Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему

Антонина Николаевна Узких

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны русской орфографии

Слайд 2

Чем может быть интересна орфография? Это интересно: * Откуда появились правила правописания? * Зачем запоминать прав опи сание стольких слов? Откуда возникли чередования в словах? Ответы на некоторые вопросы!

Слайд 3

Русская орфография менялась на протяжении более чем десятка веков в результате различных языковых процессов, реформ, преобразований. Но многие слова все-таки сохранили свое историческое написание. Русская орфография интересна тем, что правильное написание слов в большинстве случаев зависит от их исторического значения, от положения орфограмм в словах, а также от сложившейся веками традиции написания.

Слайд 4

Чередования в словах Такое явление в языке может быть обусловлено позицией звука в слове или традицией. Традиционные чередования называют еще и историческими, так как они возникли в результате различных языковых процессов (ассимиляция, палатализация и др.) на протяжении всей истории языка. (см. А.А.Реформатский «Введение в языковедение») Зная исторические чередования и соотношения слов, можно без труда писать грамотно те слова, где наблюдаются такие «чудесные явления»! Друг – друзья – дружить (г//з//ж) Дерево - древо (е//о) Скакать - скачу (к//ч) Излагать – изложить (г//ж; а//о)

Слайд 5

В результате таких исторических процессов и связанных с ними чередований два слова: «конец» и «начало» - разошлись в своих значениях. Но они однокоренные, имеющие общий исторический корень " kenti " в значении возникать, начинаться, граница. В слове конец исторически корень кон- и -суффикс -ец (из ьць). Нетрудно доказать, что в звукосочетании – ча- в слове начало был носовой [е]; достаточно проанализировать следующий ряд: начало - начинать начну (ча// чин// ч(ь)н). Звук (ч) появился в результате чередования со звуком [к] перед гласными переднего ряда (е и ь). Следовательно, в этих антонимах корни - кон- и –ча- исторически равнозначны. Исторически корень -кон сохранил свою смысловую близость к понятию «начало чего-либо» в выражении испокон веку, искона в значении «издавна с незапамятных времён ». Это интересно!

Слайд 6

Орфография русского языка подчиняется разным принципам, главным из которых является морфологический. Следуя ему, все морфемы пишем по принципу единообразия. Чтобы проверить правописание слова, необходимо поставить сомнительную букву ( а точнее звук) в сильную позицию и написать «сомнительное место» в слове по принципу единообразия .

Слайд 7

Для написания орфограмм в корне применяется морфологический принцип. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. листок – лист Позолота – золото Когда сомневаетесь, какую сомнительную согласную написать, нужно изменить слово или подобрать однокоренное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорными согласными – л, м, н, р, то есть поставить ее в сильную позицию. дуб- дубы просьба - просить

Слайд 8

Столько приставок, которые не изменяются! И нам приходится запоминать их написание! А зачем? Поступаем проще! Все эти приставки можно поставить в сильную позицию проверить теми же способами, что безударные гласные или сомнительные согласные в корне и написать по принципу единообразия! Сделать – содействовать Запеленать – запись Надписать - надорвать

Слайд 9

Окончания сомнительных существительных тоже пишутся по морфологическому принципу. Оказывается, их можно проверить ударением! Не верите? Убедитесь сами! Падеж Склонение I II III Родительный Ручки – семьи - Ночи – степи Датель ный Ручке - сестре - Ночи - степи - Предложный о ручке – о сестре в пенале – на столе О ночи – О степи

Слайд 10

Если хочешь грамотным Быстро очень стать, Должен ты историю Языка узнать! Тайны орфографии Кроются лишь в ней… Если отгадаешь их, Умен будешь вполне. Ты секреты эти Для себя открой - И грамотность тогда Дружна будет с тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...

Методическая разработка урока русского языка «Тайны русских слов»

Изучению новой темы  предшествовало решение лингвистической задачи, перешедшей в постановку проблемы, выявления путей ее решения и целеполагание. Учащимися была определена тема урока, поставлены ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка».

Повторение и закрепление пройденного материала....