Рабочая программа по русскому языку 10-11 класс
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) по теме
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10-11_klass.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ «Центр ЮССТ»
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы, от «_03» ____09___ 2012года | Программа утверждена директором НОУ «Центр ЮССТ» С.В.Коляскиной от «_03_» __09______ 2012года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
10-11 КЛАСС
МОСКВА
2012-2013
Составитель: Винокурова В.Н., учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень) и 3 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме 204 часов (в 10 классе – 102 часов, в 11 классе – 102 часов). Именно на такое число часов рассчитана данная программа. В связи с тем, что в 10 классе в первой четверти изучают предметы естественно-научного цикла, количество часов составляет 81час, а в 11 классе – 132 часа. Итого: 213 часов.
Используемый учебно-методический комплект:
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-тематический план. 10 класс. Базовый уровень. 68 часов +13ч р/р
№ | Тема | Кол – во часов | В том числе | |
Контрольные работы, практикумы | Развитие речи | |||
1 | Введение.
| 1 | - | - |
2 | Фонетика, графика, орфоэпия | 3 | 1 | |
3 | Лексика, фразеология, лексикография | 15 | 2 | 3 |
4 | Морфемика и словообразование | 4 | 1 | |
5 | Морфология и орфография. | 13 | 2 | |
6 | Части речи. Имя существительное | 4 | 1 | 1 |
7 | Имя прилагательное | 4 | 1 | 1 |
8 | Имя числительное | 2 | 1 | 2 |
9 | Местоимение | 2 | 1 | |
10 | Глагол. Причастие. Деепричастие | 5 | 2 | |
11 | Наречие. | 2 | 1 | |
12 | Слова категории состояния | 1 | 1 | |
13 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия | 7 | 1 | 2 |
14 | Повторение и обобщение | 5 | 4 | |
Всего часов | 81 | 15 | 13 |
Учебно-тематический план. 11 класс. Профильный уровень. 102 часа+17к/р+13р/р
№ | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Контрольные работы, тесты, практикумы | Развитие речи | |||
1 | Повторение и обобщение пройденного в 10 классе | 9 | 1 | |
2 | Синтаксис и пунктуация | 1 | ||
3 | Словосочетание | 3 | 1 | |
4 | Предложение. Простое предложение | 6 | 1 | |
5 | Простое осложнённое предложение | 25 | 6 | 1 |
6 | Сложное предложение | 13 | 3 | |
7 | Предложения с чужой речью | 3 | 1 | |
8 | Употребление знаков препинания | 6 | 1 | |
9 | Культура речи | 3 | ||
10 | Стилистика | 12 | 5 | 3 |
11 | Из истории русского языкознания | 1 | ||
12 | Подготовка к написанию части С на ЕГЭ | 7 | 2 | |
13 | Повторение | 15 | ||
Всего часов | 132 | 17 | 13 |
Содержание программы
Базовый уровень
10 КЛАСС
Введение
Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография1.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.
2 См. также раздел «Культура речи».
