Урок русского языка "Понимание текста"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка.6 класс
Тема: «Учимся понимать текст. Составление плана текста.»
Формирование языковой компетенции:
1) Познавательные
- обучить работе с текстом;
- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;
- расширить лексический запас слов.
2) Практические
- учить детей читать и понимать текст
- учить видеть структуру текста;
- учить составлять план текста.
Формирование надпредметных компетенций:
учебно-организационные:
-определять учебную задачу,
-оценивать свою учебную деятельность
учебно-инормационные:
-работать с текстом
-составлять план текста
учебно-коммуникативные:
- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.
-умение выслушивать мнение других
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Бирюкова Анжелика Александровна.
Урок русского языка.6 класс
Тема: «Учимся понимать текст. Составление плана текста.»
Формирование языковой компетенции:
1) Познавательные
- обучить работе с текстом;
- повторить понятия текст, тема, основная мысль текста;
- расширить лексический запас слов.
2) Практические
- учить детей читать и понимать текст
- учить видеть структуру текста;
- учить составлять план текста.
Формирование надпредметных компетенций:
учебно-организационные:
-определять учебную задачу,
-оценивать свою учебную деятельность
учебно-инормационные:
-работать с текстом
-составлять план текста
учебно-коммуникативные:
- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.
-умение выслушивать мнение других
Тип урока Урок развития речи
Рабочие листы к уроку
Презентация к уроку
Орг.момент
-Здравствуйте, ребята.
-Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? (надевают академические шапки)
-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)
-Вы обладаете такими качествами? (Да)
-Тогда мы начинаем наш урок, на котором мы будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким ? Угадайте?
Загадка
Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)
-А всегда ли вы понимаете тест, с которым работает на уроках истории, географии? (не всегда)
-Сегодня я открою вам секреты правильного чтения и понимания текста. Откройте тетради, запишите тему урока «Учимся понимать текст»(запись темы урока)
-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы сегодня будем учиться?
(будем учиться понимать текст)
-Ребята, а как вы считаете, так уж необходимо нам научиться понимать текст?
- А где вам могут пригодиться полученные на уроках умения? (на других
уроках, на экзамене и просто в жизни)
Работа с текстом
Подготовка к восприятию текста
-Ребята, а что вы знаете о жуках? Какие ассоциации возникают со словом «Жук». Давайте составим кластер. ( Крылья, вредитель, черный,насекомое). Сейчас мы с вами прочитаем об этих удивительных насекомых, но сначала давайте вспомним: что такое текст, тема, основная мысль. Для этого мы выполним упражнение на стр.114.Дополните определения словами.
-Понимание текста - задача непростая. Часто прочитав текст, человек не может понять, о чем этот текст? Какую информацию он несет? Мы с вами сегодня отроем секрет понимания текста. Для этого обратимся к рабочим листам урока.
Перед вами план работы читателя с текстом. Давайте внимательно изучим его.
Работа С ТАБЛИЦЕЙ
План работы читателя с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
1.Автор 2.Название 3.Прогноз (предугадывание того, о чем или о ком будет текст) | 1. Скрытые вопросы (выделение в тексте непонятных слов) 2.Выделение ключевых слов 3.Диалог с автором (какую информацию он хочет донести автор до читателя | .1 Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) 4.Основная мысль |
-Что должен сделать читатель перед тем, как начать его читать? (работа с таблицей, графа «До чтения»)
-Кто автор? Владимир Визор. Прочитайте заголовок. Найдите главные слова в заголовке.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Ответы
-Что необходимо делать читателю при чтении текста? (графа «При чтении текста»:
-Подчернуть все непонятные слова.
-Выделить ключевые слова (ключевые слова-главные слова, несущие в себе смысл).
-При чтении вести разговор с автором, отвечая на вопрос: что он хочет сказать нам, читателям?
-Итак, господа ученые, мы сформулировали основные теоретические постулаты и теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту- чтению и пониманию текста.
