Программа кружка "Юный грамотей"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

Программа кружка "Юный грамотей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._kruzhka_yunyy_gramotey_rus.yaz_._9-11_kl.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская средняя  школа»

                            ПРИНЯТО                                                                       УТВЕРЖДАЮ

             на педагогическом совете                                  Директор  школы:                  Н.Л.Минченкова

            Протокол № 1___                                                 Приказ № 52-ОД            

            от «30»_августа 2016г.                                        от «31» августа 2016г.                                                  

Программа кружка

«Юный грамотей»

для 9-11 классов

34 часа (1 час в неделю)

Учитель: Гриненкова Елена Михайловна,

высшая категория

д. Городище

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Кружок «Юный грамотей»  является предметным, основанным на использовании имеющегося методического обеспечения, и  имеет прагматическую функцию - целевую подготовку учеников к сдаче выпускных экзаменов за 9-11-й класс.

        В учебниках по русскому языку для средней школы орфография и пунктуация излагается в основном как свод определений и правил.  Поэтому задача кружка—дать пояснения к некоторым правилам орфографии и пунктуации в системе.

       Работа над темами занятий будет построена следующим образом:

  • рассказы, в которых доступным образом излагается материал по русскому языку;
  • беседы между преподавателем и учащимися;
  • использование цитат из произведений крупных отечественных лингвистов, общественных деятелей, поэтов, критиков, журналистов;
  • поурочная работа с текстами на интересующие подростков темы;
  • работа с терминами;
  • работа со словарями;
  • «вопросы для любознательных».

    Основная цель кружка—повышение знаний по русскому языку.

     В работе по орфографии и пунктуации курс реализует выполнение следующих задач:

1) выявление орфографических, пунктуационных затруднений;

2) повторение знаний по данным разделам языка;

3) систематизация орфографических, пунктуационных умений по группам орфограмм;

4) приобретение навыков работы с алгоритмами, блоками-модулями, таблицами, тестами.

Вопрос о формировании языковой, лингвистической, речевой компетенции  учеников – один из основных вопросов преподавания русского языка. Как вызвать интерес к обучению орфографии и пунктуации  современного школьника? Как сформировать у него стойкие, осознанные языковые умения?

Мы считаем, заучивание отдельных правил не приводят к выработке ясного представления о предмете.  Язык необходимо осознавать как единую систему на основе текстов.

Поэтому знания должны усваиваться при условии системного погружения в предмет. Особенно это важно при подготовке выпускника к экзаменам.

Нас волнует проблема формирования орфографической и пунктуационной грамотности, языковой компетенции учащихся. Как же ее разрешить? Мы думаем, русский язык следует изучать на основе концентрации правил, то есть на основе типизации и сопоставления.

Каждый блок представляет собой алгоритм или обобщенную таблицу. Наглядность, подключение визуального канала, является  одним из исходных  средств, формирующих опорные представления. Данный курс построен на основе обобщенно-сопоставительных правил. Каждый блок-модуль объединяет орфограммы, пунктограммы на основе опознавательных признаков, условий выбора и места в слове.

При составлении работы данного кружка  использованы труды видных ученых-орфографистов: Баранова М.Т., Разумовской М.М., Розенталя Д.Э. и др. (см. использованную литературу).

Чтобы проверить, успешно ли повторен материал, к каждому занятию прилагается тест. Ключи даны.

Если ученик не усвоил блок орфограмм, он имеет возможность еще раз обратиться к схемам, алгоритмам, отработать умение  в предлагаемых упражнениях. Системный подход лучше сохраняет в памяти учащихся грамматические понятия, делает их подвижными, облегчает пользоваться ими.

Материал в определенной системе, выстроенной на обобщенно-сопоставительном принципе, подается в 5 классе, затем – 6-9-х классах. Наша цель – вызвать интерес к знаниям, привести их в систему.

Содержание работы

Орфография.  

1.

Орфография.   Правописание гласных в корне                

1.1.

Проверяемые безударные гласные

1.2.

Непроверяемые гласные

Тренировочные упражнения

Тест № 1

2.

Чередующиеся гласные в корне

2.1.

Зависят от суффикса  а

2.2.

Зависят от согласных на конце корня

2.3.

Зависят от ударения

2.4.

Зависят от значения

2.5.

Плав_ _ -плов- _ _ -плыв-

2.6.

а(я) - им
а(я) - ин

2.7.

Полногласие-неполногласие

Тренировочные упражнения

Тест № 2

3.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи

3.1.

О, Е после шипящих и Ц

3.2.

И, Ы после Ц

Тренировочные упражнения

Тест № 3

4.

Правописание согласных в корне

4.1.

Проверяемые согласные

4.2.

Двойные согласные

4.3.