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
11 КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
Базовый уровень (68 часов+13ч р/р)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные термины и понятия | Практичес-кие навыки | Правопис-ные навыки | Домаш- нее задание Уч. Гольцо-вой |
1 | Слово о русском языке. Слово и его значение. | 1 | РЛЯ, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира. Слово. Лексическое значение. Толковый словарь. | Составление плана текста, виды планов, эпиграфы Работа с толковым словарём | Попутное повторение орфографии | Упр. 3 конспект |
2 | Однозначность и многозначность слов | 1 | Однозначные слова. Многозначные слова. | Работа с толковым словарём | Попутное повторение орфографии | Упр. 5 |
3 | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка | 1 | Лексика, фонетика, словообразование, морфемика, морфология, синтаксис | |||
4 | Изобразительно-выразительные средства | 1 | Тропы, метафора, сравнение. | Анализ лексических средств выразительности в тексте. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | Упр. 11 |
5-6 Р/Р | Практическая работа. Лингвистический анализ текста. (ДВ 2009: А2, А11, А30; В8) | 1 | Тропы, метафора, сравнение. | |||
7 | Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов. | 1 | Омонимы: омографы, омофоны, омоформы. | Работа со словарём. | Повторение орфографии и пунктуации. | Упр. 14 |
8 | Паронимы, их употребление. Словари паронимов. | 1 | Паронимы. | Работа со словарём. | Повторение орфографии и пунктуации. | Упр. 19 |
9 | Синонимы. Их употребление. Словари синонимов. Антонимы. Их употребление. | 1 | Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Антонимы. Типы антонимов. Антитеза. | Работа со словарями синонимов. Анализ текста. Работа со словарём антонимов. Анализ текста. | Повторение орфографии и пунктуации. | Упр. 29 |
10-11 Р/Р | Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. | 2 | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. | Составление плана текста. | Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания. | |
12 Р/Р. | Лексикография. Практическая работа. Лексический анализ текста на основе работы со словарями. | 1 | Синонимы, омонимы, омографы, омофоны, антонимы | |||
13 | Происхождение лексики СРЯ | 1 | Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. | Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | Упр. 36 |
14 Р/Р | Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк» | 1 | Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи | |||
15 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. | 1 | Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. | Определение лексических особенностей текста. Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) | Попутное повторение орфографии. | Упр. 41 |
16 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Работа с тестами. Проверка правописных и орфографических умений и навыков. Элементы анализа текста. | |||
17 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. | Работа со словарём фразеологизмов | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | Упр. 47 |
18 | Обобщающий урок: лексикография. | 1 | Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные). | Работа с вопросами и заданиями для повторения. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | Вопросы и задания стр. 32 |
19 | Диктант | 1 | Проверка усвоения основных знаний по русскому языку. | |||
20-21 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. | 2 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные. Безударные. Ударение. Орфоэпические нормы. | Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическими вариантами. | Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии. | Упр. 52, 53; вопросы и задания стр.40 |
22 | Готовимся к ЕГЭ. Тест. | 1 | Работа с тестами | Соотношение количества букв и звуков в слове. Произносительные нормы. | Тест на правописную грамотность. | |
23 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. | 1 | Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы. | Морфемный анализ слов. | Правописание морфем. | Вопросы и задания стр. 47, 49 |
24 | Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. | 1 | Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. | Морфологический принцип правописания. | Упр. 78, 79 |
25 | Формообразование. Понятие парадигмы. | 1 | Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы. | Работа с грамматико-орфографическим словарём. | Правописание окончаний различных частей речи. | Вопросы и задания стр. 58 |
26-27 Р/Р | Изложение с творческим заданием. | 1 | Тема. Главная мысль. Ключевые слова. | |||
28 | Принципы русской орфографии. | 1 | Морфология. Орфография. Орфограмма. | Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии. | Типы орфограмм. | Вопросы и задания стр. 61 |
