Урок развития речи в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок подходит для развития речи в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r_r_s_tekstom.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК русского языка в 5 классе ГБОУ СОШ №3

 г. Новокуйбышевска

Учитель

Родионова Татьяна Анатольевна

Тема урока

Речевая работа с текстом.

Дата проведения

14 сентября 2015г.

Цель урока:

Повторить понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

-осознает способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (ЛР);

-осознает понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа (ЛР);

-осознает эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него (ЛР);

-осознает потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры (ЛР);

-осознает понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом (ПР);

-усваивает основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц (ПР);

-осваивает базовые основы лингвистики (ПР);

- осваивает стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка(ПР);

-опознает и анализирует основные единицы языка, грамматические категории языка (ПР);

-приобретает способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы (ПР);

-формулирует тему урока (МР);

-осуществляет владение всеми видами речевой деятельности (МР);

-применяет приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни (МР);

-осуществляет коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях (МР).

Программные требования

личностные

метапредметные

предметьные

- понимать русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

- осознать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- приобрести достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

- овладеть всеми видами речевой деятельности;

- применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

 - приобрести способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

-осознавать         коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

- иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- осознавать понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

        -осуществлять усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-        освоить базовые основы лингвистики;

-        овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

-        опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматических категорий языка;

-        проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

-        понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

-        осознавать эстетическую функцию родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Мировоззренческая идея

Расширить и углубить знания, полученные в 5 классе на уроках русского языка.

Программное содержание

Текст. Тема текста. Стили.

План изучения нового материала

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Повторение изученного  материала.
  4. Актуализация полученных ранее знаний.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Закрепление нового материала. Физкультминутка.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Основные понятия

Разделительный твердый и мягкий знак; правописание корней с чередующимися гласными; правила написания и-ы после ц; текст, тема, основная мысль, признаки текста, тематическое единство, связность, последовательность, завершенность; цепная и параллельная связь в тексте.

Тип урока

Комбинированный.

Форма урока

Урок — повторение, урок – практическая работа с текстом.

Технология

Проблемно–развивающее обучение.

Мизансцена урока

Учебный кабинет с обычной рассадкой учащихся по рядам и партам. У каждого учащегося имеется на парте учебник русского языка, рабочая тетрадь, ручка.

Оборудование урока

Мультимедийный проектор, экран, доска, мел.

Домашнее задание

§ 3, упр. 29 (списать текст, устно ответить на предложенные вопросы)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

1.Организационная часть.

2.Проверка домашнего задания.

Упр. 22. Выпишите вначале слова с разделительным ъ, а затем —

с ь. Письменно объясните их написание.

а) с разделительным ъ: въездной, изъездить, объединенный, разъяснить, объявить, разъезжать;

б) с разделительным ь: полынья, ружье, заречье, изголовье, обезьяна, серьезный, вьюга, пьедестал, почтальон, шампиньон.

1 дежурный по классу,

Наличие  рабочей тетради, пенала, линейки и т. д.

ученик по выбору учителя читает с выражением

-организовывать свою деятельность на уроке (МР)

-воспринимает информацию на слух и визуально из рабочей  тетради (МР)

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА

3.Повторение изученного материала

1. Вставьте пропущенные буквы (слова записаны на доске), графически объясните правописание корней с чередующимися гласными.

К..снуться (коснуться), р..стительность (растительность), разг..релся (разгорелся), предпол..жение(предположение), воз-

р..ст (возраст), отр..сль (отрасль), выр..сли (выросли), соч..-

тать (сочетать), выб..раться (выбираться), р..сток (росток), водор..сли (водоросли).

2. Замените словосочетания близкими по смыслу словами, иллюстрирующими правила написания и-ы после ц.

Выдержка из текста (цитата), кушанье на одного человека в столовой (порция), могучий и злой великан с одним глазом во лбу (циклоп), варежки (рукавицы), вместилище для перевозки

и хранения жидкости (цистерна), возглас, которым подзывают кур (цып-цып-цып).

Один учащийся выходит к доске и комментирует орфограммы.

Учащиеся по желанию с поднятие руки заменяют словосочетания близкими по смыслу словами.

 

-соотносит понятия (ПР);

-соотносит понятия (ПР);

 

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Создание проблемной ситуации

4. Актуализация полученных ранее знаний.

