программа " Музыкальный грамотей"
рабочая программа по музыке (5,6 класс) по теме
Музыкальное воспитание в школе представляет собой новую ступень в
достижении цели - развития музыкальной культуры как части всей
духовной культуры человека. Основными задачами курса « Музыкальный
грамотей» являются:
формирование у детей интереса к серьёзному музыкальному
искусству;
приобретение ими исполнительских навыков;
воспитание патриотизма и художественного вкуса, определяющего
жизненную позицию растущего человека в его сложных
взаимоотношениях с окружающей средой;
развитие эмоционально-образного, ассоциативного мышления,
способного охватить мир в целостности с эстетических
и нравственных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gramotey.doc | 61.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Экспертный Совет директор МОУ СОШ № 5
ООА г. Зеи Г. К. Багаева
2009г. 2009г.
Программа курса
«Музыкальный грамотей»
ДЛЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ
11-12 ЛЕТ
Составитель
учитель музыки высшей категории
Кузьмина Ирина Геннадьевна
МОУ СОШ №5
г. Зея
2009 г.
Пояснительная записка.
Музыкальное воспитание в школе представляет собой новую ступень в
достижении цели - развития музыкальной культуры как части всей
духовной культуры человека. Основными задачами курса « Музыкальный
грамотей» являются:
- формирование у детей интереса к серьёзному музыкальному
искусству;
- приобретение ими исполнительских навыков;
- воспитание патриотизма и художественного вкуса, определяющего
жизненную позицию растущего человека в его сложных
взаимоотношениях с окружающей средой;
- развитие эмоционально-образного, ассоциативного мышления,
способного охватить мир в целостности с эстетических
и нравственных позиций.
Содержание курса предполагает получение учащимися знаний и навыков
музыкального искусства и включение школьников в вокально-хоровую
деятельность, способствующую воспитанию необходимых качеств любителя и
ценителя искусства. Интерпретация сущности подлинных исторических
событий в музыкальном искусстве способствует патриотическому воспитанию,
содействует формированию слушательской и исполнительской культуры
обучающихся. Программа рассчитана на два учебных года 68 часов. Состоит
из четырёх разделов: « Основы музыкальной грамоты и исполнительства»,
« Основы музыкальной теории и исполнительства», « Музыка борьбы»,
« Музыка и история». Первый и второй раздел курса включают в себя основные вопросы музыкального искусства, связанные с исполнительскими навыками. Второй и третий разделы посвящены более глубокому изучению
и анализу музыкальных произведений композиторов классиков, раскрывающих
исторические события.
Основной формой контроля знаний учащихся являются итоговые викторины,
тесты, творческие задания, которые проводятся в конце изучения каждого
раздела курса.
Учебный план программы
«Музыкальный грамотей»
№ | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 | Основы музыкальной грамоты и исполнительства | 18 | 6 | 12 | тест |
2 | Основы музыкальной теории исполнительства | 14 | 6 | 8 | тест |
3 | Музыка борьбы | 20 | 10 | 10 | Творческие работы, мини-сочинения |
4 | Музыка и история | 16 | 8 | 8 | Итоговая викторина |
Итого: | 68 | 30 | 38 |
Учебно - тематический план курса «Музыкальный грамотей»
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во |
Основы музыкальной грамоты и исполнительства | 18 | |
1 | Ноты ( сольфеджирование) | 4 |
2 | Длительности нот | 4 |
3 | Размер | 4 |
4 | Штрихи | 5 |
5 | Тест ( в конце четверти) | 1 |
Основы музыкальной теории и исполнительства | 14 | |
1 | Фразировка | 2 |
2 | Певческое дыхание | 2 |
3 | Кантилена в пении ( унисон) | 2 |
4 | Дикция и артикуляция | 2 |
5 | Ритм и его особенности | 2 |
6 | Элементарные средства выразительности | 3 |
7 | Тест | 1 |
Музыка борьбы | 20 | |
1 | Бетховен и музыка борьбы | 4 |
2 | Шопен ( баллады) | 2 |
3 | Глинка. Опера « Иван Сусанин» | 2 |
4 | Оркестры о войне | 6 |
5 | Музыка о войне | 5 |
6 | Творческая работа на тему « Родина – сильнее смерти» | 1 |
Музыка и история | 16 | |
1 | История в музыке | 3 |
2 | Шостакович Д.Д. Симфония № 7 | 2 |
3 | Прокофьев С.С. Опера « Александр Невский» | 2 |
4 | Прокофьев С.С. Опера « Война и мир» | 2 |
5 | Барды о войне ( итоговая викторина) | 7 |
Итого: | 68 |
Программное содержание курса « Музыкальный грамотей»
1 год обучения
Раздел 1. Основы музыкальной грамоты и исполнительства – 18 часов.
