План урока при подготовке к сочинению. Сочинение сопоставительного характера
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ляхова Ирина Ивановна

Цель: познакомить  ребят с системой работы   при составлении сравнительной характеристики героев.

Задачи:

- определить алгоритмы сравнительной характеристики

- раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным текстом

- показать процесс формирования умений и навыков при работе над  сравнительной

характеристикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_pri_podgotovke_k_sochineniyu.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

План урока при подготовке  к сочинению.

       Сочинение сопоставительного характера

Тема урока:  “Методика обучения сравнительной характеристики героев»

Цель: познакомить  ребят с системой работы   при составлении сравнительной характеристики героев.

Задачи:

- определить алгоритмы сравнительной характеристики

- раскрыть особенности алгоритмов при работе с художественным текстом

- показать процесс формирования умений и навыков при работе над  сравнительной

характеристикой

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Слово учителя.

-Сегодня ,ребята, мы  с вами познакомимся с алгоритмом работы над сочинением сопоставительного характера. Что важно знать, когда мы сравниваем героев произведения?

«Лучше всегоможно узнать характерыиз их сравнения…»

-посмотрим ,каково значение слов    «сравнить, сравнивать» в словарях.

1.Сравнивать…сравнить что с чем, приравнить, сличить, приложить или уподобить, применить, прикинуть, сопоставить, показав сходство или разницу… Только однородные предметы сравнимы. (В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).СРАВНИВАТЬ – СРАВНИТЬ, –ню, –нишь;–нённый (–ён, –ена); сов., кого-что с кем-чем.

2.Установить черты сходства или различия, сопоставить. С. две величины. Не с. кого-что–н. с кем-чем–н. (не идёт ни в какое сравнение; разг.). (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

 -в старших классах мы не раз увидим, что многие герои в русской литературе даны «ПАРАМИ»:

  • ОНЕГИН – ЛЕНСКИЙ
  • ОНЕГИН – ТАТЬЯНА
  • ОНЕГИН - АВТОР
  • ПЕЧОРИН – ГРУШНИЦКИЙ
  • БАЗАРОВ – АРКАДИЙ КИРСАНОВ
  • ОБЛОМОВ - ШТОЛЬЦ
  • ПЬЕР БЕЗУХОВ – АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ
  • КУТУЗОВ – НАПОЛЕОН

Сравнение – одна из логических операций мышления, включающая поиск общих черт и различий между объектами.

-Первый вопрос, над которым следует задуматься – В ЧЁМ ЦЕЛЬ СРАВНЕНИЯ?

СРАВНЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ – способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса и т.д. Сравнительная характеристика часто помогает нам по-новому увидеть, казалось бы, известных героев.

Анализируя эпизоды,  мы должны сравнивать героев, при этом не упускать из виду поставленную проблему!

МОЖНО СРАВНИТЬ:

-первое появление героя

-портрет

-окружающую жизненную обстановку

-отношение с близкими ему людьми

-поведение в сходных ситуациях

-авторское отношение к герою и т.д.

Сравнение обязательно должно проходить ПАРАЛЛЕЛЬНО, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам или в сходных (аналогичных) ситуациях.

  1. -Сегодня мы попытаемся составить сравнительную характеристику двух братьев из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Эпиграфы к уроку:

«Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

«Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь, трудное знанье вершить ратные дела».

(Прослушивание музыки, характеризующей героев).

- Какая из предложенных мелодий характеризует Андрия?

- Какая Остапа?

- Почему вы так решили?

-Работа с эпиграфами к уроку.

- Как эпиграфы отражают характеры героев?

- Почему же они такие разные? Ведь герои братья…

- Есть ли общие черты между братьями?

- Оба из семьи коренного запорожца;

- получили одинаковое образование в бурсе;

- оба увлекались боевой жизнью;

- оба молоды, отличаются храбростью и ловкостью.

- Как же так получилось, что пути их разошлись? Давайте проследим короткий жизненный путь героев.

