Урок обобщающего повторения по теме «Причастие» 6, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,
вот и выход на все проблемы и из всех проблем,
какие давно и мучительно волнуют школу.
Е.Н.Ильин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchayushchego_povtoreniya_po_teme_prichastie_7_klass.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщающее повторение по теме "Причастие"
с применением инновационных технологий.
Цели урока:
систематизировать знания о причастии, закреплять умения правильного написания причастий;
активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
развивать творческие способности учащихся через составление связного рассказа с использованием причастий, показать роль причастий в сочинении – описании, развивать словарный запас учащихся.
Оборудование урока: карта путешествия, карточки для индивидуальной работы, листы учёта знаний в каждой группе, жетоны, тесты, магнитофонная запись.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Злой колдун Галактики «Морфология» опять мешает нам продолжить наше путешествие и совершить перелёт на планету «Деепричастие». Он выбросил наши команды из космического корабля прямо в синее море. Но нам повезло, мы спаслись, потому что принцесса «Причастие» пустила в море корабль с красными парусами, и мы оказались на нём. Для того чтобы вернуться на космический корабль, нам придётся потрудиться. Мы проплывём с вами острова Действительных и Страдательных причастий, пройдём мыс причастного оборота, рифы Н, НН в причастиях, бухту “Не с причастиями”, конечная наша цель – пункт Творчества.
II. Актуализация знаний.
Чтобы наш путь был открыт, мы должны убедиться в том, знаем ли мы, что такое причастие.
Выполним тест. Первыми выступят капитаны команд.
1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
а) признаки существительного;
б) признаки прилагательного;
в) признаки глагола;
г) признаки наречия.
2. Что обозначает причастие как особая форма глагола?
а) признак предмета;
б) признак действия;
в) признак признака;
г) признак предмета по действию.
3. Какое утверждение является правильным?
а) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых;
б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.
(Самопроверка. Учитель называет правильные ответы. 1 б, в; 2 г; 3 а)
Учитель: Что же такое причастие?
III. Диагностика усвоения темы. Тренировочные упражнения.
Теперь мы можем смело отправляться в путь. Подплываем к островам Действительных и Страдательных причастий.
1. Работа в группах (Разноуровневые группы. Группы первого и второго уровня. Сильные работают по карточкам. Взаимопроверка по карточкам-подсказкам. Выставление оценок друг другу. Старшие в группах выставляют оценки в листок учёта знаний) (см. приложение 1).
Отчёт групп (объявление оценок I, II групп, оценивание учителем III группы).
Учитель: Как образуются причастия действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени?
Учитель: Мы прошли острова Действительных и Страдательных причастий, приближаемся к мысу Причастного оборота (передвигаем кораблик).
Учитель: Что такое мыс? (часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро или реку)
2. Синтаксический разбор предложения с причастным оборотом.
(Записать в тетрадях предложение, один ученик у доски. Выполнить задание самостоятельно, затем проверить).
На доске:
Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено причастным оборотом).
Учитель: Что такое причастный оборот?
3. Самостоятельная работа в группах.
Учитель: Мы миновали мыс Причастного оборота и приближаемся к рифам Н, НН в причастиях.
– Что такое риф? Ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна.
I и II группы работают по карточкам самостоятельно (карточки Н – НН) (см. приложение 2).
Двое учащихся из третьей группы идут к доске работать по карточкам (см. приложение 3).
С остальными членами группы № 3 комментировать запись словосочетаний. Объяснить написание гласной, Н, НН.
Посаженный сад, вырубленный лес, услышанный разговор, склеенный клеем, потерянное время, пойманные птицы, развеянные ветром, выкаченная из подвала бочка, замешанный в преступлении, выкачанная нефть, замешенное тесто, обожжённое лицо.
(Одного из работавших учащихся у доски проверяем коллективно, другого – сильный ученик).
4. Письмо с комментированием.
