Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Т.А. Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (внутрипредметного модуля).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.docx | 87.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 47
Рабочая программа
по русскому языку
для обучающихся 5 класса
Составитель учитель русского языка
Левен Т.А.
Калининград
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (внутрипредметного модуля), на изучение базисной части отведено 144 часа, внутрипредметный модуль «Развитие письменной и устной речи» рассчитан на 32 часа. Вторая часть (ВМ) состоит из трех блоков: «Что такое текст?», «Какие бывают тексты?”, «Понятие о рассказе».
Результатом работы ВМ будет художественный текст, самостоятельно составленный каждым учеником.
В соответствии с ФГОС разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка на уровне основного общего образования:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему, как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями ( умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В соответствии с идеологией Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в разработанном курсе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме. Применительно к содержанию курса русского языка это означает его направленность на взаимосвязанное формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Важной составляющей компетенции является, как известно, деятельностное умение, овладение которым предполагает активную учебно-познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания и опыт в конкретной жизненной ситуации. Поэтому реализованный в программе компетентностный подход согласуется с заявленным во ФГОС системно-деятельностным, имеющим общедидактический характер.
В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуации общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере ситуации общения; осуществлять информационный поиск, осуществлять и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Обучающиеся должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Личностным результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного общения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях, овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации , средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования ,а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым \ просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязей его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог.
Общая характеристика учебного предмета
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи обучающихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи обучающихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха обучающихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо «бесшумный», «предлогать» вместо «предлагать» и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится.
Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения обучающимся общих требований к ответу |
«5» | 1) обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающийся, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 часа + 2 ВМ)
Введение. Язык и человек. Язык и его единицы.
ВМ(1) «Что такое текст?»
Речь устная и письменная: диалогическая и монологическая. Стили речи.
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (20 часов +2 р.р. + 4 ВМ)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих.
P.p. Текст и его строение. Разделительные ь и ь. Отличие предлога от приставки. P.p. Обучающее изложение. Части речи.
P.p. Тема текста. Наречие. Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами. Имя существительное. Падежные окончания существительных. Имя прилагательное. P.p. Основная мысль текста. Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом». Местоимение.
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (23 часов + 4 ВМ )
Синтаксис как раздел грамматики и пунктуации. Словосочетание. Строение словосочетаний. ВМ(7) «Что такое текст?» P.p. Сжатое изложение . Способы выражения грамматической связи в словосочетании. Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Обращение. Р. р. Письмо. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах.
ВМ(9) Проект «Письмо в редакцию газеты». ВМ (10) «Какие бывают тексты?»
P.p. Функционально- смысловые типы речи. Повествование, описание. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Прямая и косвенная речь. Диалог. Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация.
РАЗДЕЛ IV. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (13 часов + 3 часа ВМ)
Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки твёрдые и мягкие.
Позиционное чередование гласных и согласных. Согласные звонкие и глухие.
Графика. Алфавит
ВМ (11) «Какие бывают тексты?»
Р/Р Описание. Роль языковых средств в создании текста.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я (продолжение).
Орфоэпия. Слог. Ударение.. Ударные и безударные гласные. Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи.
ВМ (12-13) «Какие бывают тексты?» P.p. Сочинение по картине.
РАЗДЕЛ V. ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ (16 часов + 4 часа ВМ)
Слово и его лексическое значение. ВМ «Какие бывают тексты? «Описание предмета на основе данного текста»
P.p. Изложение.. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Синонимы, их роль в речи.
ВМ Создание собственного текста описания. P.p. Сочинение по картине .Антонимы.
РАЗДЕЛ VI. МОРФЕМИКА КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ. ОРФОГРАФИЯ (19 час + 5 часа ВМ)
Морфемика Изменение и образование слов.
ВМ (18) «Какие бывают тексты?» Рассуждение . Тезис и языковые средства в рассуждении.
