Развитие личностных УУД учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (на примере миниатюр курского писателя В.П.Деткова)
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс)

Сергеева Елена Михайловна

Основная задача учителя русского языка и литературы - научить школьников выражать свои мысли по интересующим их вопросам в оригинальной форме в необходимом объёме. Эту задачу помогают решить миниатюры В.П.Деткова, стержнем которых  является нравственно- этическое  воспитание читателя. Объём каждой миниатюры невелик, поэтому работа с текстом на уроке займёт немного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miniatyury_v.p.detkova.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст лирической миниатюры и выполните задания к нему.

Матрёшка

Когда Маша ещё была дошкольницей, прабабушка Зина, мамина бабушка, подарила ей в день рождения ярко раскрашенных деревянных матрёшек. И не просто подарила, а целую семейную историю поведала, представляя каждую из пяти кукол.

- Это вот, самая большая, я, твоя прабабка. Значит, Зиной назовём. Меня открываем – и на свет божий Варя появляется. Доченька моя, мама твоей мамы, твоя бабушка. Добрая работница была, на все руки легка и умела. Она и сейчас вон не угомонилась – и состряпать, и связать, и пошить. Вкусные бабушкины пироги?

- Вкусные…

- Семерых на ноги подняла. Одна из них – мама твоя. Варю открываем – вот она, Алёна. Красавица, самая учёная у нас, самая городская. В колхозе ни дня не работала. Учительница. Городскому уму-разуму ребятишек учит, но деревню родную не забывает. Это хорошо.

 - Маму Лену открываем, кто появится?

- Я!

- Верно…  Смотри, какая ладная-нарядная.  Марья-царевна, да и только. Какой сарафанчик на тебе распрекрасный, какой платочек расписной…

- Бабуль, а где этот мой сарафанчик?

- Сошьёт, сошьёт тебе баба Варя точь-в-точь такой.

Рассматривая свою матрёшку, Маша встряхнула её. Внутри куколки что-то клокотнуло.

- А там кто?

- Не могу знать. Это уже твоя доченька.

- Откроем?

- Открывай…

Разломила Маша куколку, а из неё на скатерть стола выкатилась совсем махонькая неделяшка.

- Ой, какая капелька! – растроганно воскликнула бабушка. – Мальчик-с-пальчик, а девочка с мизинчик. Как же ты её назовёшь?

- Зиной, - не задумываясь ответила Маша, с пытливым любопытством вглядываясь в свою «доченьку».

Бабушка на это только охнула и заплакала.

- Не плачь, бабушка, я её любить буду. Я ей все-все свои игрушки подарю.

Прошли годы. Ушла на вечный покой прабабушка Зина. Выросла из кукол старшеклассница Маша. Вместе с ней выросла из игрушки и Матрёшка Зина со всем своим поимённым семейством. Стоит она на полке среди её любимых книг, как маленькая неоконченная повесть о жизни…

В школе Маша написала самое короткое  сочинение на тему: «Кем ты хочешь стать?»

«Хочу стать обыкновенной Матрёшкой… Иметь дочку.  От дочки - внучку. От внучки – правнучку…

Какая мудрая игрушка! В ней и доля наша женская и бессмертие.

Поглядела прабабушка на свою «капельку», правнучку, порадовалась – вон сколько жизни ещё впереди! – и закрыла глаза в последний раз успокоенно».

Учительница поставила за сочинение «пятёрку» и не стала зачитывать его вслух перед классом. Лишь когда возвращала тетрадь, не удержалась, притянула «Матрёшку» к себе и поцеловала в висок со словами «умница ты моя»…

Сегодня у нашей умницы уже две внучки и внук.

  1. Какова тема данного текста?
  2. Пользуясь толковым словарём, определите лексическое значение слова «матрёшка».

(Матрёшка – полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера).

  1. Найдите в тексте слова-синонимы, которые использует автор к слову «матрёшка».

( Неделяшка, куколка, капелька, девочка с мизинчик, игрушка).

  1. Как эти слова передают отношение автора к игрушке?
  2. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

(«Какая мудрая игрушка! В ней и доля  наша женская и бессмертие»).

  1. Почему автор употребляет эпитет «мудрая»?
  2. Постройте  образный ряд, иллюстрирующий в тексте семейную историю.

