Программа кружка "Юный грамотей"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа кружка "Юный грамотей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr._kruzhka_yunyy_gramotey_rus.yaz_._9-11_kl.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ленинская средняя школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор школы: Н.Л.Минченкова
Протокол № 1___ Приказ № 52-ОД
от «30»_августа 2016г. от «31» августа 2016г.
Программа кружка
«Юный грамотей»
для 9-11 классов
34 часа (1 час в неделю)
Учитель: Гриненкова Елена Михайловна,
высшая категория
д. Городище
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Кружок «Юный грамотей» является предметным, основанным на использовании имеющегося методического обеспечения, и имеет прагматическую функцию - целевую подготовку учеников к сдаче выпускных экзаменов за 9-11-й класс.
В учебниках по русскому языку для средней школы орфография и пунктуация излагается в основном как свод определений и правил. Поэтому задача кружка—дать пояснения к некоторым правилам орфографии и пунктуации в системе.
Работа над темами занятий будет построена следующим образом:
- рассказы, в которых доступным образом излагается материал по русскому языку;
- беседы между преподавателем и учащимися;
- использование цитат из произведений крупных отечественных лингвистов, общественных деятелей, поэтов, критиков, журналистов;
- поурочная работа с текстами на интересующие подростков темы;
- работа с терминами;
- работа со словарями;
- «вопросы для любознательных».
Основная цель кружка—повышение знаний по русскому языку.
В работе по орфографии и пунктуации курс реализует выполнение следующих задач:
1) выявление орфографических, пунктуационных затруднений;
2) повторение знаний по данным разделам языка;
3) систематизация орфографических, пунктуационных умений по группам орфограмм;
4) приобретение навыков работы с алгоритмами, блоками-модулями, таблицами, тестами.
Вопрос о формировании языковой, лингвистической, речевой компетенции учеников – один из основных вопросов преподавания русского языка. Как вызвать интерес к обучению орфографии и пунктуации современного школьника? Как сформировать у него стойкие, осознанные языковые умения?
Мы считаем, заучивание отдельных правил не приводят к выработке ясного представления о предмете. Язык необходимо осознавать как единую систему на основе текстов.
Поэтому знания должны усваиваться при условии системного погружения в предмет. Особенно это важно при подготовке выпускника к экзаменам.
Нас волнует проблема формирования орфографической и пунктуационной грамотности, языковой компетенции учащихся. Как же ее разрешить? Мы думаем, русский язык следует изучать на основе концентрации правил, то есть на основе типизации и сопоставления.
Каждый блок представляет собой алгоритм или обобщенную таблицу. Наглядность, подключение визуального канала, является одним из исходных средств, формирующих опорные представления. Данный курс построен на основе обобщенно-сопоставительных правил. Каждый блок-модуль объединяет орфограммы, пунктограммы на основе опознавательных признаков, условий выбора и места в слове.
При составлении работы данного кружка использованы труды видных ученых-орфографистов: Баранова М.Т., Разумовской М.М., Розенталя Д.Э. и др. (см. использованную литературу).
Чтобы проверить, успешно ли повторен материал, к каждому занятию прилагается тест. Ключи даны.
Если ученик не усвоил блок орфограмм, он имеет возможность еще раз обратиться к схемам, алгоритмам, отработать умение в предлагаемых упражнениях. Системный подход лучше сохраняет в памяти учащихся грамматические понятия, делает их подвижными, облегчает пользоваться ими.
Материал в определенной системе, выстроенной на обобщенно-сопоставительном принципе, подается в 5 классе, затем – 6-9-х классах. Наша цель – вызвать интерес к знаниям, привести их в систему.