Окончание и основа слова. Корень слова.
ВМ (19) «Какие бывают тексты?» Создание текста-рассуждения на основе исходного. P.p. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика.
Суффиксы. Приставка. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. Беглые гласные.
ВМ (20) «Какие бывают тексты?»
P.p. Основные способы и средства связи предложений в тексте.
Варианты морфем. Морфемный разбор. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з-с на конце приставок.
Буквы о - а в корнях лаг – лож. Буквы о - а в корнях раст - ращ – рос.
ВМ (21-22) «Какие бывают тексты?»
P.p. Описание и рассуждение. Сочинение по картине.
Буквы ё - о после шипящих в корне. Буквы ы - и после ц.
РАЗДЕЛ VII. МОРФОЛОГИЯ (41 часов + 4 часа р.р. + 11 ВМ)
Имя существительное как часть речи. ВМ (23) «Какие бывают тексты?»P.p. Доказательства в рассуждении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Род имен существи-тельных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
P.p. Сжатое изложение. Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
ВМ (24) «Какие бывают тексты?» P.p. Сочинение- рассуждение.
Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
ВМ(25-26) «Художественный текст»
Понятие о рассказе(упр.619) Сюжет, развитие сюжета, композиция рассказа.
Множественное число имен существительных. Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Р.р. Сочинение по картине .
Имя прилагательное как часть речи.
ВМ(27) «Художественный текст» Анализ художественного текста. P.p. Описание животного .
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Буквы О-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.
ВМ(28) «Художественный текст». Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного
ВМ(29) «Художественный текст» Р.p. Подготовка к сочинению- описанию животного на основе личных впечатлений.
Глагол как часть речию Не с глаголами.
ВМ(30) «Художественный текст» Диалог, описание и рассуждение в рассказе.
Неопределенная форма глагола. Написание –тся –ться в глаголах.
ВМ(31) «Художественный текст» P.p. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой
Виды глагола. Буквы Е-И в корнях с чередованием.
ВМ(32) «Художественный текст» P.p. Сочинение-повествование по личным впечатлениям.
Прошедшее время глагола. Настоящее время глагола. Будущее вре¬мя глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных безударных окончаний глаголов.
ВМ(33-34) «Художественный текст». Презентация рассказа.
Морфологический разбор глагола. Р.р. Изложение по тексту .Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Употребление времен.
РАЗДЕЛ VIII. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ ( 14часов + 1 р.р.)
Орфограммы в приставке и корне слов. Орфограммы в окончаниях слов. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Текст и его строение Текст. Типы речи. Текст.Стили речи.
Формы и виды организации образовательного процесса:
урок-консультация, урок-практикум, уроки «Погружения», уроки-деловые игры,
уроки-соревнования, уроки-консультации , компьютерные уроки , уроки с групповыми формами работы , уроки взаимообучения учащихся , уроки творчества , уроки-зачеты , уроки-конкурсы , уроки-общения , уроки-игры , уроки-диалоги , уроки-конференции , уроки-семинары , интегрированные уроки, уроки-мастерские и др.
Виды диктантов: обучающий, словарно-орфографический, распределительный, предупредительный, графический, выборочный;
Основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический;
Сочинение разных жанров: рассуждение, описание, по картине,
Изложение: сжатое. подробное, выборочное, с элементами сочинения
Тесты: интерактивные, обучающие, в формате ЕГЭ, тематические;
Теория: зачеты и письменные опросы; контрольные работы: тематические в разных форматах.
В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю). Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса (внутрипредметного модуля), на изучение базисной части отведено 144 часа, внутрипредметный модуль «Развитие письменной и устной речи» рассчитан на 34 часа. Вторая часть (ВМ) состоит из трех блоков: «Что такое текст?», «Какие бывают тексты?”, «Понятие о рассказе».
Результатом работы ВМ будет художественный текст, самостоятельно составленный каждым учеником.
