Рабочая программа. Кружок «Занимательный русский язык».5-6 класс
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Дашицыренова Элла Платоновна
Развитие речи ребенка - важная задача школы. Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей с ранних лет входят в удивительный и многоцветный мир слов, развивают языковое чувство.
Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего и, в последнее время, среднего школьного возраста слабо развита речь, орфографическая зоркость, грамотность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimaelnaya_gramm_attest.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

          кружка «Занимательный русский язык».

Пояснительная записка

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

                                                                                         Куприн А.И.

Развитие речи ребенка - важная задача школы. Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее развитие детей, воспитывает чувство доброты, трудолюбия. Детей с ранних лет входят в удивительный и многоцветный мир слов, развивают языковое чувство.

Актуальность выбора курса «Занимательная грамматика» определена тем, что у детей младшего и, в последнее время, среднего школьного возраста слабо развита речь, орфографическая зоркость, грамотность.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования, ФГОС. Одной из главных задач новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких - либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный - это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».

Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка - это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Цель

*пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.

Задачи:

*расширить и углубить программный материал;

*развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;

*научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Основные формы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом (или учащимся) плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности;
  • определять последовательность работы над словом.

Перспективные задачи.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игр. Кроме того, курс "Занимательная грамматика" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения "Занимательной грамматики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Несомненно, кружок по занимательной грамматике не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность. Однако, по мнению ученых, сама по себе занимательная грамматика долго интересовать учащихся не может, т.к. у детей достаточно скоро появляется потребность в более глубоком изучении языка. Поэтому кружок занимательной грамматики наиболее эффективен только для учащихся V - VI классов.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу «Занимательная грамматика» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также творческие возможности ребенка;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для приобщения школьников к художественной культуре;
  • способствовать развитию интереса к чтению.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения языку является развитие и совершенствование познавательных, языковых и творческих процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Курс "Занимательной грамматики" рассчитан для учащихся 5-6-х классов.

Этапы реализации программы курса:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация (план прилагается);
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы курса:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  • анализ занятий проведенных по плану;
  • разработка рекомендаций.

Содержание программы

1-2 урок. Организационное занятие. «В мире безмолвия и неведомых звуков.

Звук и буква».

Цель и задачи занятии: речевой слух, умение различать звук и букву.

Важность звуковой произносительной стороны в создании

выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение

занимательных задач.

3урок.  Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква - помощница. Буквы - актёры.

4-5урок. Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Звуки - «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?»

6-7урок. Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое

письмо, иероглифы, клинопись. Занимательная игра «Шифровальщики».

8 урок.Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

Различные виды письма. Буквенное письмо. Создание славянской азбуки.

Сообщения  о буквах.

9 урок. Загадочный папирус.. Понятие о тарабарской грамоте. Расшифровка ребусов.

10-11 урок. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты, шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

12 урок. Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Развитие фонематического слуха.

13 урок. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Знакомство с звукоподражаниями словами. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

14 урок. Словесные раскопки.

 «Раскопки» слов, их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра «Почему мы так называемся».

15 урок. Увлекательное рядом.

Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек,

озер, улиц и площадей. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

16 урок. Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Практическая работа «Богатство

русского языка». Лингвистическая игра « Родственники».

17-18 урок. «Собирал человек слова».

Словари. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова».

19-20урок. Об одном и том же - разными словами.

Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем. Лингвистическая игра «Лексическое лото».

21урок. Мир - вселенная; мир - отсутствие войны. Омонимы .

22 урок. Замок и замОк. Омографы.

23 урок. ПолОскать или полАскать? Омофоны.

Омонимы. Виды омонимов. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Игра «Найди нужное слово».

24 урок. «Тезки наоборот».

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

25 урок. В царстве смыслов много дорог.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

26-27 урок. Прямое и переносное значение многозначных слов.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Знакомство со средствами художественной выразительности (эпитетом, метафорой, метонимией). Игра «Угадайка!»

28-29 урок. «Не в бровь, а в глаз».

