рабочая программа 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass_rus.yaz_.docx69.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено                                

Согласовано

Утверждена

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Заместитель директора по

УР

Приказ от

Протокол №   __от _______

«__»                   2016г.

Директор школы

Алексеева Н.В.

Руководитель МО Курзанцева А.П.

Галактионова О.С.

Рабочая программа

по русскому языку

в 5 А классе

на 2016-2017 учебный год

Рабочую программу

составила

Пестова Мария Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Велиж

2016

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для  класса  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010)
  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ф/З, утвержденного 29.12.2012 года.
  • Примерной программы основного общего образования «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Н.В. Ладыженской, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы. «Просвещение», 2012г.
  • Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2015 — 2016 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2015 г. № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования»;
  • Годового календарного учебного графика на 2016 — 2017 учебный год МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

         Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, курса в учебном плане, требований к уровню подготовки обучающихся, содержания учебного предмета, тематического планирования, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочая программа включает разделы:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
  • Содержание тем учебного курса
  • Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
  • Календарно-тематическое планирование

           Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений». М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: «Просвещение», 2012г

  Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.

Данные цели обусловливают решение следующих приоритетных задач:

  • развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у учащихся чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа. Количество часов по учебному на 2016-2017 учебный год – 170 часов (5 часов в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты 5-го года обучения

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными УУД:

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,

основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими

информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)

информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,

орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

• писать рефераты;

• составлять тезисы выступления, конспекты.

Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учетом

внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,

научные, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными

сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты

художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции,

аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Ученик научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и

словообразовательного анализа слова;

• применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик получит возможность научиться:

• извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников, в том числе мультимедийных.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,

принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и

выразительного словоупотребления;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа

(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами

современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и

справочников; использовать ее в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание тем учебного предмета

Язык и общение (4 ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем  (23 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (19 ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (12 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.

Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения

Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.

Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.

Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов

Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов

Чередование звуков. Варианты морфем

Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту

Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов

Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения

Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.

Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.

Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы

Морфология. Орфография. Культура речи (54 ч)

Имя существительное (21 ч)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (22 ч)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного материала  в 5 классе (6 ч)

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Содержание

Кол-во часов

Проект

Р.р.

Творч. раб

К.р.

Язык и общение

4

-

3

-

-

Вспоминаем, повторяем, изучаем

23

-

7

2

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

29

1

5

2

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

19

-

5

2

1

Лексика. Культура речи

12

-

4

2

1

Морфемика. Орфография. Культура речи.

23

5

3

1

Имя существительное

21

1

6

3

1

Имя прилагательное

11

3

2

1

Глагол

22

6

2

1

Повторение

6

-

-

-

-

Всего часов

170

2

44

18

8



Календарно-тематическое планирование. 5 класс

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечания

Язык и общение – (4 ч.)

1.

Наука о русском языке. Язык и человек.

2.

Р/Р Общение устное и письменное

3.

Р/Р Чтение и слушание как вид речевой деятельности

4.

Р/Р Стили речи

Повторение изученного в начальной школе ( 29 ч.)

5.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

6.

Орфограмма

7.

Правописание безударных гласных.

8.

Правописание согласных в корне слова

9.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

10.

Буквы и, у, а после шипящих.

11.

Разделительные ъ и ь.

12.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

13.

Р/Р Текст

14.

Р/Р Подготовка к написанию изложения

15.

Р/Р Написание обучающего изложения на основе упр. 66

16.

Части речи

17.

Глагол как часть речи. –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.

18.

Р/Р Тема текста

19.

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

20.

Имя существительное

21.

Имя прилагательное

22

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом»

23.

Р/Р Написание сочинения по картине А.А.Пластова «Летом»

24.

Местоимение.

25.

Р/Р Основная мысль текста

26.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах»

27.

Работа над ошибками

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.  (29ч.)

28.

Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке

29

Словосочетание. Виды словосочетаний.

Разбор словосочетаний.

30

Виды предложений по цели высказывания.

31

Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения «Старый пень» (упр.144)

32

Р/Р Написание сжатого изложения «Старый пень» (упр.144)

33

Виды предложений по эмоциональной окраске

34

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

35

Сказуемое

36

Тире между подлежащим и сказуемым

37

Распространенные и нераспространенные предложения

38

Второстепенные члены предложения. Дополнение

39

Определение.

40

Обстоятельство.

41

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

42

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

43

Предложения с обращением

44

Р/Р Письмо

45

Синтаксический разбор предложения

46

Пунктуационный разбор простого предложения

47

Простые и сложные предложения

48

Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения

49

Прямая речь

50

Прямая и косвенная речь.

51

Диалог

52

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Проект.

53

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»

54

Работа над ошибками

55

Р/Р Подготовка к написанию выборочного изложения (упр.261)

56

Р/Р Написание выборочного изложения (упр.261)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (19ч.)