29 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. | Безударные гласные в корне слова. | Упр. 94, 96 |
30 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | Безударные чередующиеся гласные в слове. | Морфемный анализ слова. | Безударные гласные в корне слова. | Упр. 106 |
31 | Обобщающие упражнения. Тест. | 1 | Орфограмма. | Закрепление навыков решения орфографических задач. | ||
32 | Употребление гласных после шипящих. | 1 | Безударные гласные, ударение. | Работа по алгоритму. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слова. | Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях слова. | Упр.112 |
33-34 Р/Р | Текст как речевое произведение. Виды связей предложений в тексте. (ДВ 2009:В7) | 2 | Цепная и параллельная | |||
35 | Употребление гласных после Ц. | 1 | Орфограмма. Гласные и согласные звуки, звук и буква. | Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму. | Упр. 116 | |
36 | Диктант | 1 | Проверка усвоения основных знаний по русскому языку. | |||
37 | Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | 1 | Орфограмма, звук и буква. Согласные звуки, звонкие и глухие согласные. | Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова. | Правописание согласных в слове. | Упр. 120, 123 |
38 | Правописание двойных согласных. | 1 | Орфограмма, правила правописания. | Орфографический анализ слова. | Правописание двойных согласных. | Упр. 128 |
39- 40 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Гласные Ы – И после приставок. | 2 | Орфограмма, правила правописания, приставка. Принципы орфографии. | Орфографический разбор слова. Значение приставок, связь с правописанием. Орфографический анализ слова. | Правописание приставок. Фонетические написания. | Упр. 143 Упр. 152 |
41-42 Р/Р | Смысловая и композиционная целостность текста.( ДВ 2009: А6, А7, А27, А28) | 1 | Целостность | Подготовка к практикуму | ||
43-44 Р/Р | Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. (ДВ 2009: А27, А28, В7) | 2 | Композиция | |||
45 | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 1 | Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове. Графика и орфография, строчная и приписная буква. Слог, деление слова на слоги. | Роль Ъ и Ь. Орфографический анализ слова. Морфемный разбор, фонетический разбор слова. | Правописание Ъ и Ь. Написание строчных и прописных букв. Правила переноса слов. | Упр. 159 Вопросы и задания стр. 104 |
46 | Готовимся к ЕГЭ. Тест. | 1 | Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков. | |||
47 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных. | Морфологический разбор имён существительных. | Обобщение и повторение орфографии. | Упр. 169 |
48 | Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. | 1 | Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение. Падеж, тип склонения. | Определение типа склонения, числа и падежа существительных. Решение орфографических задач по алгоритму. | Падежные окончания существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. | Упр.192 |
49 | Правописание сложных имён существительных. | 1 | Имя существительное. Слитные и дефисные написания. | Орфографический анализ слов. | Слитные и дефисные написания. | Упр. 194 |
50 | Контрольный диктант. | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | |||
51-52 Р/Р | Функционально – смысловые стили речи. Особенности текстов научного и публицистического стилей. | 1 | научный и публицистический стиль. | |||
53 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. | Морфологический разбор имён прилагательных. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | Упр. 199 |
54 | Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. | 1 | Имя прилагательное. Суффиксы. Окончание. | Написание суффиксов: -к-/-ск-; -ев-/-ив-; -чив-/-лив-; -ов-/-оват-/-овит-; -инск-; -оньк-/-еньк-. | Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. | Упр. 212 |
55 | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс. | Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных. | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | Упр. 216 |
56 | Правописание сложных имён прилагательных. | 1 | Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и дефисное написание. | Образование сложных имён прилагательных. | Правописание сложных имён прилагательных. | Упр. 220 |
57 | Р/Р. Функционально-смысловые типы речи.( ДВ 2009: А29) | 1 | Описание, повествование, рассуждение | |||
58 | Р/Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста - рассуждения. | Рассуждение, тезис, доказательство | ||||
59 | Р/Р. Обучающее изложение текста - рассуждения. | 1 | Изложение | |||
