Трудные вопросы синтаксиса в школе
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Шешнёва Наталия Александровна

Данная презентация раскрывает наиболлее трудные вопросы синтаксиса, изучаемые в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.pptx737.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудные вопросы синтаксиса в школьном курсе русского языка Подготовил: учитель русского языка и литературы Шешнёва Н.А.

Слайд 2

Разминка В Америке работают, если платят хорошо. В России работают. Если платят - хорошо.

Слайд 3

Омонимичные слова

Слайд 4

Перед нами была огромная пропасть. Грибов там можно набрать пропасть. В таком месте легко пропасть .

Слайд 5

1) Семь раз отмерь, один – отрежь. Раз обещал, выполни. Раз поздно вечером он заглянул на огонек. 2) Пока ничего не известно. Будем сражаться, пока не победим. 3) Все согласно кивали. Ему пришлось срочно выехать согласно приказу.

Слайд 6

4) Хорошо бы, чтобы он нас не заметил. Что бы он ни делал, все выходило хорошо. Хорошо бы дождичку! 5) Не трать времени впустую. Мы вошли в пустую комнату. 6) На удачу рассчитывать трудно. Путники заблудились и шли теперь наудачу.

Слайд 7

Целый день спят ночные цветы, но лишь солнце за рощу зайдёт, раскрываются тихо листы. Лишь парикмахер вытащил шпильки, роскошные волосы рассыпались по плечам. Конец кабинетным спорам могли положить лишь практические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов. Лишь поезд подошёл к станции, сразу заиграла музыка. Лишь фонарь освещал улицу.

Слайд 8

«Хитрое слово» что Что ищет он в стране далекой? Что же ты не едешь? Я писал вам, что нас захватили штили в южном тропике. Что на зорьке на заре, о весенней о поре, птички божии поют, в темном лесе гнезда вьют.

Слайд 9

«Хитрое слово» как Ах! Как игру судьбы постичь ? Как! ее подозревают, упрекают! — и в чем. Как стемнело, Поршнев ушел и вернулся только около полуночи .

Слайд 10

«Хитрое слово» всё В лесу всё темнее и темнее. Вода всё прибывала. А вы всё такая же молодая и красивая. У тебя всё платье в чернилах. Всё внимание сосредоточено на этой проблеме. Он всё видит и всё понимает. Ты всё пела? Это дело.

Слайд 11

«Хитрое слово» один Теперь вокруг было одно чистое небо. Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мной. Одна старуха гадала про меня матери. Увидев пирожки, я не мог удержаться, чтобы не взять один или два.

Слайд 12

Определите частеречную принадлежность выделенных слов 1. Он думал, что больше не вернется сюда. Что за прелесть эти сказки! Я не хотел даже думать о том, что происходит. Что происходит? 2. Человек всё плыл и плыл дальше. Все вопросы были не новые, не внезапные. 3. Я долго не мог понять, какой план выбрать. Какой план выбрать? Какой хороший день! Сейчас мы жили в доме, о каком и мечтать не могли недавно. 4. Лебеди – это очень красивые птицы. Это наивные только верят тому, что говорят им по телевизору. О чем это вы говорите? Это лето мы провели вместе.

Слайд 13

Хорошо Утро хорошо сегодня! Я хорошо себя чувствую. Хорошо зимой в лесу. Сдать физику на «хорошо». Сидеть на лавочке хорошо .

Слайд 14

Типы сказуемых

Слайд 15

Типы сказуемых Глагольное Именное Простое Я учусь . Я учился . Я буду учиться . Осложненное простое Он всё учится и учится . Он грызет гранит науки . Составное Я хочу (рад) учиться . Я начал учиться. Я учитель . Я был учителем . Я буду учителем . Осложненное составное Я хотел начать учиться . Я обязан начать учиться . Я хотел стать учителем .

