Гласные в приставках пре- и при- .
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока: познакомить с правописанием гласных в приставках пре - и при -; определять лексические значения приставок пре - и при -; формирование умения различать на письме приставки пре - и при -; формирование умения заменять словосочетания словами с приставками пре - и при -; закрепление умения анализировать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_v_pristavkah_pri-_i_pre-_6kl.skrobina.doc | 78 КБ |
glasnye_v_pristavkah_1.ppt | 646.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Скробина Г.Н.
ГБОУ школа №609
Гласные в приставках пре - и при - (6класс)
Цель урока: познакомить с правописанием гласных в приставках пре - и при -; определять лексические значения приставок пре - и при -; формирование умения различать на письме приставки пре - и при -; формирование умения заменять словосочетания словами с приставками пре - и при -; закрепление умения анализировать текст.
Оборудование урока: учебник М.Т. Баранов и др., тесты, раздаточный материал, рисунок
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания (упр.199, правило, § 39)
- На дом было задано упр.199, правило, §39
Упражнение коллективно мы проверять не будем, проверю, когда соберу тетради, а вот правило повторите. (Ученики рассказывают правило)
3.Объяснение нового материала
- Запишите число, классная работа, тему урока: Гласные в приставках пре - и при -
Вы, наверное, обратили внимание на рисунок. В конце урока я спрошу, какое отношение эта картинка имеет к нашей сегодняшней теме?
Приставки при - и пре - в безударном положении произносятся одинаково, их можно назвать сестричками, потому что они очень похожи и на письме их бывает трудно различить
Цель нашего урока – научиться их различать, понять, когда писать букву - е в приставке пре -, а когда – и в приставке при -.
Чтобы не ошибиться в написании приставок, надо знать их значение, от значений приставок зависит, какую гласную мы выберем – е или – и.
Запишите слева - приставка при - , справа - пре –
Давайте познакомимся сначала со значением приставки при - (показываю слайд презентации)
Приставка при - обозначает
1. присоединение : прибить, пришить, прикрепить
Во всех этих словах приставка обозначает «присоединение». Почему? А вот почему
«Прибить» - это что-то к чему-то присоединить гвоздями и молотком, например картину, поэтому в этом слове приставка обозначает «присоединение» (кратко комментирую и другие слова)
Если приставка обозначает присоединение, то в ней пишется буква – и (это приставка при -). Запишите в тетради в правом столбике: 1. «присоединение»
2. приближение: прискакать, примчаться, прилететь (комментирую эти слова, записываем в тетради второе значение приставки)
3. близость: пришкольный, приречной, приморский (комментирую эти слова, записываем в тетради третье значение)
4. неполное действие: приоткрыть, привстать, прилечь (комментирую эти слова, записываем в тетради: 4. «неполное действие»)
Теперь познакомимся со значением приставки пре – (показываю слайд презентации, комментирую правило, записываем значения приставки в правый столбик тетради )
1. «очень «: предобрый (очень добрый); презвонкий (очень звонкий)
2. близка к пере - : прервать (перервать); преломить (переломить)
4. Закрепление
- Какие у вас вопросы по новой теме? Теперь обратимся к учебнику : прочитаем правило и посмотрим, как обозначается наша орфограмма « Гласные в приставках пре- и при-».
А сейчас поучимся правильно применять правило на практике, упр. 155 (2 строчки). (Устная проверка учащимися)
-Теперь давайте запишем поэтические отрывки, найдём в них слова с нашей орфограммой, обозначим её и объясним написание приставок. Напишите « Объяснительный диктант».
1.Погода была ужасная.
Принцесса была прекрасная. (Р.Сеф.)
2.Петин папа был преважный,
Дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский)
3.Предлинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов)
- Какими средствами художественной выразительности являются слова «прекрасная», «преважный», «предлинной»? (Эпитетами)
- А теперь поработаем устно. Я читаю словосочетания, а вы заменяете их одним словом с при- и пре-.
Присоединить с помощью верёвки (привязать), клея (приклеить); слегка обгорелый пирог (пригорелый); очень старый (престарый); очень скучная история (прескучная); лес у Оки (приокский); город на Волге (приволжский); куст при дороге (придорожный); умолкнуть на короткое время (приумолкнуть, примолкнуть, притихнуть)
Молодцы! Посмотрите на слайд. Перед вами тест. Пишите только буквы, соответствующие вашему ответу (а, б, в)
Тест
1. Какое значение приставки при- не соответствует её написанию?