60 | Имя числительное как часть речи | 2 | Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные. | Морфологический разбор числительных. | Правописание числительных; слитные, дефисные и раздельные написания; падежные окончания числительных. | Упр. 222, 225, 230; вопросы и задания стр. 151 |
61 | Местоимение как часть речи. | 1 | Местоимения. Разряды местоимений. | Морфологический разбор местоимений. | Правописание местоимений. | Упр. 234 |
62 | Диктант | 1 | Проверка знаний, умений и навыков. | |||
63-64 | Глагол как часть речи. | 2 | Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов. | Морфологический разбор глагола, образование разных форм глагола. | Правописание глаголов. | Упр. 241, 258 |
65 Р/Р | Обучающее сочинение-рассуждение.( ДВ 2009: часть С) | 1 | Рассуждение | |||
66 Р/Р | Анализ результатов сочинения. Взаимопроверка/самопроверка текстов сочинений. Редактирование сочинений. | 1 | Взаимопроверка | |||
67-68 | Причастие как часть речи. | 2 | Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени. | Морфологический разбор причастий, образование причастий. | Правописание суффиксов причастий Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. | Упр. 262, 270 |
69 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Деепричастие: признаки глагола и наречия. Категория вида. | Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий. | Правописание деепричастий. | Упр.275 |
70 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 2 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий. | Морфологический разбор наречий. | Правописание наречий. | Упр. 279, 286 |
71 | Диктант. | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | |||
72 | Слова категории состояния. | 1 | Слова категории состояния. | Морфологический разбор слов категории состояния. | Попутное повторение орфографии. | Упр.291 |
73 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные. | Морфологический разбор предлогов. | Правописание предлогов. | Упр. 296. 301 |
74 | Союз как служебная часть речи. | 2 | Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. | Морфологический разбор союзов. | Правописание союзов. | Упр. 304, 306 |
75 | Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 2 | Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц. | Морфологический разбор частиц. Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. | Правописание частиц. | Упр. 308 Упр. 309 |
76 | Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи. | 2 | Служебные части речи. Частицы. Отрицательные частицы. Морфемика: приставки. | Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. | НЕ и НИ с различными частями речи. | Упр. 315, 318 |
77 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 | Междометия. Звукоподражательные слова. | Морфологический разбор междометий. | Правописание междометий и звукоподражательных слов. | Упр. 320 |
78 | Повторение и обобщение пройденного. | 1 | Повторение и обобщение основных тем и разделов курса. | Упр. 323, 326 | ||
79-80 | Готовимся к ЕГЭ. Итоговый тест. | 2 | Орфография. Лексика. Фонетика. Морфемика. Морфология. Элементы анализа текста. | |||
81 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок и затруднений. |
11 класс. Профильный уровень (102 ч + 9ч к/р+13р/р+8резерв)
№ уро-ка | Не-де-ля | Тема урока | § | К-во часов | Основные термины и понятия | Практические навыки | Правописные навыки | Д.з. |
1 | 1 | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 | Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения | Развивать навыки связной монологической речи, совершенствовать артикуляционные умения. Фонетический разбор слова | Правописание чередующихся гласных и согласных | Упр. 97,101 | |
2-3 | 1 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 2 | Состав слова; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова и окончание; сущность и порядок морфемного и словообразовательного разбора | Морфемный и словообразовательный анализ слова | Отработка орфографических навыков | Упр. 78, 97 | |
4-6 | 2 | Обобщающее повторение частей речи | 3 | Самостоятельные и служебные части речи. Правописание прилагательных, причастий, наречий | Совершенствовать умение опознавать части речи | Совершенствовать навыки правописания некоторых частей речи | Упр. 214. 270, 286 | |
7-8 К/Р | 2 | Обобщение и систематизация знаний | 2 | . Решение тестовых задач. (ДВ 2009: А1-А5, А10, А 26, В2; А12 - А 18, А26, А 30, В1, В2, В8) | ||||
9-10 К/Р | Морфологический разбор различных частей речи. | 2 | Морфология. Орфография. | Решение тестовых задач.(ДВ 2009: А3-А5, А10, А17, А18) | ||||
11 К/Р | № 1. Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач. | 1 | Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач. | |||||
12-13 | 3 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | 63 | 2 | Частицы, разряды частиц по значе-нию | Совершенствовать умение определять значение частиц | Правописание частиц | Упр. 318 |