Слайд 16

Специфические формы ПГС Несогласованное Глагол в повелительном накл. + частица и: В эту-то Дуняшу и влюбись Аким. Инфинитив (часто с добавлением усилительных частиц давай, ну ): А царица хохотать; А Татьяна бежать ; Девчонка-то ну плакать ; Дети, давайте играть. Особые междометные глагольные формы: Татьяна прыг в другие сени; Я хвать за пояс – пистолета нет.

Слайд 17

Специфические формы ПГС Осложненное Повтор глагола: Еду, еду чистым полем. Сочетание двух глагольных форм с частицами так, не : Удружил так удружил ; Делать она ничего не делала. Сочетание глаголов пойти, взять с другими глаголами: Возьму да и продам завтра дом; Пойду посмотрю , не идут ли ребята обратно; А Метелица в эту минуту возьми да и оглянись на дорогу. Сочетание глагола с частицами: Я было пошел в огород; Она так и вскрикнула ; Он спит себе и ничего не знает . Фразеологизм: Он еще долго мозолил глаза нам.

Слайд 18

Сложное /трехчленное сказуемое Выражается тремя (реже больше) компонентами

Слайд 19

Основные модели сложного сказуемого Личный глагол + инфинитив + инфинитив Личный глагол + инфинитив + присвязочный (именной) член Связка + краткое прилагательное с модальным значением + инфинитив Слово категории состояния + связка + инфинитив Слово категории состояния + инфинитив + присвязочный (именной) член

Слайд 20

Примеры сложного сказуемого Я решил начать учиться . Он хотел стать актером . Я был готов помочь другу. Трудно было говорить . Нелегко стать мастером своего дела.

Слайд 21

Подводные камни! 1. Вопрос ставится к той части сказуемого, в которой заключено его вещественное значение. Его рассказ показался мне скучным (рассказ каков? ); Он хочет перепланировать свой дачный участок (он что делает? ); Лауреаты конкурса были отмечены ценными призами ( что произошло с лауреатами?).

Слайд 22

Подводные камни! 2. Выражение сказуемого фразеологическим оборотом. Временами он неосторожно впадает в откровенность (М. Булгаков). Он клюет носом на занятиях. Впадает в откровенность ( =откровенничает ) , клюет носом (= засыпает) – простые глагольные сказуемые. Он семи пядей во лбу. Я стреляный воробей . Составные именные сказуемые семи пядей во лбу, стреляный воробей : связка нулевая (сравните: Он оказался семи пядей во лбу; Я был стреляный воробей ) и именная часть, выраженная фразеологизмом.

Слайд 23

Подводные камни! 3 . Выражение сказуемого составной формой будущего времени (у глаголов несовершенного вида). В окно киоска будет солнце бить , а пес из лужи будет воду пить (Ю. Левитанский ); Будем с тобой друг у друга гостить (Ю. Левитанский ). Простые глагольные сказуемые (сравните выражение сказуемого простой формой будущего времени у глаголов совершенного вида: выпьет, погостим ).

Слайд 24

Подводные камни! 4 . Нестандартное выражение вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого: Я тоже любительница наблюдать всякие пестрые уличные сценки (Л. Леонов). Вспомогательный компонент в составном глагольном сказуемом – любительница , выражен именем существительным (сравните: люблю наблюдать ). Он не имел права останавливать тебя. Вспомогательный компонент – не имел права, выражен фразеологическим оборотом (сравните: не мог останавливать, не должен останавливать ).

Слайд 25

Подводные камни! 5 . Неправильное определение границ сказуемого. Жандармский офицер то и дело приказывал ямщику остановиться (С. Гейченко ). Простое глагольное сказуемое – приказывал ; инфинитив остановиться выступает в роли дополнения ( приказывал что? остановиться ). Действия, обозначенные глаголами, выполняют разные лица: офицер приказывает, ямщик останавливается. Что же ты не приходишь баюкать уязвленную совесть мою? (А. Ахматова). Простое глагольное сказуемое не приходишь ; инфинитив баюкать выполняет функцию обстоятельства цели ( приходишь с какой целью? зачем? для чего? баюкать ).