Непроизносимые согласные

Тренировочные упражнения

Тест № 4

5.

Разделительные Ъ и Ь

Тренировочные упражнения

Тест № 5    

6.

Правописание приставок

6.1.

Правописание разных видов приставок

Тренировочные упражнения

6.2.

И, Ы после приставок

Тренировочные упражнения

Тест № 6

7.

Гласные (не после шипящих) в окончаниях разных частей речи

7.1.

Е, И в  окончании существительных

7.2.

Окончание прилагательных и причастий

7.3.

Окончание глаголов

Тренировочные упражнения

Тест № 7

8.

Правописание суффиксов разных частей речи

8.1.

Правописание суффиксов имен существительных

8.2.

Правописание суффиксов имен прилагательных

8.3.

Правописание суффиксов глаголов

Тест № 8

9.

Н, НН в разных частях речи

9.1.

Н, НН в прилагательных, образованных от существительных

9.2.

Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных

9.3.

Различие кратких причастий от кратких отглагольных прилагательных

9.4.

Н, НН в наречиях

Тренировочные упражнения

Тест № 9

10.

Употребление и неупотребление Ь после шипящих на конце слов в разных частях речи

Тренировочные упражнения

Тест № 10

11.

Правописание НЕ с разными частями речи

11.1.

а) НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на  - о

б) НЕ с глаголами и деепричастиями

в) НЕ с причастиями

11.2.

Частицы НЕ и НИ

Тренировочные упражнения

Тест № 11

12.

Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи

12.1.

Правописание сложных прилагательных

12.2.

Правописание неопределенных, отрицательных местоимений и наречий

12.3.

Дефисное написание частиц

12.4.

Дефисное, раздельное и слитное написание наречий

12.5.

Дефисное написание междометий

12.7.

Дефисное и слитное написание приложений

   

Пунктуация

  1. Типы связи слов в словосочетании.
  2. Члены предложения. Главные члены предложения.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым.
  4. Второстепенные члены предложения.
  5. Односоставные предложения. Виды односоставных предложения.
  6. Предложения однородными членами. Однородные и неоднородные определения.
  7. Обобщающие слова при однородных членах  и знаки препинания при них.
  8. Обращение.
  9. Вводные слова и вводные предложения.
  10. Обособленные определения и приложения.
  11. а) обособленные согласованные определения.
  12. б) обособленные несогласованные определения.
  13. в) обособленные приложения.
  14. Обособленные обстоятельства и дополнения.
  15. Обособление уточняющих членов предложения.
  16. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, при цитатах.
  17. Сложное предложение.

Подведение итогов

           

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Сроки

Виды

контроля

План.

Факт.

1.

Орфография. Правописание гласных в корне.

2.

Чередующиеся гласные в корне.

тест

3.

Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи.

тест

4.

Правописание согласных  в корне.

5.

Разделительные Ъ и Ь.

6.

Правописание приставок.  

7.

Гласные (не после шипящих) в окончаниях разных частей речи.

8.

Правописание суффиксов разных частей речи.

9.

Н, НН в разных частях речи.

10.

Н, НН в разных частях речи.

тест

11.

Употребление и неупотребление Ь после шипящих на конце слов в разных частях речи.

12.

Правописание НЕ, НИ с разными частями речи.

13.

Правописание НЕ, НИ с разными частями речи.

тест

14.

Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи.

15.

Дефисное, слитное и раздельное написание разных частей речи.

16.

Повторение. Обобщающий тест по орфографии.

тест

17.

Пунктуация. Типы связи слов в словосочетании.

18.

Члены предложения. Главные члены предложения.

19.

Тире между подлежащим и сказуемым.

тест

20.

Виды односоставных предложений.

21.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

22.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

тест

23.

Обращения и знаки препинания при них.

24.

Вводные слова и вводные предложения.

тест

25.

 Обособленные определения и приложения.

26.

Обособленные обстоятельства и дополнения.

27.

Обособление уточняющих членов предложения.

тест

28.

Способы передачи чужой речи. Цитаты и знаки препинания при них.

29.

Сложносочинённые  предложения.

30.

Сложноподчинённые  предложения.

31.

Бессоюзные сложные предложения.

тест

32.

Текст. Типы текста.

33.

Сочинение – рассуждение.

34.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа " Музыкальный грамотей"

Музыкальное воспитание в школе представляет собой новую ступень вдостижении цели - развития музыкальной культуры как части всейдуховной культуры человека. Основными задачами курса « Музыкальныйграмоте...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Рабочая программа "Основы грамоты и письмо" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Основы грамоты и письмо" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамота» базовый уровень

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера...

Достижения моих учеников. Грамоты. Дипломы. Похвальные грамоты

Учащиеся МБОУ Верховская основная школа...