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс

Соедините Духовность и Игру,   а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем,какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...

Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс

Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мер...

Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс

На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, набл...

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» 6 класс

Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме "Гидросфера"....