Добро пожаловатьв мир жуков!!!
Чтение текста Прием «Чтение с остановками»
Чтение текста сопровождается показом рисунков и прослушиванием музыкальных фрагментов, созвучных настроению рисунков.
Сказка о жуке - навознике Начинает читать Балабаева
Жил был Жук. Проснулся утром, пошевелил усами, огляделся вокруг: ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата. Наш жук недавно родился и для него еще все было новым и неизведанным. Он вылез из ямки и увидел, как в небе летают величественные жуки с большими и красивыми рогами, великолепными длинными усами и стройными крыльями. Вот бы и мне стать таким, – подумал Жук.
-Остановились… Кто вылез из ямы?
-О чем задумался жук.
_как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Евментьева
И тут в капле росы он увидел свое отражение: маленького черного горбатого жучка с усиками в виде щеточек. И задумался, а кто же я такой? Жук олень, жук дровосек, майский жук или какой либо другой из множества подобных: красивых и не очень, жужжащих и скрипящих, полезных или вредных?
Он пошел по дорожке и стал спрашивать у всех, кто попадался на его пути, о себе, о своем предназначении в жизни. Но от него только отворачивались, говорили, что он дурно пахнет, что им некогда и как можно скорее покидали его общество. Расстроившись, Жук пополз куда глаза глядят. И вдруг встретил Ежика, который прожил длинную жизнь и всегда помогал нуждающимся мудрым советом.
- Кого встретил жук?
-Как вы думаете о чем будут разговаривать еж и жук? Титкова
– Уважаемый Еж! – обратился к нему Жук. – Все от меня отворачиваются, никто не желает со мной разговаривать и не может ответить на вопрос: кто я такой и какое мое предназначение в жизни? Я недавно появился на свет и оказался совсем один. Один на один с собой и с природой. Я так страшен, что мне и жить-то не хочется. У других жуков красивые рога и окраска, статные усы и крылья. А что у меня – один запах и маленькие усики и то щеточкой?
– Не расстраивайся, – сказал Еж. Слушай внимательно и запоминай. И он начал повествование. У каждого из нас свое предназначение в жизни. И твое рождение также предопределено свыше и ты должен выполнить свою роль на этой Земле. А на ней все находится в гармонии между собой. Когда же эту гармонию пытаются нарушить, а это свойственно двуногому животному, которого называют человек, и который считает себя царем природы, тогда и развиваются пагубные последствия для нашей Земли.
– Какие?– спросил Жук, который внимательно слушал и не переставал удивляться мудрости Ежика.
- Почему Жук считает ежика мудрым? Трофимович
– Так, в одной из стран – продолжал Еж,– люди решили бороться с воробьями. Они уничтожили очень много этих маленьких и полезных птичек. И это привело к тому, что резко увеличилось число гусениц и саранчи. Гусеницы – это зеленые червячки, из которых потом вылетают очень красивые бабочки. Но до того, они успевают съесть листву и погубить растение. А саранча – это такие летающие большие кузнечики, которые поедают все, что растет на Земле. А в стране, которая уничтожила воробьев, наступил голод. Много людей умерло, в результате нарушения равновесия в природе. А природа этого не терпит. А вот еще один пример. Каждое существо нашей планеты должно жить на своей территории, на которой оно родилось. Иначе будет как в Австралии.
– А что было в Австралии? – с нетерпением спросил Жук.
- А что было в Австралии?
- Как вы думаете, о чем поведает Ежик?Сергушкина
– В свое время, – продолжил Ежик, – в Австралию завезли множество коров, которые давали не только мясо, но и молоко. Люди любили молоко, люди не могли без молока. Но отходы жизни коров начали отравлять растительность и чуть не погубили плодородную австралийскую землю. И все было бы ужасно, если бы не ты и твои сородичи, которые и спасли целый континент от вымирания.
– Я? – удивился Жук.
– Да, да именно ты – ответил Ежик.
