Урок развития речи "Пишем СМС"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

Сегодня тема урока развития речи особенно актуальна и интересна для нас, живущих в 21 веке и предпочитающих виртуальные средства общения реальным. Действительно, телефонное общение стало настолько популярным, что часто преобладает над традиционным – устным речевым общением. Однако учёные бьют тревогу: при электронном общении часто коверкаются русские слова, употребляются жаргонизмы, нарушаются нормы орфографии и пунктуации, то есть утрачивается речевая культура, создававшаяся  веками нашими предшественниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sms.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи на тему: « Учимся писать – СМС»

             

Цели и задачи: формирование умений создавать текст СМС сообщений в соответствии нормами и правилами русской орфографии и пунктуации, повторить и закрепить сведения об обращении и вводных словах, формировать умение употреблять обращение с учётом речевой ситуации , правильно ставить знаки препинания при обращении и вводных словах. Воспитывать культуру речи, умение слышать себя и грамотно оформлять свои мысли.

Предварительная работа: перед проведением урока на данную тему  было проведено  анкетирование учащихся 9 класса с целью выявления интереса учеников к электронным видам общения. Результаты анкетирования обрабатывались группой учащихся и представлены в виде отчёта «Формы общения современных школьников».

Ученикам были даны индивидуальные задания:  найти сообщения об истории появления коротких  сообщений и правилах их составления.

Ход урока:

Учитель: Ребята! Сегодня тема урока развития речи особенно актуальна и интересна для нас, живущих в 21 веке и предпочитающих виртуальные средства общения реальным. Действительно, телефонное общение стало настолько популярным, что часто преобладает над традиционным – устным речевым общением. Однако учёные бьют тревогу: при электронном общении часто коверкаются русские слова, употребляются жаргонизмы, нарушаются нормы орфографии и пунктуации, то есть утрачивается речевая культура, создававшаяся  веками нашими предшественниками.

Учитель: К нашему уроку группа учащихся провела исследования и нашла интересные сведения об истории появления СМС сообщений. Прошу представителя историков дать справку о возникновении коротких сообщений.

Ученик: Служба коротких сообщений (СМС) является стандартной службой, позволяющей обмениваться между пользователями короткими сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM. Придумал СМС Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире  СМС-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas-92».Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service.

Учитель: Приглашаю группу социологов, обрабатывавших данные  анкетирования  учащихся о предпочтениях в выборе средств общения.

Ученик: По данным социально-психологического опроса, 94% учащихся ответили, что любят общаться с людьми. Причём большинство  (78%)  предпочитает в качестве форм общения  СМС сообщения .67% школьников отметили, что самыми популярными видами общения со сверстниками служат чаты, SMS ,  ICQ. Интересно, что пользователи осознают, что общаясь таким образом, они не всегда соблюдают правила русского языка.

Учитель: Ребята, при общении не обойтись без обращений – такой вот каламбур. Прочитайте предложения из СМС-ок, содержащие  обращения. Перепишите, выделяя обращения условным знаком. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их постановку. Составьте схемы трёх простых предложений.

Слайд № 4 предложения из СМС сообщений:

  1. Привет солнышко письмо дошло спасибо скоро отвечу твой лучик Инна.
  2. Катюш перезвони мне на домашний.
  3. Чем занимаешься Маш.
  4. Привет Рома  как дела Ром давай на алгебре махнёмся вариантами.
  5. Лапа с 8 Марта тебя целую желаю счастья красоты  и больших успехов.
  6. Лиза привет скажи пожалуйста номер Леры а то у меня компьютер не работает.

Учитель: Ребята, какая общая ошибка встречается во всех предложениях? Верно, не выделено запятыми обращение. Назовите обращения в каждом предложении. А какие слова, помимо обращений, также выделяются запятыми? Верно, это вводные слова. В каких предложениях они встречаются?  Всё правильно, это слова вежливости «спасибо»  и «пожалуйста»  в первом и последнем предложениях.

Учитель: Прочитайте реплики из СМС-диалогов. Почему эти предложения нельзя считать правильными? Запишите диалоги так, чтобы их можно было легко понять.

1) Че по инглишу Кажи                                                         2) Приф

     Перебьёшьсо                                                                       Здрасть

     Ну пожалста!                                                                      Как делы?

     Нефиг                                                                                  Норм, а у тя?

                                                                                                 Тож

Ученики в парах разыгрывают исправленные диалоги.

Учитель:

- Ребята, культура общения, уровень развития и воспитанности проявляется и умении грамотно, литературно составить текст сообщения. Нужно избегать употребления жаргонных слов, обидных прозвищ, грубостей в адрес друг друга. Проверьте себя, сумеете ли вы дать верную оценку таким фразам, исправьте речевые ошибки, запишите правильный вариант.

Слайд с записью СМС сообщений:

  1. Hi как делишки.
  2. Ни чё сибе.

3) 

4) Споки ноки  

5) Чё задали по алгебре, плиз.

6)Скажи ща плиз. оч прошу.

7)Не, я сеня не могу!

 8)А чё эт тя так заинтересовала?

9) ОК, пасиб.

10) Я сеня к те зайду за тет. По биологии, ме оч. нужно даш?

Ученики записывают в тетрадях исправленный вариант  сообщений, а затем читают по очереди.

Работа в группах.

Первая группа составляет диалог на тему «Как сыграла местная футбольная команда выездной матч».

Вторая группа  на тему «Как приготовить ужин на скорую руку»

Дополнительное задание: подчеркнуть условными знаками обращения и вводные слова.

Ученики разыгрывают диалоги, а ребята из других групп рецензируют их тексты.

Вопросы для рецензирования (на слайде):

1)Удалось ли участникам остаться в пределах темы?

2)Употребляют ли участники диалога обращения и вводные слова? Верно ли они выделены знаками препинания?

3)Соблюдается ли культура речевого общения? Допущены какие-либо стилистические ошибки в тексте разговорного стиля и считается ли ошибкой употребление просторечных слов и сленговых выражений?

4) Какую оценку по 5-бальной шкале вы поставите за данное сообщение?

Подведение итогов урока: Ребята, сегодня мы занимались развитием речи не совсем обычной формы. Надеюсь, что ваше электронное общение с помощью СМС и чатов будет соответствовать  тому культурному уровню, которым должен обладать современный человек. Умение уважительно, литературно и грамотно выражать свои мысли - это показатель общей культуры человека. И если уж встречают по одёжке, то пусть провожают нас по умению красиво, грамотно и точно выражать свои мысли. В том числе и таком популярном виде общения, как электронное письмо.

А домашним заданием будет  составить для своего друга памятку о том, как писать СМС сообщения. Начните её с определения, что такое СМС.

Е.М.Гриненкова                                                                                   МБОУ «Ленинская ОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"

Цели урока: Коррекционно-развивающие: ·        Развивать мелкую и крупную моторику·        Развивать тактильные ощущ...