1. Повторение изученного.

2. Беседа по вопросам:

— Что такое текст?

— Что является темой текста?

— Что называют основной мыслью текста?

3. Упр. 25 (устно). Прочитайте. Определите тему текста (любовь к Родине, чувство Родины) и сформулируйте его основную мысль («Любовь к Родине — это самое чистое и самое сильное, самое нежное и самое глубокое чувство»). Озаглавьте текст («Родина», «Чувство Родины», «Любовь к Родине»).

— Подберите прилагательные к слову чувство (сильное, нежное, вечное, удивительное, главное, необыкновенное). Запишите полученные словосочетания, обозначьте главное слово и от него поставьте вопрос к зависимому.

— Объясните, почему автор в последнем предложении употребил несколько раз слово самое. (Тем самым автор хотел показать значимость, важность, сокровенность любви к Родине.

 

Просмотр слайд — шоу фронтально

Чтение теоретического материала

на с. 15.

Обмен мнениями внутри класса.

Устное чтение текста по заданию учителя.

Фронтально  анализируют  прилагательные к слову чувство.

Фронтально объясняют множественное употребление слова «самое».

-смысловое чтение (ПР);

 

-высказывает собственное мнение (ЛР);

-смысловое чтение (ПР);

-овладевает видами речевой деятельности (МП);

-опознает и анализирует прилагательные с слову (ПР);

 

-проводит анализа слова (ПР);

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Практическая работа                    

5. Объяснение нового материала

Знакомство с теоретическим материалом на с. 16—19.

Физкультминутка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.

2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.

Вместе с учителем выделяют основные признаки текста (тематическое единство, связность, последовательность, развернутость, завершенность) и дают им характеристику.

-осознает эстетическую функцию родного языка, оценивает эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы (ПР);

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

6.Закрепление нового материала

1. Упр. 26. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его («Дары природы», «Берегите природу!»). Докажите, что все предложения текста раскрывают тему и основную мысль.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Любовь к Родине немыслима без бережного обхождения

с дарами природы, предоставленными в распоряжение не одного,

а тысячи счастливых и разумных поколений. Все мы вместе

и каждый в отдельности всего лишь частичка природы. Люди, соединенные с нею дивным родством, наделенные этим мудрым сознанием, не сломают юное деревце, не разрушат муравейника, не оставят мусор на полянке.

2. Упр. 27, упр. 28 (письменно, по вариантам).

Упр. 27. Прочитайте. Как связываются предложения в тексте? (Мысль передается последовательно от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие.) Как называется такая связь? (Такая связь называется цепной.)

— Сколько букв в слове радоваться? (10 букв.) Сколько звуков? (9 звуков.) Можно ли при письме опираться на произношение? (Нет.)

— Объясните выражение радоваться плодам своего труда. (Радоваться достигнутым результатам).

Упр. 28. Прочитайте текст. О чем говорится в первом предложении? («Дым костра подсказывает нам, чем встретит нас завтрашний день…») Раскрывают ли содержание первого последующие предложения? (Да, раскрывают.) Как связываются предложения в тексте? (Все предложения текста раскрывают и дополняют содержание первого.) Как называется такая связь? (Такая связь называется параллельной.)

— Найдите предложение с обобщающим словом (1-е предложение) и объясните постановку знаков препинания.

Устное чтение текста по заданию учителя.

Самостоятельная работа в рабочей тетради

Самостоятельное изучение цепной и параллельной связи в тексте. Работа с учебником (с. 16—17).

Обмен мнениями внутри класса.

Устное чтение текста по заданию учителя.

Обмен мнениями внутри класса

  • -смысловое чтение (ПР);

-потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста (ЛР)

-опознает и анализирует слова в тексте (ПР)

-проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста (ПР)

-овладеть всеми видами речевой деятельности (МР);

-приобретение достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (ЛР);

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Содержательная оценка   и самооценка деятельности и достижений учащихся

Упр. 32. «Озвучьте» предлагаемую схему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла? Охарактеризуйте каждый признак текста.

Фронтально  анализируют  и озвучивают предлагаемую схему. Характеризуют каждый признак текста

-использовать родной язык как средство получения знаний (МР).

Заместитель руководителя ОО ___________________ / Амосова Т.В. /

                             

                                 М. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...