Слайд 26

Подводные камни! 6 . Знаменательная или нулевая связка в составном именном сказуемом. Последним уехал майор Барабанов (К. Симонов). Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая (Н. Гоголь). Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою (А. Пушкин). Ключи от детства заброшены так далеко!

Слайд 27

Различайте! Она думает над смыслом жизни. – Она думает уехать . Он ее любит . – Он любит поесть . Мне нравится классическая музыка. – Ему нравится слушать джаз. Обед готов . – Я готов отвечать . На подлость я не способен . – Я не способен притворяться. Мы рады вам. – Мы рады вас видеть . Вы должны мне 10 тысяч. – Вы должны за это ответить .

Слайд 28

Помните! В состав сказуемого могут входить частицы как, будто, словно, точно, это, вот и др. Ее глаза как два тумана . Лес точно терем расписной. Я не Ромео , ты не Джульетта . Истинное счастье – это удел знающих.

Слайд 29

Подлежащее Простое глагольное сказуемое Часть составного глагольного сказуемого Дополнение (при глаголах волеизъявления) Обстоятельство цели (при глаголах движения) Несогласованное определение Сочинять – моя стихия. Я сочинять , вы слушать . Я хочу почитать вам стихи. Я прошу вас почитать стихи. Он пришел к вам почитать стихи. Его желание сочинять меня не удивило.

Слайд 30

Инфинитив – сказуемое а) входит в состав составного глагольного сказуемого ( Отряд начал действовать ), б) является главным членом безличного предложения ( Не разговаривать !), в) входит в состав сложного сказуемого ( Трудно было решиться на этот поступок).

Слайд 31

Инфинитив - подлежащее стоит в начале двусоставного предложения. Гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Изобретать – это значит мечтать.

Слайд 32

Инфинитив - дополнение Объектный, зависит от сказуемого со значением волеизъявления. Командир приказал солдатам выступать на рассвете. Домашние обстоятельства принудили меня поселиться в бедной деревеньке Н. уезда. Накрапывающий дождь заставил меня вернуться в палатку. Он вас научит экономить слова, сжатости, точности. Он тебе есть принесет и водки.

Слайд 33

Инфинитив - обстоятельство зависит от сказуемого – глагола движения, отвечает на вопрос зачем?, с какой целью? Весь полк вышел встречать батарею Ваганова. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться . На станции Зима мы сошли пообедать . Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться .

Слайд 34

Инфинитив - определение зависит от существительного – подлежащего или дополнения, отвечает на вопрос какой? Ребята говорили о своей мечте поехать в Москву. Зурин получил повеление переправиться . У меня врожденная страсть противоречить . Он глазами умолял Телегина о разрешении говорить .

Слайд 35

Классификация односоставных предложений

Слайд 36

Слезами горю не поможешь. Соловья баснями не кормят. В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Не своротить камня с пути думою. В молодости мы любим только страстно и только людей совершенных. Определенно-личное с обобщенным значением Неопределенно-личное с обобщ . значением Безличные с обобщенным значением Двусоставное с обобщенным значением

Слайд 37

Подводные камни! Времена не выбирают . В них живут и умирают (А. Кушнер). Ученики стоят в очереди в буфете. Выбирают салаты. На этой площадке играют в волейбол. Музыканты привели трубы в боевое положение. Заиграли.

Слайд 38

Подводные камни! Иногда полезно подумать о последствиях. Думать полезно . Думать – это полезно . 1) В препозиции инфинитив рассматривается как подлежащее, а все предложение как двусоставное. 2) Независимо от позиции инфинитив входит в состав главного члена безличного предложения.

Слайд 39

Безличные предложения 1. В фильме С. Ростоцкого «Доживем до понедельника» учитель истории Мельников произносит фразу: «В безличных предложениях есть какая-то безысходность. Не на кого жаловаться и не с кем бороться. Моросит. Ветрено. Темнеет ». 2. В фильме «Начало» Г. Панфилова режиссер на премьере спрашивает у начинающей непрофессиональной актрисы: «Паша, ты что дрожишь?» Героиня Инны Чуриковой отвечает: «Я не дрожу, меня трясет».

