Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе с использованием текстов южноуральских писателей
материал по русскому языку (9 класс) на тему
Материал можно использовать для индивидуального опроса и для зачетов по разделу "Сложное предложение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_k_urokam_russkogo_yazyka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал к урокам русского языка в 9 классе
с использованием текстов южноуральских писателей
Карточки для индивидуальной работы по разделу «Сложное предложение»
Расставить знаки препинания, определить вид придаточного, составить схемы предложений.
__________________________________________________________________
№ 1
- Уральская природа в которую я был укутан до этого вдруг предстала передо мной невыразимо прекрасная. (Ю. Либединский)
- Для того чтобы попасть на озеро Тургояк нужно неподалеку от станции Миасс проехать под полосатым шлагбаумом через железную дорогу. ( Ю. Либединский)
________________________________________________________________
№ 2
- Путешествие это совершалось на странном вышедшем из употребления экипаже который у нас называется «долгуша». (Ю.Либединский)
- А озеро хотя я и видел его ежедневно каждый раз внезапно удивляло меня. (Ю.Либединский)
________________________________________________________________
№ 3
- Но то что я тогда увидел запечатлелось на всю жизнь. (Ю.Либединский)
- И хотя вся стая собралась теперь на крыше старый голубь все равно отвел семью в сторонку. (М. Гроссман)
________________________________________________________________
№ 4
- Картинка была так удивительна будто мы с дядей Сашей угодили на аэродром или в цирк. (М. Гроссман)
- Она так лихо выписывала петли что прибежавший дядя Саша только ткнул пальцем в сторону балкона и довольно рассмеялся. (М.Гроссман)
________________________________________________________________
№ 5
- Тут же он не переминул обругать меня за то что я корил голубку «воробьиным сердцем». (М. Гроссман)
- И теперь когда солнце грело все теплей и теплей голуби много раз поднимались в чистое небо. (М. Гроссман)
________________________________________________________________
№ 6
- Мне подумалось что бедный голубь первый раз в своей жизни возвращается с неба скучным косым путем…(М.Гроссман)
- Бело-золотой клубок мелькал в глазах так что у меня даже выступили слезы. (М.Гроссман)
________________________________________________________________
№ 7
- Он жил чтоб видеть и рассказать о самой великой войне. (Г.Занадворов)
- Я утерял ту грань между жизнью и смертью за которую не должен был
залетать голубь. (М.Гроссман)
_______________________________________________________________
№ 8
- Мальчишка шел задохшийся от пыли из черных сел где вороны кружат.( М.Гроссман)
- Она прожила чтоб его сберегать певца сохраняла стране. (Г.Занадворов)
________________________________________________________________
№ 9
- Но услыхать их может только тот кто сердце другу чистым отдает. (Н.Кондратковская)
- Если б его повели на расстрел с ним рядом пошла бы она. (Г.Занадворов)
________________________________________________________________
№ 10
- И вечен тот завет что пронесла сквозь тьму столетий Синяя скала.(Н.Кондратковская)
- А нам гармонист подыграл для подмоги когда бы не стыли и руки и ноги. (Б. Ручьев)
________________________________________________________________
№ 11
- Без отеческой руки в непролазном иле захлебнулись родники что меня поили. (Н. Кондратковская)
- Мы жили и стыли дружили и пели чтоб нам подымать золотые костры нетронутой славы Магнитной горы. (Б.Ручьев)
________________________________________________________________
№ 12
- Я увижу как по тропам росным утром на заре самым юным рудокопом я пришел к Магнит-горе.(Б. Ручьев)
- Прекрасен язык на котором говорят деревья. (Н.Година)
________________________________________________________________
№ 13
- Как хорошо что зеленеют ели и в январе и в марте и в апреле. (В.Богданов)
- Тут встают в июле рано чтобы солнце не проспать.(А. Куницын)
________________________________________________________________
№ 14
- Укрой огонь от ветра и узнай как в мире этом все преобразится. (К.Скворцов)
- Я украшу его (город) неуемной работой своею чтобы в каждом квартале хмелели и пели сады. (В. Сорокин)
________________________________________________________________
№ 15
- Я сказать не умею что грущу о нем часто. ( В.Сорокин)
- Там где вьется горная дорога под рябинкой на опушке лога елка сизокрылая росла . (В. Суслов)
К практической части зачета в 9 классе «Виды сложных предложений»
Расставь знаки препинания, определи вид сложного предложения, подчеркни грамматические основы, составь схемы предложений.
