Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Артикова Евгения Борисовна
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

«Без углов дом не строится – без пословицы речь не молвится»

(Бессоюзные сложные предложения)

Цели:

I.Обучение

Познавательные:

  • повторить пунктуацию в БСП, орфографию, речеведческие понятия, особенности   пословицы как жанра устного народного творчества;
  • показать роль знаков препинания в БСП;
  • показать роль пословиц в жизни русского народа.

практические цели:

  • отрабатывать навык постановки знаков препинания в БСП;
  • отрабатывать умение обосновывать выбор знака;

II. Развитие

  • развивать речевые навыки учащихся,  творческие способности; память.
  • развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи).

III. Воспитание

  • воспитывать интерес  к предмету через создание нестандартных форм обучения, создание ситуации успеха;
  • формировать ценностные ориентации (гуманистическое отношение к человеку,  русскому языку, Родине, природе).

Структура урока:

  1. Организационный этап.

У.: Добрый день, ребята!

Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:

  1. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  2. Волков бояться – в лес не ходить.
  3. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  4. Не родись красивым, а родись счастливым.
  5. С кем поведешься, от того и наберешься.
  6. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

  1. Актуализация знаний.

У.:

  1. Чем являются эти предложения? (Пословицами).
  2. В народе говорят: Без углов дом не строится - без пословицы речь не молвится. И наш сегодняшний урок без пословиц никак не обойдется. Откройте тетради, запишите тему урока –  она сформулирована пословицей.
  3. А что такое пословица? ( Это законченное высказывание, содержит поучительный смысл, вывод, обладает художественной силой и выразительностью.)
  4. А какую роль выполняет в разговорной речи? Если вы не сделав уроки, собираетесь на прогулку, что может сказать мама? (Делу  - время, потехе – час,  или: сделаешь дело - гуляй смело.) Если ребенок задает слишком много вопросов, то родители могут сказать: много будешь знать – скоро состаришься.

Можно долго рассуждать о патриотизме, приводить доводы, примеры, а в народе говорят: человек без Родины (пауза, ребята сами заканчивают) – что соловей без песни. По-моему, очень точно, лаконично и емко. ( Поэтому пословица выполняет важную роль – с удивительной меткостью выражает сущность довольно сложных явлений, без нотаций и нравоучений).

  1. Как вы думаете, сколько пословиц в русском языке?  Владимир Иванович Даль в своей книге «Пословицы и поговорки русского народа» собрал более 2 тысяч пословиц и поговорок.
  2. А сколько пословиц знаете вы? 7-15? А оказывается, «на всякое слово есть пословица» и «от пословицы не уйдешь», и что «русская пословица ко всему пригодится».

  1. Постановка проблемного вопроса.

  • Каким предложением является пословица «без углов дом не строится – без пословицы речь не молвится»? (Бессоюзным сложным).
  • Как вы думаете, почему пословицы часто представляют собой по строению бессоюзные  сложные предложения?
  • Чем отличаются бессоюзные предложения от союзных? ( Союзы как средство связи отсутствуют, соединение частей происходит с помощью интонации).
  • Как выражаются в БСП смысловые отношения? ( С помощью знаков препинания на письме, в устной речи - с помощью интонации). Они более краткие, лаконичные, выразительные.

  • Сегодня наша задача на уроке -  повторить знаки препинания в БСП. Я сейчас прочитаю текст Аникина, а вы подумайте, какова основная мысль?

  • Какова основная мысль текста? Определите стиль текста.

Давайте его запишем.  Вспомнить, какие знаки препинания нужно ставить в БСП, вам помогут обобщающие таблицы, которые есть на партах. Учитель диктует.

(1)Пословица не простое изречение. (2) Она выражает мнение народа.

(3) В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. (4) Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей; такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. (5)За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. (6) Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное - твердая истина.

(В. Аникин.)

Прокомментируйте знаки препинания. В каких предложениях есть бессоюзная связь? (Предложения 4,6). Постройте схемы этих предложений. (2 человека  у доски). Учитель проверяет, оценивает. Раздает листы с заданиями.

У.: Можете проверить, как вы справились с постановкой знаков и правописанием слов.

4. Тренировочное упражнение №1.

У.: А теперь задание-шутка, которое поможет нам отработать навык постановки знаков препинания в БСП, позволит нам проверить логику, чувство языка. Задание выполняем в группах (объединяемся с рядом сидящими по 5-6 человек).

Восстановите пословицы, части которых здесь соединены неверно, запишите их. Заново расставьте знаки препинания и  обоснуйте свои действия. На листках схематично отметьте верное соединение частей пословиц. Выпишите в тетрадь 2 понравившиеся пословицы.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.

2. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

3. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

4. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

5. Не удобришь рожь – плечо не оттянет.

6. Бобы не грибы, хорош и крыжовник.

  1. Творческое задание: создание собственного изречения.

У.: На столах лежат листы цветной бумаги. На них записано начало бессоюзного предложения. Ваша задача: работая в парах, продолжить эти предложения так, чтобы получились лаконичные и красивые изречения, которые будут отражать ваше отношение к жизни или к нашему общению на уроке.

 Варианты:

  1. Я верю…
  2. Я знаю…
  3. Я понимаю…
  4. Хочешь быть интересным…
  5. Пришла весна…
  6. Я люблю русский язык…

  • У кого красный цвет? ( Ученик выходит к доске, читает, объясняет знаки препинания, прикрепляет на доску.) Оранжевый? Желтый? Зеленый? Голубой? Синий? Фиолетовый?

У нас получилась радуга.

  • А что символизирует радуга? Какие однокоренные слова знаете? (Символ нашего города, счастье, радость, выражение божьего благоволения, «божья дуга»).

Получается, что мы сегодня подарили друг другу радость общения, радость познания.

  • А без чего не может быть радуги? (Без солнца).

Я дарю вам свое солнышко. Оно весеннее, несмотря на холод, радостное, и оно говорит вам:

Человек познается по его языку - плохой орех по его легкости.

  • Какой знак поставим?

И я желаю вам быть всегда только крепкими орешками. Спасибо за общение.

Урок окончен.

Ключ к  упражнению №1:

1. Ремесло не коромысло – плеч не оттянет. (Следствие, вывод).1+4

2. Не помучишься – не научишься. (Условие).2+1

3. Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Условие).3+5

4. Не удобришь рожь – соберешь хлеба на грош. (Условие).4+3

5. Бобы не грибы: не посеешь – не взойдут. (Пояснение, условие).5+2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...