Роль прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка проводится после изучения темы "Имя прилагательное" в 6 классе по УМК Бабайцевой. Может быть использован учителями, работающими по другим УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_prilagatelnyh_v_rechi_konspekt.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1

 имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина

г. Калининска Саратовской области»

План-конспект урока

по русскому языку

Роль прилагательных в речи

6 класс

              Автор Балдина Марина Ивановна,        учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №1 имени Героя

Советского Союза П.И.Чиркина

г. Калининска Саратовской области»

Тема: Роль прилагательных в речи.

Цель: 1) повторить и обобщить изученное об имени прилагательном;

               показать, какую роль выполняют прилагательные в тексте;

               формировать умение использовать прилагательные в речи учащихся;

          2) развивать логическое мышление, память, творческие способности, воображение учащихся, наблюдательность, эстетический вкус.

          3) воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интерес к художественным произведениям, к родной природе.

Оборудование: карточки, запись вальса Г.Свиридова, слайды, мультимедийная установка.

Ход урока.

1. Эмоциональный настрой урока. Выразительное чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно…

2. Сообщение темы, цели урока.

Как знакома нам эта ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окна, смотрим, как за стеклом пролетают мимо нас или тихо падают снежинки. Снег идёт…

 Задумывались ли вы, ребята, а какой он, снег? Давайте попробуем ответить на этот вопрос на нашем уроке. Я приглашаю вас и наших гостей в зимнее снежное царство. Роль проводника буду выполнять я, Балдина Марина Ивановна. С вами мы познакомимся в процессе работы. А в попутчики мы возьмём удивительную часть речи – имя прилагательное. Мы попытаемся выяснить, какую роль выполняют прилагательные в художественном тексте, покажем умение использовать их в собственной речи. (Запись темы урока)

Вам предстоит, ребята, быть очень внимательными, наблюдательными, проявить своё воображение, творческую фантазию, чтобы в конце урока вы смогли показать, как благодаря прилагательным изменяется наша речь.

А для того чтобы прилагательные заиграли, засверкали в нашей речи, вы должны вспомнить то, что узнали об этой части речи на предыдущих уроках.

3. Повторение изученного материала.

Замечательный русский писатель А.И.Куприн сказал очень точные слова, с записи которых мы и начнём нашу работу.

 (Запись на доске.)

Рус..кий язык  (в) умел... руках и (в) опытн.. устах кр..сив п..вуч?  выр..зителен.

 - В чём, на ваш взгляд, смысл этого предложения? (Русскому языку нужно учиться.)

Задание: классу списать, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания.

               1 человек (на карточке) выполняет синтаксический разбор предложения.

                -  Какими же членами предложения могут быть прилагательные?

Проверка задания: 1 человек индивидуально у доски объясняет орфограммы, все проверяют.

Беседа: - Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили? По каким признакам?

             -  К какому разряду они относятся? Докажите свою точку зрения.

             - Какими членами предложения могут быть прилагательные?

             - С какой частью речи тесно связаны?

4. Роль прилагательных в художественном тексте.

- Какова обычная роль прилагательных? Что они обозначают? (Признак предмета, его качество)

- А необычная? Как называется художественное определение предмета, которое помогает живо представить его, почувствовать отношение к нему автора? (Эпитет.)

Слайд.

Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово, которое выбирает писатель, отображая уже известный предмет.

 - Какие слова в определении эпитета вы считаете самым главным? Какая степень сравнения прилагательных используется здесь? Что она обозначает?

Именно эпитеты помогут нам заметить красоту снега. Понаблюдаем, какими меткими, «озаряющими» словами пользовался А.С.Пушкин, описывая снег. У поэта есть замечательное стихотворение «Зимнее утро», с которого начался наш урок.

5. Запишите по памяти.

Под голубыми небесами…

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Итак, снег у Пушкина – великолепный. Подберите и  запишите синонимы к этому слову.

Слайд.

Великолепный – чудесный, роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный дивный, сказочный, бесподобный, божественный и др.

- Запишите понравившиеся эпитеты в тетрадь.

6. Работа с текстами. Выразительное чтение. Исследование.

- Вернёмся вновь к Пушкину. Описание снега во многих стихотворениях присутствует. На ваших столах есть листочки с отрывками произведений поэта. Каким описывает снег Пушкин?

(Чтение отрывков, запись эпитетов к слову «снег».)

1)…Мчатся тучи, вьются тучи,                                2)    В поле чистом серебрится

    Невидимкою луна                                                        Снег волнистый и рябой,

    Освещает снег летучий,                                               Светит месяц, тройка мчится

    Мутно небо, ночь мутна.                                             По дороге столбовой.

3) … На солнце иней в день морозный,           4) … Мы встаём и тотчас на коня,

   И сани, и зарёю поздней                                  И рысью по полю при первом свете дня,

   Сиянье розовых снегов,                                  Арапники в руках, собаки вслед за нами,

   И мглу крещенских вечеров.                          Глядим на бледный снег прилежными глазами.

5) …Кругом всё глушь; отвсюду он                       6)…Татьяна в лес, медведь за нею,

Пустынным снегом занесён…                                    Снег рыхлый по колено ей.

7. Работа над словом.

 - В одном из отрывков есть интересные, непривычные эпитеты: волнистый и рябой? Чем они интересны?