14 к/р | 3 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | - | 1 | Подведение итогов уроков повторения и обобщения пройденного в 10 классе | |||
15 | 4 | Основные принципы русской пунктуации | 65 | 1 | Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунктуации | Пунктуационный анализ предложения | Основные функции знаков препинания | Упр. 327 |
16-17 Р/Р | Текст. | 2 | Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунктуации | Развитие умений использования приемов сжатия текста научного или публицистического стилей. (Спецификация ДВ 2009, ДВ 2009: А27, часть С) | ||||
17-18 Р/Р | Текст. Композиция авторского текста. Виды связей предложений в тексте (ДВ 2009: А6, А7). | 2 | Цепная, параллельная | |||||
19 | 4 | Словосочетание | 66 | 1 | Словосочетание, типы словосочетаний | Морфологический разбор знаменательных частей речи | Правописание окончаний имен существительных и прилагательных | Упр. 328 |
20 | 4 | Виды синтаксической связи | 67 | 1 | Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний | Синтаксический разбор словосочетаний | Изменение имен числительных | Упр. 331 |
21 Р/Р | 5 | Сжатое изложение | 1 | Тема, главная мысль, тип речи, стиль речи, план, микротема | Соблюдение правописных норм в тексте | |||
22 | Работа над ошибками изложения. | 1 | Тема, главная мысль, тип речи, стиль речи, план, микротема | Анализ выполнения творческого задания. | ||||
14 | 5 | Понятие о предложении. Классификация предложений | 68 | 1 | Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Знаки препинания в сложном предложении | Упр. 335 |
15 | 5 | Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | 69-71 | 1 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Повторение орфографии и пунктуации. Постановка знаков препинания в конце предложения | Упр. 339 |
16 | 6 | Подготовка к ЕГЭ. Тест | - | 1 | Проверка правописных навыков и умений. Элементы анализа текста | |||
17-18 | 6 6 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 72-74 | 2 | Двусоставные предложения, односоставные предложения. Второстепенные члены предложения | Синтаксический разбор предложений | Повторение основных правил орфографии | Упр. 342, 345 |
19 | 7 | Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Интонационное тире | 75-76-77 | 1 | Структурная неполнота предложения. Соединительное тире; интонационное тире | Пунктуационный разбор предложения | Тире в неполном предложении | Упр. 351, 354 |
20 Р/Р | Обобщение и систематизация по теме: «Словосочетание. Простое предложение». | 1 | Структурная неполнота предложения. Соединительное тире; интонационное тире | Практическая работа по решению тестовых задач. | ||||
21 | Р/Р. Развитие умений самостоятельной работы с авторским текстом. | 1 | Определение темы, идеи, проблематики текста. (ДВ 2009: А27, А28, А 29, часть С). | |||||
22 Р/Р | Способы определения авторской позиции. | 1 | Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов. (ДВ 2009: часть С). | |||||
23 -24 Р/Р | Обучающее сочинение – рассуждение. (ДВ 2009: часть С). | 2 | Проблема, ком-ментарий к про-блеме, позиция автора, аргумен-тация своей по-зиции, компози-ция сочинения | |||||
25 | Анализ сочинений. Простое осложненное предложение. | 1 | Восклицательное, распространённое | Синтаксический разбор простого предложения. | ||||
26 | 7 | Простое осложненное предложение. | 78 | 1 | Восклицательное, распространённое | Синтаксический разбор простого предложения. | Упр. 359 | |
27 | 7 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 79-80 | 1 | Предложение, однородные и неоднородные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания в предложении с однородными членами | Упр. 366 |
28 | 8 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами
| 82-83 | 1 | Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при однородных определениях | Упр. 375 |
29 | 8 | Обобщающие слова при однородных членах | 84 | 1 | Обобщающие слова, однородные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обобщающих словах | Упр. 380 |
30-31 | 8- 9 | Подготовка к ЕГЭ. Тест | 2 | Проверка правописных навыков и умений. Акцентологические нормы. Элементы анализа текста | ||||
32 К/Р | № 4. Диктант с творческим заданием (мини-сочинение). | 1 | Проверка правописных навыков и умений | (ДВ 2009: А8, А19, А22, В3; часть С) | ||||
33 | Работа над ошибками диктанта. | 1 | Анализ мини-сочинения. | |||||
34 | 9 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 85 | 1 | Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных членах предложения | Упр. 386 |
35 | 9 | Обособленные приложения | 86 | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные приложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных приложениях | Упр. 393 |
