Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
труды на публичных выступлениях.
Изучить язык и овладеть им – довольно сложное дело. Для этого необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках недостаточно времени, чтобы углубляться в тайны языка. А на кружковых занятиях легко вызвать интерес к языку привлечением различных занимательных заданий. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Занимательный русский язык»
5-7 класс 1 час в месяц
Разработала: Винокурова Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Мачулинской ОШ
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
На современном этапе обществу необходимы квалифицированные, компетентные специалисты, способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Для результативной сдачи Единого государственного экзамена, успешного участия в разноуровневых олимпиадах по различным предметам от обучающихся требуется свободное владение русским языком. Данная рабочая программа нацелена на помощь учащимся овладением навыками речи, учит их избегать грамматических ошибок; строить высказывания с соблюдением стилистических норм; составлять тексты и редактировать, выстраивать сообщения; защищать самостоятельные труды на публичных выступлениях.
Изучить язык и овладеть им – довольно сложное дело. Для этого необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках недостаточно времени, чтобы углубляться в тайны языка. А на кружковых занятиях легко вызвать интерес к языку привлечением различных занимательных заданий. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Учебный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных занятий во внеурочное время. Классная и внеклассная работа по предмету дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые требует современная школа. Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету.
Данная программа по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный– это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий программы составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Эти виды занятий, требующие смекалку, сообразительность, находчивость, способствуют формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас. Программа данного курса удовлетворяет познавательные потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Программа кружка “Занимательный русский язык” ставит следующие
Цели :
- пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
- воспитать любовь к русскому языку;
- научить бережно обращаться с ним;
- выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
- расширить представление о русском языке, его возможностях;
- обучить речевому этикету;
- помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
- обогатить словарный запас;
- подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.
- Задачи :
- Формировать эстетический вкус, уважение к труду.
- Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
- Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства языковых средств в различных ситуациях общения
- развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
- воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
- игры на языковом материале;
- вопросы занимательной грамматики;
- инсценировки языковых ситуаций;
- краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
- практическая работа с различными рода словарями;
- работа с тестами художественных произведений.
Виды деятельности:
теоретические:
- лекция с элементами беседы;
- составление кроссвордов и ребусов;
- путешествие;
- грамматические сказки;
- викторина;
- выступление, рассказ;
практические:
- игра, турнир;
- выполнение тестов;
- работа над словом, работа с книгой, словарем;
- составление диалогов, лингвистических сказок;
- редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
- выборка материала из художественной литературы, его анализ;
- подготовка сообщений;
- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения данной программы являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи вэкизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами программы по дополнительному образованию по предмету русский язык является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
предложенным материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
- ориентироваться в предложенной литературе (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с товарищами совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
овладевать работой в паре, группе; пробоваться в роли (лидера, исполнителя).
Программа кружка «Занимательный русский язык» предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 34 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы
Тема 1. Организационное занятие «Вначале было слово»
Содержание материала: Язык - «самая лучшая и самая худшая вещь в мире». Значение языка для общения. Мировые языки. Языки малых групп. Различие языков по фонетике, лексике, грамматике. Язык - хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык - наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Буква по воздуху».
Форма занятий: Беседа с элементами занимательности.
Тема 2. «Сперва Аз да буки потом все науки». Где в мире изучается русский язык. Почему мы так говорим? (происхождение некоторых фразеологизмов). Древнее начертание букв. Алмазный язык (язык фольклора). «Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады)»
Тема 3.Дорога к письменности. Язык - звучащая речь. Различие звука и буквы. Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «найди букву», «Слухачи», «Угадайка». Ударение в русском языке. Нормы ударения. Интонация и ее оттенки. Аудиозаписи стихотворений и басен в исполнении известных актеров.
Тема 4. Тайные знаки письменности. Пиктография. Идеографическое письмо. Иероглифы. Клинопись. Письмо в Древнем Египте. Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Заводные человечки», «Спецы».
Тема 5. Кириллица или глаголица. Первый алфавит (гиксы - народ Аравии). Рисунки древних букв. Путешествие букв. Изменение начертаний греческих букв. Старославянская азбука Кирилла и Мефодия. Создание на основе византийского алфавита азбуки. Кириллица. Обозначение цифр кириллицей. Изменения в кириллице, внесенные в алфавит (утрачивание звучания Ъ и Ь, традиционное написание). Индивидуальные сообщения «Веселая буква», «Обиженная буква», «Волшебная буква» по книге И.Ф. Александровича «Занимательная грамматика». Игра «Спрятанное слово».
