промежуточная диагностическая работа 9 класс
тест по русскому языку (9 класс) на тему
При создании диагностической контрольной работы для 9 класса использовались открытые материалы ФИПИ, доступные учебные пособия по русскому языку для проведения контрольных работ, тестирования
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(9 КЛАСС)
Вариант № 1
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 12 заданий.
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 90 минут.
Часть 1 состоит из 11 заданий (1-11). Задания выполняются на основе прочитанного текста.
Ответ к заданиям 1 и 2 запишите в бланк ответов №1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям 3-11 являются слова (словосочетания), число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.
Задание части 2 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 1.
Приступая к части 2, выберите одно из трёх предложенных заданий (12.1,12.2 или 12.3) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется в бланке ответов №2.
На контрольной работе разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-11
(1)Был мальчик высок и худ, непомерно длинные руки держал глубоко в карманах. (2) Голова на тонкой шее всегда немного клонилась вперед. (3) Ребята прозвали его Семафором. (4) Мальчишки недавно переехал в этот дом. (5) Когда он проходил мимо ребят, то опускал голову ещё ниже. (6) Ребята кричали вдогонку разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова. (7) Мальчишка только ускорял шаг или смотрел на них голубыми, очень большими чистыми глазами и молча краснел.
(8)Ребята решили, что Семафор для такого хлюпика слишком хорошая кличка и стали звать мальчишку просто Сима.
(9)Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе. (10)Прошёл месяц, два. 11) И вот на улице опять появился новенький. (12) Под мышкой он держал чёрный альбом для рисования и направлялся в дальний угол двора, к чужому подъезду.
- (13) Эге, Сима вылез!.. – удивленно присвистнул Мишка. – (14) - Пойдём поговорим с ним!
(15)Заметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.
- (16) Ты, - начал Мишка, - куда направляешься?
(17)Сима прижал к себе чёрный альбом и топтался на месте. (18)Ребята смеялись, а Мишка шагнул вперёд и рванул из Симиных рук альбом. (19)Сима побледнел, вцепился было в Мишку, но его тут же оттеснили ребята, которые везде сопровождали своего вожака.
(20) А Мишка уже раскрыл обложку. (21)На первой странице альбома красивыми цветными буквами было выведено: «Учительнице Марии Алексеевне от Григорьева Коли».
- (22) Подхалимством занимаешься… (23) Ясно! – Миша произнес это таким тоном, будто ничего другого не ожидал.
- (24) Отдай альбом, - просил за спинами ребят Сима. (25)Он пытался растолкать толпу, но мальчишки стояли плотно.
- (26) Переворачивай дальше, чего ждёшь?.. –сказал Кешка.
(27)Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина. (28)Бригантина неслась на всех парусах. (29)Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну. (30)На палубе у мачты, скрестив руки, гордо стоял капитан.
- (31) Ух, здорово!..
(32) Ребята насели на Мишку. (33) Каравеллы, фрегаты, крейсеры, подводные лодки шли вперёд. (34) Бушевали акварельные штормы, тайфуны…
(35) Кешка подпрыгивал от восторга. (36) Он толкал Мишку под локоть, просил:
- (37) Мишка, дай картиночку? (38) Ну, Мишка же…
(39) Мишка закрыл альбом и посмотрел через головы ребят на художника.
-(40) Ты – подхалим, Сима, слушай.. (41) Поступим по чести и совести. (42) Чтобы ты не подлизывался к учителям в другой раз, раздадим твои картинки всем, кто захочет.
(43) Мишка скомкал первую страницу с надписью, принялся вырывать и раздавать картинки. (44) Потом он подошёл к Симе и толкнул его в грудь.
- (45) Проваливай теперь! (46) Слышишь?
(47)Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.
(48) Под лестницей, в излюбленном своём месте, мальчишки снова начали рассматривать рисунки. (49)Один Мишка сидел понурясь:
- (50) Это какая учительница Мария Алексеевна? – бормотал он. – (51)Может, старенькая?