Учитель: С трудностями, но преодолели мы рифы Н, НН в причастиях, заходим в бухту “Не с причастиями”.
– Что такое бухта?
(К доске выходит один ученик, все записывают в тетрадях).
Не исправленная вовремя ошибка; роман не дописан; непогасший костёр; ничем не нарушаемая тишина; недоумевающий взгляд; скамейки не покрашены; не законченное, а начатое собрание; ненапечатанный листок.
5. Устный опрос. (Старшие в группах берут жетоны)
Доверие
Вопросы:
В каком случае НЕ с причастиями пишется слитно?
Когда НЕ с причастиями пишется отдельно?
Правило написания НН в полных причастиях и отглагольных прилагательных?
Когда пишутся Н, НН в кратких страдательных причастиях и в кратких отглагольных прилагательных?
Условия написания букв а – я перед Н – НН?
Когда пишется буква е перед Н – НН?
В каком случае пишутся буквы ё, е после шипящих в суффиксах страдательных причастий?
6. Тестовый контроль.
(Капитаны раздают тесты своей группе).
1. Укажите, какое слово является причастием:
а) построенный;
б) длинный;
в) пустынный.
2. Укажите действительное причастие настоящего времени:
а) устремляющийся поток;
б) устремившийся вниз;
в) устремлённый в потолок взгляд.
3. Укажите действительное причастие прошедшего времени:
а) озаряющийся небосклон;
б) озарённый солнцем;
в) озарившийся край неба.
4. Что такое причастный оборот?
а) причастие с определяемым словом;
б) причастие с зависимым от него словом.
5. Укажите страдательное причастие настоящего времени, образованное от глаголов I спряжения:
а) вид…мый;
б) пробива…мый;
в) стро…мый.
6. Укажите страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов II спряжения:
а) хран…мый;
б) перестраива…мый;
в) слыш…мый.
7. Укажите, где НЕ с причастиями пишется раздельно:
а) (не) доумевающий взгляд;
б) (не) вспаханное вовремя поле;
в) собрание (не) закончено;
г) (не) закончившееся собрание.
8. В каком слове пишется НН:
а) мочё…ые яблоки;
б) вымоче…ые в уксусе;
в) сельдь вымоче…а в молоке.
9. В каких словах пишется одна Н:
а) кипячё…ое молоко;
б) кипячё…ое на медленном огне;
в) вскипячё…ое молоко;
г) некипячё…ое молоко.
(Самопроверка, выставление оценок себе в тетрадь).
IV. Использование причастий в нашей речи. Творческая работа.
Сочинение-миниатюра.
На доске задание и опорные слова: Написать сочинение-миниатюру, используя причастия. В море. На берегу моря.
Опорные слова: ложащиеся на песок, плещущиеся у берега, надвигающиеся волны, гонимые ветром волны, плывущий покачивающийся парус, дувший с моря ветерок;
волнующееся море, уснувшее, бушующее, море, дышавшее покоем, успокоившееся море.
Включить магнитофонную запись: Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере “Садко”, “Океан – море синее”.
V. Подведение итогов урока.
(Желающие могут зачитать свои сочинения)
VI. Домашнее задание. Сдача тетрадей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)
Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....
Открытый урок "Обобщающее повторение по теме "Профессии" 4 класс
План-конспект урока представлен в виде технологической карты...
Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,вот и выход на все проблемы и из всех проблем,какие давно и мучительно волнуют школу.Е.Н.Ильин...
Урок обобщающего повторения по теме "Гидросфера" 6 класс
Разработка урока обобщающего повторения в форме игры "Большой заплыв". Формат игры, задания, представленные в разработке, могут быть использованы и для проведения внеклассных, внеурочных мер...
Конспект урока "Обобщающее повторение по теме "Неметаллы" 9 класс
На уроке обучающиеся продолжают развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, набл...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщающее повторение по теме "Причастие".
Конспект урока сопровождается презентацией по теме...
Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» 6 класс
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме "Гидросфера"....