Рабочая программа по внеурочной деятельности "К пятерке шаг за шагом"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа разработана в помощь учителю русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор МАОУ СОШ №9
Протокол № _____ _____________Е.В. Гололобова
от ____________ от ______приказ №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«К пятёрке шаг за шагом»
для учащихся 5- В класса
на 2018-2019 учебный год
составитель: А.С. Степаненко,
учитель русского языка и литературы
г. Холмск
2018 год
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков.
Направление внеурочной деятельности: научно-познавательное.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно- правовой базой программы являются:
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;
- Распоряжение Министерства образования Сахалинской области «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области»;
- Устав муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования ОО;
- Учебный план МАОУ СОШ № 9 г. Холмска на 2018-2019 учебный год.
Программа модифицированная, разработана на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа направлена на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
- Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Актуальность.
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.
Обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.
- Связь с уже существующими по данному направлению программами.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с языковыми нормами.
Практическая значимость.
Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.
Итогом работы является создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых).
Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
3.Цель и задачи программы.
Цель – расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.
Задачи:
1) закрепление уже изученных лингвистических терминов;
2) знакомство с новой лексикографической терминологией;
3) развитие умения работать со словарем;
4) развитие навыка поиска лингвистической информации;
5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.
4. Отличительные особенности программы:
Базовые теоретические идеи; ключевые понятия:
Учащиеся 5 класса познакомятся с наукой «Этимология», звуковыми законами, понятием «Родственные языки», формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью.
5. Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.
6. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст учащихся 11-12 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.
7. Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.
Программа рассчитана на 68 часов в год, занятия проводятся 2 раза в неделю.
8. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
9. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты, сменный материал для стендов).
10. Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- анализ и просмотр проектов;
- составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
11.Содержание программы.
1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты. (7 ч.)
2. Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. (6 ч.)
3. О слове.
Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь. (2 ч.)
Работа с этимологическим словарём.
4. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. (4 ч.)
5. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари. (3 ч.)
6. Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова
однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. (6 ч.)
7. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. (4 ч.)
8. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях.
9. Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища. (10 ч.)
10. Секреты географических названий. Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, сёла.) (7 ч.)
11. Всегда ли мы говорим правильно? Орфоэпия. Речь и культура общения. (7 ч.)
12. Русская пунктуация и ее особенности. История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых? (2 ч.)
13. «Я люблю свой родной язык!» Итоговые занятия. Подготовка и проведение утренника «Язык мой - друг мой!». (2 ч.)
12. Ресурсное обеспечение реализации программы:
Материально-техническое:
Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.
Информационно - методическое (пособия, методическая литература и т.п., Интернет):
-лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ в Интернет,
-портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- диски с материалами по русскому языку.
13. Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол.- во часов | Виды деятельности | Дата | |
Пл. | Факт. | ||||
1 | Введение. Языкознание – удивительная наука. | 1 | Беседа. Составление буклета «Русские лингвисты». | ||
2 3 | Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. | 2 | Лекция. Сообщение учащихся. | ||
4 5 | Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. | 2 | Лекция. Сообщение учащихся. | ||
6 7 | Наш язык. Когда и как люди научились говорить (проблема происхождения языка). | 2
| Лекция. Ролевая игра | ||
8 9 | Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. | 2 | Исследование по теме занятия. Работа с этимологическим словарём. | ||
10 11 | Происхождение и развитие письма. | 2 | Исследование по теме занятия. Лекция. Сообщение учащихся. | ||
12 | Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. | 1 | Беседа. Создание буклета. Лекция. Сообщение учащихся. | ||
13 14 | Значение языка для жизни общества. | 2 | Исследование по теме занятия. Лекция. Сообщение учащихся. | ||
15 16 | Фонетика. Звуковая жизнь слова. | 2 | Беседа. Конкурс скороговорок. | ||
17 | Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. | 1 | Исследование по теме занятия. | ||
18- 20 | Как рождаются и живут слова. | 3 | Беседа. Шарады. | ||
21 22 | Омонимы и многозначность. | 2 | Лабораторная работа «Анализ текста» Лото «Омонимы» | ||
23 24 | Лексическое богатство русского языка. | 2 | Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. | ||
25 26 | Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. | 2 | Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов-омонимов». | ||
27 28 | Явление синонимии в русском языке. Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 2 | Исследование по теме занятия. Составление кроссворда «Синонимы» | ||
29 30 | Синонимы, их роль в художественных произведениях. | 2 | Исследование по теме занятия. | ||
31 32 | Русская фразеология. | 2 | Беседа. Викторина «Фразеологизмы» | ||
33 | Введение понятия «фразеологические обороты». | 1 | Исследование по теме занятия. | ||
34 35 | Изучение особенностей фразеологических сочетаний. | 2 | Исследование по теме занятия. Лекция. Сообщение учащихся. | ||
36 37 | Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях. | 2 | Мини-проект «Фразеологизмы» | ||
38 39 | Как вас зовут?