- (52)Да, она уже третий год в школе не работает, на пенсию ушла, - встряла Людмилка, кешкина сестра. – (53)Сима болел, она узнала и пришла. (54) Два месяца с ним занималась!
(55) Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. (56) Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом. (57) первая страница с посвящением была испорчена. (58) Мишка разгладил её на колене и тоже сунул под обложку.
(59)На следующий день, ближе к вечеру, Сима вышел во двор. (60) Он по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.
- (61) Ладно, Сима, мир. (62) Пойдём с нами плотину строить.
(63) Ребята замерзли, перемазались, когда к ним подошла маленькая старушка в пуховом платке. (64)Она обратилась к Симе:
- (65)Застегнись, Коля! (66) Ты опять простудишься… (67) Спасибо за подарок.
(68)Сима покраснел густо и пробормотал:
- (69) Какой подарок?
- (70) Альбом! (71) «Дорогой учительнице Марии Алексеевне, хорошему человеку».
(72) Сима не знал, куда деться, он страдал.
-(73) Я не писал такого…
- (74) Писал, писал! – захлопал в ладошки Кешка. – (75) Он нам этот альбом показывал с кораблями…
(76)Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:
-(77)Конечно, писал… (78)Только он, к удивлению, нас стесняется, думает, мы его подхалимом дразнить будем. (79) Чудак!
(По Р. Погодину*)
*Погодин Радий Петрович (1925 -1993гг.) – известный писатель, поэт, художник, сценарист, удостоен многих литературных премий за книги для детей
.
Ответами к заданиям 1-11 являются цифры, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему мальчики подарили Колин альбом учительнице?»
- Мария Алексеевна была любимой учительницей Мишки и Кешки.
- Мальчики видели, как страдал Коля.
- Мальчикам стало стыдно за свой поступок, поэтому они решили исправить свою ошибку.
- Людмилка напомнила мальчикам о том, что скоро у Марии Алексеевны юбилей.
Ответ:________________________
- Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
- Заметив надвигающуюся на него армию, Сима поднял голову, как всегда покраснел и улыбнулся робко.
- Бригантина неслась на всех парусах. Нос её зарылся в кипящую густо-синюю волну.
- Губы у Симы задрожали, он закрыл глаза руками и, вздрагивая, пошёл прочь.
- Он по-прежнему шёл, опустив голову, и покраснел, когда к нему подскочили Мишка с Кешкой.
Ответ:______________________________________
- Из предложений 22-26 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Ответ:__________________________________
- Из предложений 55-59 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».
Ответ:_____________________________________
- Замените просторечное слово «проваливай» в предложении 45 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_____________________________________
- Замените словосочетание «гордо стоял» (предложение 30), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________________________
- Выпишите грамматическую основу предложения 62.
Ответ:_______________________________________
- Среди предложений 43-51 найдите предложение, осложнённое обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Мишка встал рядом с Симой и сказал глуховато:
- Конечно,1 писал… Только он2, к удивлению3, нас стесняется4, думает5, мы его подхалимом дразнить будем. Чудак!
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 72. Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________________________
11.Среди предложений 15-21 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________
Часть 2
Используя прочитанный текст из части 1, выполните на бланке ответов №2 ТОЛЬКО ОДНО задание из заданий 12.1. 12.2. 12.3. перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 12.1.,12.2. или 12.3.
12.1. Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «К Эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки речи, ситуации общения».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Д. Черняк.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
12.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 55-56 текста: «Мишка поднялся и стал отбирать картинки у ребят. Он собрал все листы, вложил их обратно в альбом».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
12.3. Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(9 КЛАСС)
Вариант № 2
Инструкция для учащихся
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 12 заданий.
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 90 минут.
Часть 1 состоит из 11 заданий (1-11). Задания выполняются на основе прочитанного текста.
Ответ к заданиям 1 и 2 запишите в бланк ответов №1 в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответами к заданиям 3-11 являются слова (словосочетания), число или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.
Задание части 2 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 1.
Приступая к части 2, выберите одно из трёх предложенных заданий (12.1,12.2 или 12.3) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется в бланке ответов №2.