Слайд 40

Подводные камни! 2) именительный темы (именительный представления): Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось (А. Пушкин). Воспоминания о студенческой жизни… Как дороги они мне! Шахматы! Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! (И. Ильф и Е. Петров)

Слайд 41

Подводные камни! 3) двусоставные полные предложения : Дождливый день. – День сегодня дождливый. 4) двусоставные неполные предложения : - Кто опоздал? -- Докладчик . Слева горы. Справа море. Между ними узкое шоссе. 5) слова-предложения : Добрый день! Привет! Хлеб да соль! Воспоминания! Со мной вы жили-были (М. Светлов).

Слайд 42

Это непростое простое предложение (олимпиадные задания) Ученики получили задание выписать из рассказов А. П. Чехова примеры неопределенно-личных предложений. Перед вами работа одного из учеников. Правильно ли он выполнил задание? 1. – Ну что, как? – спросила его хозяйка, протягивая руку. – Благополучно? Выдержали экзамен? – Выдержал. – Браво, Егор Андреевич! Много получили? – По обыкновению… Пять… Гм…

Слайд 43

Это непростое простое предложение (олимпиадные задания) 2. Недавно, во время половодья, помещик, отставной прапорщик Вывертов, угощал заехавшего к нему землемера Катавасова. Выпивали, закусывали и говорили о новостях. – А отчего вы нынче без погончиков, Семен Антипыч? Землемер не сразу ответил. – Упразднили! 3. -- Сегодня же его найдут и арестуют , – сказала барыня и всхлипнула. 4. – Милостивый государь, вы забываетесь! За такие слова … бьют! Понимаете?

Слайд 44

Это непростое простое предложение (олимпиадные задания) Угадайте героев изученных произведений по описаниям, в которых используются неполные предложения с пропущенным подлежащим. 1. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно. (Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) 2. Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет. Берет иногда власть над мужем. (Жена городничего Анна Андреевна) 3. Молодой человек лет двадцати трех. Несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове. (Иван Александрович Хлестаков)

Слайд 45

Союзы и союзные слова Союзные слова являются членами предложения, местоименные слова, которые употребляются для связи главной с второстепенной частью (вопр.-относ. мест.). Союзы не являются членами предложения, особый класс служебных частей речи.

Слайд 46

Средства связи в сложноподчиненном предложении Обратите внимание, что слова что, когда, как могут быть как союзами, так и союзными словами Подчинительные союзы Союзные слова Простые Составные Что Чтобы Ибо Когда Пока Как Будто Словно Если Потому что Оттого что Так как Так что Лишь только Как будто С тех пор как В связи с тем что Который Какой Кто Что Как Где Куда Откуда Когда

Слайд 47

Приемы разграничения союзов и союзных слов 1. Если перед омонимом есть предлог, то это СС. 2. Если заменяется союзом, то это союз; 3. Союз можно опустить . 4. Придаточную часть с СС можно преобразовать в вопросительное предложение.

Слайд 48

Приемы разграничения союзов и союзных слов 5. Придаточную часть с СС можно преобразовать в присоединительное или вводное предложение. 6. К СС можно присоединить усилительную частицу (же, именно). 7. На СС падает логическое ударение.

Слайд 49

Применение материала для подготовки к экзаменам. ОГЭ зад. №8, №11, №13. ЕГЭ зад. №7, №17, №13.

Слайд 50

Использованные материалы Бабайцева В. В., Максимов Ю. Н. Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация. Бернарская Л.Д. Трудные вопросы изучения синтаксиса. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». – Самара, 2006. Козулина М.В. Разграничение союзов и частиц. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. Юрченко В.С. Союзы и союзные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

Элективный курс "Трудные вопросы орфографии и синтаксиса"

Элективный курс поможет эффективно подготовиться к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...

Трудные вопросы изучения норм орфоэпии на уроках в школе.

В ряде важнейших  проблем обучения русскому языку на современном этапе выдвинулась проблема развития устной речи обучающихся. Действительно, в последние десятилетия сфера распространения устной р...

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысит...