План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель: познакомить ребят с системой работы при составлении сравнительной характеристики героев.
Задачи:
- определить алгоритмы сравнительной характеристики
- раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным текстом
- показать процесс формирования умений и навыков при работе над сравнительной
характеристикой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_pri_podgotovke_k_sochineniyu.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока при подготовке к сочинению.
Сочинение сопоставительного характера
Тема урока: “Методика обучения сравнительной характеристики героев»
Цель: познакомить ребят с системой работы при составлении сравнительной характеристики героев.
Задачи:
- определить алгоритмы сравнительной характеристики
- раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным текстом
- показать процесс формирования умений и навыков при работе над сравнительной
характеристикой
Ход урока
- Организационный момент
- Слово учителя.
-Сегодня ,ребята, мы с вами познакомимся с алгоритмом работы над сочинением сопоставительного характера. Что важно знать, когда мы сравниваем героев произведения?
«Лучше всегоможно узнать характерыиз их сравнения…»
-посмотрим ,каково значение слов «сравнить, сравнивать» в словарях.
1.Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь;–нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем.
2.Установить черты сходства или различия, сопоставить. С. две величины. Не с. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
-в старших классах мы не раз увидим, что многие герои в русской литературе даны «ПАРАМИ»:
- ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ
- ОНЕГИН – ТАТЬЯНА
- ОНЕГИН - АВТОР
- ПЕЧОРИН – ГРУШНИЦКИЙ
- БАЗАРОВ – АРКАДИЙ КИРСАНОВ
- ОБЛОМОВ - ШТОЛЬЦ
- ПЬЕР БЕЗУХОВ – АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ
- КУТУЗОВ – НАПОЛЕОН
Сравнение – одна из логических операций мышления, включающая поиск общих черт и различий между объектами.
-Первый вопрос, над которым следует задуматься – В ЧЁМ ЦЕЛЬ СРАВНЕНИЯ?
СРАВНЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ – способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т.д. Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.
Анализируя эпизоды, мы должны сравнивать героев, при этом не упускать из виду поставленную проблему!
МОЖНО СРАВНИТЬ:
-первое появление героя
-портрет
-окружающую жизненную обстановку
-отношение с близкими ему людьми
-поведение в сходных ситуациях
-авторское отношение к герою и т.д.
Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.
- -Сегодня мы попытаемся составить сравнительную характеристику двух братьев из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Эпиграфы к уроку:
«Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»
«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела».
(Прослушивание музыки, характеризующей героев).
- Какая из предложенных мелодий характеризует Андрия?
- Какая Остапа?
- Почему вы так решили?
-Работа с эпиграфами к уроку.
- Как эпиграфы отражают характеры героев?
- Почему же они такие разные? Ведь герои братья…
- Есть ли общие черты между братьями?
- Оба из семьи коренного запорожца;
- получили одинаковое образование в бурсе;
- оба увлекались боевой жизнью;
- оба молоды, отличаются храбростью и ловкостью.
- Как же так получилось, что пути их разошлись? Давайте проследим короткий жизненный путь героев.
1. Приезд в родной дом.
Сообщение учащегося. ( Основные моменты зачитать).
- Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев?
- Как реагируют братья на насмешки отца?
2. Учеба в бурсе.
- Как учились братья? Почему?
3.Жизнь в Запорожской Сечи.
-Какие качества в героях вырабатывала Сечь? ( честность и справедливость, смелость, отвагу,выносливость, умение владеть оружием, умение метко стрелять, не знать пощады к врагу, быть верным товарищем, а самое главное-беречь честь казака.
-Выработала ли эти качества Сечь в Остапе и Андрии? (ответы учащихся)
-Давайте вспомним жизнь героев в Запорожской Сечи.
4. Боевой поход и битва под Дубно.
-Почему Андрий перешел на сторону врага?
-Как любовь к польской паночке изменила Андрия?
-А как автор отнесся к измене Андрия? ( Пропал казак)
-Можно ли старшего брата считать героической личностью?
5. Последний день жизни героев.
-Как умер Андрий? ( ответ учащихся)
-Почему Андрий, храбрейший и казаков, не стал славой и гордостью казацкого рыцарства?
-А как погиб Остап?
-Почему в последние минуты жизни он хочет видеть отца?( учащиеся зачитывают)
- Походу работы заполняется таблица.
Остап | Андрий | |
Приезд в родной дом. | ||
Учеба в бурсе. | ||
Жизнь в Запорожской Сечи. | ||
Боевой поход и битва под Дубно | ||
Последний день жизни героев. |
Вывод по теме урока: Автор осуждает Андрия за измену Родине, по словам автора , он умер «бесславно, как подлая собака». Остап же вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Н.В.Гоголь рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом и говорит, что ему «на роду был написан битвенныйпуть и трудное знанье вершить ратные дела.» Образы Остапа и Тараса Бульбы-это воплощение лучших черт русского человека, который готов умереть за Родину, не посрамив своё доброе имя, свою честь.
-Сопоставляя обраы Остапа и Андрия, Н.В. Гоголь выражает основную мысль своего произведения: без родины, без народа нет жизни!
4.Итог урока.
5.Домашнее задание. Написать сочинение по теме: « Остап и Андрий- братья или враги?»
Работая над сочинением, НЕ ЗАБУДЬТЕ О ГЛАВНОМ: к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС)
Данная разработка содержит план урока и раздаточный материал. интерес представляет отрывок из статьи И.Ботова, посвященной проблеме наркомании....
План урока литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов".
В плане перечислены темы творческих работ, рассчитанные на разные возможности и способности учащихся. дан подробный план к сочинению "Обломов и Штольц" (сравнительная характеристика героев)....
План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку
Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...
Сочинение-рассуждение "Воспитание характера"
презентация к уроку развития речи в 7 классе " Сочинение- рассуждение"...
Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").
В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...
Сочинение "Образец православного характера для меня - святой благоверный князь Александр Невский"
Сочинение было представлено на конкурс "Волшебное русское слово", проводившийся Республиканским центром русской культуры....
план урока Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ
Данный конспект составлен по технологии критериального оценивания.Разработка урока может помочь начать готовить выпускников к сочинению в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку.На вводном уроке след...