На контрольной работе разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-11
(1)По-весеннему радостно звучало тихое птичье щебетание; в траве по-прежнему весело и неумолчно стрекотали кузнечики; но ни звука шагов, ни шороха я, как ни силился, уловить не смог.
(2) Единственное, что я вскоре различил, - негромкий, нарастающий шум мотора. (3) Спустя, какую-то минуту, оборотясь, я увидел медленно ехавший через мост «виллис»; в офицере на переднем сиденье я сразу узнал командира нашей бригады полковника Антонова . (4) Живо сообразив, какая получится неприятность, если подполковник застанет и часового, и комбата спящими; я с лихорадочной быстротой оделся, натянул сапоги и, на ходу поправляя и одёргивая ещё влажные местами гимнастёрку и шаровары, во весь дух помчался к деревне.
(5) Грешным делом я почему-то надеялся, что командир бригады проследует, направлялась в другой батальон, или же, не заметив наш «додж», проедет в конец деревни, и я успею добежать. (6) Но увы…(7) Выскочив на улицу, я увидел машину комбрига возле дома, где мы остановились.
(8) Я не успел дойти до калитки, как со двора появился подполковник – высокий, молодцеватый, в свежих, тщательно отутюженных шароварах и гимнастёрке с орденскими планками, в новенькой полевой фуражке и начищенных до блеска сапогах. (9) Он приказал водителю отъехать, отвечая на моё приветствие, молча поднял руку к фуражке и, окинув меня быстрым сумрачным взглядом, поинтересовался:
-(10)Вас что, корова жевала?... 11) Погладить негде?..- (12) Он взял у меня книгу, с ловкостью двумя цепками пальцами раскрыл, посмотрел и отдал обратно.
(13) В ту же минуту из калитки, застёгивая пуговицы воротничка, потирая глаза и оглядываясь по сторонам, торопливо вышел Витька, заспанный, без пилотки и без ремня, грязный и небритый.
- (14) Чудесно! – сказал подполковник. - (15) Комбат спит как убитый, начальник штаба почитывает стишата, а люди предоставлены сами себе. (16)Охранение не выставлено, единственный часовой и тот спит! (17)Кино! – возмущённо закричал он. -(18)Безответственность!!! (19)Немыслимо!!!
(20) Витька недоуменно и растерянно посмотрел на меня. (21)И только тут я вспомнил, что позапрошлой ночью, когда в километрах четырех от передовой мы грузились в машины, он приказал мне по прибытии на место выставить сторожевое охранение и набросать план действий в случае нападения противника. (22) Однако люди валились с ног от усталости, а никакого наступления со стороны немцев не ожидалось. (23) Несомненно, я один был во всём виноват, но сказать об этом сейчас не решался: комбриг не любил, когда перед ним пытались оправдываться, и не терпел пререканий; считалось, что если он чем-либо недоволен, то лучше всего молчать. (24) Виноват был я, а отвечать теперь в основном приходилось Витьке, причём я знал, что, как бы ему ни доставалось в любом случае он и слова не скажет обо мне.
(25)Мы стояли перед комбригом: я – вытянув руки по швам, покраснев и виновато глядя ему в лицо, а Витька – наклонив голову, как бычок, готовый ринуться вперед.
- (26) Я вас спрашиваю обоих, – повторял подполковник, - о боевом обеспечении вы позаботились?!.
- (27) Я, т-товарищ подполковник, п-понимаете… - начал я, но тут же умолк.
- (28)Плана нет, - со свойственной ему прямотой без обиняков сказал Витька угрюмо. - (29)И боевого обеспечения тоже. (30)Это безответственность и мой недосмотр. (31) Я за это отвечаю.
(По В.О. Богомолову*)
*Богомолов Владимир Осипович (1926 -2003гг.) – русский советский писатель, автор произведений о войне.
.
Ответами к заданиям 1-11 являются цифры, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
- В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему рассказчик хотел, чтобы комбриг проследовал в другой батальон?»
- Батальон, в котором служил рассказчик, не был готов к проверке: бойцы, в том числе часовой и комбат, отдыхали после продолжительных боёв, охранения не было выставлено, план действий на случай внезапного нападения врага не было.
