Сочинение "Образец православного характера для меня - святой благоверный князь Александр Невский"
материал

Осипова Елена Николаевна

Сочинение было представлено на конкурс "Волшебное русское слово", проводившийся Республиканским центром русской культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межрегиональный литературный конкурс «Волшебное русское слово»,

проводимый в рамках праздничных мероприятий,

посвящённых Дню славянской письменности и культуры

Образец «православного характера» для меня – это святой благоверный князь Александр Невский

Сочинение – рассуждение

Автор: Осипова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нартасская средняя

общеобразовательная школа»

Мари-Турекского района

Республики Марий Эл


С самого начала христианской истори Руси православная вера стала той скрепой, которая собрала русский народ воедино. Именно православие, на мой взгляд, стало для Руси и для России государствообразующим пониятием, тем, что сделало русский народ единой нацией. И особым уважением среди русского народа пользовались русские князья, правившие не только «огнем и мечом», то есть крепкой рукой державшие власть в своих руках, но и Словом Божиим, то есть руководствовавшиеся в своих поступках нравственными принципами православной веры, правители, которых можно назвать именно православными князьями. И большинство из них канонизировано Русской православной церковью именно за подвиг Веры.

Одним из самых любимых и почитаемых православных святых был и остается святой благоверный князь Александр Ярославич по прозванию Невский. Еще в детские годы проявивший особое благочестие и стремление постичь мудрость Божию, в учении ли или в молитве, князь Александр Невский вошел в историю Российского государства как князь, не только продолживший традиции православия в своем княжении, но охранивший Русь от иноязычного вмешательства и сохранивший православную веру на Руси.

Правление Александра Невского выпало на смутный и тревожный тринадцатый век, во времена, когда Русь была раздираема как внутренними междоусобицами русских князей, так и жесточайшими разорительными набегами с востока, из татаро-монгольских степей, и с запада, откуда грозили своим мечом крестоносцы. Князю за свое относительно недолгое правление удалось сделать то, что на его месте другому, менее дальновидному, менее умному и хитрому, а самое главное, менее крепкому в вере своей правителю вряд ли удалось бы. Лавируя между двумя угрозами, Александр Невский где силой, где миром сумел сохранить не только государственное единство Руси. Главная заслуга Александра Ярославича в том, что благодаря ему мы, русские, сейчас говорим о национальной идентичности, о русской нации вообще.

Угроза с востока, где набрала небывалой мощи Золотая Орда, была, конечно, страшна. Мы помним разорительные набеги войск Батыя на русские княжества, после которых от городов и деревень оставались лишь пепелища. И Александру было необходимо успокоить Орду, отговорить ее от дальнейшего разорения Руси. Сложно представить, сколько терпения и поистине христианского смирения нужно было князю, чтобы вынести и унижения, и пренебрежение, а где-то и прямые оскорбления, которым он подвергался в ставке ордынских ханов. Совершая неоднократные поездки в столицу Орды, Каракорум, Александр Ярославич понимал, что разоренная и раздробленная Русь не в силах бороться с сильнейшей на том момент на континенте бесчисленной армией монголов. И потому единственным выходом видел ограждение русских земель от будущих карательных набегов. Потому и усмирял тех, кто сопротивлялся Орде, потому и перепись позволил провести беспрепятственно, и вел себя в переговорах с ордынскими ханами смиренно. Только в этом он видел возможность уберечь русский народ, а значит, подготовить силы для будущего сопротивления.

Но Орда, в отличие от других врагов, не трогала русскую церковь, она не вмешивалась в религиозные дела. Александру удалось даже уговорить хана Берке создать православную Сарайскую епархию в столице Золотой Орды Сарай-бату.

А вот другой наш враг, угрожавший Руси с запада, был бы не прочь обратить русских людей в свою веру. А потом прибрать к рукам и обширные наши территории. А потом... А потом сложно представить, что было бы с нами, прими Русь католичество. А Александр Невский, видимо, представлял. И очень не хотел этого.