– Но как?– еще более недоумевал Жук.
– Слушай дальше, – сказал Ежик и продолжал. После того, как животное съест и переварит пищу, переработанная и полная вредных веществ, она выходит наружу в виде помета (по-другому его еще называют навоз или фекалии). И если бы не было существ, которые перерабатывают этот помет в полезные для Земли вещества, то перестала бы образовываться новая почва, и Земля давно бы сгорела, и нам негде было бы жить.
– Уважаемый Ежик,– спросил Жук, – а кто эти существа, которые спасают Землю?
– Это жуки навозники – ответил Ежик.
– Какие они полезные! – воскликнул Жук.
– Да! – сказал Ежик, – и к ним относишься и ты – жук навозник.
– Так я жук навозник… – с поникшей головой пролепетал молодой Жук.
– Да. Но не огорчайся – ответил Ежик, – ты должен гордиться собой. Ты выполняешь одну из главных функций по сохранению жизни на Земле. Кстати, одним из самых почитаемых символов Египта, некогда великой страны Фараонов, был жук скарабей. И он тоже был жуком навозником.
- Что узнал о своих сородичах жук?
-Пользу или вред приносят жуки-навозники Пожарская
На этих словах Ежик и закончил свой рассказ. Жук наконец-то улыбнулся, сказал Ежику большое спасибо и воскликнул: теперь я знаю, что на Земле у каждого жителя есть свое предназначение, и оно является самым важным и самым необходимым для сохранения и продолжения жизни.
И они пошли своими путями. И каждый думал о своем месте в этой жизни и на этой Земле.
-Какие слова вам не понятны? Ребята, а что делают ученые и все образованные люди, если чего-то не знают? (они пытаются найти информацию в справочниках, словарях)
-Давайте воспользуемся словариком и выясним значение непонятных слов)
( предназначение, гармоние, пагубные)
-Сейчас Баков Назар, доцент кафедры русского языка, прочитает определение этих слов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Осмысление (понимание) текста
Фронтальная беседа
-То, что мы читали, - это текст? Почему? (это несколько предложений, связных по смыслу и грамматически)
- Какое впечатление он произвел на вас? Какие чувства вы испытывали вовремя его чтения? ( ….)
-Как вы считаете, почему чтение текста сопровождалось иллюстрациями и музыкой? (они помогали лучше понять текст, почувствовать его)
- О чем этот текст? Какова его тема? Какую информацию несет в себе текст? ( в тексте рассказывается о …….)
-Какую информацию несут иллюстрации ? (При помощи рисунка создается образ. Только этот образ создается не словами, как в тесте, а красками)
-Словарная работа Что такое иллюстрация? 1) наглядное пояснение, яркий пример, наилучшим образом подтверждающий или объясняющий какое-либо положение;
-Музыка, вы сказали, помогала прочувствовать текст, значит музыка, как и текст тоже содержит в себе информацию? (музыка создает музыкальный, звуковой образ, который тоже наполнен смыслом).
-Как вы считает, что общего между текстом, рисунком и музыкой? ( Они содержат информацию, создают образ, только при помощи текста, слов создается словесный образ, при мощи рисунка – образ, созданный при помощи красок, при помощи музыки - звуковой, музыкальный образ)
-На каких уроках вы имеете дело с рисунками, отрывками музыкальных произведений? (на уроках изо, истории, обществознания, музыки)
Вывод: значит, читая текст, рассматривая рисунки, прослушивая музыкальное произведение, важно уловить их содержание и извлечь информацию)
- Какова же основная мысль текста? В каком предложении она выделена отчетливо?
-Вот мы и прочитали текст, поняли его.