- У рассказчика была мятая форма, а нарушение формы одежды по закону военного времени влекло строгое наказание.
- Рассказчик был грязный и небритый – в таком виде нельзя было появляться перед командованием.
- Рассказчик боялся трибунала за многочисленные нарушения воинской дисциплины.
Ответ:________________________
- Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.
- Грешным делом я почему-то надеялся, что командир бригады проследует, направлялась в другой батальон, или же, не заметив наш «додж», проедет в конец деревни, и я успею добежать.
- Комбат спит как убитый, начальник штаба почитывает стишата, а люди предоставлены сами себе.
- Витька недоуменно и растерянно посмотрел на меня.
- Однако люди валились с ног от усталости, а никакого наступления со стороны немцев не ожидалось.
Ответ:______________________________________
- Из предложений 5-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Ответ:__________________________________
- Из предложений 16-21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».
Ответ:_____________________________________
- Замените просторечное слово «натянул» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:_____________________________________
- Замените словосочетание «раскрыл с ловкостью» (предложение 12), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:_________________________________________
- Выпишите грамматическую основу предложения 31.
Ответ:_______________________________________
- Среди предложений 9-16 найдите предложение, осложнённое обособленными обстоятельствами и обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.
Я вас спрашиваю обоих,1 – повторял подполковник,2 - о боевом обеспечении вы позаботились?!.
- Я,3 т-товарищ подполковник,4 п-понимаете… - начал я,5 но тут же умолк.
- Плана нет,6 - со свойственной ему прямотой без обиняков сказал Витька угрюмо.
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________________________
11.Среди предложений 21-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________
Часть 2
Используя прочитанный текст из части 1, выполните на бланке ответов №2 ТОЛЬКО ОДНО задание из заданий 12.1. 12.2. 12.3. перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 12.1.,12.2. или 12.3.
12.1. Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Наша грамматическая система представляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э. Розенталя.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
12.2. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста:
«- Плана нет, - со свойственной ему прямотой без обиняков сказал Витька угрюмо. - И боевого обеспечения тоже. Это безответственность и мой недосмотр. Я за это отвечаю».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
12.3. Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Предварительный просмотр:
КОДИФИКАТОР
ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ОСВОИВШИХ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Кодификатор требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов государственной (итоговой) аттестации (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку[1] [2]
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие
социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Планируемые результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования д(алее – планируемые
результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, системой ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех учебных программ – как по отдельным предметам, так и междисциплинарных, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки; являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы
оценки качества освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Данный документ является основой для составления измерительных материалов за курс основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Кодификатор состоит из двух разделов:
Раздел 1. «Перечень элементов содержания, проверяемых на
основном государственном экзамене по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»;
Раздел 2. «Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ».
В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные в «Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ» курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Также в кодификатор не включены требования к уровню подготовки, которые не могут быть проверены в работе.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на диагностической работе
Перечень элементов содержания, проверяемых на диагностической работе по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 г.
Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которые ниже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементов кодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицу содержания обучения, которая может включать несколько тематических единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, для которого создаются задания КИМ.
