Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"
рабочая программа

Цель:на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 9»

Рассмотрено:                                           Согласовано:                                           Утверждаю:

на МО учителей                                      зам. директора                                         директор школы

начальных классов                                 по УВР _______                                              __________

от _____ 20___г                                       Е.В. Ульянова                                         Т. К. Волкова

протокол №____                                     _____ 20___ г.                                          от _____ 20___г.

                                                                                                                 приказ № ____

 

 

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности в 3 классе

«Занимательный русский язык»

Курс РПС (развитие познавательных способностей)

(общеинтеллектуальное направление)

1 час в неделю, 34 часа в год

Учитель:

Ушакова Радмила Николаевна

2019-2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по кружковой работе «Занимательный русский язык» составлена на основе:

- комплекса учебно-развивающих пособий курса «Занимательный русский язык» для начальной школы «Юным умникам и умницам».

- авторскому пособию Л.В. Мищенкова «Школа грамотеев. Русский язык. Задания по развитию познавательных способностей» М.:РОСТкнига, 2014.

Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Программа рассчитана на обучающихся 3 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.

Этапы реализации программы кружка:

  • подготовительный;
  • непосредственно реализация;
  • оценка эффективности;
  • коррекция в соответствии с анализом эффективности;
  • дальнейшее использование в школе.

Анализ эффективности программы кружка:

  • диагностический метод (анкетирование детей в начале и в конце);
  • анализ занятий проведенных по плану;
  • разработка рекомендаций.

Базовые учебные действия 3 класс.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты освоения курса «Русский язык».

Обязательный уровень:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Повышенный уровень: формирование чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

Предметные результаты освоения программного материала.

Обязательный уровень:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, тексты;
  • различать и называть:

а) изученные части речи

б) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

  • применять при письме правила: орфографические, пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными членами предложения);
  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  •  различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (30-40 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Повышенный уровень:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте,
  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms- сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Учебно-методическое обеспечение

Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык. 3 класс. Рабочие тетради в 2 ч. — М., РОСТ.

Л.В. Мищенкова. Занимательный русский язык. 3 класс. Методическое пособие для учителя. — М., РОСТ.

Материально-техническое обеспечение

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • справочники, энциклопедии;
  • словари: орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов

Электронно-программное обеспечение:

  • DVD-диски с дидактическими играми по русскому языку;
  • презентации по русскому языку.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD-плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Развиваемые способности

1

И снова о русском языке

Развитие внимания, мышления, фонематического слуха, ориентации в пространстве, артистические способности.

2

Крылатые слова и афоризмы

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображение, речь

3

Копилка занимательных заданий

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, конструкторские способности

4

Игротека

Развитие внимания, мышления, воображения, слуховой памяти, фонематического слуха, чувство рифмы

5

Об именах, о русских фамилиях.

Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации, чувства рифмы, воображения, артистические способности.

6

В поисках сбежавших головоломок.

Развитие внимания, мышления, воображения, речь.

7

Игротека.

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь.

8

Мы играем в логогрифы.

Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, чувства рифмы.

9

Учимся распознавать речевые ошибки.

Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти.

10

Коллекция заморочек.

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, памяти, речь.

11

Игротека

Развитие внимания, мышления, конструкторских и артистических способностей.

12

Ох уж эти фразеологизмы.

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации.

13

Работаем над рифмами.

Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей, речи.

14

Словесные забавы. Игротека.

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей, речи.

15

Продолжаем работу над фразеологизмами.

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, чувства рифмы, речи, расширить словарный запас.

16

Русские пословицы и поговорки.

Развитие внимания, мышления, воображения, расширить словарный запас.

17

Ассорти для любителей русского языка.

Развитие внимания, мышления, памяти, пространственной ориентации, речи.

18

ЧАСТЬ 2.

Игротека.

Развитие внимания, мышления, памяти, артистических способностей, речи.

19

И снова о фразеологизмах.

Развитие внимания, мышления, воображения, речи.

20

Однородные члены предложения.

Развитие внимания, мышления, воображения, артистических способностей, речи.

21

Ошибочка вышла.

Развитие внимания, мышления, воображения, речи.

22

Игротека.

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, конструкторских способностей, речи.

23

Про омонимы и их разновидности.

Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, пространственной ориентации, расширить словарный запас.

24

Еще много фразеологизмов.

Развитие внимания, мышления, чувства рифмы, артистических способностей.

25

В стране перевертундии.

Развитие внимания, мышления, воображения, речи, памяти, пространственной ориентации, чувства ритма и рифмы.

26

Игротека.

Развитие внимания, мышления, речи, конструкторских способностей.

27

Что такое «паронимы».

Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей.

28

Запоминаем словарные слова.

Развитие внимания, мышления, воображения, речи.

29

31 июня.

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, артистических способностей.

30

Игротека.

Развитие внимания, мышления, воображения, речи, артистических способностей.

31

Повторяем…

Развитие внимания, мышления, воображения, пространственной ориентации, расширять словарный запас.

32

Повторяем, повторяем…

Развитие внимания, мышления, воображения, расширять словарный запас.

33

Повторяем, повторяем, повторяем…

Развитие внимания, мышления, конструкторских способностей.

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок».

Обобщение пройденного за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...