а) присоединение
б) неполное действие
в) близость по значению к слову «очень»
2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение».
а) приехать
б) привинтить
в) присесть
3. Укажите слово с приставкой при-
а) пр…увеличивать
б) пр…рвать
в) пр…брежный
4. Укажите слово с приставкой пре-
а) пр…остановить
б) пр…образовать
в) пр…поднять
(Проверка теста по слайду с верными ответами)
В заключение урока – анализ текста
Анализ текста
__________________________________
1. Солнце стало. 2. В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками. 3. Деревья стоят в снежном плену. 4. Тонкие стволики …………………………… к земле, примёрзли и ждут часа освобождения.
5. Вот пришёл этот час. 6. Снег подтаивает, и в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. 7. А под ёлкой спит заяц. 8. В страхе просыпается он и ……………………………….. 9. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена. 10. Весна. ( По М. Пришвину)
1. Вставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы с приставкой при-
2. Озаглавьте текст.
3. Стиль текста _______________________________
4. Тип речи____________________________________
5. Среди предложений 3 – 6 найдите эпитеты и укажите их в тексте.
6. Среди предложений 4 – 9 найдите сложносочинённое предложение . Напишите его номер.
- И снова картинка! Какое отношение имеет она к теме нашего урока? ( Иллюстрирует слово « принести», в котором есть наша орфограмма «Правописание гласных в при- и пре –»
Домашнее задание:
§40 (выучить правило), упражнение №204
По желанию: рисунок по теме
«Гласные в приставках при и пре»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При- обозначает 1. присоединение : при бить при шить при крепить
2. приближение : при скакать при мчаться при лететь
3. близость : при школьный при речной при морский
4 . Неполное действие : при открыть при встать при лечь
Пре- в значении 1. «очень»: пре добрый (очень добрый) пре звонкий (очень звонкий)
2. близка к пере - : п р е рвать ( пере рвать) пре ломить ( пере ломить )
Гласные в приставках пре - и при - При- обозначает 1. присоединение : при бить, при шить, при крепить; 2. приближение : при скакать, при мчаться, при лететь; 3. близость : при школьный, при речной, при морский; 4. неполное действие : при открыть, при встать, при лечь Пре- в значении 1. «очень»: пре добрый ( очень добрый), пре звонкий (очень звонкий); 2. близка к пере - : пре рвать ( пере рвать), пре ломить ( пере ломить ).
Объяснительный диктант 1. Погода была ужасная. Принцесса была …красная. (Р.Сеф.) 2. Петин папа был …важный, Дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский) 3. … длинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов) Какими средствами художественной выразительности являются слова « пре красная»,« пре важный»,« пре длинной»? пре пре Пре
Тест . Гласные в приставках пре - и при - 1.Какое значение приставки при- не соответствует её написанию? а) присоединение б) неполное действие в) близость по значению к слову «очень» 2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение». а) приехать б) привинтить в) присесть 3. Укажите слово с приставкой при- . а) пр..увеличивать б) пр..рвать в) пр..брежный 4. Укажите слово с приставкой пре- . а) пр..остановить б) пр..образовать в) пр..поднять
Тест . Гласные в приставках пре - и при - 1.Какое значение приставки при- не соответствует её написанию? а) присоединение б) неполное действие в) близость по значению к слову «очень» 2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение». а) приехать б) привинтить в) присесть 3. Укажите слово с приставкой при- . а) преувеличивать б) прервать в) прибрежный 4. Укажите слово с приставкой пре- . а) приостановить б) преобразовать в) приподнять
Анализ текста __________________________________ 1. Солнце стало. 2. В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками. 3. Деревья стоят в снежном плену. 4.Тонкие стволики …………………………… к земле, примёрзли и ждут часа освобождения. 5. Вот пришёл этот час. 6. Снег подтаивает, и в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. 7. А под ёлкой спит заяц. 8. В страхе просыпается он и ……………………………….. 9. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена.10. Весна. ( По М. Пришвину ) 1. Вставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы с приставкой при- 2. Озаглавьте текст. 3. Стиль текста _______________________________ 4. Тип речи____________________________________ 5. Среди предложений 3 – 6 найдите эпитеты и укажите их в тексте. 6. Среди предложений 4 – 9 найдите сложносочинённое предложение. Напишите его номер.
Какие слова спрятались на этой картинке ?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Гласные в приставках –при и –пре»
Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Гласные в приставках пре- при-
конспект открытого урока...
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1
Цель урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие: научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.
Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...