Пути совершенствования результатов ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

МИР РУССКОГО ЯЗЫКА

анализ результатов ЕГЭ по русскму языку на муниципальном уровне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высокогорский муниципальный район РТ

Пути совершенствования результатов ЕГЭ по русскому языку

Выступление на конференции РМО

 учителей русского языка и литературы

Высокогорского муниципального района РТ

учителя  МБОУ « Шапшинскя СОШ»

Гарифьяновой Т.А.

15.08.2018

Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 11 класса, как и в прошлые годы, имела свое назначение – оценить подготовку выпускников средней школы с целью их итоговой аттестации и отбора  абитуриентов для поступления в вузы. В КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с 2017 годом были внесены незначительные изменения. В экзаменационную работу включено задание ( №20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка. Увеличен первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы с 57 до 58.

Выполнение экзаменационной работы потребовало от выпускников следующих умений:

  • -анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
  • -оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • -анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • -использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • -оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
  • - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • -создавать собственные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
  • -осуществлять речевой самоконтроль.

Всего по РФ сдавало ЕГЭ по русскому языку 645 500 выпускников, из них  0,4 % не прошли порог, определенный Комиссией  по шкалированию Рособрнадзора, свидетельствующий об освоении школьного курса по русскому языку в 2018 году –  24   балла по 100 бальной шкале. Число стобалльников выросло на 1000 по сравнению с прошлым годом – 3 722 (0,6 %). Один участник из Москвы сдал на 100 баллов сразу четыре предмета. Процент высокобалльников  (81-100 б.) составил 26,7 %. Средний балл 70, 93; средний балл по РТ 74, 5 ( в 2017 г. 72,25); средний балл по району 71,4  (в 2017 г. 75 ), минимальный порог прошли все. При этом  40  высокобалльников (81-98 б.) – 25,8  %,  1 выпускник получил  100 б (Хисматова Динара Альбертовна, ВСОШ № 1, учитель Насыбуллина Г.В.).

 Тестовая часть в основном не вызвала затруднений.

№ задания

тема

Процент выполнения по наивысшему баллу

Не справились с заданием

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

87

0

2

Средства связи предложений в тексте

83

17

3

Лексическое значение слова

94

6

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

85

15

5

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

70

30

6

Морфологические нормы (образование форм слова)

55

45

7

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

41

3

8

Правописание корней

72

28

9

Правописание приставок

78

22

10

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

96

4

11

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

91

9

12

Правописание НЕ и НИ

86

14

13

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

75

25

14

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

70

30

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

67

3

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

75

25

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

70

30

18

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

87

13

19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

72

28

20

Лексические нормы

80

20

21

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

71

29

22

Функционально-смысловые типы речи

55

45

23

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

79

21

24

Средства связи предложений в тексте

53

47

25

Речь. Языковые средства выразительности

56

0,65

 

Из таблицы следует, что с заданиями базового уровня 1-21  выпускники справились успешно, но все же  выполняемость всех заданий ниже прошлогоднего показателя. Трудность в выполнении вызвали  только 6 и 22, а также задания высокого уровня сложности (7, 23-25) , поэтому при подготовке к ЕГЭ в следующем учебном году особое внимание следует уделить работе с текстом, нахождению связи в предложениях, образованию форм слова.

        Следует отметить некоторые изменения  в проверке задания 26. На третью проверку отправлялись не только  те работы, где расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов, но и если расхождение балла, выставленного первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных баллов, тогда третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7. Само задание изменений не претерпело, поэтому все выпускники справились с этим заданием. И все же по некоторым отдельным критериям оценивания задания 26 наблюдается низкий процент выполнения.

Критерии оценивания

Кол-во баллов

%

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1б.

99,3

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0б.

0,7

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел не менее 2  примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3 б.

50,9

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привел 1  пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

2 б.

33,5

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст,  но

экзаменуемый не привел ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,

или

в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста

1 б.

14,8

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или  прокомментирована без опоры на исходный текст,

или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или в  качестве комментариев цитируется большой фрагмент

0 б.

1,9

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1 б.

97

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0 б.

3

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной

литературы)

3 б.

45,1

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2 б.

29,7

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1 б.

14,1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,

или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе

0 б.

10,9

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2 б.

60,7

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1 б.

38

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0 б.

1,3

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2 б.

29,7

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1 б.

69,7

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0 б.

0,65

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3 б.

34,8

допущено не более 2-х ошибок

2 б.

