Рабочая программа факультатива по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Факультативный курс "Загадки русского языка" предназначен для 5 класса.Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность обучающихся направлена на интеллектуальное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вадинск
Рассмотрено
На педсовете № 6 от 31.08.2017г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_________Бураева Г.Н.
Приказ № 257 от 31.08.2017г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
(общеинтеллектуальное направление)
Факультатив
5 класс, ФГОС
Возраст 11-12 лет
Срок реализации - 1 год
Руководитель Сумерская О.А.
2017 год
- Планируемые результаты.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
2. Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Организационное занятие.(1ч)
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (7ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник
занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Тематическое планирование
№ | Тема | Теория | Практика | Дата |
1 | Организационное занятие | 1 | ||
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (5 ч) | ||||
2 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 0,5 | 0,5 | |
4 | Какова роль интонации в устной речи | 0,5 | 0,5 | |
5 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» | 1 | 1 | |
Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч) | ||||
6 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 0,5 | 0,5 | |
7 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 0,5 | 0,5 | |
8 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 0,5 | 0,5 | |
9 | Этимология слов. Работа со словарями | 0,5 | 0,5 | |
10 | Сказочные превращения. | 0,5 | 0,5 | |
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (7ч) | ||||
12 | Зачем нужно знать алфавит | 0,5 | 0,5 | |
13 | В чём секрет правописания морфем | 1 | 1 | |
14 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | 1 | |
15 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 0,5 | 0,5 | |
16 | Бенефис знаний. | 0,5 | 0,5 | |
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч) | ||||
17 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 0,5 | 0,5 | |
18 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 0,5 | 0,5 | |
19 | О чём рассказывают фразеологизмы | 0,5 | 0,5 | |
20 | Фразеология в художественных произведениях. | 0,5 | 0,5 | |
21 | Лабораторная работа. | 0,5 | 0,5 | |
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч) | ||||
22 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 0,5 | 0,5 | |
23 | В чём секрет глагола и его форм. | 0,5 | 0,5 | |
24 | Как отличать грамматические омонимы. | 0,5 | 0,5 | |
25 | Какими бывают предложения. | 0,5 | 0,5 | |
26 | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 1 | 1 | |
Речевой этикет.(3 ч) | ||||
27 | Правила речевого этикета. | 1 | 1 | |
28 | Формулы речевого этикета. | 1 | ||
Обобщающее занятие. (1ч) | ||||
29 | Аукцион знаний. | 1 | ||
Итого часов 34 |
Материально-техническая база
- Компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, экран.
- Мультимедийные презентации на электронных носителях.
- Канцелярские принадлежности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Загадки русского языка"
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...