Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме "Виды сил"
методическая разработка по физике (7 класс)
Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске решения задач, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «Физика» 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vfnjlhfphf.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по физике 7 класс
тема: «Решения задач
по теме «Механическая работа. Мощность»
Методические рекомендации для учителя:
Предлагаемый урок – урок решения задач по теме «Решения задач «Механическая работа. Мощность» применяется в курсе физики 7 класса средней школе, на котором учащиеся проявляют творческий интерес и самостоятельность в поиске решения задач, а также учатся анализировать, сравнивать, а также обобщать. Все это способствует продуктивному проведению урока. Урок рекомендуется проводить при изучении курса «Физика» 7 класса.
Развернутый план (конспект) урока
урок физики в 7 классе
тема: «Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность».
Тип урока: урок систематизации знаний
Базовый учебник: Физика 7 класс, автор А.В.Перышкин
Цель урока: применение полученных знаний при решении задач; усвоение, повторение, закрепление основных знаний, понятий механической работе и мощности
Цель урока: продолжить формирование умений самостоятельно мыслить, анализировать, проводить математические преобразования.
Задачи урока:
Образовательная: систематизация знаний по теме “Механическая работа. Мощность”: формировать умение находить работу, мощность, понимать от каких физических величин зависит работа; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта работы и мощности; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять и решать задачи.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности.
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, конструктивный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: парная, индивидуальная,
Планируемые метапредметные результаты:
Правильно представлять единицы измерения, представлять информацию в словесной, символической.
Планируемые личностные результаты:
развивать познавательный интерес, в целях развития речи учащихся обеспечить в ходе урока возможность ученикам излагать свои мысли, проговаривать ход решения задачи, озвучивать выводы по решенной задаче.
Планируемые предметные результаты:
- умения измерять работу силы, мощность;
- владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости механическую работу при перемещении бруска по поверхности стола, рассчитывать механическую работу при подъеме тела, научится рассчитывать механическую мощность.
На уровне запоминания:
Воспроизводить
- определение понятия механической работы и мощности, от каких физических величин она зависит, формулы работы и мощности;
На уровне понимания:
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины из формулы работы силу, перемещение, скорость, мощность, время в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.
Карта обеспеченности урока
Учебный элемент | Учитель | Ученики | ||
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | |
Решение задач на определение механической работы и мощности | А.В.Перышкин «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Тематическое и поурочное планирование. В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. «Сборник задач по физике» 7-9 класс. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Опорные конспекты и разноуровневые задания» | Электронное мультимедийное приложение к учебнику Материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Адрес сайта: | А.В.Перышкин «Физика» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Тематическое и поурочное планирование. В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. «Сборник задач по физике» 7-9 класс. А.Е.Марон, Е.А.Марон «Опорные конспекты и разноуровневые задания» | Электронное мультимедийное приложение к учебнику |
Опыты и примеры, иллюстрирующие совершение работы, мощности | Классная физика http://class-fizika.narod.ru/ | Классная физика http://class-fizika.narod.ru/ | ||
Самоконтроль по изученному материалу и вводимым понятиям |
|
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД |
Подготовить учащихся к работе на уроке, организовать деятельность учащихся для повторения механической работы и мощности; создать условия для формирования у учащихся практических навыков решения задач. | Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока | Беседа, вопросы | Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению. Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль) |
Деятельность учителя и учащихся на первом этапе.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Введение в тему урока через повторение ранее учебного материала механической работе и мощности, работа с учебником (ответить на вопросы: от каких физических величин зависит механическая работа? От каких физических величин зависит мощность? Как можно выразить в виде формулы? Назвать единицу измерения работы и мощности.). (Приложение 1 и приложение 2) | Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о механической работе, о ее основных признаках, зависимости работы тела от силы действия на него и пути его движения, а также систематизация и обобщение знаний о мощности. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников. |
2 этап.
2.1. Проведение опытов.
(приложение 3)
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД |
Предметные задачи: систематизировать знания механической работе и мощности; формировать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, применять понятие о работе при решении задач; обеспечить в ходе урока возможность ученикам излагать свои мысли, проговаривать ход проведения опыта. | Объяснять: ход проведения опыта. Воспроизводить: определения понятия механической работы и мощности;
| Практический метод. | Познавательные: систематизация и обобщение знаний, анализирование и сравнение в ходе решения задачи. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других. Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль Личностные: взаимодействие с учащимися класса. |
2.2. Решение задачи (на доске) учащимися (в тетради)
(приложение 4)
3. Закрепления учебного материала (самостоятельное решение задач учащимися)
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
(приложение 4)
4. Обобщение и систематизация
Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся
5. Задание на дом.
