Урок развития речи в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК русского языка в 5 классе ГБОУ СОШ №3
г. Новокуйбышевска
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ УРОКА | |||
1.Организационная часть. 2.Проверка домашнего задания. Упр. 22. Выпишите вначале слова с разделительным ъ, а затем — с ь. Письменно объясните их написание. а) с разделительным ъ: въездной, изъездить, объединенный, разъяснить, объявить, разъезжать; б) с разделительным ь: полынья, ружье, заречье, изголовье, обезьяна, серьезный, вьюга, пьедестал, почтальон, шампиньон. | 1 дежурный по классу, Наличие рабочей тетради, пенала, линейки и т. д. ученик по выбору учителя читает с выражением | -организовывать свою деятельность на уроке (МР) -воспринимает информацию на слух и визуально из рабочей тетради (МР) | |
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП УРОКА | |||
3.Повторение изученного материала 1. Вставьте пропущенные буквы (слова записаны на доске), графически объясните правописание корней с чередующимися гласными. К..снуться (коснуться), р..стительность (растительность), разг..релся (разгорелся), предпол..жение(предположение), воз- р..ст (возраст), отр..сль (отрасль), выр..сли (выросли), соч..- тать (сочетать), выб..раться (выбираться), р..сток (росток), водор..сли (водоросли). 2. Замените словосочетания близкими по смыслу словами, иллюстрирующими правила написания и-ы после ц. Выдержка из текста (цитата), кушанье на одного человека в столовой (порция), могучий и злой великан с одним глазом во лбу (циклоп), варежки (рукавицы), вместилище для перевозки и хранения жидкости (цистерна), возглас, которым подзывают кур (цып-цып-цып). | Один учащийся выходит к доске и комментирует орфограммы. Учащиеся по желанию с поднятие руки заменяют словосочетания близкими по смыслу словами. |
-соотносит понятия (ПР); -соотносит понятия (ПР);
| |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | |||
Создание проблемной ситуации 4. Актуализация полученных ранее знаний. 1. Повторение изученного. 2. Беседа по вопросам: — Что такое текст? — Что является темой текста? — Что называют основной мыслью текста? 3. Упр. 25 (устно). Прочитайте. Определите тему текста (любовь к Родине, чувство Родины) и сформулируйте его основную мысль («Любовь к Родине — это самое чистое и самое сильное, самое нежное и самое глубокое чувство»). Озаглавьте текст («Родина», «Чувство Родины», «Любовь к Родине»). — Подберите прилагательные к слову чувство (сильное, нежное, вечное, удивительное, главное, необыкновенное). Запишите полученные словосочетания, обозначьте главное слово и от него поставьте вопрос к зависимому. — Объясните, почему автор в последнем предложении употребил несколько раз слово самое. (Тем самым автор хотел показать значимость, важность, сокровенность любви к Родине. |
Просмотр слайд — шоу фронтально Чтение теоретического материала на с. 15. Обмен мнениями внутри класса. Устное чтение текста по заданию учителя. Фронтально анализируют прилагательные к слову чувство. Фронтально объясняют множественное употребление слова «самое». | -смысловое чтение (ПР);
-высказывает собственное мнение (ЛР); -смысловое чтение (ПР); -овладевает видами речевой деятельности (МП); -опознает и анализирует прилагательные с слову (ПР);
-проводит анализа слова (ПР); | |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | |||
Практическая работа 5. Объяснение нового материала Знакомство с теоретическим материалом на с. 16—19. Физкультминутка для глаз 1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз. 2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза. | Вместе с учителем выделяют основные признаки текста (тематическое единство, связность, последовательность, развернутость, завершенность) и дают им характеристику. | -осознает эстетическую функцию родного языка, оценивает эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы (ПР); | |
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ | |||
6.Закрепление нового материала 1. Упр. 26. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его («Дары природы», «Берегите природу!»). Докажите, что все предложения текста раскрывают тему и основную мысль. — Спишите, вставляя пропущенные буквы. Любовь к Родине немыслима без бережного обхождения с дарами природы, предоставленными в распоряжение не одного, а тысячи счастливых и разумных поколений. Все мы вместе и каждый в отдельности всего лишь частичка природы. Люди, соединенные с нею дивным родством, наделенные этим мудрым сознанием, не сломают юное деревце, не разрушат муравейника, не оставят мусор на полянке. 2. Упр. 27, упр. 28 (письменно, по вариантам). Упр. 27. Прочитайте. Как связываются предложения в тексте? (Мысль передается последовательно от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие.) Как называется такая связь? (Такая связь называется цепной.) — Сколько букв в слове радоваться? (10 букв.) Сколько звуков? (9 звуков.) Можно ли при письме опираться на произношение? (Нет.) — Объясните выражение радоваться плодам своего труда. (Радоваться достигнутым результатам). Упр. 28. Прочитайте текст. О чем говорится в первом предложении? («Дым костра подсказывает нам, чем встретит нас завтрашний день…») Раскрывают ли содержание первого последующие предложения? (Да, раскрывают.) Как связываются предложения в тексте? (Все предложения текста раскрывают и дополняют содержание первого.) Как называется такая связь? (Такая связь называется параллельной.) — Найдите предложение с обобщающим словом (1-е предложение) и объясните постановку знаков препинания. | Устное чтение текста по заданию учителя. Самостоятельная работа в рабочей тетради Самостоятельное изучение цепной и параллельной связи в тексте. Работа с учебником (с. 16—17). Обмен мнениями внутри класса. Устное чтение текста по заданию учителя. Обмен мнениями внутри класса |
-потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста (ЛР) -опознает и анализирует слова в тексте (ПР) -проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста (ПР) -овладеть всеми видами речевой деятельности (МР); -приобретение достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью (ЛР); | |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | |||
Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся Упр. 32. «Озвучьте» предлагаемую схему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла? Охарактеризуйте каждый признак текста. | Фронтально анализируют и озвучивают предлагаемую схему. Характеризуют каждый признак текста | -использовать родной язык как средство получения знаний (МР). |
Заместитель руководителя ОО ___________________ / Амосова Т.В. /
М. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...