Последний урок русского языка в 9 или 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (9, 11 класс) по теме
Несмотря на то что последние уроки - это чаще всего подготовка к экзаменам и повторение пройденного, последний урок должен остаться в памяти учеников. Поэтому данный урок не носит серьёзной знаниевой нагрузки, он скорее развлекательный: есть место и смеху, и небольшому сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.27 КБ |
![]() | 374.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСЛЕДНИЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Тема: Заключительный урок русского языка в 9 классе
Цель: заинтересовать обучающихся интересными фактами из истории русского языка.
Ход урока
Работа с эпиграфом:
Язык – это брод через реку времени,
он ведет нас к жилищу ушедших;
но туда не сможет прийти тот,
кто боится глубокой воды.
В. М. Иллич-Свитыч
1. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в «Путешествие во времени».
- Представьте, что вы летописец в книжной мастерской времен Древней Руси!
- Напиши свое имя в кириллице, красную буквицу-заставку (заглавную) нарисуйте очень красиво!
«Первый урок в первом классе»
- А сейчас перенесёмся в 1 класс. Используя прописи, запишите ЛЕВОЙ РУКОЙ в строчку ваши фамилию, имя, отчество так красиво, насколько это возможно.
2. Ты помнишь, было вокруг
Море цветов и звуков.
Из теплых маминых рук
Учитель взял твою руку.
Он ввел тебя в первый класс
Торжественно и почтительно.
Твоя рука и сейчас
В руке твоего учителя.
Желтеют страницы книг,
Меняют названия реки,
Но ты его ученик:
Тогда, сейчас и навеки.
«Первый учитель» Вспомните ваши первые школьные годы и первого учителя. Постарайтесь написать небольшое эссе «Мой первый учитель». 4-5 предложений. У вас 5-7 минут.
Чтение эссе.
Сравните ваши записи, кто-то научился писать, а кто-то, возможно, наоборот, разучился за эти 9 лет.
Во все времена дети придумывали, как облегчить учебный процесс. Посмотрите в рабочую карту:
Вопрос 1.
Изучавшим русский язык до 1918 года рекомендовали заучивать следующий стишок:
Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес.
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал... и т.д.
Как вы думаете, какое правило можно было запомнить с помощью этого стишка?
Стишок был предназначен не для изучения этологии нечистой силы в рамках Закона Божьего, а для запоминания орфографии. Все слова этого стишка, в которых сейчас пишется буква "е", тогда писались через "ять". Эта буква когда-то произносилась иначе, чем "е" (в деревнях северо-западной России, в частности, Смоленской области, нередко и по сей день безударное "е" в словах, которые писались через "ять", произносят, как "я", напр., "мяшок"), но к 19-му веку различие в произношении исчезло, и слова с ятями приходилось элементарно зубрить.
Вопрос 2. В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:
— Степка, хочешь щец?
— Фу!
Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?
В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка, соответственно, не «присутствующие» здесь согласные – звонкие
Вопрос 3. Всегда в классе находились ученики с прекрасным чувством юмора. Вот это чувство юмора мы с вами сейчас и проверим: за 5-7 минут продолжите фразы, записанные в рабочей карте.
- Только в школе понимаешь... (как хорошо было в садике)
- Школьник вернулся из школы и радостно сообщает маме ... (тебе сегодня повезло , задали только по чтению!)
- Когда сижу на уроке химии, я даже не понимаю ...(что именно не понимаю)
- Школа – это место... (где учителя требуют от учеников знания по всем предметам, а сами знают только по одному)
- Школьного учителя узнаешь сразу: ...
- Самая страшная фраза школьного детства: ... (Так, а теперь убираем учебники и достаём двойные листочки)
- Каждый ученик в глубине души мечтает о том...
Вопрос 4. Готовимся к ОГЭ: Замени слово литературным синонимом, например:
- Учитель и ученики - Али-Баба и 40 разбойников.
- Дневник – книга жалоб и предложений
- Вышел за мелом - пропал без вести
- Контрольная - хождение по мукам
- Родительское собрание - следствие ведут знатоки / народный суд.
Вот и подходит к концу ваш последний урок русского языка. Но мы с вами встречались не только на уроках. И заключительная презентация – мой небольшой подарок для вас. (Презентация – пожелание с фотографиями детей).
Предварительный просмотр:
Язык – это брод через реку времени,
он ведет нас к жилищу ушедших;
но туда не сможет прийти тот,
кто боится глубокой воды.
В. М. Иллич-Свитыч
Рабочая карта
заключительного урока русского языка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Изучавшим русский язык до 1918 года рекомендовали заучивать следующий стишок:
Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес.
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал... и т.д.
Как вы думаете, какое правило можно было запомнить с помощью этого стишка?
2. В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:
— Степка, хочешь щец?
— Фу!
Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?
3. Только в школе понимаешь... ________________________________
- Школьник вернулся из школы и радостно сообщает маме ... _________________________________________________________
- Когда сижу на уроке химии, я даже не понимаю _________________________________________________________
- Школа – это место... _______________________________________
- Школьного учителя узнаешь сразу: _________________________________________________________
- Самая страшная фраза школьного детства: _________________________________________________________
- Каждый ученик в глубине души мечтает о
____________________________________________________________
4. Готовимся к ОГЭ: Замени слово литературным синонимом, например:
- Учитель и ученики - Али-Баба и 40 разбойников.
- Дневник - ___________________________________________________
- Вышел за мелом - ____________________________________________
- Контрольная - ________________________________________________
- Родительское собрание - _______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...

Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...