36 | 10 | Обособленные обстоятельства | 87 | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства | Пунктуационный анализ предложения 1 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | Упр. 399 |
37 | 10 | Обособленные дополнения | 88 | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные дополнения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных дополнениях | Упр. 401 |
38 | 10 | Повторение и обобщение | - | 1 | Повторение и обобщение правописных умений и навыков | Упр. 402 | ||
39-40 Р/Р | Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Основные признаки художественной речи. | 2 | Роль средств языковой выразительности в авторском тексте. | Решение тестовых задач. (ДВ 2009: В8) | ||||
41 Р/Р | 11 | Лингвистический анализ текста | - | 1 | Тема. Главная мысль. Особенности лексики, морфологии и синтаксиса. Звукопись | |||
42-43 | Р/Р.Обучающее сочинение по прочитанному тексту | 2 | ||||||
44 | Р/Р.Самопроверка (взаимопроверка) и самоанализ (анализ) сочинений | 1 | Редактирование собственного текста. | |||||
45 | 11 11 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 89 | 2 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения | Упр. 404, 407 |
46 К/Р | 12 | Диктант с грамматическим заданием | - | 1 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | |||
47 | 12 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 90 | 1 | Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительного оборота | Синтаксический разбор предложения, синтаксический разбор словосочетания, работа с толковым словарем | Знаки препинания при сравнительных оборотах | Упр. 412 |
48 | Р/Р.Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. | 1 | Проблема, ком-ментарии к про-блеме, позиция автора, аргумен-тация своей по-зиции, компози-ция сочинения | |||||
49-50 Р/Р | Контрольное сочинение. (ДВ 2009: часть С) | 2 | Проблема, ком-ментарии к про-блеме, позиция автора, аргумен-тация своей по-зиции, компози-ция сочинения | |||||
51 | Анализ контрольного сочинения | |||||||
52 | 12 | Знаки препинания при обращениях | 91 | 1 | Обращения, знаки препинания при обращениях | Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор знаменательных частей речи | Знаки препинания при обращениях. Повторение правил орфографии | Упр. 415 |
53 | 13 | Вводные слова | 92 | 1 | Вводные слова, группы вводных слов по значению, | Синтаксический разбор предложения, пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | Упр. 421 |
54 | 13 | Вставные конструкции | 92 | 1 | Вставные конструкции | Синтаксический разбор предложения, пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | Упр. 425 |
55-56 | 13-14 | Подготовка к ЕГЭ Тест | - | 2 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | |||
57 | 14 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | 93 | 1 | Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова | Пунктуационный анализ предложения. Морфологический разбор слов различных частей речи | Знаки препинания при междометиях, отрицательных, утвердительных, вопросительных, восклицательных словах | Упр. 429 |
58-59 | 14-15 | Повторение и обобщение | - | 2 | Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений | Упр. 431, 433 | ||
60 к/р | 15 | Диктант | - | 1 | Проверка правописных навыков и навыков грамматических разборов. | Упр. 432 | ||
61 К/Р | Тест. (ДВ 2009: А5-А11, А19-А22, А26, В3, В5) | Тест. (ДВ 2009: А5-А11, А19-А22, А26, В3, В5) | ||||||
62 | Анализ контрольного тестирования. | |||||||
63-64 | 15- 16 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 94-95 | 2 | Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения | Определение типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения | Правописание союзов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Упр. 437. 440 |
65 | 16 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 96 | 1 | Сложноподчиненные предложения; главная и придаточная части, виды придаточных | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Упр. 448 |
66 | 16- | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 97 | 1 | Сложноподчиненные предложения; типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | Упр. 453, 454 |
67 к/р | 17 17 | Итоговый тест | - | 2 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | |||
68 | 17 | Анализ ошибок | 1 | |||||
69-70 К/Р | Синтаксический и пунктуационный анализ текста с решением тестовых задач | . (ДВ 2009: А8, А9, А19-А26, В4-В6). | ||||||
71 | Анализ результатов контрольной работы. | |||||||
72 | 18 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 98 | 1 | Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Упр. 459 |
73-74 | 18 19 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | - | 2 | Сложное предложение с разными видами связи; союзная и бессоюзная связь | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения с разными видами связи | Знаки препинания в предложении с разными видами связи; при стечении сочинительных и подчинительных союзов | Синтаксический разбор предложений с разными видами связи |