Тематическое планирование
Количество часов в неделю ____5______
Количество часов в год ________175_______
Наименование разделов | Всего часов, в т.ч. ВМ | Из них: | Формы контроля | ||
Развитие речи (7 часов)+34ВМ | Контрольные диктанты, тесты (9) | ||||
сочинения (7) | изложения (6) | ||||
Введение | 4 (2) | ||||
Повторение изученного в 1-4 классе | 26 (4) | 1 | 1 1 | Контрольный диктант Тест | |
Синтаксис и пунктуация | 30 (4) | 1 | 1 | Контрольный диктант | |
Фонетика. Графика. Орфоэпия | 16 (3) | 1 | 1 | Тестирование | |
Лексикология | 12 (4) | 1 | 1 | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Морфемика | 24 (5) | 1 | 1 | 1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Морфология | 56 (10) | 4 | 2 | 3 | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Систематизация и обобщение изученного в 5 классе | 7 | Тестирование
|
Планирование с указанием количества часов
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 часа + 2 ВМ)
- Личностные УУД: формирование стартовой мотивации к обучению, формирование интереса к предмету исследования
- Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
- Познавательные УУД: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности, уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.
- Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
№ | Тема урока |
1 | Введение. Язык и человек |
2 | Язык и его единицы |
3 | ВМ(1) «Что такое текст?» Речь устная и письменная: диалогическая и монологическая |
4 | ВМ (2) «Что такое текст?» P.p. Стили речи |
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (20 часов +2 р.р. + 4 ВМ)
- Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование интереса к предмету исследования
- Регулятивные УУД: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, текста.
- Коммуникативные УУД: владеть монологический и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
№ | Тема урока |
1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание |
2 | Орфограмма |
3-4 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
5-6 | Правописание согласных в корне слова |
7 | Буквы и, у, а после шипящих |
8 | ВМ(3) «Что такое текст?» P.p. Текст и его строение |
9 | Разделительные ь и ь |
10 | Отличие предлога от приставки |
11-12 | P.p. Обучающее изложение (на основе упр. 70) |
13 | Части речи |
14 | ВМ(4) «Что такое текст?» P.p. Тема текста |
15 | Наречие. Входной контроль. |
16 | Глагол |
17 | Правописание -тся и -ться в глаголах |
18 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами |
19 | Имя существительное |
20 | Падежные окончания существительных |
21 | Имя прилагательное |
22-23 | ВМ(5-6) «Что такое текст?». Основная мысль текста P.p. Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом» |
24 | Местоимение |
25-26 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» и его анализ. |
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (27 часов + 4 ВМ )
- Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
- Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формирование сотрудничества, осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе разбора по алгоритму, в ходе исследования компрессии текста
- Коммуникативные УУД: представлять корректное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы
№ | Тема урока |
1 | Словосочетание. Строение словосочетаний. |
2-3 | ВМ(7) «Что такое текст?» P.p. Сжатое изложение «Старый пень» (упр.144) |
4 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. |
5 | Виды словосочетаний Разбор словосочетаний. |
6 | Виды предложений по цели высказывания. |
7 | Виды предложений по интонации |
8 | Члены предложения. Подлежащее |
9 | Сказуемое |
10 | Тире между подлежащим и сказуемым |
11 | Обращение |
12 | ВМ(8) «Что такое текст?» Р. р. Письмо |
13 | Второстепенные члены предложения. Дополнение |
14 | Определение |
15 | Обстоятельство |
16-17 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах |
18-19 | ВМ(9) «Что такое текст?» Проект «Письмо в редакцию газеты» |
20-21 | ВМ (10) «Какие бывают тексты?» P.p. Функционально- смысловые типы речи. Повествование, описание |
22-23 | Простые и сложные предложения. |
24 | Синтаксический разбор сложного предложения. |
25 | Прямая речь |
26 | Прямая и косвенная речь |
27 | Диалог |
28 | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация |
29-30 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» и его анализ |
РАЗДЕЛ IV. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (13 часов + 3 часа ВМ)
1. Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению, к самосовершенствованию
- Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формирование сотрудничества
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования звуков
- Коммуникативные УУД: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания
№ | Тема урока |
1 | Фонетика. Гласные звуки |
2 | Согласные звуки твёрдые и мягкие |
3 | Позиционное чередование гласных и согласных |
4 | Согласные звонкие и глухие |
5 | Графика. Алфавит. |
6 | ВМ (11) «Какие бывают тексты?» Р/Р Описание. Роль языковых средств в создании текста |
7 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь |
8 | Двойная роль букв Е, Е,Ю, Я |
9 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я (продолжение) |
10 | Орфоэпия. Слог. Ударение.. Ударные и безударные гласные |
11 | Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи |
12-13 | ВМ (12-13) «Какие бывают тексты?» P.p. Сочинение по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр. 323) |
14 | Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
15-16 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» и ее анализ |
РАЗДЕЛ V. ЛЕКСИКОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ (16 часов + 4 часа ВМ)
- Личностные УУД: формирование у учащихся навыков анализа, устойчивой мотивации к исследовательской и проектировочной деятельности
- Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формирование сотрудничества
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы со словарем
- Коммуникативные УУД: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания
№ | Тема урока |
1 | Слово и его лексическое значение |
2-3 | ВМ (14-15) «Какие бывают тексты?» Описание предмета на основе данного текста.P.p. Изложение «Первый снег» (упр.580, ч.2) |
4 | Однозначные и многозначные слова |
5 | Прямое и переносное значение слов |
6 | Омонимы |
7 | Синонимы |
8 | Синонимы, их роль в речи |
9 | ВМ (16-17) «Какие бывают тексты?» Создание собственного текста описание. Р.p. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
10 | Антонимы |
11-12 | Контрольный диктант по разделу «Лексикология» и ее анализ |
РАЗДЕЛ VI. МОРФЕМИКА КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ. ОРФОГРАФИЯ (19 час + 5 часа ВМ)
- Личностные УУД: формирование творческих способностей через активные формы деятельности
- Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формирование сотрудничества
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов
- Коммуникативные УУД: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий
№ | Тема урока |
1 | Морфемика Изменение и образование слов |
2 | ВМ (18) «Какие бывают тексты?» Рассуждение . Тезис и языковые средства в рассуждении. |
3 | Окончание и основа слова |
4 | Корень слова |
5-6 | ВМ (19) «Какие бывают тексты?» Создание текста-рассуждения на основе исходного P.p. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика |
7 | Суффиксы |
8 | Приставка |
9 | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах |
10 | Беглые гласные |
11 | ВМ (20) «Какие бывают тексты?» P.p. Основные способы и средства связи предложений в тексте |
12 | Варианты морфем |
13 | Морфемный разбор |
14 | Правописание гласных и согласных в приставках |
15 | Буквы з-с на конце приставок |
16 | Буквы о - а в корнях лаг - лож |
17 | Буквы о - а в корнях раст - ращ - рос |
18-19 | ВМ (21-22) «Какие бывают тексты?» P.p. Описание и рассуждение. Сочинение по картине |
20 | Буквы ё - о после шипящих в корне |
21 | Буквы ы - и после ц |
22 | Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика» |
23-24 | Контрольный диктант и его анализ |
РАЗДЕЛ VII. МОРФОЛОГИЯ (41 часов + 4 часа р.р. + 11 ВМ)
- Личностные УУД: формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки
- Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формирование сотрудничества
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе доказательств при рассуждении
- Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
№ | Тема урока |
1 | Имя существительное как часть речи |
2 | ВМ (23) «Какие бывают тексты?» P.p. Доказательства в рассуждении |
3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
4 | Имена существительные собственные и нарицательные |
5 | Род имен существительных |
6 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
7 | P.p. Сжатое изложение (упр. 513) |
8 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа |
9 | ВМ (24) «Какие бывают тексты?» P.p.Сочинение- рассуждение. |