| 2 | Беседа. Сообщения учащихся «Тайна моего имени». Составление словаря имен. | ||
40 41 | Процесс появления имен на Руси. | 2 | Беседа. Работа с художественными текстами. Составление словаря имен. | ||
42 43 | Исконно русские имена и заимствованные. | 2 | Беседа. Работа с художественными текстами. Составление словаря имен. | ||
44 45 | Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. | 2 | Беседа. Работа с художественными текстами. Составление словаря имен. | ||
46 47 | Прозвища. | 2 | Исследование по теме занятия. | ||
48- 51 | Где вы живете? Секреты географических названий. | 4 | Исследовательский проект «Топонимика родного края». | ||
52- 54 | Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, сёла.) | 3 | Исследовательский проект «Топонимика родного края». | ||
55- 58 | Всегда ли мы правильно говорим? | 4 | Составление орфоэпического словарика. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. | ||
59- 62 | Орфоэпия. Речь и культура общения. | 4 | Составление орфоэпического словарика. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. | ||
63 64 | А все-таки она хорошая! (Русская орфография и ее принципы). | 2 | Научное сообщение. Презентация «Занимательная орфография» | ||
65 66 | Особенности русской пунктуации. | 2 | Оформление стенгазеты «История русской пунктуации» | ||
67 68 | «Я люблю свой родной язык!» | 2 | Подготовка и проведение утренника «Язык мой – друг мой!» |
Литература, используемая для разработки
программы и организации образовательного процесса по внеурочной деятельности.
Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999.
Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян. –М.: Просвещение, 1971. –143с.
Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. М.: Просвещение, 1984. –190с.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко. –М.: Высшая школа, 1990. –158с.
Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г
Литература, рекомендуемая для детей.
Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова. – М.: Просвещение, 1989. –142с.
Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. – М.: Просвещение, 1988. –207с.
Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский. – М.: Знание, 1983. –191с.
Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка. // А.И. Горшков. – М.: Просвещение, 1993. –175с.
Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991. –220с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1988. –205с.
Электронные образовательные ресурсы:
1.Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2.Русский язык и культура речи: электронный учебник http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html
3.Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты.
4.Мир слова русского http://www.rusword.org
5.Культура письменной речи http://www.gramma.ru
6. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
7. Имена.org - популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
8.Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271813-1600924336.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школа экономики. Первые шаги. Разговор о правильном питании
Эта программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101482-1547372914.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг за шагом» 9 класс
Текстовые задачи являются традиционным разделом на экзамене по математике. Вместе с тем многие учащиеся 9 классов испытывают затруднения при их решении в связи с недостаточной сформированностью умения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/25/picture-562421-1648191016.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в лингвистику"
Программа внеурочной деятельности, целью которой является развитие исследовательских навыков обучающихся, а итогом - написание исследовательской работы по английскому языку и участие в конференции НОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409725-1393081209.jpg)
Рабочая программе курса внеурочной деятельности «К пятёрке шаг за шагом» 7 класс
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/30/picture-397878-1711809096.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2-4 классов «Английский шаг за шагом».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности обще интеллектуальной направленности «Английский шаг за шагом» адресована обучающимся 2-4-х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-280489-1453987432.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаги творчества" (общекультурное направление) 4 класс
Программа расчитана на один год обучения....