Программа по элективному курсу «Разноаспектный анализ текста. Создание сочинения – эссе»
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов написания сочинения предыдущих лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по элективному курсу «Разноаспектный анализ текста. Создание сочинения – эссе | 246.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов написания сочинения предыдущих лет. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ. Задание 25 экзаменационного теста требует развернутого ответа в форме сочинения рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих высказываний и порождение своих текстов, компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного его становления. Это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса. Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения. Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы. Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания 25 на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки. Практические занятия предусматривают написание сочинения поэтапно, итоговой работой является написание сочинения.
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов. Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение - эссе». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа эссе на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания 25 повышенного уровня сложности.
Цели элективного предмета:
1. Помощь ученикам в подготовке к выполнению задания №25 ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рассуждения или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного предмета:
1.Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
2.Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
3.Способствовать развитию письменной речи.
4.Подготовить учащихся к выполнению задания № 25 ЕГЭ.
1.Прогнозируемые результаты обучения.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
2. Содержание учебного предмета
Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Лингвистический анализ текста. (11 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Анализ содержания текста (3 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Композиция и языковое оформление сочинения (12 часов)
Формулировка 25 задания ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом. Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.
Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте.
Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Разные способы построения вступления к сочинению.
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.
Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Промежуточная аттестация.(Контрольное тестирование).
3.Тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Стилистический и типологический анализ текста | 8 |
2 | Лингвистический анализ текста | 11 |
3 | Анализ содержания текста | 3 |
4 | Композиция и языковое оформление сочинения | 11 |
5 | Промежуточная аттестация.(Контрольное тестирование). | 1 |
6 | Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Аргументация изменений |
Стилистический и типологический анализ текста. (8 часов) | ||||
1. | Текст. Тема и основная мысль текста. | |||
2. | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте. | |||
3. | Выделение микротем в тексте. | |||
4. | Лексические средства организации текста. | |||
5. | Морфологические средства организации текста. | |||
6. | Синтаксические средства организации текста. | |||
7. | Стили речи. | |||
8. | Типы речи. Тренировочный тест. | |||
Лингвистический анализ текста (11часов) | ||||
9. | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | |||
10. | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. | |||
11. | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | |||
12. | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы. | |||
13. | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | |||
14. | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | |||
15. | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | |||
16. | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | |||
17. | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | |||
18. | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | |||
19. | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции | |||
Анализ содержания текста (3 часа) | ||||
20. | Содержание исходного текста | |||
21. | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей | |||
22. | Рецензия. Эссе | |||
Композиция и языковое оформление сочинения. (12 часов) | ||||
23. | Формулировка 25 задания ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом. | |||
24. | Этапы выполнения задания с развернутым ответом. | |||
25 | Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах. | |||
26 | Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. | |||
27 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. | |||
28 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. | |||
29 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Разные способы построения вступления к сочинению. | |||
30 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | |||
31 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | |||
32 | Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения. | |||
33 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | |||
34 | Промежуточная аттестация. Контрольное тестирование). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также при написании сочи...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ
Материал представляет собой разработку тематического планирования,технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использова...
Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...