рабочая программа 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено | Согласовано | Утверждена |
на заседании ШМО учителей русского языка и литературы | Заместитель директора по УР | Приказ от |
Протокол № __от _______ | «__» 2016г. | Директор школы Алексеева Н.В. |
Руководитель МО Курзанцева А.П. | Галактионова О.С. | |
Рабочая программа
по русскому языку
в 5 А классе
на 2016-2017 учебный год
Рабочую программу
составила
Пестова Мария Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Велиж
2016
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010)
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ф/З, утвержденного 29.12.2012 года.
- Примерной программы основного общего образования «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Н.В. Ладыженской, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы. «Просвещение», 2012г.
- Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2015 — 2016 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2015 г. № 1897 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования»;
- Годового календарного учебного графика на 2016 — 2017 учебный год МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, курса в учебном плане, требований к уровню подготовки обучающихся, содержания учебного предмета, тематического планирования, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочая программа включает разделы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
- Содержание тем учебного курса
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- Календарно-тематическое планирование
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений». М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: «Просвещение», 2012г
Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения.
Данные цели обусловливают решение следующих приоритетных задач:
- развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у учащихся чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа. Количество часов по учебному на 2016-2017 учебный год – 170 часов (5 часов в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты 5-го года обучения
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными УУД:
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию художественного текста, анализировать и комментировать ее в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рефераты;
• составлять тезисы выступления, конспекты.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учетом
внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции,
аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• извлекать необходимую информацию из морфемных словарей и справочников, в том числе мультимедийных.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объѐме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать ее в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание тем учебного предмета
Язык и общение (4 ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем (23 ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (19 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (12 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (54 ч)
Имя существительное (21 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (22 ч)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (6 ч)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Содержание | Кол-во часов | Проект | Р.р. | Творч. раб | К.р. |
Язык и общение | 4 | - | 3 | - | - |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 23 | - | 7 | 2 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29 | 1 | 5 | 2 | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 19 | - | 5 | 2 | 1 |
Лексика. Культура речи | 12 | - | 4 | 2 | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 23 | 5 | 3 | 1 | |
Имя существительное | 21 | 1 | 6 | 3 | 1 |
Имя прилагательное | 11 | 3 | 2 | 1 | |
Глагол | 22 | 6 | 2 | 1 | |
Повторение | 6 | - | - | - | - |
Всего часов | 170 | 2 | 44 | 18 | 8 |
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
№ п/п | Тема урока | |||||||
Дата проведения | Примечания | |||||||
Язык и общение – (4 ч.) | ||||||||
1. | Наука о русском языке. Язык и человек. | |||||||
2. | Р/Р Общение устное и письменное | |||||||
3. | Р/Р Чтение и слушание как вид речевой деятельности | |||||||
4. | Р/Р Стили речи | |||||||
Повторение изученного в начальной школе ( 29 ч.) | ||||||||
5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | |||||||
6. | Орфограмма | |||||||
7. | Правописание безударных гласных. | |||||||
8. | Правописание согласных в корне слова | |||||||
9. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | |||||||
10. | Буквы и, у, а после шипящих. | |||||||
11. | Разделительные ъ и ь. | |||||||
12. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | |||||||