Первое столкновение с западом, пусть не с католическими рыцарями, но с не менее агрессивно настроенными шведами состоялось в тысяча двести сороковом году. Это та самая легендарная Невская битва, в которой молодой князь Александр одержал свою первую победу. Причем такую, что вызвал уважение не только шведов, но и тогдашнего правителя Орды Батыя. Александра ждала схватка с «превосходящими силами противника», как принято говорить в военных сводках. Но юный князь, уповая на небесное покровительство, воздал молитву ко Господу Нашему в священной для новгородцев Софии – новородском Софийском соборе. Просветленный и окрыленный вышел он к соратникам своим, произнеся знаменитые теперь слова «Не в силе Бог, но в правде». А правда была на его стороне, Александр был уверен в этом. И Божие благословение было с ним, когда малой силой одолел он многочисленный шведский отряд и одержал победу, за которую и получил свое прозвище. Шведы оставили на время свои притязания, но Рим и католическая церковь не оставили надежд поживиться за счет русских территорий. Через два года состоится Ледовое побоище, в котором Александр Невский одолеет более могущественного врага – Тевтонсикй орден, представлявший интересы католического Рима. Поняв, что силой Александра не одолеть, Рим и католичесая церковь с Папой Иннокентием IV во главе посылает к князю неоднократное посольство, предлагавшее весьма соблазнительные условия. Александру Ярославичу прелагали союз в борьбе с Ордой, многочисленные титулы и привелегии, и все это в обмен на сущую безделицу. Русь должна вступить в унию с Римской католической церковью и обратиться в католичество. Всего – навсего. Но что значил такой союз, Александр прекрасно понимал. Тем более что совсем недавно Галицко – Волынское княжество вступило в такой союз с Римом и было практически стерто с лица земли моногольскими войсками, не дождавшись от Рима никакой помощи. Александр должен был знать об этом. И потому цену договору с Римом дожен был понимать. Поэтому на все увещевания, уговоры, а иногда и прямой обман папских посланников (а как иначе назвать тот факт, что папские легаты утверждали, будто отец Александра, Ярослав Всеволодович, обещал обратиться в католичество?) Александр отвечал твердым «нет». Нет, не быть Руси под папской властью. Нет, не поменяет Александр Ярославич веру отцов и дедов на чужую нам римскую. И нет, не бывать тому, чтобы Папа и Рим учили нас вере Христовой со своей колокольни. Веру «оттич и дедич» Александр, достойный потомок Владимира Святого, не променял ни на какую другую. И в этом его главный духовный подвиг, подвиг веры и верности. Недаром же потомки сочли отказ Александра от союза с Папой Римским и сохранение православия на Руси ее «вторым крещением». Ибо переоценить значение этого факта сложно. Кто знает, каким путем пошла бы Русь, поддайся Александр на уговоры папских посланников и вступи он в унию с Римской католической церковью. Вполне возможно, что не было бы уже ни Руси, ни русской нации, тем паче русского национального характера. Характера, который сложно представить без непрекословной веры в Бога, характера, православного по сути своей. Ведь не зря же Алекснадр перед смертью принял постриг. Он вручил себя и свою жизнь Господу, уповая на Него и покоряясь Его воле. И потому почитание святого благоверного князя Александра Невского началось задолго до его прославления в лике святых, случившегося при митрополите Макарии в эпоху правления потомка Александра Невского царя Ивана Грозного.

Вот в этой нерушимой вере в небесное покровительство и соизмерение своих поступков с Божиими заповедями, в этой несокрушимой верности русской земле и народу русскому заключается, на мой взгляд, образец истинно православного характера: смиренного и яростного, благочестивого и решительного, терпеливого и страстного. Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский и есть образец русского, истинно православного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зимние забавы» посвященные памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Эстафета посвященная памяти святого благоверного князя Александра Невского....

Святой благоверный князь Александр Невский.

Презентация ко дню памяти Святого благоверного князя Александра Невского....

Классный час на тему "Святой благоверный князь Александр Невский-опора земли Русской"

Тематика работы отражает  жизнь и подвиг Святого благоверного князя Александра Невского.Рассказывает о страницах истории Отечества, о ледовом побоище 1242 года."Кто на Русь с мечом придет, т...

Система интегрированных уроков « Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли русской»

В рамках XXIХ  Рождественских образовательных  чтений по теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» был проведён ряд интегрированных  уроков: ...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню памяти Святого Благоверного князя Александра Невского.

В 2020 году исполняется 800 лет со Дня рождения великого русского полководца Александра Невского. Сценарно-методические рекомендации составлены для работников образовательных учреждений в помощь при п...

Презентация на тему "Воспитание детей на примере святого, благоверного князя Александра Невского"

Воспитание детей на примере святого, благоверного князя Александра Невского...

Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского

Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...