75 | 19 | Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац | 99-100 | 1 | Сложное предложение с разными видами связи. Период, знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое, микротема, абзац | Пунктуационный анализ предложения. Анализ микротемы, структуры ССЦ | Знаки препинания в периоде | Упр. 470 |
76 к/р | 19 | Диктант | 1 | Проверка правописных умений и навыков, умений выполнять грамматические разборы | ||||
77 | 19 | Анализ ошибок | 1 | |||||
78 | 20 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | 101, 102 | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора | Составление схем предложений с прямой речью | Знаки препинания при прямой речи | Упр. 480 |
79 | 20 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | 103, 104 | 1 | Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат | Синтаксический разбор сложного предложения; пунктуационный разбор | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | Упр. 481 |
80 Р/Р | 20 | Сочинение-миниатюра | - | 1 | Создание связного монологического высказывания на заданную тему | |||
81 | 21 | Сочетание знаков препинания | 105 | 1 | Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания | Пунктуационный разбор различных синтаксических конструкций | Постановка знаков препинания при их стечении | Упр. 487 |
82 | 21 | Факультативные знаки препинания | 106 | 1 | Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные | Пунктуационный анализ предложения | Постановка факультативных знаков препинания | Упр. 488 |
83 | 21 | Авторская пунктуация | 107 | 1 | Авторская пунктуация | Пунктуационный анализ предложения | Повторение орфографии | Упр. 490 |
84-85 | 22 22 | Обобщающие уроки | - | 2 | Урок-семинар по теоретическому материалу. | Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений). Урок-анализ текста | Упр. 495, 497 | |
86 к/р | 22 | Диктант с грамматическим заданием | - | 1 | Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов | Упр. 511 | ||
87 | 22 | Анализ ошибок | ||||||
88 89 90 | 23 23 23 | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи. Культура разговорной речи. | 108- 111 | 3 | Язык и речь; культура речи; норма литературного языка, типы норм. Орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы | Составление тезисов, плана-конспекта. Осознанный выбор языкового варианта, соответствующего норме | Повторение орфографии и пунктуации | Упр. 513, 517, 518 |
91 | 24 | Функциональные стили | 1 | Функциональные стили, стилистика; стиль, классификация стилей | Грамматические разборы разных видов | Повторение: написание терминов | Анализ предложенного текста | |
92-93 | 24 24 | Научный стиль. Информационная переработка текста (урок-практикум) | 112 | 2 | Научный стиль, жанры научного стиля | Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана | Повторение: написание терминов | Написать тезисы статьи |
94 | 25 | Официально-деловой стиль. Анализ текста (урок-практикум) | 113 | 1 | Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры | Правила написания деловых бумаг | Повторение: знаки препинания при обособлениях | Анализ предложенного текста |
95-96 | 25 25 | Публицистический стиль. Анализ текста (урок-прктикум) | 114 | 2 | Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля | Работа со словарями, фонетический разбор слов | Повторение: знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением | Анализ предложенного текста |
97-98 Р/Р | Практическая работа. | 2 | Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля | Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ. (ДВ 2009: А28-А30, часть В). | Повторение: знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением | |||
99 100 | 26 26 | Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля | 115, 116 | 2 | Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь, особенности литературно-художественной речи | Морфологический разбор слов разных частей речи. Лексический анализ текста, словообразовательный и морфемный разбор слов | Правописание междометий. Правописание однородных членов предложения | Анализ предложенного текста |
101 | Р/Р. Стилистический анализ текстов различных стилей. | 1 | Определение стилистических особенностей представленного текста | Анализ текста в формате ЕГЭ. (ДВ 2009: А28-А30, часть В). | ||||
102 Р/Р | 26 | Самостоятельный анализ предложенного текста | 117 | 1 | Определение стилистических особенностей представленного текста | Упр. 541 | ||
103 | Анализ результатов к/р | 1 | ||||||
104 | Р/Р. Обучающая работа. | 1 | Комплексный анализ текста на основе работы с упр. 569. | |||||
105 | 27 | Из истории русского языкознания. Урок-семинар | 1 | М. Ломоносов. А.Востоков. Ф.Буслаев. В.Даль. Я.Грот. А.Шахматов. Л.Щерба. Д.Ушаков. В.Виноградов. С.Ожегов | Развитие навыков связной монологической речи. Написание доклада. | Стр.409-420 | ||
106-107 к/р | 27 27 | Подготовка к ЕГЭ. Тест | - | 2 | Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ | |||
108-109 | 28 28 | Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку | 2 | Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения | Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение. | Повторение орфографии и пунктуации | ||
110-111 Р/Р | 28-29 | Сочинение-рецензия по тексту (часть С) | 2 | Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения | Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами РЛЯ | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности | ||
112 | 29 | Классификация ошибок | 1 | Ошибки речевые, грамматические, фактические, логические, этические. Орфографические и пунктуационные ошибки | Развивать навыки правильной классификации ошибок | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности | ||
113 | 29 30 | Самостоятельная оценка предложенного сочинения (часть С) | 2 | Самостоятельно оценить предложенное сочинение | ||||
114 | 30 | Повторение. Трудные случаи правописания: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | 1 | Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания | Повторение и закрепление навыков решения орфографических задач | Правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | Упр. 112, 142 | |
115 | 30 31 | Трудные случаи правописания: правописание н и нн в прилагательных и причастиях | 2 | Орфограмма. Суффикс. Имя прилагательное. Причастие | Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных, причастий | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях | Упр. 216, 268. | |
116 | 31 | Трудные случаи правописания: правописание сложных прилагательных | 1 | Орфограмма. Сложное прилагательное. Слитное, раздельное и дефисное написание | Образование сложных имён прилагательных | Правописание сложных имён прилагательных | Упр. 218 | |
117 | 31 | Трудные случаи правописания: правописание наречий | 1 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий | Морфемный разбор наречий | Правописание наречий | Упр. 287 | |
118 | 32 | Трудные случаи правописания: слова-исключения (гласные и согласные буквы) | 1 | Орфограмма, правила правописания | Орфографический анализ слова | Правописание двойных согласных, непроверяемых гласных | Упр. 96, 125 | |
119-120 | 32 32 | Повторение. Трудные случаи пунктуации: обособленные члены предложения | 2 | Обособленные члены предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Повторение орфографии и пунктуации | Упр. 395, 396 | |
121 | 33 | Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложном предложении | 1 | Сложное предложение, типы сложных предложений | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений | Знаки препинания в сложном предложении | Упр. 451 | |
122-123 | 33 33 | Трудные случаи пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | 2 | Бессоюзное сложное предложение, значение частей сложного бессоюзного предложения | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Упр. 456, 465 | |
124 | 34 | Трудные случаи пунктуации: цитирование | 1 | Цитаты, способы оформления цитат | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания при цитатах | Упр. 486 | |
125-132 | 34 35 | Резервные уроки | 8 | Решение вариантов ЕГЭ |
Контроль уровня обученности
В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, вопросы и задания для комплексного анализа текста и диктанты из книг:
1. Александрова В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2003.
2. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Сидорова Т.Л. Культура речи: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов на Дону, 2004
Литература:
- Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2003.
- Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.
- Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.
- Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
- Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000..
- Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2001.
- Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, 2005.
- Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.
- Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2002.
- Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 1996.
- Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.
- Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган, 2004.
- Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..
- Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2005.
- Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...