Тема 1. Ноты ( сольфеджирование) – 4 часа
Обучение нотной грамоте. Пение простейших мелодий ( сольфеджио) с
Названием нот. Запись мелодических построений и определение их по слуху.
Тема 2. Длительности нот -4 часа
Знакомство с основными длительностями нот: восьмые, четвертные, половинные,
Целые. Навыки написания их и определение на слух.
Тема 3. Размер – 4 часа
Знакомство с размером в музыке, написание размера в нотах, определение на слух,
навыки счёта размера на 2 четверти, 3 четверти, 4 четверти под музыку.
Тема 4. Штрихи – 5 часов
Обозначение основных штрихов в музыке на письме и в пении: легато, стаккато.
Навыки исполнения штрихов в пении на простейших музыкальных примерах.
Итоговый тест по изученным темам – 1 час.
Раздел 2. Основы музыкальной теории и исполнительства – 14 часов
Тема 1. Фразировка – 2 часа.
Знакомство с фразами в песнях, определение их количества, навык исполнения
мелодии по фразам.
Тема 2. Певческое дыхание – 2 часа.
Дыхание как основа пения. Разные типы дыхания, освоение дыхательных
упражнений.
Тема 3. Кантилена в пении - 2 часа.
Высококачественное пение состоит в умении певца сохранить единое звуковое ядро
при всём разнообразии препятствий, встречающихся на пути голоса. Кантилена как
широкое, связанное пение.
Тема 4. Дикция и артикуляция – 2 часа.
Чёткое произношение звуков. Особая роль артикуляции в пении. Упражнения их отработка.
Тема 5. Ритм и его особенность – 2 часа.
Основные метроритмические закономерности, особенности ритмического рисунка
группировка.
Тема 6. Элементарные средства выразительности – 3 часа.
Элементарная теория музыки. Знания и навыки теоретического характера:
Лад, темп, динамика, регистр. Умения определять их в музыке.
Итоговый тест по изученным темам -1 час.
2 год обучения
Раздел 3. Музыка борьбы – 20 часов.
Тема 1. Бетховен и музыка борьбы – 4 часа.
Борьба за содержательные идеалы – путь нравственного становления человека
Знакомство с « музыкой борьбы». Героическая симфония №3, симфония №5.
Тема 2. Шопен баллады – 2 часа.
Чувство Родины – движущая сила духовной энергии личности. Шопен и его судьба
в музыке.
Тема 3. Глинка, опера « Иван Сусанин» - 2 часа.
Героика – патриотическая тема в музыке Глинки. Главный герой оперы
« Иван Сусанин» его образ в музыке.
Тема 4. Оркестры о войне – 6 часов.
Понятия оркестра и его группы. Звучание оркестров. Исполнительский
Состав отдельных оркестров.
Тема 5. Музыка о войне – 5 часов.
Знакомство с разными жанрами в музыки. Анализ простейших музыкальных
Форм ( марши, песни, танцы)
Творческая работа на тему « Родина – сильнее смерти» - 1 час.