57

Фонетика – наука о звуках

58

Гласные звуки

59

Согласные звуки

60

Изменение звуков в потоке речи

61

Согласные твердые и мягкие

62

Р/Р Функционально-смысловые типы речи. Повествование.

63

Согласные звонкие и глухие

64

Графика. Алфавит.

65

Р/Р Подготовка к написанию сочинения-описания предмета

66

Р/Р Написание сочинения. Описание предмета.

67

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

68

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

69

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

70

Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи.

71

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

72

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

73

Работа над ошибками

74

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 323)

75

Р/Р Написание сочинения по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»(упр. 323)

Лексика. Культура речи (12 ч.)

76

Слово и его лексическое значение

77

Однозначные и многозначные слова

78

Прямое и переносное значение слов

79

Омонимы

80

Синонимы

81

Контрольный диктант по  теме «Лексика. Культура речи»

82

Антонимы

83

Закрепление по теме «Лексика. Культура речи»

84

Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368)

85

Р.Р.Написание сочинения по картине  И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368)

86

Р/Р Подготовка к написанию изложения  «Первый снег»(375)

87

Р/Р Написание изложения  «Первый снег»(упр.375)

Морфемика. Орфография. Культура речи.( 23 ч.)

88

Морфемика как раздел лингвистики. Морфемные словари русского языка

89

Изменение и образование слов

90

Окончание и основа слова

91

Корень слова

92

Р/Р Сочинение – рассуждение. Рассуждение в повествовании.

93

Суффикс.

94

Приставка.

95

Р/Р Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица рассказчика

96

Р/Р Написание выборочного  изложения текста с изменением лица рассказчикаупр.420

97

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах

98

Беглые гласные

99

Варианты морфем

100

Морфемный разбор

101

Правописание гласных и согласных в приставках

102

Буквы з-с на конце приставок

103

Буквы а-о в корнях -ЛАГ- ЛОЖ-

104

Буквы а – о в корнях –РАСТ, -РОС-, - РАЩ-

105

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

106

Буквы И – Ы после Ц

107

Повторение по теме « Морфемика»

108

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

109

Р/Р Подготовка к написанию сочинения –описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень»(упр. 470)

110

Р/Р Написание сочинения –описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень»(упр.470)

Морфология. Орфография. Культура речи( 54ч.)

111

Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное (21 ч.)

112

Имя существительное как часть речи

113

Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. Доказательства в рассуждении.

114

Р/Р Написание сочинения - рассуждения

115

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

116

Имена существительные собственные и нарицательные

117

Морфологический разбор имен существительных

118

Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения (упр.513)

119

Р/Р Написание сжатого изложения (упр.513)

120

Род имен существительных

121

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

122

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

123

Три склонения существительных

124

Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

125

Существительные на –ИЯ, -ИЕ,

-ИЙ.

126

Р/Р Подготовка к написанию подробного изложения с элементами описания упр. 546

127

Р/Р  Написание подробного изложения с элементами описания

128

Множественное число имен существительных

129

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных

130

Повторение по теме «Имя существительное». Проект.

131

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное (11 ч.)

132

Имя прилагательное как часть речи

133

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

134

Буквы О-Ё после шипящих  в окончаниях прилагательных

135

Р/Р Подготовка к написанию изложения повествовательного характера с элементами описания животного (упр. 585)

136

Р/Р Написание изложения повествовательного характера с элементами описания животного (упр. 587)

137

Прилагательные полные и краткие

138

Морфологический разбор имени прилагательного

139

Повторение по теме «Имя прилагательное»

140

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

141

Работа над ошибками.

142

Р/Р Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений. Упр. 587

Глагол (22 ч.)

143

Глагол как часть речи

144

НЕ с глаголами.

145

Р/Р Подготовка к написанию рассказа

146

Р/Р Написание рассказа

147

Неопределенная форма глагола.

ТСЯ и – ТЬСЯ  в глаголах

148

Виды глагола. Видовые пары.

149-150

Буквы е – и в корнях с чередованием.

151

Р/Р Подготовка к написанию невыдуманного рассказа ( о себе)

152

Р.Р. Написание невыдуманного рассказа (о себе)

153

Время глагола. Прошедшее время глагола

154

Настоящее время

155

Будущее время глагола

156-157

Спряжение глаголов

158

Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения (упр.688)

159

Р.Р. Написание сжатого изложения 

160

Морфологический разбор глагола

161

Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа

162

Употребление времен

163

Повторение по теме «Глагол»

164

Промежуточная аттестация

Повторение и систематизация  изученного (6 ч)

165

Разделы науки о языке

166-167

Орфограммы в приставке и корне слова

168

Орфограммы в окончаниях

169

Употребление букв Ъ и Ь. Ь на конце и после шипящих

170

Знаки препинания в простом и сложном предложении



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...