Методика подготовки к итоговой государственной аттестации по русскому языку обучающихся 9 класса
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
методические рекомендации по подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_k_itogovoy_gosudarstvennoy_attestatsii_po_russkomu_yazyku.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Крайнова Е.А.
Методика подготовки к итоговой государственной аттестации
по русскому языку обучающихся 9 класса МОУ «ООШ № 2»
в 2017/2018 уч. г.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе нужна, чтобы актуализировать и углубить знания, ранее полученные обучающимися в процессе изучения русского языка, cформировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции, подготовить обучающихся к ГИА, объективно оценить их знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научить писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста, научить выполнять тестовые задания.
Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ каждый вариант КИМ состоит из трёх частей и включает в себя 15 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – краткое изложение (задание 1).
Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста.
Методика подготовки к написанию сжатого изложения:
Изложение – вид учебной работы, в системе которой лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного. Сжатое изложение – сложная для учащихся форма изложения, требует серьёзной лексической и синтаксической перестройки исходного текста. Учащийся излагает содержание текста кратко, с сохранением главного и пропуском ненужных подробностей. Таким образом, основная задача сжатого изложения – максимально полное выражение необходимого смысла при минимальной затрате речевых средств. При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:
⎯ Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой микротемы);
⎯ Умение сокращать текст разными способами;
⎯ Умение правильно и логично излагать свои мысли;
⎯ Умение точно использовать языковые средства.
Главная задача учителя при обучении написанию сжатого изложения заключается в том, чтобы научить школьников в обобщённой форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Во вновь созданном тексте ученик не должен допустить искажения фактов, используя ключевые авторские слова, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста. Объем – не менее 70 слов.
Для решения этих задач обучающимся 9 класса МОУ «ООШ № 2» дана памятка по написанию сжатого изложения, которая содержит подробный алгоритм действий, приемы сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение).
Исключение: исключить можно детали, второстепенные факты, фрагменты с описаниями, повторы, синонимы, уточняющие конструкции и др.
Обобщение: при обобщении следует заменить однородные члены предложения обобщающим словом и др.
Упрощение: при упрощении следует заменить сложное предложение простым, объединить несколько предложений, разбить сложное предложение на простые, заменить прямую речь на косвенную.
Обучающиеся регулярно пишут сжатые изложения из открытого банка заданий ФИПИ в тетрадях для творческих работ по русскому языку и в специальных тетрадях «для подготовки в ОГЭ». Девятиклассники ознакомлены с критериями оценивания изложения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.
Вторая часть КИМов выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания его содержания. В этой части работы проверяется также лингвистическая база обучающихся: знание лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского языка.
Методика подготовки выполнению заданий тестовой части:
Обучающиеся выполняют задания тестовой части в тетрадях на печатной основе на занятиях учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»:
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 96 c. – (ОГЭ. ФИПИ – школе).
Отдельные тестовые задания из открытого банка заданий ФИПИ и темы, которые указаны в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2018 году разбираются на уроках русского языка, на элективных учебных курсах по русскому языку: «Где кончается слово», «Газетная журналистика», на занятиях учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Выполнение третьей части экзаменационной работы по русскому языку также требует серьёзной подготовки: необходимо написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем. Объем – не менее 70 слов. Это задание выполняется на основе прочитанного текста. Оно требует от учащихся умения излагать свои мысли в письменной форме, комментировать позицию автора по проблеме и убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее двух доказательств (из прочитанного текста и из жизни).
Обучающимся 9 класса МОУ «ООШ № 2» дана памятка по написанию сочинения-рассуждения, которая содержит структуру сочинения-рассуждения и речевые клише, которые помогают обучающимся точно и последовательно изложить свои мысли. Обучающиеся регулярно пишут сочинения-рассуждения из открытого банка заданий ФИПИ в тетрадях для творческих работ по русскому языку и в специальных тетрадях «для подготовки в ОГЭ». Девятиклассники ознакомлены с критериями оценивания сочинения-рассуждения, что помогает объективно оценивать собственную работу.
Все обучающиеся могут получить индивидуальные консультации по вопросам, которые вызвали у них затруднения, на занятиях учебного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».
Отдельно проводятся занятия со слабоуспевающими обучающимися, где разбираются наиболее сложные орфограммы, чтобы повысить уровень грамотности, так как грамотность на экзамене оценивается отдельно по специальному критерию.