Цели для учителя | Цели для уч-ся | Критерии успешного выполнения д/з | Методы и приёмы выполнения |
Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/ з: Повторить § 53,54. | Правильно рассказывать определения физических величин входящих в формулу по определению механической работы и мощности, знать единицы измерения работы и мощности. |
|
6. Подведение итогов занятия.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Используемая литература:
- Дидактический материал по физике 7-11, С.А.Тихомирова
- Каменецкий С.Е. «Методика решения задач по физике в средней школе», М.: Просвещение, 1974.
- Качественные задачи по физике, Е.М.Гутник
- Учебник «Физика -7» А.В.Перышкин
- Физика Опорные конспекты и разноуровневые задания 7, А.Е.Марон, Е.А.Марон
- Хабибуллин К.Я. Обучение методам решения нестандартных задач // Школьные технологии, №3. – 2004 - с.217-225.
Приложение 1
Ф.И. ученика _____________________________________________
Задание 1
- Прочитайте § 53.
- Допишите предложения:
а) Механическая работа совершается только _______________
______________________________________________________
б) Механическая работа прямопропорциональна ____________
______________________________________________________
в) Формула, по которой рассчитывают работу ______________
г)За единицу измерения работы принят ____________________
д) Джоуль – это работа совершаемая ______________________
______________________________________________________
е) Работа равна нулю, если _______________________________
______________________________________________________
или если ______________________________________________
Задание 2.
Выразите
В Дж | В кДж | ||
0,8 кДж | 342000 Дж | ||
2,3 кДж | 8300 Дж | ||
42 кДж | 800 Дж | ||
В Вт | В кВт | ||
0,92 кВт | 25000 Вт | ||
1,15 кВт | 1300 Вт | ||
20 кВт | 700 Вт |
Приложение 1
Ф.И. ученика _____________________________________________
Задание 1
- Прочитайте § 53.
- Допишите предложения:
а) Механическая работа совершается только _______________
______________________________________________________
б) Механическая работа прямопропорциональна ____________
______________________________________________________
в) Формула, по которой рассчитывают работу ______________
г)За единицу измерения работы принят ____________________
д) Джоуль – это работа совершаемая ______________________
______________________________________________________
е) Работа равна нулю, если _______________________________
______________________________________________________
или если ______________________________________________
Задание 2.
Выразите
В Дж | В кДж | ||
0,8 кДж | 342000 Дж | ||
2,3 кДж | 8300 Дж | ||
42 кДж | 800 Дж | ||
В Вт | В кВт | ||
0,92 кВт | 25000 Вт | ||
1,15 кВт | 1300 Вт | ||
20 кВт | 700 Вт |
Приложение 2
Ф.И. ученика _____________________________________________
Задание 1
- Прочитайте § 54.
- Допишите предложения:
а) Величина, которая характеризует скорость свершения работы называют ______________________________________
б) Мощность рассчитывается по формуле __________________
в) Мощность обозначают буквой _________________________
и измеряют в __________________________________________
г) Ватт – это такая мощность, при которой _________________ ______________________________________________________
д) При равномерном движении мощность можно рассчитать по формуле ______________________________________________
е) Лошадиная сила равна _______________________________
Задание 2.
Выразите
В Дж | В кДж | ||
0,8 кДж | 342000 Дж | ||
2,3 кДж | 8300 Дж | ||
42 кДж | 800 Дж | ||
В Вт | В кВт | ||
0,92 кВт | 25000 Вт | ||
1,15 кВт | 1300 Вт | ||
20 кВт | 700 Вт |
Приложение 2
Ф.И. ученика _____________________________________________
Задание 1
- Прочитайте § 54.
- Допишите предложения:
а) Величина, которая характеризует скорость свершения работы называют ______________________________________
б) Мощность рассчитывается по формуле __________________
в) Мощность обозначают буквой _________________________
и измеряют в __________________________________________
г) Ватт – это такая мощность, при которой _________________ ______________________________________________________
д) При равномерном движении мощность можно рассчитать по формуле ______________________________________________
е) Лошадиная сила равна _______________________________
Задание 2.
Выразите
В Дж | В кДж | ||
0,8 кДж | 342000 Дж | ||
2,3 кДж | 8300 Дж | ||
42 кДж | 800 Дж | ||
В Вт | В кВт | ||
0,92 кВт | 25000 Вт | ||
1,15 кВт | 1300 Вт | ||
20 кВт | 700 Вт |
Приложение 3
Ф.И.ученика _______________________________________________
Опыт 1. Расчет механической работы при перемещении бруска по поверхности стола.
