Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей
материал по русскому языку (9 класс) на тему

Булдашова Лидия Николаевна

Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_k_urokam_russkogo_yazyka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический  материал к  урокам русского языка  в 9 классе

с использованием текстов южноуральских писателей

Карточки для индивидуальной работы по разделу «Сложное предложение»

Расставить знаки препинания, определить вид придаточного, составить схемы предложений.

__________________________________________________________________

 № 1

  1. Уральская природа в которую я был укутан до этого вдруг предстала передо мной  невыразимо прекрасная. (Ю. Либединский)
  2. Для того чтобы попасть на озеро Тургояк  нужно неподалеку от станции Миасс проехать под полосатым шлагбаумом через железную дорогу. ( Ю. Либединский)

________________________________________________________________

  № 2

  1. Путешествие это совершалось на странном вышедшем из употребления экипаже который у нас называется «долгуша». (Ю.Либединский)
  2. А озеро хотя я и видел его ежедневно каждый раз внезапно удивляло меня. (Ю.Либединский)

________________________________________________________________

№ 3

  1. Но то что я тогда увидел запечатлелось на всю жизнь. (Ю.Либединский)
  2. И хотя вся стая собралась теперь на крыше старый голубь все равно отвел семью в сторонку. (М. Гроссман)

________________________________________________________________

№ 4

  1. Картинка была так удивительна будто мы с дядей Сашей угодили на аэродром или в цирк. (М. Гроссман)
  2. Она так лихо выписывала петли что прибежавший дядя Саша только ткнул пальцем в сторону балкона и довольно рассмеялся. (М.Гроссман)

________________________________________________________________

№ 5

  1. Тут же он не переминул обругать меня за то что я корил голубку «воробьиным сердцем». (М. Гроссман)
  2. И теперь когда солнце грело все теплей и теплей голуби много раз поднимались в чистое небо. (М. Гроссман)

________________________________________________________________

№ 6

  1. Мне подумалось что бедный голубь первый раз в своей жизни возвращается с неба скучным косым путем…(М.Гроссман)
  2. Бело-золотой клубок мелькал в глазах так что у меня даже выступили слезы. (М.Гроссман)

________________________________________________________________

№ 7

  1. Он жил чтоб видеть и рассказать о самой великой войне. (Г.Занадворов)
  2. Я утерял ту грань между жизнью и смертью за которую не должен был

     залетать голубь. (М.Гроссман)

_______________________________________________________________

№ 8

  1. Мальчишка шел задохшийся от пыли из черных сел где вороны кружат.( М.Гроссман)
  2. Она прожила чтоб его сберегать певца сохраняла стране. (Г.Занадворов)

________________________________________________________________

№ 9

  1. Но услыхать их может только тот кто сердце другу чистым отдает. (Н.Кондратковская)
  2. Если б его повели на расстрел с ним рядом пошла бы она. (Г.Занадворов)

________________________________________________________________

№ 10

  1. И вечен тот завет что пронесла сквозь тьму столетий Синяя скала.(Н.Кондратковская)
  2. А нам гармонист подыграл для подмоги когда бы не стыли и руки и ноги. (Б. Ручьев)

________________________________________________________________

№ 11

  1. Без отеческой руки в непролазном иле захлебнулись родники что меня поили. (Н. Кондратковская)
  2. Мы жили и стыли дружили и пели чтоб нам подымать золотые костры нетронутой славы Магнитной горы. (Б.Ручьев)

________________________________________________________________

№ 12

  1. Я увижу как по тропам росным утром на заре самым юным рудокопом я пришел к Магнит-горе.(Б. Ручьев)
  2. Прекрасен язык  на котором говорят деревья. (Н.Година)

________________________________________________________________

№ 13

  1. Как хорошо что зеленеют ели и в январе и в марте и в апреле. (В.Богданов)
  2. Тут встают в июле рано чтобы солнце не проспать.(А. Куницын)

________________________________________________________________

№ 14

  1. Укрой огонь от ветра и узнай как в мире этом все преобразится. (К.Скворцов)
  2. Я украшу его (город) неуемной работой своею чтобы в каждом квартале хмелели и пели сады. (В. Сорокин)

________________________________________________________________

№ 15

  1. Я сказать не умею что грущу о нем часто. ( В.Сорокин)
  2. Там где вьется горная дорога под рябинкой на опушке лога елка сизокрылая росла . (В. Суслов)

К  практической части зачета в 9 классе «Виды сложных предложений»

Расставь знаки препинания, определи вид сложного предложения, подчеркни грамматические основы, составь схемы предложений.

