Удивительная наука - лингвистика
рабочая программа по русскому языку на тему
Программа факультатива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativudivitelnaya_nauka-_lingvistika.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительная наука - лингвистика .
Пояснительная записка
Проблеме формирования лингвистической компетенции современная школа ещё не может уделить должного внимания в рамках школьной программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время. Факультативный курс представляет собой систему занятий, основным содержанием которых является повторение, изучение и обобщение сведений о выразительных средствах русского языка в процессе работы над текстами различных стилистических типологических особенностей.
Предполагается ,что занятия вызовут интерес прежде всего содержанием выбранных текстов, рассказывающих о силе и красоте русского языка, о жизни и творчестве великих людей, о нравственной красоте человека.
Новым станет акцентирование на том, что нашу речь могут сделать яркой, живой , образной даже обычные односоставные предложения, неполные, а глагол и его форма помогут ярко и образно рассказать о предметах и их действиях, что вводным словам можно написать оду, благодаря многообразию их смысловых оттенков. Большое внимание факультативный курс уделит работе над словом, выразительными средствами языка, продолжится работа по развитию орфографической и пунктуационной грамотности, строению текста и его осмыслению, компрессии текста, способам и средствам связи предложений в тексте.
В целом курс направлен на развитие интереса к удивительной науке – лингвистике.
Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. Факультатив русского языка «Удивительная наука - лингвистика» будет способствовать формированию навыков грамотного письма, совершенствованию устной и письменной речи, а также углублению знаний по русской стилистике, морфологии и орфографии. В целом курс направлен на развитие интереса к удивительной науке – лингвистике
Цель - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей.
Задачи курса:
- привить интереса учащихся к русскому языку;
- обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- совершенствовать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- продолжить работу по совершенствованию навыков самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развивать языковой кругозор, мышление, исследовательские умения;
- повышение общей языковой культуры;
- подготовить учащихся к успешной сдачи ОГЭ.
Основные принципы организации факультативаа:
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
- умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.
Программа факультатива «Удивительная наука -лингвистика» рассчитана на учащихся 12 – 13 лет.7 класс.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы организации – факультатив .
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
Раздел 1.Введение (2ч .)Предмет лингвистика. «Такого языка на свете не бывало» (Р.Рождественский).
Раздел II.Стилевые особенности текста (Анализ текстов)(8ч)
Приёмы компрессии (сжатия) текста в зависимости от стилевой принадлежности текста.
Основные средства связи между предложениями в тексте.
Раздел III.Лексические средства языка.(10ч)
Роль синонимов, антонимов,
многозначных слов в повествовательном тексте .
Изобразительно-выразительная роль причастий и деепричастий в тексте-описании.
Изобразительная роль глаголов в тексте повествовательного характера
Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля.
Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля.
Раздел III. Изобразительно-выразительные средства языка.(12ч)
Роль эпитетов в художественной речи.
Назначение сравнений в текстах художественного стиля.
Различие между метафорой и метонимией.
Создание собственных текстов в художественном стиле с использованием выразительных средств языка.
Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля.
Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля.
РазделIY .Итоговое занятие(2ч)
Защита творческих работ(проектов, рефератов, текстов собственного сочинения)
Тематическое планирование
__7_ класс
Название раздела | Количество | Практическая часть |
часов | ||
Раздел 1. Введение Предмет лингвистика. «Такого языка на свете не бывало» | 2 | |
Раздел 2. Стилевые особенности текста Тема Текст и его стилевые признаки Тема Приёмы компрессии (сжатия) текста. Тема Основные средства связи между предложениями в тексте. Тема Основные способы связи предложений в тексте | 8 1 4 2 2 | |
Раздел 3. Лексические средства языка. Тема Синонимы, антонимы в повествовательном тексте Тема Причастия и деепричастия в тексте-описании. Тема Глаголы в тексте повествовательного характера. | 10 4 3 3 | |
Раздел 4. Изобразительно-выразительные средства языка. Тема Что такое эпитеты Тема Что такое художественное сравнение ТемаМетафоры и метонимия Тема ИВСЯ в в текстах художественного стиля Тема ИВСЯ в в текстах публицистического стиля Тема Практическое занятие | 12 2 2 2 2 2 2 | |
Раздел 5. Итоговое занятие Тема Защита творческих работ | 2 2 |
Утверждено Директором МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» «____»________________2016 г.