Код раз- дела | Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями диагностической работы |
1 | Фонетика | |
1.1. | Звуки и буквы | |
1.2. | Фонетический анализ слова | |
2 | Лексика и фразеология | |
2.1. | Лексическое значение слова | |
2.2. | Синонимы. Антонимы. Омонимы | |
2.3 | Фразеологические обороты | |
2.4 | Группы слов по происхождению и употреблению | |
2.5 | Лексический анализ | |
3 | Морфемика и словообразование | |
3.1. | Значимые части слова (морфемы) | |
3.2 | Морфемный анализ слова | |
3.3. | Основные способы словообразования | |
3.4 | Словообразовательный анализ слова | |
4 | Грамматика. Морфология | |
4.1 | Самостоятельные части речи | |
4.2 | Служебные части речи | |
4.3 | Морфологический анализ слова | |
5 | Грамматика. Синтаксис | |
5.1 | Словосочетание | |
5.2 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | |
5.3 | Второстепенные члены предложения | |
5.4 | Двусоставные и односоставные предложения | |
5.5 | Распространенные и нераспространенные предложения | |
5.6 | Полные и неполные предложения | |
5.7 | Осложненное простое предложение | |
5.8 | Сложное предложение | |
5.9 | Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения | |
5.10 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | |
5.11 | Способы передачи чужой речи | |
5.12 | Синтаксический анализ простого предложения | |
5.13 | Синтаксический анализ сложного предложения | |
5.14 | Синтаксический анализ (обобщение) | |
6 | Орфография | |
6.1 | Орфограмма | |
6.2 | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц | |
6.3 | Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц | |
6.4 | Употребление Ь и Ъ | |
6.5 | Правописание корней | |
6.6 | Правописание приставок | |
6.7 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | |
6.8 | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | |
6.9 | Правописание падежных и родовых окончаний | |
6.10 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | |
6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи | |
6.12 | Правописание отрицательных местоимений и наречий | |
6.13 | Правописание НЕ и НИ | |
6.14 | Правописание служебных слов | |
6.15 | Правописание словарных слов | |
6.16 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи | |
6.17 | Орфографический анализ | |
7 | Пунктуация | |
7.1 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | |
7.2 | Знаки препинания в простом осложненном предложении | |
7.3 | Знаки препинания при обособленных определениях | |
7.4 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | |
7.5 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | |
7.6 | Знаки препинания при уточняющих членах предложения | |
7.7 | Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение) | |
7.8 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | |
7.9 | Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение) | |
7.10 | Знаки препинания при прямой речи, цитировании | |
7.11 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | |
7.12 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | |
7.13 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | |
7.14 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | |
7.15 | Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью | |
7.16 | Тире в простом и сложном предложениях. | |
7.17 | Двоеточие в простом и сложном предложениях | |
7.18 | Пунктуация в простом и сложном предложениях | |
7.19 | Пунктуационный анализ | |
8 | Речь | |
8.1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | |
8.2 | Средства связи предложений в тексте | |
8.3 | Стили и функционально-смысловые типы речи | |
8.4 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | |
8.5 | Анализ текста | |
8.6 | Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи | |
9 | Языковые нормы | |
9.1 | Орфоэпические нормы | |
9.2 | Лексические нормы | |
9.3 | Грамматические нормы (морфологические нормы) | |
9.4 | Грамматические нормы (синтаксические нормы) | |
10 | Выразительность русской речи | |
10.1 | Анализ средств выразительности | |
11 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров |
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки девятиклассников.
Код требования | Умения, проверяемые на контрольной работе | |
1 | Различные виды анализа | |
1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | |
1.2 | Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента | |
1.3 | Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы | |
2 | Аудирование и чтение | |
2.1 | Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию) | |
2.2 | Читать тексты разных стилей и жанров | |
2.3 | Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) | |
2.4 | Извлекать информацию из различных источников | |
2.5 | Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | |
3 | Письмо | |
3.1 | Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | |
3.2 | Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, расписка, заявление) | |
3.3 | Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | |
3.4 | Владеть различными видами монолога и диалога | |
3.5 | Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) | |
3.6 | Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности: к прочитанному, услышанному, увиденному | |
3.7 | Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | |
3.8 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | |
3.9 | Соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения | |
3.10 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты |
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897).
[2] О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 (Приказ Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 г.)