-Из скольких смысловых частей состоит текст? Из 5
-Как называютя эти части? (микротемы)
-Как можно назвать самое краткое и сжатое изложение текста, в котором перечислены все его микротемы ? (План)
Итак, господа ученые, нам предстоит выполнить еще одно задание - составить его план. А для чего нам нужен план? (план помогает представить структуру текста, поделить его на микротемы, опираясь на план, мы можем легко пересказать текст)
ПРИЕМ «Инсерт»
-На стр 115 прочитаем о том, как план помогает понять и изложить информацию текста, с которым вы работаете
-Возьмите в руки карандаши, промаркируйте текст( что нового узнали, что знали, что осталось непонятным). Какие виды плана бывают?
-Сейчас я попрошу вас выполнить задания, работая в группе.
1 группа –Составляет назывной план
2 группа Составляет вопросный план, затем задает их своим одноклассникам
3 группа составит тезисный план (каждая группа работает со своей частью)- 5 мин
4 группа готовит сообщение отобрать самое важное и подготовть сообщение о «Пользе жука-навозника
- Составили план , проверяем.
Итак, господа ученые-лингвисты, узнали ли вы сегодня что-то новое, ранее неизвестное?
-А теперь давайте применим наши знания на пракитике.( 6 минут)
- Как бы вы закончили эту сказку? Напишите продолжение.4-5 предложения
Проверяем 4 человека
Я зачитываю свое продолжение.
-Будете ли вы применять полученные на сегодняшнем уроке знания на других уроках?
Оцените свою работу на уроке, поднимите карточки
Отлично-Зеленый
Хорошо –красный
-Урок окончен,до свидания.
Приложение
Сказка о жуке - навознике .
Жил был Жук. Проснулся утром, пошевелил усами, огляделся вокруг: ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата. Наш жук недавно родился и для него еще все было новым и неизведанным. Он вылез из ямки и увидел, как в небе летают величественные жуки с большими и красивыми рогами, великолепными длинными усами и стройными крыльями. « Вот бы и мне стать таким», – подумал Жук.
И тут в капле росы он увидел свое отражение: маленького черного горбатого жучка с усиками в виде щеточек. И задумался, а кто же я такой? Жук- олень, жук- дровосек, майский жук или какой -либо другой из множества подобных: красивых и не очень, жужжащих и скрипящих, полезных или вредных?
Он пошел по дорожке и стал спрашивать у всех, кто попадался на его пути, о себе, о своем предназначении в жизни. Но от него только отворачивались, говорили, что он дурно пахнет, что им некогда и как можно скорее покидали его общество. Расстроившись, Жук пополз, куда глаза глядят. И вдруг встретил Ежика, который прожил длинную жизнь и всегда помогал нуждающимся мудрым советом.
– Уважаемый Еж! – обратился к нему Жук. – Все от меня отворачиваются, никто не желает со мной разговаривать и не может ответить на вопрос: кто я такой и какое мое предназначение в жизни? Я недавно появился на свет и оказался совсем один. Один на один с собой и с природой. Я так страшен, что мне и жить-то не хочется. У других жуков красивые рога и окраска, статные усы и крылья. А что у меня – один запах и маленькие усики и то щеточкой?
– Не расстраивайся, – сказал Еж. Слушай внимательно и запоминай. И он начал повествование. У каждого из нас свое предназначение в жизни. И твое рождение также предопределено свыше и ты должен выполнить свою роль на этой Земле. А на ней все находится в гармонии между собой. Когда же эту гармонию пытаются нарушить, а это свойственно двуногому животному, которого называют человек, и который считает себя царем природы, тогда и развиваются пагубные последствия для нашей Земли.
– Какие?– спросил Жук, который внимательно слушал и не переставал удивляться мудрости Ежика.
– Так, в одной из стран – продолжал Еж,– люди решили бороться с воробьями. Они уничтожили очень много этих маленьких и полезных птичек. И это привело к тому, что резко увеличилось число гусениц и саранчи. Гусеницы – это зеленые червячки, из которых потом вылетают очень красивые бабочки. Но до того, они успевают съесть листву и погубить растение. А саранча – это такие летающие большие кузнечики, которые поедают все, что растет на Земле. А в стране, которая уничтожила воробьев, наступил голод. Много людей умерло, в результате нарушения равновесия в природе. А природа этого не терпит. А вот еще один пример. Каждое существо нашей планеты должно жить на своей территории, на которой оно родилось. Иначе будет как в Австралии.