(Прабабушка Зина – бабушка Варя – мама Алёна – дочка Маша – девочка с мизинчик).

  1. Поведайте свою семейную историю, используя образ известного русского сувенира.
  2. К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?

( Проблема предназначения  женщины.

Матрёшка – символ вечного материнства: «Иметь дочку. От дочки – внучку. От внучки – правнучку». Предназначение женщины заключается, прежде всего, в продолжении человеческого рода. В этом -  «доля женская и бессмертие»).

Прочитайте текст лирической миниатюры и выполните задания к нему.

Кто голову потерял?

           Полуденное солнце глядело на мир во все глаза, призывая к благодушию и привету.  И невольно улыбалось каждому встречному…

 Заметив на тротуаре новую кремовую панамку, я шутливо окликнул идущих впереди мужчину и мальца лет пяти – шести:

-  Кто голову потерял?!

  Мужчина оглянулся и сердито рыкнул малому: «Опять?!» И в этот момент, когда я поднимал находку, раздался звучный хлопок -  это свёрнутая в трубку газета опустилась на повинную голову.  И тут же, не сходя с рыкающего тона,  мужчина бросил мне: «Спасибо!»

 Мальчуган непонимающе моргал, глядя в мою сторону, и стало не по себе от оказанной услуги.

-  Ничего, с кем не бывает, - сказал я примирительно, поглаживая белобрысую голову мальца и вручая ему потерю…

 Но моя дипломатия оказалась бессильной, мир не наступил.  И пока я шёл до угла, пришлось ещё несколько раз внутренне вздрогнуть от хлопков, раздававшихся за спиной. На перекрёстке оглянулся.

 Мальчишка понуро брёл вдоль старого обшарпанного забора, а над ним коршуном нависал раздражённый родитель, поучая рыком и хлопком.

 И шутливая фраза о потерянной голове вдруг обрела иной, удручающий смысл…

  1. Определите тему текста.
  2. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
  3. Определите стиль и тип речи.
  4. Назовите ключевые слова и словосочетания, которые использует автор, словесно рисуя образ солнца  в начале текста.

(«Глядело во все глаза», «благодушие», «привет», «улыбалось»)

  1. Как вы понимаете значение фразеологизма «глядеть во все глаза» применительно к образу солнца?

(Солнце светило ярко-ярко).

  1. Подберите синонимы к словам «благодушие» и «приветливый».

(Благодушие – благо, добро, доброта.

Приветливый – благожелательный, радушный, ласковый).

  1. Как вы думаете, почему в самом начале лирической миниатюры автор создаёт  именно образ солнца?

(Солнце во внутреннем мире человека – это доброта. Добрые люди – лучи этого солнца. Своей добротой они согревают всех тех, кто их окружает, кто в них нуждается. Прежде всего доброта нужна детям).

  1. Даны две группы определений. Какие из них вы отнесёте к внутреннему миру родителя «мальчугана», а какие – к внутреннему миру рассказчика?

грубый                                   вежливый

невнимательный                   чуткий

неучтивый                             отзывчивый

раздражённый                      ласковый

сердитый                               весёлый

  1. Почему рассказчику стало не по себе от оказанной услуги?
  2. Какой же смысл обретает шутливая фраза  о потерянной голове в конце повествования?
  3. К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?

(Проблема воспитания.

В воспитании маленькой личности главенствующее место должно отводиться доброте. Взрослый человек, воспитывающий ребёнка, по самой натуре своей должен быть добрым – это одно из основных и самых высоких  нравственных качеств личности.  Но доброта,  как и всё самое драгоценное, требует постоянной охраны от злых разрушительных сил, которых в жизни тоже немало. Писатель  В.П.Детков в числе таких ревностных охранителей. Настойчиво и тактично напоминает он нам через поступок своего героя, что доброта украшает человека, а зло разрушает. Именно в детстве стремительно и быстро формируется характер человека и его мировоззрение, нравственным идеалом ему должна видеться победа добра над злом, а не наоборот. Взрослый, воспитывающий посредством шлепков и оплеух, воспитает подобного себе – злого, неуверенного в себе человека, который вернёт всё то зло, что получил в детстве, стареющему родителю. Так что в процессе воспитания своих детей взрослые не должны «терять головы», а, напротив,  закалять в преддверии житейских бурь своих детей верой в бесконечную силу добра.)

