Русский язык класс 5 "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНОНИМЫ»
Аннотация. Урок направлен на совершенствование умения находить синонимы в тексте, правильному употреблению их в речи, развитию интереса учащихся к изучению русского языка.
Ключевые слова: русский язык, школьное образование.
Цели урока:
1. Научить находить синонимы в тексте и правильно использовать их вречи.
2. Содействовать формированию навыков самостоятельной работы учащихся.
3. Развивать интерес учащихся к изучению русского языка, память, логическое мышление, быстроту реакции.
Задачи урока:
Обучающие: Употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей, сформировать навыки самостоятельной работы, добиться более глубокого и прочного освоения изучаемой темы.
Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимательности.
Воспитательные: развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
Методы работы: словесный, наглядный, практический метод самостоятельной работы, работа в группах, парах.
Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная.
Ход урока:
Орг. момент
I. Учитель:
Итак, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
А что такое синонимы?
Нам будет помогать Медвежонок, который охраняет и не впускает замок. Он нас пропустит, если мы выполним все его задания
II. Синтаксическая пятиминутка.
В сказке про Вини - Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Вини- Пуху:
- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.
- Про что не забыть?
-Не про что, а то, что едят.
- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.
Вини-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Что оно означает?
Как ещё можно назвать еду?
(Продовольствие, провиант, продукты, снедь)
Учащиеся выписывают в столбик слова синонимичные слову «провизия»; приводят еще примеры слов с идентичным значением.
III. Чтение отрывка из стихотворения.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Дуб дождя и ветра не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
Приятелей много, а друга нет.
Учитель: Почему вы решили, что это синонимы?
Какой частью речи являются синонимы в 1-ой группе?
Во второй?
А в третьей?
Что сильнее – буран или метель?
Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы?
(На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться).
Какое слово здесь лишнее?
Подберите глагол – синоним с корнем «печаль» - запечалиться.
Итак, какими частями речи могут быть синонимами?
IV. Формулирование темы и цели урока.
Молодцы! Как вы думаете, какова будет тема нашего урока, и что мы сегодня на уроке будем изучать?
Учитель: Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый»
По-гречески часть «ним» означает «имя»
Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость»
Учитель: Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего-либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, микроскопический, карликовый, а большого по размеру -большой, громадный, огромный, гигантский и др.
Все эти слова - синонимы.
- Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет - что обозначают эти слова? (одно и то же, но по-разному)
- Подберите синонимы к словам
- Что мы можем сказать о них? Чем они похожи, что обозначают?
Вывод: синонимы обозначают один и тот же предмет, одно и то же действие.
И снова появился Медвежонок. Что же он нам говорит? А говорит нам, чтобы мы нашли синонимы в первом и во втором столбиках и соединили их стрелками.
А что означает слово «бегемот»? Подберите к нему синоним. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, откроем учебник на стр. 137 и прочитаем стихотворение С.Я.Маршака про бегемота.
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-тото-попо-потама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги.. на бегемота.
Мы чаще так его зовем.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его.
Учитель: Прочитайте про себя.
Прочитай, пожалуйста, вслух.
А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?
Итак, какой вывод можно сделать из всего сказанного про бегемота и про резинку? Чем они отличаются друг от друга?
V. Игра
Посмотрите, снова появился Медвежонок, что же на этот раз он нам предлагает. А предлагает нам поиграть в игру «Лови - назови». На ваших столах лежат слова, сначала придумайте к ним синонимы, и когда я буду вам подбрасывать мячик ваша задача поймать и назвать к этому слову синоним.
Дорога, мокрый, неправда, свидание, жаркий, автомобиль, аромат, битва, болезнь, холод, горе, медленно, вежливый, дружба, имя.
VI. Игра «Собери яйца в гнездо».
Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
беседа | прекрасный | ободриться | объективно |
диалог | живописный | бодрить | беспрестанно |
переговоры | прекрасный | ожить | непредубежденно |
разговор | миленький | взбодриться | нелицеприятно |
собеседование | хорошенький | встряхнуться | справедливо |
VII. Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 349
VIII. Закрепление материала.
Учитель: Что же вы узнали на уроке о синонимах?.
1. В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
2. Задание: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок и словарем, что данные ниже слова-синонимы.
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука
Для справок: высокая температура воздуха; снежная буря; перечень букв в определенном порядке; узкая полоска земли.
- По словарю синонимов определите лексическое значение в первой группе слов.
(Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах)
(Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении)
(Буран – метель в степи, на открытых местах)
Вывод делают учащиеся: (все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами).
IX. Рефлексия.
1) Что из того что говорили на уроке,вам было уже знакомо?
2) Какую новую информацию вы получили?
3) Что вызвало у вас вопросы,было непонятно?
X. Итоги урока.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
XI. Домашнее задание.
Упражнение 353;
найти и выписать из художественного произведения синонимы;
стихотворение. Незнайка неправильно переписал стихотворение. Помогите ему исправить ошибки;
Очень-очень странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик,
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что
значит
Запятая!
(Б.Заходер)
Благодарю всех за активное участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...