Задание: 1ряд  - волнистый2, подобрать слово-прилагательное с таким же суффиксом, которое можно использовать для описания снега (лучистый, серебристый, золотистый, пушистый, искристый)

                2ряд –  рябой 5  (Лексическое значение слова: пёстрый, пятнистый, разноцветный.)

                3ряд – вспомним, как изменяется прилагательное:

                           розовых снегов – мн.ч., род.п.

                           на бледный снег – ед.ч., м.р., вин.п.

- Как определить род, число, падеж прилагательных?

Физминутка. Снег лучистый, серебристый, устали наши глаза. Чтобы они отдохнули, закройте их ладошками на несколько секунд. Вам, наверно, захотелось потрогать снег руками, дотянитесь до самой высокой ветки. Снег посыпался вам на плечи, на лицо, потрите уши, щёки, стряхните его. Пусть снег  красивый, но очень холодный. Наденьте перчаточки на каждый пальчик. Согрелись? Продолжаем наш путь.

8. Работа с текстом.

- Вернёмся к снежным прилагательным. Назовите те, которые обозначают форму (волнистый, рябой), цвет (розовый, бледный и т.д.)

- Но эпитет может отражать восприятие самим человеком снега. Снег может быть разным в зависимости от настроения человека, от состояния его души. У Пушкина есть стихотворение «К Пущину». Давайте вспомним его.

Слайд.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

- Найдите эпитет к слову «снег».

-  Почему «печальный»? Какие факты биографии легли в основу этого стихотворения?

- Подберите антоним к слову «печальный», запишите в тетрадь. (Печальный – радостный, весёлый.)

- А есть ли у А.С.Пушкина «весёлый» снег?

Слайд.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд.

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.

- Посмотрите, сколько прилагательных к одному слову мы с помощью Пушкина смогли подобрать. Но может быть, только в поэзии, в стихах такое возможно? А в прозе?

9. Работа с учебником.

- В ваших учебниках приведён отрывок из произведения А.И.Куприна, со слов которого мы начали наш урок. Откройте учебник «Практика» с.140, упражнение 371, выпишите 2 предложения, где есть описание снега.

- Вы видите, какие красивые прилагательные используют авторы для описания снега. Каждый видит своё.

- Что же нужно для того, чтобы верно понять состояние природы? Подметить качества того или иного предмета? Увидеть красоту снега?

10. Работа по картинам.

- Умение всматриваться, вслушиваться, наблюдать, чувствовать, любить природу характерно не только для поэтов, но и для художников. Посмотрите, каким увидели снег художники В.Поленов, И.Шишкин, И.Крачковский. Посмотрите внимательно, может быть, картины подсказали вам ещё какие-либо эпитеты к слову «снег».

Слайды.

       

     В.Поленов. Ранний снег 1891               И.Шишкин. Зима. 1890     И.Крачковский. Речка Смедова.1876          

11. Творческая работа.

- Теперь вам предстоит показать то, чему вы научились на уроке. Попробуйте словами красиво, ярко (в прозе или  стихах) рассказать о своих впечатлениях от выпавшего снега, используя эпитеты-прилагательные. Закройте на несколько секунд глаза, вспомните всё, о чём говорили на уроке, представьте заснеженный лес, поляну, улицу, тропинку.

Тема творческой работы «И выпал снег…»

А поможет вам вальс композитора Г.Свиридова.

12. Объяснение домашнего задания.

- К какому произведению написан вальс? (А.С.Пушкин «Метель».)

Дома вы ещё раз соприкоснётесь с прекрасной прозой Пушкина, выпишите 3-4 предложения из повести Пушкина «Метель», в которых есть описание снега, то есть продолжите работу, начатую на уроке.

13. Чтение творческих работ.

- Посмотрим, какими наблюдательными вы оказались. Какие эпитеты-прилагательные, прозвучавшие на уроке, вы использовали. А может быть, кто-то из вас нашёл свои эпитеты, которые мы ещё не слышали?

14. Итоги урока.

- Пришла пора возвратиться из снежного царства. И вы сможете сделать вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они нужны? (Прилагательные делают нашу речь образной, яркой, выразительной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают передать чувства.)

- А что является для нас образцом яркой, выразительной речи? (Художественные произведения.). Думаю, многим из вас захотелось почитать произведения А.С.Пушкина и других мастеров слова.

- Впереди у вас сочинение-описание по личным впечатлениям. И наш урок, я думаю, поможет вам написать яркую, необычную работу.

15. Комментирование оценок.

- Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

- Я надеюсь, что русский язык попадёт в умелые руки.  Опыт придёт со временем, и тогда ваша речь будет красивой, выразительной.

Использованная литература

  1. Русский язык, Практика. 6 кл.: Пособие для общеобраоват. учреждений / Пименова С.Н., А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, и др.; Под ред. Пименовой С.Н.. – М.: Дрофа,2015
  2. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И.Никитина. – М.: Дрофа, 2015
  3. Пушкин А.С.Сочинения в 3-х т. Т.1. Стихотворения. – М.: Худож. лит.,1985.- 735 с.

Иллюстрации

   

  1. http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=252 
  2. http://gallerix.ru/album/Shishkin/pic/glrx-211758422
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ранний_снег_(картина_Поленова)   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Роль прилагательных в речи.

Цели урока соответствуют месту урока в целостной теме. Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний учащихся при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи»  Тип урока соответствуе...

роль прилагательных в речи

данный материал подготовлен для учащихся 6 класса....

Роль прилагательных в речи

Урок русского языка в 10 классе...

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...