Прочитайте текст лирической миниатюры и выполните задания к нему.

Первое сентября

 Автобус Курск – Тим притормозил возле ватаги школьников, сбившихся на краю шоссе. Пока шумливая братия, подталкивая друг друга, взбиралась по крутым ступенькам автобуса, расцвечивая салон букетами, бантами, голосами, вдали показались ещё две компании.

    Водитель, совсем ещё молодой парень с пышной смоляной шевелюрой, терпеливо ждёт минуту, другую, скосив глаза на зеркало заднего вида…

 И все пассажиры оживились, заулыбались, потянулись к ребятам с расспросами…  Даже суетной мужчина с плоским портфелем и при шляпе, до этого то и дело нетерпеливо поглядывавший на часы, завёл разговор с белокурым мальчишкой, по всему видать, первоклассником.

 Подобрав всех школяров, автобус продолжил путь и через три-четыре километра вновь остановился. Водитель распахивает для ребят обе двери и, оглушенный их громким разноголосым «спасибо», смущённо улыбается и кивает им вслед.

 И когда автобус трогается, все оборачиваются на ребят, потянувших гуськом к новенькому домику школы.

  1. Определите тему текста.

  1. Определите стиль речи и тип речи в тексте:

а) публицистический; повествование;

б) художественный; описание;

в) публицистический; рассуждение;

г) художественный; повествование с элементами описания.

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все пассажиры автобуса оборачиваются на ребят?»

 а) ребята «расцвечивают»  салон автобуса букетами, бантами;

 б) пассажиры оглушены  громкими голосами ребят;

 в) в памяти каждого пассажира воскресают картины чудесной школьной поры;

 г) 1 сентября – праздник, который дорог каждому человеку, учившемуся в школе.

  1. К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?

(Проблема ностальгии по школьной поре.

Школа – непреходящая ценность в жизни каждого человека. Именно в школе человек становится личностью. Здесь рождается желание учиться, познавать окружающий мир. А Первое сентября все люди – и молодые, и пожилые – вспоминают с особым трепетом, потому что это один из самых чудесных праздников детства. Первым радостным днём сентября осень распахивает двери в страну Знаний, которые предстоит каждому добросовестно и творчески претворить в жизни).

Прочитайте текст лирической миниатюры и выполните задания к нему.

На автостраде

 Возвращаясь из командировки в поздний в безавтобусный час, «голосовал» на автостраде. Долго стоял, протянутой рукой встречая «Жигули», «Запорожцы», «Волги», катящие в нужную мне сторону.  Но, ослепив яркостью фар, мимо прокатывала личная собственность, отполированная общественным производством…

 За светом фар я не видел лиц тех, кто восседал за рулём или рядом с водителем, и просительно тянул руку ни к кому… и ко всем сразу…

 И только глядя во след удаляющейся машине, различал тёмные неподвижные силуэты голов…  Одну, две, реже три и больше.  И ни одна из них не обернулась, не проявила признаков участия.

 Нет, не завидовал я их беззаботному благополучию.  Напротив, во мне росло сожаление о душах, упакованных в комфортабельное достижение науки и техники.  Особенно, если в машине были только он и она…  Как чувствовали они себя друг перед другом, о чём думали или говорили, оставляя человека одного на полуночной дороге?

Спешили-торопились?  Может быть…

           Опасались? И такое не исключено…

           Не обязаны подвозить каждого встречного? Кто ж спорит…

           Да, каждый «имел право» проехать мимо…

Но мир не без добрых людей.  Остановился мчавшийся рефрижератор.  И спешил парень наверняка.  И тормозить ему потяжелей.  И разгонять свою махину подольше. Но остановился, взял в кабину, довёз – и от рубля отказался.

 С радостным облегчением я подарил ему ещё не дочитанную хорошую книжку.  Не только за подвоз, конечно.

 Как не порадоваться человеку, который не оставляет за спиною рук протянутых…

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.