1. Приезд в родной дом.

Сообщение учащегося. ( Основные моменты зачитать).

- Когда же и какие различия вносит Гоголь в обрисовку братьев?

- Как реагируют братья на насмешки отца?

2. Учеба в бурсе.

- Как учились братья? Почему?

3.Жизнь в Запорожской Сечи.

-Какие качества в героях вырабатывала Сечь? ( честность и справедливость, смелость, отвагу,выносливость, умение владеть оружием, умение метко стрелять, не знать пощады к врагу, быть верным товарищем, а самое главное-беречь честь казака.

-Выработала ли эти качества Сечь в Остапе и Андрии? (ответы учащихся)

-Давайте вспомним жизнь героев в Запорожской Сечи.

4. Боевой поход и битва под Дубно.

-Почему Андрий перешел на сторону врага?

-Как любовь к польской паночке изменила Андрия?

 -А как автор отнесся к измене Андрия? ( Пропал казак)

-Можно ли старшего брата считать героической личностью?

5. Последний день жизни героев.

-Как умер Андрий? ( ответ учащихся)

-Почему Андрий, храбрейший и казаков, не стал славой и гордостью казацкого рыцарства?

-А как погиб Остап?

-Почему в последние минуты жизни он хочет видеть отца?( учащиеся зачитывают)

- Походу работы заполняется таблица.

Остап

Андрий

Приезд в родной дом.

Учеба в бурсе.

Жизнь в Запорожской Сечи.

Боевой поход и битва под Дубно

Последний день жизни героев.

 Вывод по теме урока: Автор осуждает Андрия за измену Родине, по словам автора , он умер «бесславно, как подлая собака». Остап же вызывает глубокое сочувствие и любовь автора.  Н.В.Гоголь рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом и говорит, что ему «на роду был написан битвенныйпуть и трудное знанье вершить ратные дела.» Образы Остапа и Тараса Бульбы-это воплощение лучших черт русского человека, который готов умереть за Родину, не посрамив своё доброе имя, свою честь.

-Сопоставляя обраы Остапа и Андрия, Н.В. Гоголь выражает основную мысль своего произведения:  без родины, без народа нет жизни!

4.Итог урока.

5.Домашнее задание. Написать сочинение по   теме: « Остап и Андрий- братья или враги?»

Работая над  сочинением, НЕ ЗАБУДЬТЕ О ГЛАВНОМ:   к какому результату, выводу привело вас такое исследование характеров героев, как сравнительная характеристика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС)

Данная разработка содержит план урока и раздаточный материал. интерес представляет отрывок из статьи И.Ботова, посвященной проблеме наркомании....

План урока литературы в 10 классе "Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова "Обломов".

В плане перечислены темы творческих работ, рассчитанные на разные возможности и способности учащихся. дан подробный план к сочинению "Обломов и Штольц" (сравнительная характеристика героев)....

План урока" Сочинение-описание памятника"и презентация к уроку

Данная разработка урока направлена на выявление языковых особенностей текста-описания, умение создавать собственное описание, используя изобразительно-выразительные средства, соответствующие данному т...

Сочинение-рассуждение "Воспитание характера"

презентация к уроку  развития речи в 7 классе " Сочинение- рассуждение"...

Урок подготовки к обучающему сочинению "Троекуров и Дубровский старший. Два характера. Две судьбы". (По роману А.С. Пушкина "Дубровский").

В разработке представлен урок подготовки к сочинению, который включает в себя сравнительную таблицу "Троекуров и Дубровский", беседу по таблице, подбор языкового материала, необходимого для ...

Сочинение "Образец православного характера для меня - святой благоверный князь Александр Невский"

Сочинение было представлено на конкурс "Волшебное русское слово", проводившийся Республиканским центром русской культуры....

план урока Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

Данный конспект составлен по технологии критериального оценивания.Разработка урока может помочь начать готовить выпускников к сочинению в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку.На вводном уроке след...