Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях
имен существительных в единственном числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2018.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях
имен существительных в единственном числе.
Цель: осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по применению.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения изучаемого учебного материала:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные результаты освоения изучаемого учебного материала:
владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации, способность извлекать информацию из различных источников,
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор и презентация.
Ход урока:
Конспект | Примечания | |
1. Эмоциональный настрой на урок | ||
Добрый день! Мы начали наш с вами урок русского языка с виртуальной экскурсии по залам картинной галереи под музыку П.И. Чайковского «Времена года». Надеюсь, она помогла Вам настроиться на урок. | Калейдоскоп картин великих русских художников о весне в сопровождении музыки. (1 мин) | |
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность | ||
А я, в свою очередь, приглашаю Вас в путешествие по стране Знаний. Наш материк – Морфология, страна имени Существительного. Чтобы погода не испортила наше новое приключение, надо знать, какая погода на дворе. Ваши одноклассники подготовили Вам загадку. Давайте разгадаем её. 1-й уч.: Своё название месяц получил в честь римского бога войны и охраны. В русский язык название пришло из Византии. С этого месяца начиналось русское «пролетие», а некоторых местах первый день этого месяца называют «новичок». 2-й уч.: До утверждения христианства месяц назывался сУхий, а также в народных месяцесловах – зимобор, протальник, грачевник, капЕльник, водотёк. Наши предки этот месяц величали – свистуном, ветроносом, катышем, солнечником, солнцегреем. Отгадайте название месяца. К какой части речи оно принадлежит? Определите его склонение. Устно просклоняем его по «цепочке». | ||
Приём «Историческая загадка» Прием «Цепочка» | ||
3.Актуализация знаний, формулировка темы урока, постановка целей на урок | ||
Откроем дружно мы тетрадь, Число запишем без ошибок. Не будем строчки мы марать, Ведь этот мир так зыбок. 1)В март… и курица из лужицы напьется. 2) В март… день с ночью меряется, равняется. 3) Синичка в март... запела – весеннее тепло ворожит. - Вставьте нужные окончания. Кто считает, что задание выполнит без ошибок, тот поставит себе на поля !. Кто считает, что испытает затруднение, тот поставит ?.Выполняем работу в карте урока. Проверим по образцу, проведем самооценку. У кого совпали знаки? Молодцы. Кто засомневался в своих силах, но справился с задачей? Вы тоже молодцы. - Кто расскажет, как выполнял действия? (Определяем склонение и падеж имени существительного и вставляем букву). - Сформулируйте тему урока. - Над чем сегодня будем работать? (надо узнать, какую букву писать в окончаниях существительных; для этого нужно повторить склонение существительных и изменение их по падежам) | Запись в тетради: Одиннадцатое марта Классная работа | |
4. Отработка умений и навыков по теме урока | ||
I. Фронтальный опрос: 1) Как узнать склонение существительного? - По какой форме существительного определяем склонение? - По какой морфеме? - Сколько склонений в русском языке? - Как распределяются по ним существительные? 2) Как определить падеж существительного? 3) Зачем важно знать склонение и падеж существительного?(Чтобы правильно написать его окончание). II. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов: Пробираться по пустын…, бояться пустын…, узнать о пустын…, нет совест…, обязан своей совест…, вспомнить о совест…, поставить на балкон… - Прочитайте слова. - Почему в них можно допустить ошибки? Слышится [ И ], а должно писаться Е или И. Как же не допустить ошибок? III. Эксперимент: Просклоняйте 1-й ряд слова весна, почка; 2-й ряд – дождь, диван; 3-й – капель, рожь. Выделите в них окончания. Свои выводы запишите в таблицу №1 карты урока. - Сравните оба слова: чем они похожи и чем различаются? Какие окончания у вас получились? - Рассмотрите опорную таблицу и расскажите о написании Е - И в окончаниях существительных. Вернёмся к заданию II. Поработаем в парах. Кто быстрее вставит букву, поднимет руку. Пара …. напишет на доске только окончания. Остальные проверят друг друга. IV. Задание повышенной трудности:
Ветвь - ветка, тетрадь – тетрадка, площадь – площадка, кровать – кроватка. Перед выполнением задания поставьте знаки на поля. Кто поставил -!? Кто - ?? Проводим самопроверку. У кого совпали знаки? Кому ещё нужно время, чтобы запомнить правило?
Что может быть проще и прелестнее ландыша? Гирлянда беленьких колокольчиков на тонком стебле сияет в зелене длинных листьев. Отцветает ландыш на рубеже весны и лета, и на месте каждого опавшего цветка, словно из самого сердца, выливается по ярко-красной капле ягодки. (По Н. Золотницкому) | ||
5.Итоги работы | ||
Очень долго мы писали, И конечно, все устали. Сядем дружно на пенёк, Приключеньям подведём итог. - Что я узнал на уроке? - Чему научился? - Чем запомнился урок? - Самым трудным оказалось?.. - Я не умел, а теперь умею… | ||
6. Рефлексия | ||
На стене рисунок дерева (ствол и ветки). Выберите из карточек на столе ту, что отражает ваше настроение сейчас. Разместите выбранную карточку на картинке и посмотрим, что получится. - Какая весна нас ждёт? Солнечная? Ранняя или затяжная? | ||
7. Домашнее задание. | ||
1 уровень: упражнение 535,& 97 – для тех, кому не все удалось. 2 уровень: Кому было познавательно, найти на просторах Интернета приметы весны, определить имена существительные, выделить их окончания и указать падеж. 3 уровень: Кому было очень интересно, тот придумает четверостишие о весне, о марте. Окончить урок мне бы хотелось снова музыкой Чайковского… | Приём « Три уровня домашнего задания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...