13. | Р/Р Текст | |||||||
14. | Р/Р Подготовка к написанию изложения | |||||||
15. | Р/Р Написание обучающего изложения на основе упр. 66 | |||||||
16. | Части речи | |||||||
17. | Глагол как часть речи. –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. | |||||||
18. | Р/Р Тема текста | |||||||
19. | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | |||||||
20. | Имя существительное | |||||||
21. | Имя прилагательное | |||||||
22 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом» | |||||||
23. | Р/Р Написание сочинения по картине А.А.Пластова «Летом» | |||||||
24. | Местоимение. | |||||||
25. | Р/Р Основная мысль текста | |||||||
26. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» | |||||||
27. | Работа над ошибками | |||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29ч.) | ||||||||
28. | Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке | |||||||
29 | Словосочетание. Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний. | |||||||
30 | Виды предложений по цели высказывания. | |||||||
31 | Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения «Старый пень» (упр.144) | |||||||
32 | Р/Р Написание сжатого изложения «Старый пень» (упр.144) | |||||||
33 | Виды предложений по эмоциональной окраске | |||||||
34 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | |||||||
35 | Сказуемое | |||||||
36 | Тире между подлежащим и сказуемым | |||||||
37 | Распространенные и нераспространенные предложения | |||||||
38 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | |||||||
39 | Определение. | |||||||
40 | Обстоятельство. | |||||||
41 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | |||||||
42 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | |||||||
43 | Предложения с обращением | |||||||
44 | Р/Р Письмо | |||||||
45 | Синтаксический разбор предложения | |||||||
46 | Пунктуационный разбор простого предложения | |||||||
47 | Простые и сложные предложения | |||||||
48 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения | |||||||
49 | Прямая речь | |||||||
50 | Прямая и косвенная речь. | |||||||
51 | Диалог | |||||||
52 | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Проект. | |||||||
53 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация» | |||||||
54 | Работа над ошибками | |||||||
55 | Р/Р Подготовка к написанию выборочного изложения (упр.261) | |||||||
56 | Р/Р Написание выборочного изложения (упр.261) | |||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (19ч.) | ||||||||
57 | Фонетика – наука о звуках | |||||||
58 | Гласные звуки | |||||||
59 | Согласные звуки | |||||||
60 | Изменение звуков в потоке речи | |||||||
61 | Согласные твердые и мягкие | |||||||
62 | Р/Р Функционально-смысловые типы речи. Повествование. | |||||||
63 | Согласные звонкие и глухие | |||||||
64 | Графика. Алфавит. | |||||||
65 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения-описания предмета | |||||||
66 | Р/Р Написание сочинения. Описание предмета. | |||||||
67 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | |||||||
68 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | |||||||
69 | Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные. | |||||||
70 | Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи. | |||||||
71 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | |||||||
72 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | |||||||
73 | Работа над ошибками | |||||||
74 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 323) | |||||||
75 | Р/Р Написание сочинения по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»(упр. 323) | |||||||
Лексика. Культура речи (12 ч.) | ||||||||
76 | Слово и его лексическое значение | |||||||
77 | Однозначные и многозначные слова | |||||||
78 | Прямое и переносное значение слов | |||||||
79 | Омонимы | |||||||
80 | Синонимы | |||||||
81 | Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи» | |||||||
82 | Антонимы | |||||||
83 | Закрепление по теме «Лексика. Культура речи» | |||||||
84 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368) | |||||||
85 | Р.Р.Написание сочинения по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 368) | |||||||
86 | Р/Р Подготовка к написанию изложения «Первый снег»(375) | |||||||
87 | Р/Р Написание изложения «Первый снег»(упр.375) | |||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи.( 23 ч.) | ||||||||
88 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфемные словари русского языка | |||||||
89 | Изменение и образование слов | |||||||
90 | Окончание и основа слова | |||||||
91 | Корень слова | |||||||
92 | Р/Р Сочинение – рассуждение. Рассуждение в повествовании. | |||||||
93 | Суффикс. | |||||||
94 | Приставка. | |||||||
95 | Р/Р Подготовка к выборочному изложению текста с изменением лица рассказчика | |||||||