Дополнительно со второго полугодия проводятся занятия с обучающимися группы риска по русскому языку, где они выполняют практические задания тестовой части заданий ГИА.
Приложение
Сжатое изложение
Образец
Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".
Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.
Предательство постоянно разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.
О предательстве
Вариант 1
Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага.
Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть. Но её у него нет. Один раз предав, человек предаст снова и снова.
Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной.
Вариант 2
Нередко слышим высказывания о том, что нас предали. Чаще всего предают те, в кого мы вкладываем душу. Чем больше делаешь для человека, тем больнее воспринимаешь предательство.
Многие надеются, что у предателя проснется совесть, но у него ее нет. Первое предательство дает толчок новым вероломствам.
Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели ведут себя по-разному: оправдывают свое поведение или стараются все забыть. Ясно одно: жизнь предателя становится никчемной, пустой и лишенной смысла.
Тестовая часть Образец
Федя учился в новой школе.
Доброта
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.
(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.
(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.
(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.
(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.
(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.
(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.
(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.
(29)Он повернулся и побежал.
(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
– (36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!
(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.
(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.
(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.
(По А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель.
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Фёдор постоянно ездил в старый район?»
1) Фёдор готовился поджечь старую голубятню.
2) Фёдор следил за сносом старых домов, ожидая, когда начнут рыть котлован для нового дома.
3) Фёдор был полон решимости отстоять старую голубятню и не дать её снести.
4) Фёдор тосковал по своим голубям и не мог привыкнуть к мысли, что ему придётся с ними расстаться.
Ответ: ___________________________.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.
2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 31–37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 12–18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6. Замените разговорное слово «грохнулся» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «деревянного дома», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 44–48 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
На уроках,(1) когда его поднимали,(2) он вставал,(3) растерянный,(4) не знающий,(5) что сказать,(6) и ребята уже начали похихикивать над ним,(7) тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. Но Фёдор,(8)казалось,(9) и этого не слышал.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
– Водитель,(1) – закричал кто-то,(2) – остановись,(3) мальчик остановку пропустил!
Троллейбус послушно притормозил,(4) дверь с шипением распахнулась,(5) Фёдор выпрыгнул,(6)зацепившись ногой за порожек,(7) грохнулся на дорогу и ударился коленом. Острая боль пронзила его,(8) и он словно очнулся.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 42–48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Ответы
2. 4
3.2
4. притормозил
5. осеннем
6. упал
7. дома из дерева
8. пусто было?
9. 48
10. 8,9
11. 3
12. 8
13. 5
14. 42
Сочинение-рассуждение по тексту А.Г. Алексина
Текст из ОБЗ ФИПИ
(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке.
(19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:
– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
Внутренний мир
Внутренний мир человека - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Внутренний мир человека начинает формироваться ещё в детстве. Если рядом с ребёнком есть взрослые, который помогают разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, то внутренний мир маленького человека будет ярче и богаче…
Обратимся к тексту А. Алексина, повествование в котором ведётся от лица шестилетней девочки, поэтому о внутреннем мире героини мы можем судить по её мыслям, которыми она делится с читателями. По признанию самой девочки, ей очень нравится чувствовать свою власть над бессловесными куклами. Ей хочется так же поступать и в реальной жизни с людьми. Её внутренний мир ограничен потребностью самоутверждения. Именно против такой позиции дочери протестует мама, которая пытается разъяснить девочке, что оскорбительно командовать теми, кто не может тебе противостоять.
Приведу пример из жизненного опыта. Я люблю читать книги, но особенно мне нравится обсуждать с кем-нибудь прочитанное. Таким человеком для меня является мама. Именно она помогает мне понять характер героев и их поступки. Наш внутренний мир от общения друг с другом становится богаче.
Таким образом, помощь в формировании внутреннего мира оказывает семья. Именно родители, бабушки и дедушки в детстве закладывают нравственные основы личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....
Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
В основе выступления рассказ о применении технологии интегрированного обучения на уроках литературы и биологии (по рассказу Ф.Абрамова "О чём лачут лошади?", 7 класс)...
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....
Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....
Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к за...
Авторские методики реализации межпредметных связей в системе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку
учебные материалы по русскому языку...
Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов
Издание содержит задания, сгруппированные по видампроверяемых умений и способов действий. В сборник включенаинформация о заданиях с атласами и без атласов, разбор заданийс графиками, таблицами, климат...