№1.
Мы проезжали мимо леса и одна сосенка с круглой как шар вершиной одиноко стояла в поле и весь лес смотрел на нее.
Потом лес раздвинулся показались огоньки изб запахло навозом молоком огородами. ( Ю. Либединский. «Воспитание души»)
________________________________________________________________
№2.
Была гроза гремел гром и молния вспыхивала сразу во всех окнах.
Ветер гнал по дорожкам потоки воды и добежать до озера было трудно.
( Ю. Либединский. «Воспитание души»)
________________________________________________________________
№3.
Отгуляет зима по Уралу
На своем белоногом коне
И опять как ни в чем не бывало
Заторопится юность ко мне.
Отлого дремлют берега
И подо льдом река сонлива.
В. Богданов
________________________________________________________________
№4
Над Челябинском дождь
Пахнут маем и солнцем на проспектах цветы.
Ты окошко раскрой
И на мир погляди с высоты!
В.Сорокин
________________________________________________________________
№5
За окнами видно что ветер не с юга.
За окнами тихо пейзажи мелькали
Заводы и копи огнями цвели.
С. Чекмарев.
_______________________________________________________________
№6
Ты окнами смотришь на улиц убранство
Ты взор не отводишь от стройных берез.
Кого-то поманит иное богатство
А я остаюсь в мире детства и грез.
Л. Грознецких
_______________________________________________________________
№7
Не раз славянский меч могучий
Разил врага
Но снова надвигались тучи
Издалека .
Исстреляли клен стрелы быстрые
Ветки гибкие надломилися.
А. Летемин
_______________________________________________________________
№8
Поедем в город Сатку на озеро Зюраткуль.
Там водятся медведи там горы говорят.
А знаете что в Сатке грибы растут на грядках.
Р. Дышаленкова.
_______________________________________________________________
№9
Знают дети или нет
что волшебным называют
Каждый камень-самоцвет?
На закат похож гранат
На восход похож агат.
Эти камни в ожерельях силу солнышка таят.
Р. Дышаленкова.
_______________________________________________________________
№10
Давно отгремели грозы
Блестят ордена и слезы
Тюльпаны горят и розы.
Земля отдыхает от ран
А день по-весеннему синий!
А. Горская
Задания для контроля знаний. 9 класс
Восстанови текст, раскрыв скобки, вставив буквы, расставив знаки препинания. Составь схемы сложных предложений. Какие изобразительно-выразительные средства использованы авторами.
№1.
Урал
Откапали (не)спешные дожди.
Взгляни туда где села в дымке тают
где ливень бурю гон…т (в)переди
И молниями свет..т над хребтами.
Над продувной стр…мительностью троп
над крут..зной дорог закам…нелых
огни и воды врезались в отрог
и небеса вскипели ошалело.
А.Павлов
________________________________________________________________
№2
Люблю эти льдины что в вешнем с…янье
уходят Миассом(рекой).
Влюблен в эту девушку что на пр…щанье
пр…шла помахать мне рукой.
Люблю когда март завывает метельный
в сугробах поземкой пыля.
Р. Шагалеев
________________________________________________________________
№3
На Урал мое сер..це летело
пусть Урал его сохранит.
Выньте сер…це мое из тела
пол…жите его в гранит.
Ведь и..полнить (не)очень трудно
эту просьбу мою.
Если(ж) трудно
(не)буду в обид...
Л.Татьяничева.
________________________________________________________________
№4
Ты сегодня дымиш…ся за дальн…ю далью
за снегами которым (н)видно конца.
Мы идем скво…ь огонь позабыв о покое
И в родительский дом я (не)скоро вернусь.
Как любовью своей как отцовской рукою
ты пр…крой меня сталью в бою Златоуст!
М. Львов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....
Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....
Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )
обобщить и систематизировать знания по разделу «Имя существительное»;- развить речь у учащихся (письменную и устную);- воспитать интерес к русскому языку...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Развитие личностных УУД учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (на примере миниатюр курского писателя В.П.Деткова)
Основная задача учителя русского языка и литературы - научить школьников выражать свои мысли по интересующим их вопросам в оригинальной форме в необходимом объёме. Эту задачу помогают решить миниатюры...
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...
Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс
Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...