96 | Р/Р Написание выборочного изложения текста с изменением лица рассказчикаупр.420 | |||||||
97 | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах | |||||||
98 | Беглые гласные | |||||||
99 | Варианты морфем | |||||||
100 | Морфемный разбор | |||||||
101 | Правописание гласных и согласных в приставках | |||||||
102 | Буквы з-с на конце приставок | |||||||
103 | Буквы а-о в корнях -ЛАГ- ЛОЖ- | |||||||
104 | Буквы а – о в корнях –РАСТ, -РОС-, - РАЩ- | |||||||
105 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | |||||||
106 | Буквы И – Ы после Ц | |||||||
107 | Повторение по теме « Морфемика» | |||||||
108 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | |||||||
109 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения –описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень»(упр. 470) | |||||||
110 | Р/Р Написание сочинения –описания по картине П.П. Кончаловского «Сирень»(упр.470) | |||||||
Морфология. Орфография. Культура речи( 54ч.) | ||||||||
111 | Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. | |||||||
Имя существительное (21 ч.) | ||||||||
112 | Имя существительное как часть речи | |||||||
113 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения. Доказательства в рассуждении. | |||||||
114 | Р/Р Написание сочинения - рассуждения | |||||||
115 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | |||||||
116 | Имена существительные собственные и нарицательные | |||||||
117 | Морфологический разбор имен существительных | |||||||
118 | Р/Р Подготовка к написанию сжатого изложения (упр.513) | |||||||
119 | Р/Р Написание сжатого изложения (упр.513) | |||||||
120 | Род имен существительных | |||||||
121 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | |||||||
122 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | |||||||
123 | Три склонения существительных | |||||||
124 | Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | |||||||
125 | Существительные на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | |||||||
126 | Р/Р Подготовка к написанию подробного изложения с элементами описания упр. 546 | |||||||
127 | Р/Р Написание подробного изложения с элементами описания | |||||||
128 | Множественное число имен существительных | |||||||
129 | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных | |||||||
130 | Повторение по теме «Имя существительное». Проект. | |||||||
131 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |||||||
Имя прилагательное (11 ч.) | ||||||||
132 | Имя прилагательное как часть речи | |||||||
133 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | |||||||
134 | Буквы О-Ё после шипящих в окончаниях прилагательных | |||||||
135 | Р/Р Подготовка к написанию изложения повествовательного характера с элементами описания животного (упр. 585) | |||||||
136 | Р/Р Написание изложения повествовательного характера с элементами описания животного (упр. 587) | |||||||
137 | Прилагательные полные и краткие | |||||||
138 | Морфологический разбор имени прилагательного | |||||||
139 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | |||||||
140 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |||||||
141 | Работа над ошибками. | |||||||
142 | Р/Р Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений. Упр. 587 | |||||||
Глагол (22 ч.) | ||||||||
143 | Глагол как часть речи | |||||||
144 | НЕ с глаголами. | |||||||
145 | Р/Р Подготовка к написанию рассказа | |||||||
146 | Р/Р Написание рассказа | |||||||
147 | Неопределенная форма глагола. –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах | |||||||
148 | Виды глагола. Видовые пары. | |||||||
149-150 | Буквы е – и в корнях с чередованием. | |||||||
151 | Р/Р Подготовка к написанию невыдуманного рассказа ( о себе) | |||||||
152 | Р.Р. Написание невыдуманного рассказа (о себе) | |||||||
153 | Время глагола. Прошедшее время глагола | |||||||
154 | Настоящее время | |||||||
155 | Будущее время глагола | |||||||
156-157 | Спряжение глаголов | |||||||
158 | Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения (упр.688) | |||||||
159 | Р.Р. Написание сжатого изложения | |||||||
160 | Морфологический разбор глагола | |||||||
161 | Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа | |||||||
162 | Употребление времен | |||||||
163 | Повторение по теме «Глагол» | |||||||
164 | Промежуточная аттестация | |||||||
Повторение и систематизация изученного (6 ч) | ||||||||
165 | Разделы науки о языке | |||||||
166-167 | Орфограммы в приставке и корне слова | |||||||
168 | Орфограммы в окончаниях | |||||||
169 | Употребление букв Ъ и Ь. Ь на конце и после шипящих | |||||||
170 | Знаки препинания в простом и сложном предложении |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...