(« Как не порадоваться человеку, который не оставляет за спиною рук протянутых…»)

  1. Укажите стиль и тип речи данного текста. Свой ответ обоснуйте.
  2. Что же заставило автора взяться за перо?
  3. Какой смысл он вкладывает в понятие души, «упакованной в комфортабельное достижение науки и техники»?
  4. О какой нравственной категории рассуждает рассказчик, задавая себе вопрос: « Как чувствовали они себя друг перед другом, о чём думали или говорили, оставляя человека одного на полуночной дороге?»
  5. Почему не чувство зависти или обиды, а чувство сожаления возникает в душе рассказчика?
  6. Что вызывает в его душе чувство радостного облегчения?
  7. Приведите примеры из жизненного опыта или художественной литературы к авторскому суждению : «Но мир не без добрых людей».
  8.  К какой проблеме в качестве иллюстрации можно взять этот текст?

(Проблема бесчеловечности.

В чём проявляется утрата человечности в современном автору обществе?

Утрата человечности проявляется в том, что материальная     комфортность в большинстве случаев  делает людей  толстокожими,  всё меньше в них становится совести –  внутреннего судьи человека,  доброты и милосердия, всё больше  пренебрежения к заботам и проблемам других).

Прочитайте текст лирической миниатюры и выполните задания к нему.

Отрава

Поезд тронулся.

- Проходите, проходите, чего размахались… Добро бы девке…

- Так ведь друг…

- Знаем мы этих друзей… Пока на столе бутылка стоит, - ворчливо продекламировала огромная проводница, оттирая меня в глубь тамбура.

 - А тебе что, заложило – столбы посчитать хочешь? – с ещё большим жаром атаковала она в спину повисшего на поручнях парня.

Тот последний раз помахал рукой отставшему перрону и оглянулся, весь озарённый счастливой улыбкой.

 - Любовь, - произнёс он так, словно назвал высшую причину, допускающую исключения даже в правилах по технике безопасности…

 - И-х-х! – презрительно протянуло недоброе существо в железнодорожной форме. – Любо-вь. Отвернётся только и другому подмигивать начнёт… Да и ваш брат хорош. Дай только за семафор умотать…

Что это – зависть? Природная желчь или «сверхтрезвый» взгляд на вещи? Сразу и не ответишь. Какая-то дикая смесь всего поганого, походя извергнутая с той же поганой целью – душу отравить.

 «Бутылку на столе» я пропустил мимо ушей, ухмыльнувшись, - мой друг непьющий.

А парень ошарашено отстранился и, не найдя, что ответить, лишь покачал головой. Весь вечер он, мрачный, просидел у окна, вглядываясь в летящую тьму…

  1. Прочитайте текст. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
  2. Подумайте над смыслом заглавия текста. Почему именно такое заглавие выбрал автор? Что оно отражает: тему текста или его идею?
  3. Пользуясь толковым словарём, определите, в каком значении автор употребил слово «отрава»?

(Отравить – 1. дав яд, убить; 2. (перен.) испортив настроение, лишить радости, веселья)

  1. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Какие определения можно подобрать к характеру человека, которого называют «отравой»?

Составьте кластер.

(Язвительный, едкий, колкий, ехидный, желчный, ядовитый)

  1. Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания, которые помогают раскрыть смысл названия текста.

(Например: «ворчливо продекламировала», «с большим жаром атаковала в спину», «презрительно протянуло недоброе существо», «зависть», «природная желчь», «дикая смесь поганого», «душу отравить»)

  1. Найдите в тексте слова, которые являются антонимами к данной тематической группе слов. Запишите их парами. («Друг» - «недоброе существо»; «любовь» - «зависть», « дикая смесь поганого»; «счастливая улыбка» - «природная желчь»).
  2. Как относится проводница к таким понятиям, как «любовь» и «дружба»? А что значат они для автора текста?
  3. Как вы думаете, почему в конце текста возникает образ тьмы?
  4. Каково функциональное назначение многоточия в конце текста?
  5. Напишите сочинение – миниатюру на тему: «Тьма за окном поезда».

( О чём думал парень, вглядываясь в летящую за окном поезда тьму?)

  1. К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?
  1. Проблема отсутствия культуры общения. (Люди, кем бы они ни были, какие должности ни занимали бы, должны стараться с пониманием, по-доброму относиться друг к другу. Одна из народных мудростей гласит: « Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу». Слова же недоброго «существа» способны отравить душу, вселить в неё чувства неуверенности, омрачить состояние счастья, морально убить человека…)
  2. Проблема обесценивания истинных ценностей. (Какой смысл вкладывает проводница в понятия «любовь» и «дружба»?)
  3. Прочитайте  текст.

Прочитайте текст лирической миниатюры и выполните задания к нему.