Цель опыта: научится рассчитывать механическую работу при перемещении бруска по поверхности стола.
Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка
Ход работы:
Отметьте на столе расстояние 30 см, поставьте указатели начала и конца пути. С помощью динамометра, перемещайте равномерно брусок по столу между указателями.
Определите действующую силу F = __________________________
Чему равна работа, которую в совершили при перемещении бруска по столу?
A = F · S __________________________________________________
Приложение 3
Ф.И.ученика _______________________________________________
Опыт 2. Измерение механической работы при подъеме тела.
Цель опыта: научится рассчитывать механическую работу при подъеме тела.
Оборудование: металлический цилиндр, динамометр, линейка
Ход работы:
Поставьте металлический цилиндр на пол. Равномерно поднимайте цилиндр на стол с помощью динамометра.
Чему равна сила? F =______________________________________
Измерьте, чему равна высота, на которую вы подняли цилиндр?
h = ____________________________________
Вычислите работу, совершенную при подъеме цилиндра на стол
A = F · h __________________________________________________
Приложение 3
Ф.И.ученика _______________________________________________
Опыт 3. Вычисление мощности, развиваемой человеком при перемещении грузов.
Цель опыта: научится рассчитывать механическую мощность.
Оборудование: деревянный брусок, динамометр, линейка
Ход работы:
Отметьте на столе расстояние 30 см, поставьте указатели начала и конца пути. С помощью динамометра, перемещайте равномерно брусок по столу между указателями.
Определите действующую силу F = __________________________
Измерьте время за которое перемещали брусок t = ___________
Рассчитайте работу A = F · S А = __________________________
Рассчитайте мощность, которую вы развили перемещая брусок
N = N = ____________________________________________
Приложение 3
Ф.И.ученика _______________________________________________
Опыт 4. Вычисление мощности, развиваемой человеком при подъеме груза.
Цель опыта: научится рассчитывать механическую мощность.
Оборудование: металлический цилиндр, динамометр, линейка
Ход работы:
Поставьте металлический цилиндр на пол. Равномерно поднимайте цилиндр на стол с помощью динамометра.
Определите действующую силу F = __________________________
Измерьте, чему равна высота, на которую вы подняли цилиндр?
h = ___________________________________
Измерьте время за которое поднимали цилиндр t = ___________
Рассчитайте работу A = F · h А = __________________________
Рассчитайте мощность, которую вы развили поднимая цилиндр
N = N = ____________________________________________
Приложение 4
План решения задач
- Тело под действием силы 7 Н перемещается по горизонтальной плоскости на 5 м. Какая работа совершается силой?
- Металлический шар массой 1,5 кг падает на землю с высоты 2 м. Какую работу при этом совершает сила тяжести?
- При подъеме из колодца ведра воды массой 8 кг была совершена работа 640 Дж. Какова глубина колодца?
- Брусок тянут вдоль поверхности стола, прикладывая горизонтальную силу 5 Н. При этом брусок движется с постоянной скоростью 0,2 м/с. Какая работа совершается силой, приложенной к бруску за время 15 с?
План решения задач
- Подъемный кран за 10 мин, совершил работу равную 9000 кДж. Какую мощность он при этом развил?
- За какое время настольный электрический вентилятор мощностью 50 Вт совершил работы 1 кДж?
- Какую работу совершает двигатель мощностью 10 кВт за 30 минут?
Приложение 4
План решения задач
- Тело под действием силы 7 Н перемещается по горизонтальной плоскости на 5 м. Какая работа совершается силой?
- Металлический шар массой 1,5 кг падает на землю с высоты 2 м. Какую работу при этом совершает сила тяжести?
- При подъеме из колодца ведра воды массой 8 кг была совершена работа 640 Дж. Какова глубина колодца?
- Брусок тянут вдоль поверхности стола, прикладывая горизонтальную силу 5 Н. При этом брусок движется с постоянной скоростью 0,2 м/с. Какая работа совершается силой, приложенной к бруску за время 15 с?
План решения задач
- Подъемный кран за 10 мин, совершил работу равную 9000 кДж. Какую мощность он при этом развил?
- За какое время настольный электрический вентилятор мощностью 50 Вт совершил работы 1 кДж?
- Какую работу совершает двигатель мощностью 10 кВт за 30 минут?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....