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания заданий. Вариант 1
Проверка заданий 1–11
За верное выполнение заданий части 1 контрольной работы обучающийся получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
№ задания | Ответ |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | Растолкать |
4 | Испорчена |
5 | Уходи |
6 | Стоял с гордостью |
7 | Пойдём |
8 | 48 |
9 | 123 <или> другая последовательность этих цифр |
10 | 3 |
11 | 19 |
Часть 2
Критерии оценивания задания 12 (1; 2; 3)
Ответ на задание 12.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (12.1) | баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | |
Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 | |
Обучающийся привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или обучающийся привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 12.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи обучающегося и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
Критерии оценивания задания 12.2
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим
критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (12.2) | баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Обучающийся дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | |
Обучающийся дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 | |
Обучающийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или обучающийся допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Обучающийся привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Обучающийся привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или обучающийся привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста
| 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи обучающегося и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
Критерии оценивания задания 12.3
Ответ на задание 12.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (12.3) | баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Обучающийся дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Обучающийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или обучающийся привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | |
Обучающийся привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста
| 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и
фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи обучающегося | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
За выполнение диагностической работы выставляется отметка по пятибалльной шкале. Рекомендуется следующая шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале:
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более
9 баллов (от 0 до 9) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 10 и не более 15 баллов (от 10 до 25) за выполнение всех частей
экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 16 и не более 24 баллов (от 16 до 24) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 25 и не более 30 баллов (от 25 до 30) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания заданий. Вариант 2
Проверка заданий 1–11
За верное выполнение заданий части 1 контрольной работы обучающийся получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
№ задания | Ответ |
1 | 1 |
2 | 3 |
3 | Взглядом |
4 | (не) выставлено |
5 | Надел |
6 | Раскрыл ловко <или> ловко раскрыл |
7 | Я отвечаю |
8 | 13 |
9 | 34 <или> 43 |
10 | 3 |
11 | 25 |
Часть 2
Критерии оценивания задания 12 (1; 2; 3)
Ответ на задание 12.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (12.1) | баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | |
Обучающийся привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | |
Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 | |
Обучающийся привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или обучающийся привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 12.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи обучающегося и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
Критерии оценивания задания 12.2
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим
критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (12.2) | баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Обучающийся дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | |
Обучающийся дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 | |
Обучающийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или обучающийся допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Обучающийся привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Обучающийся привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или обучающийся привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста
| 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1–С2К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи обучающегося и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
Критерии оценивания задания 12.3
Ответ на задание 12.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (12.3) | баллы |
С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 | |
Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Обучающийся дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
Обучающийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или обучающийся привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | |
Обучающийся привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | |
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С1К4 | Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста
| 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 | 9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем
критериям проверки (С3К1–С3К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и
фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи обучающегося | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | |
Допущено две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | |
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
За выполнение диагностической работы выставляется отметка по пятибалльной шкале. Рекомендуется следующая шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале:
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более
9 баллов (от 0 до 9) за выполнение всех частей экзаменационной работы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 10 и не более 15 баллов (от 10 до 25) за выполнение всех частей
экзаменационной работы.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 16 и не более 24 баллов (от 16 до 24) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не
менее 25 и не более 30 баллов (от 25 до 30) за выполнение всех частей
экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Предварительный просмотр:
СПЕЦИФИКАЦИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(9 КЛАСС)
- Назначение диагностической работы
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной диагностики индивидуальной общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету «Русский язык».
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
3. Содержание и структура работы. Распределение заданий КИМ по позициям кодификатора
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 9 класса по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом.
Намеченный во ФГОС основного общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые
умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.
4. Структура КИМ
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 (задания 1–11) – задания с кратким ответом.
В диагностической работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Часть 2 (альтернативное задание 12) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Распределение заданий по частям диагностической работы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение заданий по частям диагностической работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1
| 11 (задания 1–11) | 11 | Задания с кратким ответом |
Часть 2 | 1 (задание 12) | 9 10 (грамотность) | Задание с развёрнутым ответом |
Итого | 12 | 30 |
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Распределение заданий по основным содержательным разделам
учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение заданий диагностической работы
по основным содержательным разделам курса русского языка
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи | 1 | 1 |
Синтаксис | 2 | 2 |
Орфография | 2 | 2 |
Пунктуация | 4 | 4 |
Выразительность русской речи | 1 | 1 |
Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 1 | 9 |
Практическая грамотность и фактическая точность речи | Часть 2 | 10 |
Итого | 12 | 30 |
6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В таблице 4 представлено распределение заданий диагностической работы по уровням сложности.