10 | Три склонения имен существительных |
11 | Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
12-13 | ВМ(25-26) «Художественный текст» Понятие о рассказе (упр.619) Сюжет, развитие сюжета, композиция рассказа |
14 | Множественное число имен существительных |
15 | Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных |
16 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных |
17 | Морфологический разбор имен существительных |
18-19 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ |
20-21 | Р.р. Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (упр.563) |
22 | Имя прилагательное как часть речи |
23 | ВМ(27) «Художественный текст». Анализ художественного текста. P.p. Описание животного (по материалу упр. 586) |
24 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
25 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
26 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных |
27 | ВМ(28) «Художественный текст» Составление рассказа по сюжетным картинкам (упр. 673) |
28 | Прилагательные полные и краткие |
29 | Морфологический разбор имени прилагательного |
30 | Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» |
31-32 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и ее анализ |
33 | ВМ(29) «Художественный текст». Р.p. Подготовка к сочинению- описанию животного на основе личных впечатлений |
34 | Глагол как часть речи |
35 | Не с глаголами |
36 | ВМ(30) «Художественный текст». Диалог, описание и рассуждение в рассказе |
37 | Неопределенная форма глагола |
38 | Написание -тся и •ться в глаголах |
39 | ВМ(31) «Художественный текст». P.p.Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой( с.114) |
40 | Виды глагола |
41-42 | Буквы е-и в корнях с чередованием |
43 | ВМ(32) «Художественный текст». P.p.Сочинение-повествование по личным впечатлениям |
44 | Прошедшее время глагола |
45 | Настоящее время глагола |
46 | Будущее время глагола |
47-48 | Спряжение глаголов. Правописание личных безударных окончаний глаголов |
49-50 | РР Презентация рассказа |
51 | Морфологический разбор глагола |
52 | Р.р. Изложение по тексту «Шоколадный торт» (упр. 688) |
53 | Правописание Ь в глаголах во 2-м лице единственного числа |
54 | Употребление времен |
55 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол» |
56 | Контрольный диктант по теме «Глагол» |
РАЗДЕЛ VIII. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ ( 14часов + 1 р.р.)
- Личностные УУД: формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки и взаимопроверки
- Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формирование сотрудничества
- Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного исследования текста с орфограммами
- Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
№ | Тема урока |
1 | Орфограммы в приставке и корне слов |
2 | Орфограммы в окончаниях слов |
3 | Знаки препинания в простом и сложном предложении |
4 | Итоговая контрольная работа и ее анализ |
5-6 | Текст и его строение Текст. Типы речи. Текст. Стили речи |
7 | Итоговый урок – урок рефлексии |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Русский язык. 5 класс Учебник.
- А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста, 5 класс. М.: «Сфера», 2015 (для учителя)
- Г.А.Богданова Рабочая тетрадь в 2 частях, 5 класс, ФГОС – М.:»ГЕНЖЕР»,2015 (для учителя)
- Е.П. Черногрудова Тесты по русскому языку, 5 класс,ФГОС – М.: «ЭКЗАМЕН», 2016 (для учителя)
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
- http://www.svetozar.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (5 класс) по программе Т.А. Ладыженской
Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 5 класс....
Рабочая программа по русскому языку (9 класс) по программе Т.А. Ладыженской
Данная рабочая программа предусматривает преподавание русского языка по учебнику Ладыженской Т.А. 9 класс....
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. ( По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.)
Данная Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Н.М.Шанского.
Рабочая программа разработа на основе Примерной программы по русскому языку (издательство "Дрофа", 2007 г.) и авторской программы "Русский язык. 5-9 классы" авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Ш...
рабочая программа по русскому языку 6 класс по программе Ладыженской (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 класс по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по пр...