Доброго леса

В апрельскую субботу отправился за сморчками. Лес уже шагнул навстречу лету: подсох, зеленью задымился, обрёл новые голоса птиц…  Сквозь лёгкий прельный запах прошлогодней листвы свежестью пробивается дух берёзового сока. Он хранит в себе память о снеге и тайну первого листа… Хорошо, хмельно им дышится. Мысли и чувства светлеют добротой. И грибная неудача лишь забавляет.

Перепробовал все свои заговоры и нашёптывания; но сморчков нет как нет.  Все бугорки живут лишь мгновением надежды. Вскроешь – а там упрямый стебелёк травы пробивается сквозь лежалую листву. Что ж, и в том польза – помог зелёному дружку плечи расправить…  Пошептался с ним -  и дальше.

Так, в игре-охоте, время летит неприметно. Всё здесь одно к одному – увлекает новизной. У каждого дерева и куста – своё особое выражение.  И даже если ты без труда признаёшь их зимой и летом, сейчас, по весне, тебя ждёт немало сюрпризов. На что уж берёзка привычна глазу, но и она под светлой вуалью лопнувших почек смотрится таинственной незнакомкой.

Взглянул на иву, и первое, что подумалось о ней, - «щебечет». Стал доискиваться, почему такое слово пришло. То ли птичьи голоса определили впечатление, то ли ещё что… Не сразу отгадку нашёл. Но без птиц и правда не обошлось – на изогнутых ветвях первые пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов.

Лес первое зелёное слово говорит, а птицы его подхватывают на все лады, солнцем высвечивают и разносят, дарят людям. И бойчей всех, на правах старожила, синичка выплёскивает своё «цви-цви». Не отстаёт от неё и зяблик, захлёбывается в восторге.  Зорянка,  та потише,  и песня её тоньше, светлая такая, точно паутинка на солнце. А дрозд ещё не распелся. Посвистывает, соловья кличет на  подмогу.

Живая тишина леса…  Вряд ли найдёшь место целебнее для оглушённого городского жителя. Зелень – лучшая тишина для глаз. А птичьи голоса лишь ласкают слух. Хочешь – вслушивайся в них. Задумался – они тебе не помеха. Наоборот, о чём-то напомнят, что-то подскажут.

Вот подумал об этом, а сам себя неуютно почувствовал… Что –то мешает мне говорить с лесом… Даже остановился, прислушался…

Ну, так и есть, это ж город с «домашним уютом» на природу пожаловал. Совсем рядом транзистор заголосил во все свои полупроводниковые лёгкие.

Два парня и девушка, должно быть студенты, развели у поваленного дерева огромный костёр, пьют вино из единственного стакана, передавая его по кругу, и, напрягая голоса, чтобы пересилить технику, на полукрике беседуют.

Подошёл. Поприветствовал. Извинился.

- Выключите, пожалуйста, на минутку свою «машину»…

Ребята было захорохорились, но девушка одним движением руки оборвала крикуна и выжидающе посмотрела на меня.

- Помолчим, - предложил я, присаживаясь на валежину, и поднял палец вверх. Пернатые певцы не подвели меня. Словно торжествуя свою победу над крикливой техникой, они ударили дружно…

Девушка кивнула с тихой улыбкой.

Опустил палец в сторону костра и «включил» его потрескивание и протяжное ветровое «фф-фф-фф»…

Отвёл руку в сторону порыва ветра – и шумливо заговорили одетые в облако первой зелени осины…

Не затягивая минуту молчания, встал, ещё раз извинился и не удержался от назидания:

- Сам тише – больше слышишь…

- Спасибо вам… - хорошо сказала девушка.

- Спасибо и вам… за внимание… Доброго леса…

И пошёл своей дорогой, с напряжением ожидая, словно выстрела в спину, транзисторного крика…

Но было тихо. Говорил только лес.

1. Найдите в тексте признаки художественного стиля речи.

 (Автор словами рисует картину родной природы – лес ранней весной. Тексту присущи эмоциональность, яркость и выразительность. Состояние весенней природы помогает лирическому герою увидеть её красоту,  пробудиться от зимнего оцепенения, отдохнуть от городского «домашнего уюта», скрежета улиц, открыть в себе добрые мысли и чувства.

