роль прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Шугаипова Светлана Алексеевна

данный материал подготовлен для учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл роль прилагательных в речи 6 класс482.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль имен прилагательных в художественном тексте и в речи.

Цели: 1. Сформировать понимание особенностей употребления прилагательных в художественной речи, показать роль прилагательных  в речевом высказывании;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;

3. Воспитывать любовь к чтению, к художественному слову, прививать любовь к искусству и родной природе.

                                      Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

    Мороз и солнце; день чудесный!

    Еще ты дремлешь, друг прелестный?

Пора, красавица, проснись,

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись.

- О каком времени года пишет А.С.Пушкин? А вы любите зиму? Я тоже её люблю. Мы все с нетерпением ждали это прекрасное время года. Вот, наконец,  выпал долгожданный снег.

Ребята, а попробуйте убрать прилагательные из этого стихотворения. Что у вас получилось?

- Какое из этих стихотворений беднее? Какую роль сыграли прилагательные ? на уроке нам нужно выяснить, какую роль играют прилагательные в речи.

2. Работа с эпиграфом урока.

-Посмотрите на высказывание нашего замечательного писателя К.Г.Паустовского:

  Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

- Ребята, как вы понимаете эти слова? В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые особенно, потому что в них содержится образность, которая передается различными художественными средствами. Какие из них вы знаете? Что такое эпитет?  Для чего нужен он автору?  ( Чтобы ярче нарисовать картину, передать чувства автора, отношение к тому, что он изображает.) Сегодня мы будем учиться подбирать прилагательные-эпитеты в текстах.

3. Работа с поэтическим текстом.

-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в художественных текстах. Вы любите стихи?

Выразительное чтение учителем стихотворения В.Выркина «Ищу слова»

                            Ищу слова.

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные.

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зернышко.

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

-Вдумайтесь в это стихотворение. О чем оно? Для чего нужно искать подходящие слова? (слова должны нести добро, свет, они должны звать на хорошие поступки)

-А какие слова могут звать на хорошие поступки? А вы совершаете хорошие поступки? Как вы понимаете выражение «чистые помыслы»? (слова должны влиять не только на хорошие поступки, но и на чистоту мыслей)

-Какие эпитеты вам понравились? Как вы думаете, что значит лучистое слово, приведите примеры таких слов (мамочка, солнышко и др.)

-Кто-нибудь из вас пишет стихи? Можете вспомнить несколько строк. Скажите, вам помогают в написании стихов эпитеты?

-Итак, слова помогают нам красиво мыслить, совершать добрые поступки, а также заниматься творчеством.

4. Работа с прозаическим текстом.(приложение№1)

-Посмотрим, какую роль играют прилагательные в прозе. В описании природы они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придают описанию образность, яркость, передают настроение писателя. Сейчас вы в этом убедитесь. Мы познакомимся с отрывком К.Г.Паустовского «Первый снег». Представьте на миг, что вы художники - вы любите рисовать? – в руках у вас волшебные кисти. Нарисуйте картину,  которую увидите.

(выразительное чтение текста подготовленным учеником, на партах  у учащихся тексты)

-Какое впечатление произвел на вас текст, какие картины у вас получились? Озаглавьте текст, составьте план, запишите в тетрадь. К какому стилю и типу речи относится текст?

-Ребята, какие эпитеты делают это описание таким ярким? Найдите в тексте и подчеркните все эпитеты. (проверка)

-Групповая работа: 1 группа выписывает из текста прилагательные, характеризующие небо, тучи, 2 – снег, снежинки, 3 – лес, птиц. (проверка на слайдах №4,5,6)

5. Работа с репродукциями картин (репродукции на доске)

-Ребята, вы рисовали волшебной кистью, а теперь посмотрите, как художники изображают зиму. ( репродукции на доске).

На уроках информатики вы тоже попробовали себя в роли художников.

Показ слайдов. Дайте названия своим картинам, использовав эпитеты.

Какие из предложений текста подойдут к этим картинам?

6.Индивидуальная работа.

-Художниками  вы были, а теперь представьте себя писателями. Перед вами текст, в котором отсутствуют прилагательные, попробуйте его «расцветить». Подберите такие прилагательные-эпитеты, чтобы текст получился красивым.

         

                                    Зимнее утро в лесу.

     Лес еще спит. Зябко кутаются в свои. …..шубы….сосны. Дремлет…пень.

     Но вот первые……лучи коснулись земли, и от их ……прикосновения вспыхнули и заискрились……огоньки. На ……ветку сосны взлетела птица, дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали.….звездочки-снежинки.

-Сравните эти два текста, какой из них вам больше нравится? Какой текст получился красивым? Что помогло вам создать такую яркую, образную картину?

7. Творческое задание.

-Сегодня на уроке мы говорили о прекрасном времени года – зиме.И многие поэты тоже писали об этом прекрасном времени года. Ф.И.Тютчев: Зима-чародейка.  

И.С.Никитин: Здравствуй, гостья-зима!

Найти эпитеты.

На дом вам было предложено тоже написать стихи о зиме. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

8.Домашнее задание.

-Ребята, сегодня, когда после занятий вы выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, оглянитесь вокруг, и в привычных образах вы сможете увидеть удивительные вещи.

 Ваше домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Какой я представляю зиму».

9.Подведение итогов.(учитель совместно с учащимися подводит итог урока)

-Сегодня мы работали с художественными текстами и выяснили роль прилагательных в них. Мы увидели, как по-разному используют эпитеты писатели и поэты, создавая выразительные, яркие произведения. Тексты, с которыми мы работали, объединяет любовь к родной природе, восхищение ее красотой. Употребление прилагательных придает речи точность, меткость, особую выразительность.                                                                              

 

Приложение №1

   …Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я открыл глаза. Белый и ровный свет заполнял комнату.  Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе  на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

      Через окно я увидел, как большая серая птица села на заснеженную ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался мелкий снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом все стихло. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

       Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Мы ушли на лесные озера. В лесу было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Кое-где на белых полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец.

    В лесах становилось все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

      Зима начала хозяйничать над землей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи для 6 класса "Роль прилагательных в речи".

В ходе урока использовано произведение  А.С.Пушкина "Зимнее утро"....

Роль прилагательных в речи.

Цели урока соответствуют месту урока в целостной теме. Тип урока: повторение и обобщение полученных знаний учащихся при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи»  Тип урока соответствуе...

Роль прилагательных в речи

Урок русского языка в 10 классе...

Урок Письмо и развитие речи «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида

Урок Письмо и развитие речи  «Роль прилагательных в речи», 6 коррекционный класс 8 вида...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...