Раздел 4. Музыка и история – 16 часов.
Тема 1. История в музыке – 3 часа.
Интерпретация сущности подлинных исторических событий в музыкальном
искусстве. Музыка, приуроченная к реальным событиям прошлого и
современности.
Тема2. Шостакович Д.Д. симфония №7 – 2 часа.
Патриотизм музыки Шостаковича события Второй Мировой войны в музыке композитора
Тема 3. Прокофьев С.С « Александр Невский» - 2 часа.
История русского государства в музыке советского композитора Прокофьева.
слушание, анализ главного образа.
Тема 4. Прокофьев С.С. « Война и мир» - 2 часа.
Образ войны и мира в музыке Прокофьева. Сравнительный анализ.
Тема 5. Барды о войне. ( итоговая викторина) – 7 часов.
Знакомство с патриотической музыкой Высоцкого, Окуджавы, Визбора.
Требования к учащимся по окончании изучения курса:
Иметь представление: О произведениях великих классиков мировой музыкальной
культуры, отражающих сущность подлинных исторических
событий.
Знать: Основы музыкальной грамоты и исполнительства.
Уметь: Использовать теоретические основы музыки в самостоятельном анализе
произведений, применять их на практике в исполнительском мастерстве –
в пении.
Литература:
- Апраксина О.А. « Из истории музыкального воспитания». – М:
« Просвещение», 1990 г.
- Вендрова Т.Е. « Воспитание музыкой».- Москва. « Просвещение», 1991г.
- Королёва Е.А. « Музыка». – Москва, « Просвещение», 1994г.
- Никитина Л.Д. « История русской музыки». Издательский центр « Академия», 1999г.
- Петрова Л.Б. « Молодёжная эстрада» № 7-9 2006г. Издательство ЗАО РИФМЭ, 2006г.
Тест №1
1 Какими знаками обозначается музыка?
А) буквы
Б) ноты
В) иероглифы
2 Сколько нот в музыке?
А) 10
Б) 7
В) 5
3 Какой из этих ключей есть в музыке?
А) золотой
Б)скрипичный
В)гаечный
4 Какой из этих размеров используется в марше?
А) 3/4
Б) 4/4
В) 6/8
5 Какая длительность самая долгая?
А) восьмая
Б) целая
В) четвертная
Тест №2
1 Что такое фраза?
А) законченная музыкальная мысль
Б) целое предложение
В) большое произведение
2 Какая часть тела используется в процессе дыхания?
А) нос
Б) рука
В) нога
3 Слаженное пение это?
А) унисон
Б) такт
В) динамика
4 Что такое дикция?
А) чёткое проговаривание звуков
Б) ноты
В) фраза
5 Какое из этих слов относится к средствам выразительности?
А) темп
Б) солист
В) фортепиано
6 Что такое динамика?
А) скорость
Б) сила звука
В) высота звука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Музыкальная грамота как средство развития музыкальности младших школьников"
О роли музыки в образовании человека спорить, кажется, не приходится. В рамках педагогического процесса, музыка сопровождает учебные занятия на различных этапах образовательного процесса и в разнообра...
«Музыкальная грамота - средство формирования музыкальной грамотности учащихся».
Одной из важнейших задач начального обучения является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых произ...
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА Рабочая образовательная программа для театральных отделений ДШИ 5 лет обучения Аредакова А.В.
Очень удобная программа в обучении слушания музыки в ДШИ...
Программа ФГТ по учебному предмету ПО.02.УП.01. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Программа рассчитана на 8 лет обучения. Рекомендована к обучению....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музыкальная грамота с элементами сольфеджио" (2014-2015 уч.г.)
Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по предмету "Основы музыкальной грамоты и слушания музыки"
Данная дополнительная программа предназначена для преподавателей раннего эстетического отделения ДШИ и ДМШ. Срок реализации программы: 1 год, возраст учащхся: 6-7 лет...