В тексте удачно использованы средства художественной выразительности:

олицетворения – «лес говорит», «лес шагнул навстречу», «неудача забавляет», «бугорки живут», «заговорили осины»;

метафоры – «лес задымился зеленью», «помог зелёному дружку плечи расправить», «под светлой вуалью лопнувших почек», «зелёное слово», «ива щебечет», «одетые в облако первой зелени осины»;

эпитеты – «упрямый стебелёк», «живая тишина»;

сравнения – «берёзка смотрится таинственной незнакомкой», «пары желтоватых остроконечных листков как десятки раскрытых клювов»; перифраз – «пернатые певцы»;

синекдоха – «город на природу пожаловал».

Всё перечисленное говорит о том, что приведённый текст является примером художественного стиля речи.)

2. Какой тип речи преобладает в тексте: описание или повествование? Свой ответ обоснуйте. (Преобладает описание, так как текст представляет собой весенний пейзаж).

3. Найдите в тексте слова, которые характеризуют душевное состояние лирического героя. («Хорошо», «хмельно»; «неуютно»).

4. Выполните задание в группах:

а) найдите и выпишите слова, обозначающие те предметы и явления, которые заставляют лирического героя чувствовать себя неуютно в весеннем лесу;

б) найдите и выпишите слова, обозначающие предметы и явления, которые способствуют умиротворённости лирического героя («хорошо, хмельно дышится»).

По итогам работы в группах заполните следующую таблицу:

«неуютно»

«хорошо, хмельно»

то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним

то,  от чего мысли и чувства светлеют добротой

Например:

«неуютно»

«хорошо, хмельно»

«транзистор заголосил во все полупроводниковые лёгкие»

«у поваленного дерева огромный костёр»

«пьют вино из единственного стакана»

«на полукрике беседуют»

 «дух берёзового сока»

 «упрямый стебелёк травы»

 «берёзка под светлой вуалью»

 «ива щебечет»

 «птицы зелёное слово солнцем  

 высвечивают и разносят»

                 

то, что мешает слушать живую тишину леса, говорить с ним

то,  от чего мысли и чувства светлеют добротой

5. Как вы понимаете смысл словосочетания «живая тишина»? Что включает в это понятие автор?

 Составьте кластер.

Например:

                                   живая тишина

                           

          зелень                                              птичьи голоса

лучшая тишина для глаз                          ласкают слух

                                 целебное средство

                                 для городского жителя                              

6. Читая текст, мы слышим музыку весеннего леса. Назовите лесных «оркестрантов». Как автор текста передаёт мелодии, выводимые ими?

(Пернатые певцы: синичка – «выплёскивает «цви-цви»; зяблик – «захлёбывается в восторге»; зорянка  - «песня её тоньше, светлая такая, словно паутинка на солнце»; дрозд – «посвистывает». «Потрескивание» костра; «протяжное ветровое «фф-фф-фф». Ива «щебечет», «шумливо заговорили осины»).

7. Текст заканчивается словами: «Было тихо. Говорил только лес».  Почему транзисторный крик в лесу больше не повторился?

(Лирический герой в конце повествования словно  «дирижёр» лесного оркестра. Человек, способный увидеть, услышать, почувствовать красоту родной природы, он сумел «открыть» ёё для тех, кто изначально был духовно «глух» и «слеп», показать им, как можно увидеть и услышать прекрасное в природе: «Сам тише – больше слышишь».)

8. Как вы понимаете смысл пожелания: «Доброго леса»?

9. К какой проблеме в качестве иллюстрации можно использовать данный текст?

(Проблема восприятия  красоты природы.  Как увидеть и услышать прекрасное в природе?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по русскому языку в 10-11классе "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Урок-презентация для10 и 11 класса по русскому языку по теме "Миниатюры В.Крупина при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чт...

Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к новым условиям учебного труда.

Методическая статья на тему: Развитие творческих способностей учащихся 5 – х классов на уроках русского языка в период адаптации к  новым условиям  учебного труда....

Методы, приёмы и формы развития личностных УУД при подготовке к ГИА по русскому языку

Методы, приёмы и формы развития личностных  УУД при подготовке к ГИА по русскому языку.                               ...

Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).

Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих ме­сто в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...

Приёмы формирования и развития функциональной грамотности учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку

Всероссийские проверочные работы – это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Мониторинг призван увидеть и ско...