41,3

допущено 3–4 ошибки

1 б.

13,6

допущено более 4-х ошибок

0 б.

10,3

К8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3 б.

16,8

допущено 1–3 ошибки

2 б.

48,4

допущено 4–5 ошибок

1 б.

25,2

допущено более 5-и ошибок

0 б.

11,6

К9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2 б.

35,5

допущено 1–2 ошибки

1 б.

53,5

допущено более 2-х ошибок

0 б.

9

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2 б.

35,5

допущено 2–3 ошибки

1 б.

55,5

допущено более 3-х ошибок

0 б.

8,4

К11

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1 б.

99

допущены этические ошибки (1 и более)

0 б.

1

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1 б.

89,7

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

0 б.

9,3

Анализ выполнения содержательной части сочинения (критерии 1 – 4) свидетельствует о том, что большинство учащихся адекватно воспринимают прочитанный текст, умеют определить и сформулировать его проблему, выявить авторскую позицию.

Но половина экзаменуемых  испытывала затруднения при комментировании проблемы исходного текста, хотя не справились с этим заданием  лишь около 2 %  учащихся.

Более серьезные затруднения  у учащихся вызвало аргументирование собственного мнения:  почти 11% не справились с этим заданием.

При написании сочинения учащиеся продемонстрировали не высокий уровень речевой, орфографической и пунктуационной грамотности: от 8% до 12 % учащихся не справились с этими заданиями, а максимальный балл смогли получить лишь о 16% до 35%.  10 % учащихся допустили фактические ошибки.

Можно предположить, что отдельные просчёты в обучении русскому языку связаны с игнорированием ключевой роли планомерной работы по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи на протяжении всех лет обучению русскому языку. Деятельностный подход должен стать ведущим на уроке. При этом в процессе преподавания русского языка необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы; учить вести любой диалог этически корректно. При подобном подходе в центре внимания оказываются интересы и творческий потенциал ученика, его личный и читательский опыт, что соответствует требованиям реализации личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку.

Следует обратить внимание на западающие темы при подготовке к экзаменам, на речевые ошибки, выразительные средства языка, информационную переработку текста, на типы текста.

Исходя из полученных результатов,  можно сформулировать следующие  выводы и предложения:

 -  При поурочном планировании и проведении уроков уделять особое внимание повторению и закреплению наиболее значимых и сложных тем, а также выделять резерв времени на отработку тестовых заданий.

 -  Подготовку к экзамену проводить параллельно с изучением программного материала путем включения заданий в формах, используемых при итоговой аттестации начиная с 5 класса.  

-     Выявлять  и ликвидировать отдельные пробелы в знаниях учащихся, особое внимание уделять тем разделам, которые считаются западающими по итогам ЕГЭ.

-    При изучении русского языка  необходимо повышать практическую направленность предмета, больше уделять внимания применению знаний  в письменных работах.

-    Уделять больше  внимания межпредметным связям .

 -   Уделять больше внимания развитию самостоятельности мышления учащихся.

-   Включить в план работы ШМО мероприятия по устранению выявленных ошибок и недочётов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

  1. Использовать результаты ЕГЭ по русскому языку в 2018  г. при  организации подготовки к экзамену в следующем учебном году.
  2. Важно добиться, чтобы задания базового уровня могли выполнить все школьники.
  3. Вести в системе исследовательскую работу с текстами, используя компетентностный подход к обучению.
  4. Использовать на уроке блочно-модульную подачу материала, обеспечивающую комплексное повторение.
  5. Регулярно проводить онлайн-тестирование и репетиционные тестирование и обеспечить открытый учёт знаний, чтобы учащийся видел динамику результатов обучения.
  6. Несмотря на то, что сложные задания выполняют в основном сильные ученики, эти задания должны использоваться в учебном процессе, коллективно обсуждаться, так как они развивают мышление школьников, способствуют формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год

       Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учи­теля считают читательскую подготов­ку. Именно отсюда проистекают часто школьные пробл...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».

Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в образовательных учреждениях Октябрьского района Оренбургской области: проблемы, пути решения

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2013 году. Результаты выполнения заданий части А,В,С.Пути решения проблемы....

Пути достижения метапредметных результатов на уроках русского языка

Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

«Совершенствование грамотности на уроках русского языка и литературы»

      Проблема глубоких и прочных знаний учащихся всегда актуальна для школы. Успешное решение её определяет, в частности, уровень орфографической подготовки школьников. Однако н...