Таблица 4.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 11 | 11 |
Высокий | 1 | 19 |
Итого | 12 | 30 |
7. Условия проведения работы
Работа проводится в 9-м классе в конце первого полугодия.
На выполнение диагностической работы отводится 90 минут.
Обучающиеся знакомятся с текстом для чтения, который предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Девятиклассникам предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста.
Во время испытаний при выполнении всех частей работы экзаменуемые имеют право пользоваться орфографическим словарём.
.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование которыми разрешено на ОГЭ, утвержден приказом Минобрнауки России.
Участникам диагностической работы, как и экзаменационной, разрешается пользоваться орфографическими словарями.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и
диагностической работы в целом
За верное выполнение каждого задания части 1 работы девятиклассник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать
учащийся, правильно выполнивший задания части 1 работы, – 11.
Оценка ответа на задание части 2 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9.
Оценка практической грамотности обучающегося и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки сочинения и составляет 10 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей диагностической работы, – 30. По всем позициям оценивания.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
10. Обобщённый план варианта
Уровни сложности заданий: Б – базовый; В – высокий.
№ | Проверяемые элементы содержания | Коды проверяемых элементов содержания | Коды проверяемых требований к уровню подготовки | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | Текст как речевое произведение Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста | 8.1 | 2.1 2.3 2.4 | Б | 1 | 4 |
2 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности | 10.1 | 1.1 | Б | 1 | 5 |
3 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание | 6.6 6.16 | 1.1
| Б | 1 | 4 |
4 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 6.7 6.8 6.10 | 1.1
| Б | 1 | 3 |
5 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | 2.2 2.4 | 1.3 | Б | 1 | 4 |
6 | Словосочетание | 5.1 | 1.1 | Б | 1 | 4 |
7 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | 5.2. | 1.1. | Б | 1 | 4 |
8 | Осложнённое простое предложение | 5.7,7.19, 7.2–7.5, 7.7 | 1.1 | Б | 1 | 5 |
9 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 7.19 7.8 | 1.1 | Б | 1 | 3 |
10 | Синтаксический анализ сложного предложения | 5.13 | 1.1 | Б | 1 | 4 |
11 | Сложные предложения с разными видами связи между частями | 5.10, 5.14, 7.13 | 1.1 | Б | 1 | 5 |
12 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы | 8.1 8.2 8.6 11 9.2–9.4 | 2.1–2.4 3.2–3.5 3.7–3.10 | В | 9 | 60 |
Всего заданий – 12; из них по типу заданий: с кратким ответом – 11; с развернутым ответом – 1; по уровню сложности: Б – 11; В – 1. Максимальный первичный балл – 30 Общее время выполнения работы – 90 минут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промежуточная диагностическая работа по литературе для 6 класса
ДКР проводится с целью определения промежуточного уровня подготовки обучающихся 6 -х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы в...
Промежуточная диагностическая работа по литературе для 7 класса за 1 полугодие
ДКР проводится по итогам 1 полугодия с целью определения промежуточного уровня подготовки обучающихся 7 классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательно...
Промежуточная диагностическая работа по литературе для 8 класса за 1 полугодие
Диагностическая работа проводится по итогам 1 полугодия учебного года с целью определения промежуточного уровня подготовки обучающихся 8 – х классов в рамках мониторинга достижений...
Промежуточная диагностическая работа по английскому языку в 5 классах по программе "Spotlight"
Данный учебный материал может быть использован для проведения промежуточной диагностики в 5 классах по программа "Spotlight"....
промежуточная диагностическая работа 5 класс
Для создания диагностической работы использованы открытые материалы ФИПИ, а также доступные материалы для контрольных работ, тестов в 5 классе....
промежуточная диагностическая работа 6 класс
При создании диагностической контрольной работы для 6 класса использовались открытые материалы ФИПИ, доступные учебные пособия по русскому языку для проведения контрольных работ, тестирования...
промежуточная диагностическая работа 7 класс
При создании диагностической контрольной работы для 7 класса использовались открытые материалы ФИПИ, доступные учебные пособия по русскому языку для проведения контрольных работ, тестирования...