Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные предложения" | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме
«Без углов дом не строится – без пословицы речь не молвится»
(Бессоюзные сложные предложения)
Цели:
I.Обучение
Познавательные:
- повторить пунктуацию в БСП, орфографию, речеведческие понятия, особенности пословицы как жанра устного народного творчества;
- показать роль знаков препинания в БСП;
- показать роль пословиц в жизни русского народа.
практические цели:
- отрабатывать навык постановки знаков препинания в БСП;
- отрабатывать умение обосновывать выбор знака;
II. Развитие
- развивать речевые навыки учащихся, творческие способности; память.
- развивать интеллектуальные умения (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи).
III. Воспитание
- воспитывать интерес к предмету через создание нестандартных форм обучения, создание ситуации успеха;
- формировать ценностные ориентации (гуманистическое отношение к человеку, русскому языку, Родине, природе).
Структура урока:
- Организационный этап.
У.: Добрый день, ребята!
Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:
- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Не родись красивым, а родись счастливым.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Актуализация знаний.
У.:
- Чем являются эти предложения? (Пословицами).
- В народе говорят: Без углов дом не строится - без пословицы речь не молвится. И наш сегодняшний урок без пословиц никак не обойдется. Откройте тетради, запишите тему урока – она сформулирована пословицей.
- А что такое пословица? ( Это законченное высказывание, содержит поучительный смысл, вывод, обладает художественной силой и выразительностью.)
- А какую роль выполняет в разговорной речи? Если вы не сделав уроки, собираетесь на прогулку, что может сказать мама? (Делу - время, потехе – час, или: сделаешь дело - гуляй смело.) Если ребенок задает слишком много вопросов, то родители могут сказать: много будешь знать – скоро состаришься.
Можно долго рассуждать о патриотизме, приводить доводы, примеры, а в народе говорят: человек без Родины (пауза, ребята сами заканчивают) – что соловей без песни. По-моему, очень точно, лаконично и емко. ( Поэтому пословица выполняет важную роль – с удивительной меткостью выражает сущность довольно сложных явлений, без нотаций и нравоучений).
- Как вы думаете, сколько пословиц в русском языке? Владимир Иванович Даль в своей книге «Пословицы и поговорки русского народа» собрал более 2 тысяч пословиц и поговорок.
- А сколько пословиц знаете вы? 7-15? А оказывается, «на всякое слово есть пословица» и «от пословицы не уйдешь», и что «русская пословица ко всему пригодится».
- Постановка проблемного вопроса.
- Каким предложением является пословица «без углов дом не строится – без пословицы речь не молвится»? (Бессоюзным сложным).
- Как вы думаете, почему пословицы часто представляют собой по строению бессоюзные сложные предложения?
- Чем отличаются бессоюзные предложения от союзных? ( Союзы как средство связи отсутствуют, соединение частей происходит с помощью интонации).
- Как выражаются в БСП смысловые отношения? ( С помощью знаков препинания на письме, в устной речи - с помощью интонации). Они более краткие, лаконичные, выразительные.
- Сегодня наша задача на уроке - повторить знаки препинания в БСП. Я сейчас прочитаю текст Аникина, а вы подумайте, какова основная мысль?
- Какова основная мысль текста? Определите стиль текста.
Давайте его запишем. Вспомнить, какие знаки препинания нужно ставить в БСП, вам помогут обобщающие таблицы, которые есть на партах. Учитель диктует.
(1)Пословица не простое изречение. (2) Она выражает мнение народа.
(3) В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. (4) Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей; такое изречение могло существовать тысячелетия, переходя из века в век. (5)За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. (6) Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное - твердая истина.
(В. Аникин.)
Прокомментируйте знаки препинания. В каких предложениях есть бессоюзная связь? (Предложения 4,6). Постройте схемы этих предложений. (2 человека у доски). Учитель проверяет, оценивает. Раздает листы с заданиями.
У.: Можете проверить, как вы справились с постановкой знаков и правописанием слов.
4. Тренировочное упражнение №1.
У.: А теперь задание-шутка, которое поможет нам отработать навык постановки знаков препинания в БСП, позволит нам проверить логику, чувство языка. Задание выполняем в группах (объединяемся с рядом сидящими по 5-6 человек).
Восстановите пословицы, части которых здесь соединены неверно, запишите их. Заново расставьте знаки препинания и обоснуйте свои действия. На листках схематично отметьте верное соединение частей пословиц. Выпишите в тетрадь 2 понравившиеся пословицы.
1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
3. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
4. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
5. Не удобришь рожь – плечо не оттянет.
6. Бобы не грибы, хорош и крыжовник.
- Творческое задание: создание собственного изречения.
У.: На столах лежат листы цветной бумаги. На них записано начало бессоюзного предложения. Ваша задача: работая в парах, продолжить эти предложения так, чтобы получились лаконичные и красивые изречения, которые будут отражать ваше отношение к жизни или к нашему общению на уроке.
Варианты:
- Я верю…
- Я знаю…
- Я понимаю…
- Хочешь быть интересным…
- Пришла весна…
- Я люблю русский язык…
- У кого красный цвет? ( Ученик выходит к доске, читает, объясняет знаки препинания, прикрепляет на доску.) Оранжевый? Желтый? Зеленый? Голубой? Синий? Фиолетовый?
У нас получилась радуга.
- А что символизирует радуга? Какие однокоренные слова знаете? (Символ нашего города, счастье, радость, выражение божьего благоволения, «божья дуга»).
Получается, что мы сегодня подарили друг другу радость общения, радость познания.
- А без чего не может быть радуги? (Без солнца).
Я дарю вам свое солнышко. Оно весеннее, несмотря на холод, радостное, и оно говорит вам:
Человек познается по его языку - плохой орех по его легкости.
- Какой знак поставим?
И я желаю вам быть всегда только крепкими орешками. Спасибо за общение.
Урок окончен.
Ключ к упражнению №1:
1. Ремесло не коромысло – плеч не оттянет. (Следствие, вывод).1+4
2. Не помучишься – не научишься. (Условие).2+1
3. Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Условие).3+5
4. Не удобришь рожь – соберешь хлеба на грош. (Условие).4+3
5. Бобы не грибы: не посеешь – не взойдут. (Пояснение, условие).5+2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...