Урок развития речи "Пишем СМС"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Сегодня тема урока развития речи особенно актуальна и интересна для нас, живущих в 21 веке и предпочитающих виртуальные средства общения реальным. Действительно, телефонное общение стало настолько популярным, что часто преобладает над традиционным – устным речевым общением. Однако учёные бьют тревогу: при электронном общении часто коверкаются русские слова, употребляются жаргонизмы, нарушаются нормы орфографии и пунктуации, то есть утрачивается речевая культура, создававшаяся веками нашими предшественниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sms.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи на тему: « Учимся писать – СМС»
Цели и задачи: формирование умений создавать текст СМС сообщений в соответствии нормами и правилами русской орфографии и пунктуации, повторить и закрепить сведения об обращении и вводных словах, формировать умение употреблять обращение с учётом речевой ситуации , правильно ставить знаки препинания при обращении и вводных словах. Воспитывать культуру речи, умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли.
Предварительная работа: перед проведением урока на данную тему было проведено анкетирование учащихся 9 класса с целью выявления интереса учеников к электронным видам общения. Результаты анкетирования обрабатывались группой учащихся и представлены в виде отчёта «Формы общения современных школьников».
Ученикам были даны индивидуальные задания: найти сообщения об истории появления коротких сообщений и правилах их составления.
Ход урока:
Учитель: Ребята! Сегодня тема урока развития речи особенно актуальна и интересна для нас, живущих в 21 веке и предпочитающих виртуальные средства общения реальным. Действительно, телефонное общение стало настолько популярным, что часто преобладает над традиционным – устным речевым общением. Однако учёные бьют тревогу: при электронном общении часто коверкаются русские слова, употребляются жаргонизмы, нарушаются нормы орфографии и пунктуации, то есть утрачивается речевая культура, создававшаяся веками нашими предшественниками.
Учитель: К нашему уроку группа учащихся провела исследования и нашла интересные сведения об истории появления СМС сообщений. Прошу представителя историков дать справку о возникновении коротких сообщений.
Ученик: Служба коротких сообщений (СМС) является стандартной службой, позволяющей обмениваться между пользователями короткими сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM. Придумал СМС Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире СМС-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas-92».Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service.
Учитель: Приглашаю группу социологов, обрабатывавших данные анкетирования учащихся о предпочтениях в выборе средств общения.
Ученик: По данным социально-психологического опроса, 94% учащихся ответили, что любят общаться с людьми. Причём большинство (78%) предпочитает в качестве форм общения СМС сообщения .67% школьников отметили, что самыми популярными видами общения со сверстниками служат чаты, SMS , ICQ. Интересно, что пользователи осознают, что общаясь таким образом, они не всегда соблюдают правила русского языка.
Учитель: Ребята, при общении не обойтись без обращений – такой вот каламбур. Прочитайте предложения из СМС-ок, содержащие обращения. Перепишите, выделяя обращения условным знаком. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку. Составьте схемы трёх простых предложений.
Слайд № 4 предложения из СМС сообщений:
- Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Инна.
- Катюш перезвони мне на домашний.
- Чем занимаешься Маш.
- Привет Рома как дела Ром давай на алгебре махнёмся вариантами.
- Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты и больших успехов.
- Лиза привет скажи пожалуйста номер Леры а то у меня компьютер не работает.
Учитель: Ребята, какая общая ошибка встречается во всех предложениях? Верно, не выделено запятыми обращение. Назовите обращения в каждом предложении. А какие слова, помимо обращений, также выделяются запятыми? Верно, это вводные слова. В каких предложениях они встречаются? Всё правильно, это слова вежливости «спасибо» и «пожалуйста» в первом и последнем предложениях.
Учитель: Прочитайте реплики из СМС-диалогов. Почему эти предложения нельзя считать правильными? Запишите диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
1) Че по инглишу Кажи 2) Приф
Перебьёшьсо Здрасть
Ну пожалста! Как делы?
Нефиг Норм, а у тя?
Тож
Ученики в парах разыгрывают исправленные диалоги.
Учитель:
- Ребята, культура общения, уровень развития и воспитанности проявляется и умении грамотно, литературно составить текст сообщения. Нужно избегать употребления жаргонных слов, обидных прозвищ, грубостей в адрес друг друга. Проверьте себя, сумеете ли вы дать верную оценку таким фразам, исправьте речевые ошибки, запишите правильный вариант.
Слайд с записью СМС сообщений:
- Hi как делишки.
- Ни чё сибе.
3)☺
4) Споки ноки ☺
5) Чё задали по алгебре, плиз.
6)Скажи ща плиз. оч прошу.
7)Не, я сеня не могу!
8)А чё эт тя так заинтересовала?
9) ОК, пасиб.
10) Я сеня к те зайду за тет. По биологии, ме оч. нужно даш?
Ученики записывают в тетрадях исправленный вариант сообщений, а затем читают по очереди.
Работа в группах.
Первая группа составляет диалог на тему «Как сыграла местная футбольная команда выездной матч».
Вторая группа на тему «Как приготовить ужин на скорую руку»
Дополнительное задание: подчеркнуть условными знаками обращения и вводные слова.
Ученики разыгрывают диалоги, а ребята из других групп рецензируют их тексты.
Вопросы для рецензирования (на слайде):
1)Удалось ли участникам остаться в пределах темы?
2)Употребляют ли участники диалога обращения и вводные слова? Верно ли они выделены знаками препинания?
3)Соблюдается ли культура речевого общения? Допущены какие-либо стилистические ошибки в тексте разговорного стиля и считается ли ошибкой употребление просторечных слов и сленговых выражений?
4) Какую оценку по 5-бальной шкале вы поставите за данное сообщение?
Подведение итогов урока: Ребята, сегодня мы занимались развитием речи не совсем обычной формы. Надеюсь, что ваше электронное общение с помощью СМС и чатов будет соответствовать тому культурному уровню, которым должен обладать современный человек. Умение уважительно, литературно и грамотно выражать свои мысли - это показатель общей культуры человека. И если уж встречают по одёжке, то пусть провожают нас по умению красиво, грамотно и точно выражать свои мысли. В том числе и таком популярном виде общения, как электронное письмо.
А домашним заданием будет составить для своего друга памятку о том, как писать СМС сообщения. Начните её с определения, что такое СМС.
Е.М.Гриненкова МБОУ «Ленинская ОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна
Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"
Цели урока: Коррекционно-развивающие: · Развивать мелкую и крупную моторику· Развивать тактильные ощущ...