______________________ | Согласовано зам.директора по УВР «____»______________2016 г
____________________ | Рассмотрено на заседании МО
«____»_____________2016 г.
___________________ |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Дата | |
План | Факт | |||||
Введение. (2 ч) | ||||||
1-2 | Предмет лингвистика. «Такого языка на свете не бывало».(Р.Рождественский). | 2 | Знакомство с наукой о языке-лингвистикой | Конспектирование, работа со словарём С.И.Ожегова | ||
Стилевые особенности текста (Анализ текстов)(8ч) | ||||||
3 | Текст и его стилевые признаки | 1 | Комплексный анализ текста | Работа с текстом «Вешние воды» И.С.Тургенева | ||
4-7 | Приёмы компрессии (сжатия) текста. в зависимости от стилевой принадлежности текста. | 4 | Знакомство с приёмами сжатия текста | Составление памятки «Как писать сжатое изложение» | ||
8-9 | Основные средства связи между предложениями в тексте. | 2 | Повторить лексические,морфологические,синтаксические средства связи предложений в тексте. | Составление таблицы «основные средства связи между предложениями в тексте» | ||
10 | Основные способы связи предложений в тексте. | 1 | Повторить способы связи(последовательный,параллельный) | Составление таблицы «основные способы связи предложений в тексте» | ||
Лексические средства языка.(10ч) | ||||||
11-14 | Синонимы, антонимы, многозначные слов в повествовательном тексте | 4 | Роль синонимов, антонимов, многозначных слов в повествовательном тексте . | Создание собственных текстов с использованием антонимов, синонимов многозначных слов в речи | ||
15-17 | Причастия и деепричастия в тексте-описании. | 3 | Изобразительно-выразительная роль причастий и деепричастий в тексте-описании. | Создание собственных текстов с использованием причастий и деепричастий | ||
18-20 | Глаголы в тексте повествовательного характера | 3 | Изобразительная роль глаголов в тексте повествовательного характера | Создание собственных текстов с использованием глаголов. | ||
Изобразительно-выразительные средства языка.(12ч) | ||||||
21-22 | Что такое эпитеты. | 2 | Роль эпитетов в художественной речи. | Нахождение эпитетов в текстах стихотворного характера | ||
23-24 | Что такое художественное сравнение | 2 | Назначение сравнений в текстах художественного стиля. | Объяснить назначение сравнений в стихотворенииИ.Г.Котюнова «Белый Июс» | ||
25-26 | Метафора и метонимия | 2 | Различие между метафорой и метонимией | Найти в художественных текстах метафоры и примеры метонимии. | ||
27-28 | Практическое занятие | 2 | Создание собственных текстов в художественном стиле с использованием выразительных средств языка. | Подготовка к защите творческих работ | ||
29-30 | Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля | 2 | Изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественного стиля. | Найдите тропы в стихотворении С.А.Пестунова «Золотая» и объясните их художественное значение | ||
31-32 | Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля. | 2 | Изобразительно-выразительные средства языка в текстах публицистического стиля. | Работа с текстом В.П.Астафьева «Туруханская лилия» | ||
Итоговое занятие(2ч) | ||||||
33-34 | Защита творческих работ | 2 | Сочинение-эссе,рефераты,проекты,стихи и рассказы | Умение выступать перед аудиторией |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удивительная наука - геометрия
Методическая разработка и презентация по названной теме....
Эта удивительная наука - геометрия
Методическая разработка и презентация урока по названной теме...
Урок знаний в 8 классе по теме: Удивительная наука
Этот урок я провожу каждое 1 сентября для учащихся 8-х классов. На уроке рассказывается о значении науки химии, используютя занимательные задания: загадки, шарады, анагарммы. В конце урока обязательно...
Презентация к уроку знаний по теме: Удивительная наука
Презентация являетчя сопровождением к уроку знаний по химии....
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, форми...
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Да здравствует наука Лингвистика
Да здравствует наука Лингвистика...