Рабочая программа спецкурса "Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку" в 11 А классе
опыты и эксперименты по русскому языку (11 класс) на тему
Данная программа предназначена для углубленной подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpou_rab._progr._grup._podg._k_ege_po_rus._yaz._11a_kl.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждена руководителем
Кафедры русского языка и литературы образовательного учреждения
Заведующий кафедрой______________ ____________/_______________/
/_____________________________/ «___»_________________2017 «___»____________________2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурса
«Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11А классе
Составитель: Думшева
Надежда Валентиновна ,
учитель русского языка
и литературы
2017-2018 учебный год
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание программы; календарно-тематическое планирование; учебно-методические средства обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку для 11А класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.), контрольно-измерительных материалов по русскому языку (демоверсии ФИПИ 2015-2016гг.), учебника В.Ф. Грекова Русский язык 10 – 11 кл.- М.: Просвещение, 2014г.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 11кл.) и отрабатывается на изучении материала, параллельно повторяемого на уроках русского языка. Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Содержание спецкурса включает повторение пройденных разделов лингвистики, комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.
Цели и задачи
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
В связи с этим ставятся следующие цели:
• обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
• обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
• совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
• развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
• совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
• совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
• повышать уровень грамотности учащихся.
Практические работы проводятся на основе следующих материалов:
- Контрольно-измерительные материалы (демоверсии ФИПИ 2015 – 2016гг.).
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. М., “Экзамен”, 2015 г.
- Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Сдаем ЕГЭ по русскому языку», 2015г.
Требования к уровню подготовки выпускников
Орфоэпия
Должны знать:
• что изучает орфоэпия;
• основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
• проводить орфоэпический разбор;
• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
должны знать:
• что изучает словообразование;
• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
• что морфема – это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
• как связано строение слова и его написание;
уметь:
• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
• определять способы образования слов;
• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
• что изучает лексикология и фразеология;
• основные понятия лексикологии и фразеологии;
• основные способы объяснения лексического значения слова;
• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
• определять прямое и переносное значение слова;
• находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
• что изучает морфология;
• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
• основные морфологические нормы;
уметь:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
• проводить морфологический разбор слова;
• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
• что изучает синтаксис и пунктуация;
• основные признаки словосочетания и предложения;
• виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
• виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
• основные пунктуационные нормы;
• основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
• основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
• устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
• определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
• пользоваться синтаксическими синонимами;
• проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
• проводить пунктуационный разбор предложения;
• находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
• что изучает орфография;
• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
• применять орфографические правила на письме;
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Развитие речи
- формулировать основную мысль;
- комментировать проблему исходного текста;
- уметь отражать позицию автора;
- аргументировать собственное мнение по проблеме;
- излагать свою мысль последовательно, связно, точно и выразительно;
- соблюдать орфографические, пунктуационные, языковые, речевые и этические нормы;
- не допускать фактических ошибок в фоновом материале;
- уметь дать развернутое рассуждение о проблеме, затронутой автором;
- создавать тексты различных стилей и функционально-смысловых типов речи;
Содержание программы
Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастиями.
Словосочетание. Виды синтаксической связи.
Простое предложение. Члены предложения.
Знаки препинания между однородными членами.
Знаки препинания при обособлении определений и приложений.
Другие случаи обособления второстепенных членов.
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями.
Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения.
Классификация сложных предложений.
Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи.
Как писать сочинение. Требования к выполнению части С.
Анализ текстов различных стилей и жанров.
Речь. Языковые нормы. Смысловая и композиционная целостность текста.
Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)
Функционально-смысловые типы речи.
Знакомство с критериями оценки части С.
Развитие речи. Структура сочинения на основе предложенного текста.
Определение темы и проблематики текста.
Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы.
Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. Осмысление авторской позиции текста. Приёмы логического мышления.
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Точность и выразительность речи. Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)
Анализ языковых средств выразительности. Ряды однородных членов. Инверсия. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза.
Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос.
Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки.
Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок.
Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм.
Соблюдение речевых и этических норм. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ (Демоверсии 2015-2016 гг.).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Цели и задачи | Всего часов | Обозначение задания в экзаменационной работе |
1 | Вводный урок | Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена | 1 | Зад. 7, 15-19 |
2 | Словосочетание | Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании | 1 | Зад. 6 |
3 | Простое предложение | Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в простых предложениях | 6 | Зад. 15-19 |
4 | Сложное предложение | Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов | 6 | Зад. 15-19, 24 |
5 | Стили речи. Типы речи. Текст | Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 12 | Зад. 1, 2, 20, 21, 23, 25 |
6 | Выразительные средства языка | Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 6 | Зад. 1, 3, 5-14, 23-25 |
7 | Практическая часть | Закрепить навыки решения заданий ЕГЭ | 2 | Зад. 1-25 |
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Групповая подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11А классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Цели и задачи | Всего часов | Обозначение задания в экзаменационной работе | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
1 | Вводный урок |
| 1 | |||
1.1 | Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастиями.
| Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении | 1 | Зад. 7, 15-19 | ||
2 | Словосочетание | 1 | ||||
2.1 | Словосочетание. Виды синтаксической связи | Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании | 1 | Зад. 6 | ||
3 | Простое предложение | 6 | ||||
3.1 | Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения | Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения | 1 | Зад. 15-19 | ||
3.2 | Знаки препинания между однородными членами | Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Зад. 15-19 | ||
3.3 | Знаки препинания при обособлении определений и приложений | Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений | 1 | Зад. 15-19 | ||
3.4 | Другие случаи обособления второстепенных членов | Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений | 1 | Зад. 15-19 | ||
3.5 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями | Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями) | 1 | Зад. 15-19 | ||
3.6 | Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения | Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения | 1 | Зад. 15-19 | ||
4 | Сложное предложение | 6 | ||||
4.1 | Классификация сложных предложений | Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов | 1 | Зад. 15-19 | ||
4.2 | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи | Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности | 1 | Зад. 24 | ||
4.3 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП | 1 | Зад. 15-19 | ||
4.4 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными | 1 | Зад. 15-19 | ||
4.5 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Зад. 15-19 | ||
4.6 | Сложное предложение с разными видами связи | Повторить синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Зад. 15-19 | ||
5 | Стили речи. Типы речи. Текст | 12 | ||||
5.1 | Как писать сочинение. Требования к выполнению части С. | Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С. ЕГЭ | 1 | Зад. 25 | ||
5.2 | Анализ текстов различных стилей и жанров | Повторить различные стили и жанры. | 1 | Зад. 20, 25 | ||
5.3 | Речь. Языковые нормы. Работа с текстом. Смысловая и композиционная целостность текста. | Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста | 1 | Зад. 1, 2, 25 | ||
5.4 | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов) | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 1 | Зад. 1, 2, 23, 25 | ||
5.5 | Функционально-смысловые типы речи. | Обобщить знания о функционально-смысловых типах речи. | 1 | Зад. 21 | ||
5.6 | Знакомство с критериями оценки части С. | Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся | 1 | Зад. 25 | ||
5.7 | Развитие речи. Структура сочинения на основе предложенного текста | Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста. | 1 | Зад. 25 | ||
5.8 | Определение темы и проблематики текста. | Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста | 1 | Зад. 20, 25 | ||
5.9 | Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 1 | Зад. 25 | ||
5.10 | Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. Осмысление авторской позиции текста Приёмы логического мышления. | Учить комментировать проблему, поднятую в тексте. Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте. | 1 | Зад. 25 | ||
5.11 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Типы аргументации в изложении собственной позиции | Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи. | 1 | Зад. 25 | ||
5.12 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли. | 1 | Зад. 25 | ||
6 | Выразительные средства языка | 6 | ||||
6.1 | Точность и выразительность речи. Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) | Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 1 | Зад. 24 | ||
6.2 | Анализ языковых средств выразительности. Ряды однородных членов. Инверсия. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 1 | Зад. 24 | ||
6.3 | Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | 1 | Зад. 24 | ||
6.4 | Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки Виды речевых ошибок Виды грамматических ошибок | Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками | 1 | Зад. 1, 7, 23, 25 | ||
6.5 | Соблюдение орфографических, пунктуационных и грамматических норм | Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками | 1 | Зад. 5-14 | ||
6.6 | Соблюдение речевых и этических норм. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале. | Повторить виды речевых и этических ошибок. Соблюдать фактологическую точности в фоновом материале. | 1 | Зад. 3-6 | ||
7 | Практическая часть | 2 | ||||
7.1 | Практическая работа по выполнению вариантов ЕГЭ (Демоверсии 2014-2015гг.). Анализ работы. | Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ | 1 | Зад. 1-25 | ||
7.2 | Практическая работа по выполнению вариантов ЕГЭ (Демоверсии 2014-2015гг.). Анализ работы. | Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ | 1 | Зад. 1-25 |
Учебно-методические средства обучения
1.В.Ф. Греков Русский язык 10 – 11 кл.- М.: Просвещение, 2013г.
2. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «ЕГЭ. Русский язык»,2015г.
3. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Русский язык. Большая детская энциклопедия», 2008г.
4. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Сдаем ЕГЭ по русскому языку», 2011г.
5. Бисеров А.Ю. Русский язык. Задания В1-В3. Материалы для подготовки. – М.:Эксмо, 2011г.
Инструкция для участников единого государственного экзамена (Письмо
Рособрнадзора от 07.04.2006 г. № 08-190/12).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
ГИА в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знани...
Рабочая программа по подготовке к ГИА по русскому языку
Поянительная записка, календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку для 11 класса ( формат 2015 г)
Рабочая программа по русскому языку соответствует демоверсии 2015 года и может быть полезна учителю русского языка, работающему в выпускных классах. Программа рассчитана на 34 часа (1 час внеделю)...
Рабочая программа по подготовки к ОГЭ по русском языку.
Эта программа поможет к короткие сроки спланировать свою деятельность по подготовки детей к сдаче ОГЭ...
Рабочая программа спецкурса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
спецкурс по русскому языку для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"...
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку , рабочие программы по элективным курсам , материал для итогового сочинения , конспект урока литературы в 7 классе...
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...