роль прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
данный материал подготовлен для учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
роль прилагательных в речи 6 класс | 482.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Роль имен прилагательных в художественном тексте и в речи.
Цели: 1. Сформировать понимание особенностей употребления прилагательных в художественной речи, показать роль прилагательных в речевом высказывании;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;
3. Воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
Пора, красавица, проснись,
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
- О каком времени года пишет А.С.Пушкин? А вы любите зиму? Я тоже её люблю. Мы все с нетерпением ждали это прекрасное время года. Вот, наконец, выпал долгожданный снег.
Ребята, а попробуйте убрать прилагательные из этого стихотворения. Что у вас получилось?
- Какое из этих стихотворений беднее? Какую роль сыграли прилагательные ? на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют прилагательные в речи.
2. Работа с эпиграфом урока.
-Посмотрите на высказывание нашего замечательного писателя К.Г.Паустовского:
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.
- Ребята, как вы понимаете эти слова? В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые особенно, потому что в них содержится образность, которая передается различными художественными средствами. Какие из них вы знаете? Что такое эпитет? Для чего нужен он автору? ( Чтобы ярче нарисовать картину, передать чувства автора, отношение к тому, что он изображает.) Сегодня мы будем учиться подбирать прилагательные-эпитеты в текстах.
3. Работа с поэтическим текстом.
-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в художественных текстах. Вы любите стихи?
Выразительное чтение учителем стихотворения В.Выркина «Ищу слова»
Ищу слова.
Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные.
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зернышко.
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
-Вдумайтесь в это стихотворение. О чем оно? Для чего нужно искать подходящие слова? (слова должны нести добро, свет, они должны звать на хорошие поступки)
-А какие слова могут звать на хорошие поступки? А вы совершаете хорошие поступки? Как вы понимаете выражение «чистые помыслы»? (слова должны влиять не только на хорошие поступки, но и на чистоту мыслей)
-Какие эпитеты вам понравились? Как вы думаете, что значит лучистое слово, приведите примеры таких слов (мамочка, солнышко и др.)
-Кто-нибудь из вас пишет стихи? Можете вспомнить несколько строк. Скажите, вам помогают в написании стихов эпитеты?
-Итак, слова помогают нам красиво мыслить, совершать добрые поступки, а также заниматься творчеством.
4. Работа с прозаическим текстом.(приложение№1)
-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в прозе. В описании природы они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, передают настроение писателя. Сейчас вы в этом убедитесь. Мы познакомимся с отрывком К.Г.Паустовского «Первый снег». Представьте на миг, что вы художники - вы любите рисовать? – в руках у вас волшебные кисти. Нарисуйте картину, которую увидите.
(выразительное чтение текста подготовленным учеником, на партах у учащихся тексты)
-Какое впечатление произвел на вас текст, какие картины у вас получились? Озаглавьте текст, составьте план, запишите в тетрадь. К какому стилю и типу речи относится текст?
-Ребята, какие эпитеты делают это описание таким ярким? Найдите в тексте и подчеркните все эпитеты. (проверка)
-Групповая работа: 1 группа выписывает из текста прилагательные, характеризующие небо, тучи, 2 – снег, снежинки, 3 – лес, птиц. (проверка на слайдах №4,5,6)
5. Работа с репродукциями картин (репродукции на доске)
-Ребята, вы рисовали волшебной кистью, а теперь посмотрите, как художники изображают зиму. ( репродукции на доске).
На уроках информатики вы тоже попробовали себя в роли художников.
Показ слайдов. Дайте названия своим картинам, использовав эпитеты.
Какие из предложений текста подойдут к этим картинам?
6.Индивидуальная работа.
-Художниками вы были, а теперь представьте себя писателями. Перед вами текст, в котором отсутствуют прилагательные, попробуйте его «расцветить». Подберите такие прилагательные-эпитеты, чтобы текст получился красивым.
Зимнее утро в лесу.
Лес еще спит. Зябко кутаются в свои. …..шубы….сосны. Дремлет…пень.
Но вот первые……лучи коснулись земли, и от их ……прикосновения вспыхнули и заискрились……огоньки. На ……ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали.….звездочки-снежинки.
-Сравните эти два текста, какой из них вам больше нравится? Какой текст получился красивым? Что помогло вам создать такую яркую, образную картину?
7. Творческое задание.
-Сегодня на уроке мы говорили о прекрасном времени года – зиме.И многие поэты тоже писали об этом прекрасном времени года. Ф.И.Тютчев: Зима-чародейка.
И.С.Никитин: Здравствуй, гостья-зима!
Найти эпитеты.
На дом вам было предложено тоже написать стихи о зиме. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
8.Домашнее задание.
-Ребята, сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, оглянитесь вокруг, и в привычных образах вы сможете увидеть удивительные вещи.
Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Какой я представляю зиму».
9.Подведение итогов.(учитель совместно с учащимися подводит итог урока)
-Сегодня мы работали с художественными текстами и выяснили роль прилагательных в них. Мы увидели, как по-разному используют эпитеты писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения. Тексты, с которыми мы работали, объединяет любовь к родной природе, восхищение ее красотой. Употребление прилагательных придает речи точность, меткость, особую выразительность.
Приложение №1
…Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл глаза. Белый и ровный свет заполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на заснеженную ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался мелкий снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом все стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесу было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Кое-где на белых полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец.
В лесах становилось все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.
Зима начала хозяйничать над землей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".
В ходе урока использовано произведение А.С.Пушкина "Зимнее утро"....
Роль прилагательных в речи.
Цели урока соответствуют месту урока в целостной теме. Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний учащихся при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» Тип урока соответствуе...
Роль прилагательных в речи
Урок русского языка в 10 классе...
Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида
Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.
Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...