Выразительность русского языка. Пословицы и поговорки - подлинная

сокровищница народной мудрости. Лингвистические конкурсы.

30 урок. Фразеологические обороты.

Фразеологизмы, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

31 урок. Почему мы так говорим.

Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая

игра «Рыбная ловля».

32 урок. Крылатые слова.

Басни Крылова - богатейший источник крылатых слов. Тематическое

занятие, посвященное творчеству И.А. Крылова. Презентация басен.

33 урок. «Откуда катится каракатица?» 

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

34 урок. Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

35 урок. Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан, капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.. Сравнение значения слов.

36 урок. Тайна имени.

С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями и Интернет ресурсами.

37урок . Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

38 урок. Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

39 урок. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

40 урок. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

41 урок. Полёт в будущее. Неологизмы.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Будущее».

42 урок. Как работает слово?

Путешествие в страну Морфологию. Многообразный мир частей речи - имя Существительное, имя Прилагательное, Глагол. Решение занимательных задач.

43 урок. «Прочь с дороги!».

Разговор о культуре речи. Засорение языка. Инсценировка жизненных

ситуаций.

44-45 урок. Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы.

46-47урок. Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

48-49 урок. Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ) 50-51 урок. Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.

52-54урок . Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем: приставки, корни, суффиксы, окончания, основы. Словообразование. Игра «Образуй слова».

55-56 урок. Законы сцепления слов .

Знакомство с синтаксисом и пунктуацией. «Строительные блоки» для предложения: слово, словосочетание, предложение.

57-58 урок. «Семья» главных и второстепенных членов предложения.

59-61 урок. Где обитают знаки препинания?

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложении. Осложненные предложения: однородные члены предложения, обращения, сравнительные обороты, прямая речь, диалог.

62 урок. В руках умелых слово творит чудеса.

Русский язык - один из богатейших языков в мире. Решение занимательных лингвистических заданий.

63 урок. Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

Составление cинквейнов.

64-65 урок. Игра со словами.

 Превращение слов. Словесная лесенка. Из одного слова - несколько. Слоговой аукцион. Закончи предложение (словом на определенную букву) Волшебная цепочка. Слоговое лото.

66-67 урок. Олимпиада.

Выполнение олимпиадных заданий. Развитие образного и креативного мышления.

68 урок. Наш язык богат и могуч. Что значит владеть языком?

Заключительное занятие. Итоговый проект.

Ожидаемые результаты:

  • возросший интерес к предмету;
  • повышение успеваемости по русскому языку;
  • умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Учебно - методическое обеспечение программы

1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка:

Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная

версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.

3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие

для учащихся.- М.: Просвещение,1981.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для

учащихся.- М.: Просвещение, 1987.

5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для

учащихся М.: Просвещение, 1983.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская

академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.:

7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная

литература, 1984.

8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.:

ООО «Виктория плюс», 2007.

10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.

Федоров.- М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.

                Литература

  1. Арсирий А.Г. Занимательная грамматика русского языка.- М.: Экслибрис - Пресс, 1997.\
  1. Арсирий А.Г. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для

учащихся/ Под ред. Л.П. Крысина.- М.: Просвещение, 1995.\

  1. Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г
  1. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996
  1. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г
  1. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.
  1. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  1. Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.
  1. Козловский Я. Веселые приключения не только для развлечения.- М.: Детская литература, 1993.
  1. Колесов В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение, 1982.
  1. На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку. Книга для учащихся / под ред. Чесноковой Л.Д.- М.: Просвещение, 1996.
  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык/ Авт. В.В. Волина; Под общей ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.\

Образовательные электронные ресурсы:

1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные

технологии в обучении

3. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/

4. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

5. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm

6. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса «Занимательный русский язык» для 5 класса.

Программа составлена с учетом психологических особенностей, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по вс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ

Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"

Программа данного курса программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообраз...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"

Цель:на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"

труды на публичных выступлениях.Изучить язык и овладеть им – довольно сложное дело. Для этого необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках недостаточно врем...