– А что было в Австралии? – с нетерпением спросил Жук.
– В свое время, – продолжил Ежик, – в Австралию завезли множество коров, которые давали молоко. Люди любили молоко, люди не могли без молока. Но отходы жизни коров начали отравлять растительность и чуть не погубили плодородную австралийскую землю. И все было бы ужасно, если бы не ты и твои сородичи, которые и спасли целый континент от вымирания.
– Я? – удивился Жук.
– Да, да именно ты – ответил Ежик.
– Но как?– еще более недоумевал Жук.
– Слушай дальше, – сказал Ежик и продолжал. После того, как животное съест и переварит пищу, переработанная и полная вредных веществ, она выходит наружу в виде помета (по-другому его еще называют навоз или фекалии). И если бы не было существ, которые перерабатывают этот помет в полезные для Земли вещества, то перестала бы образовываться новая почва, и Земля давно бы сгорела, и нам негде было бы жить.
– Уважаемый Ежик,– спросил Жук, – а кто эти существа, которые спасают Землю?
– Это жуки навозники – ответил Ежик.
– Какие они полезные! – воскликнул Жук.
– Да! – сказал Ежик, – и к ним относишься и ты – жук навозник.
– Так я жук - навозник… – с поникшей головой пролепетал молодой Жук.
– Да. Но не огорчайся – ответил Ежик, – ты должен гордиться собой. Ты выполняешь одну из главных функций по сохранению жизни на Земле. Кстати, одним из самых почитаемых символов Египта, некогда великой страны Фараонов, был жук -скарабей. И он тоже был жуком -навозником.
На этих словах Ежик и закончил свой рассказ. Жук наконец-то улыбнулся, сказал Ежику большое спасибо и воскликнул: теперь я знаю, что на Земле у каждого жителя есть свое предназначение, и оно является самым важным и самым необходимым для сохранения и продолжения жизни.
И они пошли своими путями. И каждый думал о своем месте в этой жизни и на этой Земле.
Владимир Визоб, декабрь 2013
Приложение2
План работы читателя с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
1.Автор 2.Название 3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст | 1. Выделение в тексте непонятных слов 2.Выделение ключевых слов 3. Какую информацию хочет донести автор до читателя | .1 Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) 4.Основная мысль |
План работы читателя с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
1.Автор 2.Название 3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст | 1. Выделение в тексте непонятных слов 2.Выделение ключевых слов 3. Какую информацию хочет донести автор до читателя | .1 Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) 4.Основная мысль |
План работы читателя с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
1.Автор 2.Название 3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст | 1. Выделение в тексте непонятных слов 2.Выделение ключевых слов 3. Какую информацию хочет донести автор до читателя | .1 Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) 4.Основная мысль |
План работы читателя с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
1.Автор 2.Название 3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст | 1. Выделение в тексте непонятных слов 2.Выделение ключевых слов 3. Какую информацию хочет донести автор до читателя | .1 Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) 4.Основная мысль |
План работы читателя с текстом
До чтения | Во время чтения | После чтения |
1.Автор 2.Название 3. Предугадывание того, о чем или о ком будет текст | 1. Выделение в тексте непонятных слов 2.Выделение ключевых слов 3. Какую информацию хочет донести автор до читателя | .1 Понимание информации -тема; -основная мысль 2. Создание вторичных текстов (пересказ, составление плана) 4.Основная мысль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Интегрированный урок информатики и русского языка "Текст. Редактирование текста"
Тема « Текст. Строение текста и его редактирование»Цель:обобщить и закрепить основной программный материал;развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление и внимание обуча...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобр...
Урок русского языка "Текст и его признаки", 6 кл.
Развитие речи....
Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.
Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...