Содержание работы
Орфография. | |
1. | Орфография. Правописание гласных в корне |
1.1. | Проверяемые безударные гласные |
1.2. | Непроверяемые гласные Тренировочные упражнения Тест № 1 |
2. | Чередующиеся гласные в корне |
2.1. | Зависят от суффикса а |
2.2. | Зависят от согласных на конце корня |
2.3. | Зависят от ударения |
2.4. | Зависят от значения |
2.5. | Плав_ _ -плов- _ _ -плыв- |
2.6. | а(я) - им |
2.7. | Полногласие-неполногласие Тренировочные упражнения Тест № 2 |
3. | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи |
3.1. | О, Е после шипящих и Ц |
3.2. | И, Ы после Ц Тренировочные упражнения Тест № 3 |
4. | Правописание согласных в корне |
4.1. | Проверяемые согласные |
4.2. | Двойные согласные |
4.3. | Непроизносимые согласные Тренировочные упражнения Тест № 4 |
5. | Разделительные Ъ и Ь |
Тренировочные упражнения Тест № 5 | |
6. | Правописание приставок |
6.1. | Правописание разных видов приставок Тренировочные упражнения |
6.2. | И, Ы после приставок Тренировочные упражнения Тест № 6 |
7. | Гласные (не после шипящих) в окончаниях разных частей речи |
7.1. | Е, И в окончании существительных |
7.2. | Окончание прилагательных и причастий |
7.3. | Окончание глаголов Тренировочные упражнения Тест № 7 |
8. | Правописание суффиксов разных частей речи |
8.1. | Правописание суффиксов имен существительных |
8.2. | Правописание суффиксов имен прилагательных |
8.3. | Правописание суффиксов глаголов Тест № 8 |
9. | Н, НН в разных частях речи |
9.1. | Н, НН в прилагательных, образованных от существительных |
9.2. | Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных |
9.3. | Различие кратких причастий от кратких отглагольных прилагательных |
9.4. | Н, НН в наречиях Тренировочные упражнения Тест № 9 |
10. | Употребление и неупотребление Ь после шипящих на конце слов в разных частях речи |
Тренировочные упражнения Тест № 10 | |
11. | Правописание НЕ с разными частями речи |
11.1. | а) НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на - о |
б) НЕ с глаголами и деепричастиями |
в) НЕ с причастиями |
11.2. | Частицы НЕ и НИ |
Тренировочные упражнения Тест № 11 | |
12. | Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи |
12.1. | Правописание сложных прилагательных |
12.2. | Правописание неопределенных, отрицательных местоимений и наречий |
12.3. | Дефисное написание частиц |
12.4. | Дефисное, раздельное и слитное написание наречий |
12.5. | Дефисное написание междометий |
12.7. | Дефисное и слитное написание приложений |
| Пунктуация
Подведение итогов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Сроки | Виды контроля | |
План. | Факт. | |||
1. | Орфография. Правописание гласных в корне. | |||
2. | Чередующиеся гласные в корне. | тест | ||
3. | Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи. | тест | ||
4. | Правописание согласных в корне. | |||
5. | Разделительные Ъ и Ь. | |||
6. | Правописание приставок. | |||
7. | Гласные (не после шипящих) в окончаниях разных частей речи. | |||
8. | Правописание суффиксов разных частей речи. | |||
9. | Н, НН в разных частях речи. | |||
10. | Н, НН в разных частях речи. | тест | ||
11. | Употребление и неупотребление Ь после шипящих на конце слов в разных частях речи. | |||
12. | Правописание НЕ, НИ с разными частями речи. | |||
13. | Правописание НЕ, НИ с разными частями речи. | тест | ||
14. | Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи. | |||
15. | Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи. | |||
16. | Повторение. Обобщающий тест по орфографии. | тест | ||
17. | Пунктуация. Типы связи слов в словосочетании. | |||
18. | Члены предложения. Главные члены предложения. | |||
19. | Тире между подлежащим и сказуемым. | тест | ||
20. | Виды односоставных предложений. | |||
21. | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | |||
22. | Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах. | тест | ||
23. | Обращения и знаки препинания при них. | |||
24. | Вводные слова и вводные предложения. | тест | ||
25. | Обособленные определения и приложения. | |||
26. | Обособленные обстоятельства и дополнения. | |||
27. | Обособление уточняющих членов предложения. | тест | ||
28. | Способы передачи чужой речи. Цитаты и знаки препинания при них. | |||
29. | Сложносочинённые предложения. | |||
30. | Сложноподчинённые предложения. | |||
31. | Бессоюзные сложные предложения. | тест | ||
32. | Текст. Типы текста. | |||
33. | Сочинение – рассуждение. | |||
34. | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа " Музыкальный грамотей"
Музыкальное воспитание в школе представляет собой новую ступень вдостижении цели - развития музыкальной культуры как части всейдуховной культуры человека. Основными задачами курса « Музыкальныйграмоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Рабочая программа Обучение грамоте 1 класс ФГОС
КТП с пояснительной запиской...
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
Рабочая программа "Основы грамоты и письмо" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Основы грамоты и письмо" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...
Достижения моих учеников. Грамоты. Дипломы. Похвальные грамоты
Учащиеся МБОУ Верховская основная школа...