Урок обобщающего повторения по теме «Глагол» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Соедините Духовность и Игру, а проще – учёбу и интерес,
вот и выход на все проблемы и из всех проблем,
какие давно и мучительно волнуют школу.
Е.Н.Ильин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oboshchayushchego_povtoreniya_po_teme_glagol.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщающего повторения темы «Глагол», 5класс
Оборудование: Карта-путешествие по княжеству «Глаголия».
Документы, напечатанные для работы над упражнением (по 1 экземпляру на каждую парту). Трафарет двухэтажного домика.
Цели: Повторение и обобщение изученного о глаголе.
Систематизировать изученное о грамматических признаках и правописании глагола;
Подготовить учащихся к связным высказываниям на грамматическую тему.
Ход урока.
СУ. Мы с вами уже давно изучаем княжество Глаголию, расположенное в государстве Морфология. И вот сегодня ваш класс, наконец, подошёл к стенам столицы. В главном замке хранится «История княжества Глаголия» (государственные документы), которые мы сможем прочитать, сравнив написанное в них с тем, что нам известно самим об этой стране из уроков русского языка. Если наши знания будут соответствовать фактам, изложенным в документах, значит, мы открыли все тайны этого княжества.
1.Наша задача добраться до сейфа на чердаке, в котором хранятся ценные государственные документы.
На доске: Бинокль
Мы пришли на в..кзал, нашли нужную пл..тформу, сели в свой вагон.
Поезд называет..ся «Гарри Потер». В пути нам понадобит..ся фот..а..парат и б..нокль.
З. Найдите в тексте глаголы.
Что обозначает глагол?
Каковы его грамматические признаки?
Определите роль глагола в предложении.
Выполните синтаксический разбор первого предложения.
На доске. Фотоаппарат
1. (не) годовать 2. (не) достал
3. (не) бояться 4. (не) стану
5. (не ) навидеть 6. (не) жить
7. (не) доумевать 8. (не) сберечь
не с глаголами (запись в тетради)
слитно раздельно
1,5,7 2,3,4,6,8
Найдите глаголы, которые отвечают на вопрос (что делать, что сделать?).
Итак, в замке спряжения мы нашли первый документ.
УЭ1 Когда мы вошли в город, на спортивной арене ст..диона «Пл..нета» княжества Глаголия собирались сост..зат..ся в..лос..педисты, тренировались к..манды б..ске..болистов и в..лейболистов.
Сп..ртсмены – г..мназисты под руководством тр..н..ра подготовились и ждали начала с..ревнований по программе Сп..рт..киады. Они мечтали о победе. И вот раздался гонг. На трибунах гудят зрители. Когда следишь за тем, как бор..тся выступающие, прих..дится вертеть головой по сторонам. Тогда успева..шь смотр..ть и вид..ть самое главное.
Слыш..шь крики болельщиков и держ..шь себя в руках, когда проигрыва..т любимая к..манда, терпи..шь, когда мяч.. влетит не в те ворота, а ты не можешь помоч…
Проспрягайте узников замка. Распределите их по этажам замка.
УЭ 2 В Глаголии строили дом. Мы наблюдали за педалью конвейера, видели, как штукатур размешивал раствор, маляр не докрасил стену, потому что не хватило краски.
Записать. Найти в тексте примеры переходных и непереходных глаголов; доказать правильность выбора.
УЭ 3 СУ: Третий документ из сейфа княжества Глаголия представлял, на первый взгляд, набор случайных фраз, подписанных графом Параграфом. Запишите эти фразы.
- Всем приготовиться к работе.
- Все умолкните.
- А когда вы умолкнете?
- Обозначь место посадки фасоли и салата.
- Будьте внимательны, умножьте цифры и не делайте ошибок.
- Покатайся-ка на велосипеде.
- Не поскользнуться бы.
При более пристальном рассмотрении можно сделать вывод о том, что сведения содержащиеся в этом документе, имеют прямое отношение к одному из объектов внутреннего двора на нашей карте-схеме.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
1.К какому объекту они имеют отношение? (Замок наклонение).
2.Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
3. Письменно обозначьте наклонения глаголов. В каком наклонении они изменяются по временам?
4.В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ите, а в каком на ете.
5.Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы с глаголами?
6. Приведите примеры глаголов в повелительном наклонении с суффиксами и без суффиксов. Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении.
7. Как сделать это наклонение более мягким?
8. Как выделяются волшебные слова на письме?
УЭ 4 А вот ещё какой-то проект.. волшебного колодца.
Запишем пословицу.
(Не) плюй в колодец: пригодит..ся воды напит..ся.
Как вы понимаете смысл пословицы?
Выполните морфологический разбор глаголов.
1ряд 2ряд 3ряд
Не плюй пригодится напится
СУ: Каких только проектов и документов нет в сейфе княжества Глаголия.
Каких только дорог нет на карте- схеме. И оказывается всё то, что глаголы под руководством Графа-Параграфа так тщательно пытаются скрыть от нас, нам хорошо известно.
УЭ5 Вот и последний пятый документ.
По-моему, и здесь всё ясно.
Объявление.
Внимание! Внимание! По распоряжению Графа Параграфа разыгрываются глаголы, действие которых происходит само по себе. Всех знающих что-либо о месте пребывания таковых просим в стол находок Глаголии. Сообщаем приметы: ед.ч, формы 3 лица или среднего рода.
Предполагаемое место пребывания: в синтаксических конструкциях без подлежащего. Объект наблюдения – текст.
«Замок темнеет вдали. Вечереет. Пахнет мятой. Наверху, на чердаке, посвистывает, подвывает протяжно.»
ЗАДАНИЯ
1.Выполнить синтаксический разбор предложений.
2. Определить разыскиваемые глаголы.
3. Выделить суффиксы в глаголах последнего предложения.
Когда в суффиксах пишутся буквы и-ы, а когда о-е?
ИТОГИ УРОКА.
Приложение 1
Ключ к УЭ1
УЭ1 Когда мы вошли в город, на спортивной арене стадиона «Планета» княжества Глаголия собирались состязаться велосипедисты, тренировались команды баскетболистов и волейболистов.
Спортсмены – гимназисты под руководством тренера подготовились и ждали начала соревнований по программе Спартакиады. Они мечтали о победе. И вот раздался гонг. На трибунах гудят зрители. Когда следишь за тем, как борются выступающие, приходится вертеть головой по сторонам. Тогда успеваешь смотреть и видеть самое главное.
Слышишь крики болельщиков и держишь себя в руках, когда проигрывает любимая команда, терпишь, когда мяч влетит не в те ворота, а ты не можешь помочь.
Ключ к УЭ1
УЭ1 Когда мы вошли в город, на спортивной арене стадиона «Планета» княжества Глаголия собирались состязаться велосипедисты, тренировались команды баскетболистов и волейболистов.
Спортсмены – гимназисты под руководством тренера подготовились и ждали начала соревнований по программе Спартакиады. Они мечтали о победе. И вот раздался гонг. На трибунах гудят зрители. Когда следишь за тем, как борются выступающие, приходится вертеть головой по сторонам. Тогда успеваешь смотреть и видеть самое главное.
Слышишь крики болельщиков и держишь себя в руках, когда проигрывает любимая команда, терпишь, когда мяч влетит не в те ворота, а ты не можешь помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)
Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....
Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» 6 класс. (Урок-игра «Приключение Незнайки»)
Урок обобщающего повторения, проводится в форме игры. Используется презентация и опережающее задание для учащихся....
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России» ( Урок-аукцион) 9 класс
Урок обобщающего повторения на тему: «Хозяйство России»( Урок-аукцион) 9 класс...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».
Цели урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения правильно применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...
Обобщающее повторение по теме «Глагол»
Обобщающее повторение по теме «Глагол» в 5 классе...
Открытый урок в 5 классе. Урок обобщающего повторения по теме "Действия с десятичными дробями"
Урок с использованием коллективного способа обучения...