Рабочая программа курса "Загадки слова"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру, поэтому данный курс будет востребован учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_zagadki_slova.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Рабочая программа курса в 5 классе «Загадки слова» рассчитана на 1 час в неделю
( 35 часов в год )
В основу изучения курса положены принципы: дидактические (научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества); педагогики здоровья: ненанесения вреда;субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип отсроченного результата.
Цели: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи обучения: систематизация знаний учащихся в словарном составе языка, углубление и расширение знания по лексике и фразеологии, развитие навыков коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов; овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; развития: развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания: формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические: создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.
Характеристика предмета: курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
поэтому данный курс будет востребован учащимися.
В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ);наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (тренировочные упражнения, практикум, работа со словарями, и др.), самостоятельной работы, работы под руководством преподавателя; исследовательская и проектная деятельность (написание докладов, рефератов и т.д.), творческие задания.
дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет).
Формы контроля.
Тесты, сочинение на грамматическую тему, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста, сообщение на лингвистическую тему, доклад, реферат, анализ художественных текстов, исследовательская работа.
Календарно-тематическое планирование.
№ | тема занятия | кол-во часов | сроки | Кол-во практических занятий |
1-2 | Словарное и фразеологическое богатство русского языка | 2 | ||
3-4 | Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях | 2 | 1 | |
5 | Омонимы. | 1 | ||
6 | Словари омонимов | 1 | ||
7 | Синонимы. Использование синонимов в речи | 1 | 1 | |
8 | Использование синонимов в речи | 1 | ||
9 | Антонимы. | 1 | ||
10 | Употребление антонимов в речи. | 1 | ||
11 | Словари антонимов. | 1 | ||
12-13 | Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова | 2 | 1 | |
14-15 | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях | 2 | 1 | |
16 | Активная и пассивная лексика русского литературного языка. | 1 | 1 | |
17-18 | Употребление устаревших слов в художественных произведениях | 2 | ||
19 | Фразеология как раздел науки о языке. | 1 | ||
20-21 | Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов. | 2 | 1 | |
22 | Фразеологические словари и справочники. | 1 | 1 | |
23 | Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов | 1 | 1 | |
24 | Синонимия и антонимия фразеологизмов | 1 | ||
25 | Происхождение фразеологизмов русского языка. | 1 | 1 | |
26 | Употребление фразеологизмов в речи | 1 | ||
27 | Источники русских фразеологизмов | 1 | ||
28-29 | Устаревшие и новые фразеологизмы | 2 | 1 | |
30-31 | Обобщение и систематизация изученного. | 2 | 1 | |
32-33 | Подготовка ученических проектов. | 2 | ||
34-35 | Защита проектов | 2 |
Содержание тем учебного курса.
Тема 1-2. Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.
Тема 3-4. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.
Тема 5-6. Омонимы. Словари омонимов.
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.
Тема 7-8. Синонимы. Использование синонимов в речи.
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
Тема 9-11. Антонимы. Словари антонимов.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.
Тема 12-13. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.
Тема 14-15. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Тема 16-18. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.
Тема 19. Фразеология как раздел науки о языке.
Что такое фразеология. Связь фразеологии языка с жизнью народа. Фразеологизмы как средство создания выразительности речи.
Тема 20-21. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов.
Семантическая целостность, устойчивость лексического состава и воспроизводимость фразеологизмов в речи. Структурная классификация фразеологизмов русского языка. Синтаксическая функция фразеологизмов.
Тема 22. Фразеологические словари и справочники.
Основные фразеологические словари и справочники русского языка. Отличие в описании фразеологизмов во фразеологических словарях и справочниках и толковых словарях русского языка. Приемы поиска словарных статей во фразеологическом словаре.
Тема 23. Системность фразеологизмов русского языка. Многозначность и омонимия фразеологизмов.
Системные отношения между фразеологизмами русского языка. Разные значения многозначных фразеологизмов. Отличия многозначных фразеологизмов от фразеологизмов-омонимов. Пути возникновения фразеологизмов-омонимов.
Тема 24. Синонимия и антонимия фразеологизмов.
Фразеологизмы-синонимы. Фразеологический синонимический ряд. Фразеологизмы, вступающие в антонимические отношения. Сопоставление синонимических и антонимических рядов фразеологизмов»
Тема 25-26. Происхождение фразеологизмов русского языка. Употребление фразеологизмов в речи.
Закономерности в образовании фразеологизмов русского языка. Образование фразеологизмов на базе слов, словосочетаний, пословиц русского языка, цитат из литературных произведений, фразеологизмов, иноязычного материала. Типичные ошибки в употреблении фразеологизмов.
Тема 27. Источники русских фразеологизмов.
Две группы фразеологизмов русского языка по происхождению: исконные и заимствованные. Источники исконно русских фразеологизмов: Фразеологизмы, связанные с бытом и верованиями древних славян. Устное народное творчество как источник фразеологии. Русские ремесла и их отражение во фразеологии. Произведения русских писателей и связанные с ними фразеологизмы. Источники заимствованных фразеологизмов.
Тема 28-29. Устаревшие и новые фразеологизмы.
Фразеологические историзмы и архаизмы. Источники появления новых фразеологизмов.
Тема 30-31. Итоговая конференция. Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).
Тема 32-33 Подготовка ученических проектов.
Тема 34-35 Защита проектов на конференции.
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1988
- Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. – Л., 1970
- Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
- Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
- Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
- Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
- Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
- Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М. 1988
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
- Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
- Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
- Словари русского языка.
Интернет ресурсы
http:// www. Pedsovet.su
http:// www. Profistart.ru
http:// www. Zavuch. Info
http:// www. Proshkolu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Родное слово"
Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"
Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"
Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.
Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...