№1.

Мы проезжали мимо леса и одна сосенка с круглой как шар вершиной одиноко стояла в поле и весь лес смотрел на нее.

Потом лес раздвинулся показались огоньки изб запахло навозом молоком огородами. ( Ю. Либединский. «Воспитание души»)

________________________________________________________________ 

№2.

Была гроза гремел гром и молния вспыхивала сразу во всех окнах.

Ветер гнал по  дорожкам потоки воды и добежать до озера было трудно.

                     ( Ю. Либединский. «Воспитание души»)

________________________________________________________________

№3.

Отгуляет зима по Уралу

На своем белоногом коне

И опять как ни в чем не бывало

Заторопится юность ко мне.

Отлого дремлют берега

И подо льдом река сонлива.

                 В. Богданов

________________________________________________________________

№4

Над Челябинском дождь

Пахнут маем и солнцем на проспектах цветы.

Ты окошко раскрой

И на мир погляди с высоты!

                  В.Сорокин

________________________________________________________________

№5

За окнами видно что ветер не с юга.

За окнами тихо пейзажи мелькали

Заводы и копи огнями цвели.

                     С. Чекмарев.

_______________________________________________________________

№6

Ты окнами смотришь на улиц убранство

Ты взор не отводишь от стройных берез.

Кого-то поманит иное богатство

А я остаюсь в мире детства и грез.

                      Л. Грознецких

_______________________________________________________________

№7

Не раз славянский меч могучий

Разил врага

Но  снова надвигались тучи

Издалека .

Исстреляли  клен стрелы быстрые

Ветки гибкие надломилися.

                        А. Летемин

_______________________________________________________________

№8

Поедем в город Сатку на озеро Зюраткуль.

Там водятся медведи там горы говорят.

А знаете что в Сатке грибы растут на грядках.

                             Р. Дышаленкова.

_______________________________________________________________

№9

Знают дети или нет

что волшебным называют

Каждый камень-самоцвет?

На закат похож гранат

На восход похож агат.

Эти камни в ожерельях силу солнышка таят.

                              Р. Дышаленкова.

_______________________________________________________________

№10

Давно отгремели грозы

Блестят ордена и слезы

Тюльпаны горят и розы.

Земля отдыхает от ран

А день по-весеннему синий!

                              А. Горская

                             

Задания для контроля знаний. 9 класс

 

Восстанови текст, раскрыв скобки, вставив буквы, расставив знаки препинания. Составь схемы сложных предложений. Какие изобразительно-выразительные средства  использованы авторами.

№1.

                   Урал

Откапали (не)спешные дожди.

Взгляни туда где села в дымке тают

где ливень бурю гон…т (в)переди

И молниями свет..т над хребтами.

Над продувной стр…мительностью троп

над крут..зной дорог закам…нелых

огни и воды врезались в отрог

и небеса вскипели ошалело.

                       А.Павлов

________________________________________________________________

№2

Люблю эти льдины что в вешнем с…янье

уходят Миассом(рекой).

Влюблен в  эту девушку что на пр…щанье

пр…шла помахать мне рукой.

Люблю когда март завывает метельный

в сугробах поземкой пыля.

                      Р. Шагалеев

________________________________________________________________

№3

На Урал мое сер..це летело

пусть Урал его сохранит.

Выньте сер…це мое из тела

пол…жите его в гранит.

Ведь и..полнить (не)очень трудно

эту просьбу мою.

Если(ж) трудно

 (не)буду в обид...

                  Л.Татьяничева.

________________________________________________________________

№4

Ты сегодня дымиш…ся за дальн…ю далью

за снегами которым (н)видно конца.

Мы идем скво…ь огонь позабыв о покое

И в родительский дом я (не)скоро вернусь.

Как любовью своей как отцовской рукою

ты пр…крой меня сталью в бою Златоуст!

                                     М. Львов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс

Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Развитие личностных УУД учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (на примере миниатюр курского писателя В.П.Деткова)

Основная задача учителя русского языка и литературы - научить школьников выражать свои мысли по интересующим их вопросам в оригинальной форме в необходимом объёме. Эту задачу помогают решить миниатюры...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...