Тема 6. Как родятся, живут и стареют слова. Составляем список слов, появившихся в языке после 1917 года. Разница
между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах». Обстоятельства «гибели» слов (дворянин, городничий, кафтан и др.). Происхождение знакомых слов (зонтик, чулок, лента, шпора, кнопка и др.). Полногласие и неполногласие.
Помощь происхождения написанию («терра» - земля). Игра «Отличись, дополни, повтори».
Тема 7. Что в имени твоем или Почему мы так называемся?
Язык - явление живое. Названия месяцев. Названия дней недели. Названия монет. Происхождение имен и фамилий. Названия улиц. Названия городов. Названия сел области. Индивидуальные сообщения. Названия частей света. Названия государств. Названия рек, озер, гор. Исследовательские сообщения. Игра «Одно и то же по-разному».
Тема 8. В стране морфем. Превращение слов. Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловк, лож». Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Спрятанное слово» (присоединение различных слов к группе родственных).
Тема 9. Где же хранятся слова? Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова...» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари).
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | К-во часов | Краткое содержание занятия | Форма проведения | Образовательный продукт/ Вид деятельности учащихся |
1. | Вначале было Слово... | 1 | Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о русском языке. | Презентация | Составление книжки высказываний. |
2 | «Сперва Аз да Буки – потом все науки» | 1 | История письменности от древности до наших дней. | Путешествие | Издание журнала путевых заметок |
3 | Дорога к письменности. | 1 | Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв. | Устный журнал | Иллюстрирование отдельных букв |
4 | Тайные знаки письменности | 1 | Пиктография. Клинопись. Особенности изучения русской азбуки в старину. | Лингвистический журнал | Написание сочинения-отзыва |
5 | Как учили грамоте на Руси Кириллица или глаголица. | 1 | Библиотеки. Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая русская книга. | Путешествие в мир библиотеки | Отзыв о путешествии |
6 | Как родятся живут и стареют слова | 1 | Неологизмы, архаизмы, общеупотребительные слова. Игра «Кто из нас шифровальщик» | Радиопередача | Книжка-раскладушка «Ученые–русисты» |
7 | Что в имени твоем или Почему всё так называется? | 1 | Язык - явление живое. Имена собственные. Происхождение названий месяцев, дней недели, имён и фамилий, географических названий. | Исследовательское сообщение | Работа с этимологическим словарём. |
8 | В стране морфем. Превращение слов. | 1 | Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Сложносокращенные слова. Аббревиатура. Новые слова и форма слова. Игра «Спрятанное слово» (присоединение различных слов к группе родственных). | Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов», «Образование слов различными способами от корней молод, ловок, лож». | Словарь ударений |
9 | Где хранятся слова? | 1 | Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова...» (о толковом словаре В. Даля). Язык и история народа (фразеологические словари). Близкие слова (о кратком словаре синонимов русского языка). Как образовано слово? (словообразовательные словари). «Свердловец или свердловчанин» (О словаре названий жителей). Новое в языке (словари неологизмов). «Как говорил Пушкин?» (словари языка того или иного писателя). «Всё наоборот» (обратные словари). | Работа со словарями. | Сочинение-отзыв |
Структура проведения занятия кружка.
1. Занятие начинается с «разминки». Разминка включает в себя тренинг по развитию памяти, мышления, воображения или проведение блиц –турнира, включающего разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.(10 минут).
2.На втором этапе предлагается изучение теоретической основы темы данного занятия(«Знаете ли вы, что …», «Как слово наше отзовётся…» и др.) в различных формах, наблюдение за языковым материалом из художественных текстов.(30минут).
3. Рефлексия. (5 минут).
Список литературы.
1. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся / Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991.
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
4. И у слов бывают тайны. Сост.: Г.В. Домрачева, Г.Е. Окулова. – Оса, Росстани, 1994.
5. Иванова, В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Э.Д. Розенталь. – Л.: Просвещение,1999.
6. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: Пособие для учащихся / С.И.Львова. – М.: Дрофа, 2004.
7. Люстрова З.Н. и др. Беседы о русском слове / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцова, В.Я. Дерягин. – М.: «Знание», 1976.
8. Мастер – класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВН-ы / Авт- сост. Павликовская Н.И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...