Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. ( По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.)
рабочая программа (русский язык, 8 класс) по теме
Данная Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А, Ладыженской, Н, М. Шанского.М.: Просвещение, 2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс (к учебнику Тростенцовой) | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Усмани
Липецкой области
им. Героя Советского Союза Б.А.Котова
рассмотрена на НМС лицея Утверждена приказом
Протокол №___ от ____2011 лицея № ___ от ____2011
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
для учащихся 8-а класса
(общеобразовательный класс)
на 2011-2012
учебный год
Учителя русского языка
и литературы
высшей категории
Шишкиной Л.А.
Усмань
2011
Пояснительная записка
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и кулътуроведческая компетенции.
Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, программы развития лицея, образовательной программы лицея:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Данная рабочая программа разработана на основании Федерального компонента образовательного стандарта образования (Государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, 2004).
Данная рабочая программа по русскому языку создана на основе Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 класса под редакцией М. Т. Баранова, Т. А, Ладыженской, Н, М. Шанского.М.: Просвещение, 2009
Обоснованность выбора данной программы
Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, а также дает возможность за счет добавления 1 часа за счет регионального компонента более детально рассмотреть некоторые темы курса. Например, такие как «Виды односоставных предложений», «Пунктуация при однородных членах предложения», « Пунктуация при обособленных членах предложения», а также увеличить количество уроков развития речи.
Принципы, заложенные в программе
Формирование и развитие лингвистической концепции, служащей основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической части курса.
Систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение.
Изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитание учащихся средствами русского языка.
Функциональный подход обусловил повышенное внимание к тексту, к его комплексному анализу. Это позволяет формировать у учащихся умение строить собственные тексты разных типов, стилей и жанров.
Главное назначение данной программы - формирование ключевых компетенций, обозначенных в Образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку.
Ключевые компетенции
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения, культурой публичной речи, основными этапами подготовки публичного выступления, навыками информационной переработки текстов различного характера, составления документов различных жанров.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение нормами литературного языка, обогащение словарного и грамматического строя речи уч-ся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаниях о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка, диалектов как исторической базы литературного языка; владения нормами русского речевого этикета, взаимообогащения языков как результат взаимодействия межнационального общения.
Место предмета
На изучение русского языка в 8-а классе отведено 4 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 136 часов.
Общее количество часов за год | Уроков развития речи | Контрольных и проверочных работ |
134 | 21 | 11 |
Формы организации образовательного процесса
- практические работы по лингвистическому (комплексному) анализу текста;
- элементы исследовательской и проектной деятельности на уроках;
- сообщения учащихся на лингвистические темы;
- проверочные работы по пройденным темам и разделам;
- обучение публичному выступлению;
- создание собственных текстов разных типов, стилей и жанров;
- тестирование;
- лекции.
Технологии обучения
В процессе реализации данной рабочей программы основной упор делается на личностно ориентированное обучение с осуществлением проектной, проектно-исследовательской технологией обучения.
Деятельностный подход в обучении поможет учащимся вплотную приблизиться к самостоятельной исследовательской деятельности при изучении русского языка как неотъемлемой составной части истории страны, а также подготовиться к итоговой аттестации.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Коммуникативная компетенция реализуется в данной программе главным образом за счет уроков развития речи, где учащиеся анализируют конкретную речевую ситуацию и применяют полученные знания на практике, как в устной, так и в письменной форме. Здесь и публичное выступление, и сообщения на лингвистические темы, и умение строить тексты на различные темы.
Учащиеся на уроках всех типов принимают участие в дискуссиях на различные актуальные темы, учатся аргументировать свою точку зрения, редактируют тексты.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция реализуются
- на уроках изучения нового материала и закрепления;
- на уроках повторения изученного через анализ и оценку языковых явлений и фактов, текстов;
- через умение пользоваться различными источниками: лингвистическими словарями, различными справочниками, мультимедийными пособиями и т.п.;
- через реализацию проблемного обучения на уроках всех типов (создание проблемной ситуации, исследование различных языковых явлений, их анализ и синтез);
- умение пользоваться данной компетенцией проверяется в ходе проверочных работ различного характера.
Культуроведческая компетенция реализуется, прежде всего, на уроках всех типов через
- через сопоставление языковых явлений, характерных для русского языка и других мировых языков;
- осознание языка как формы выражения национальной культуры, через анализ текстов признанных классиков русской литературы на всех этапах изучения русского языка;
- овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения на уроках развития речи;
- умение искать и отбирать нужную информацию в различных печатных и мультимедийных источниках, а также применять ее для решения конкретных практических задач.
Виды и формы контроля (согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения)
- Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя»), с языковым анализом текста, по памяти, комментированный).
- Комплексный анализ текста.
- Сочинения разных жанров.
- Устное высказывание на лингвистическую тему.
- Текущий, фронтальный опрос, словарный диктант, тематический контроль, самостоятельные работы, проверочные работы. Контрольно-измерительные материалы.
- Элементы проектно-исследовательской работы.
- Рефераты, доклады на лингвистические темы
В конце учебного года учащиеся сдают переводной экзамен в форме тестирования.
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года.
В конце 8 класса учащиеся согласно установленным требованиям должны
знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-8 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
-функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка, изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета.
Уметь:
-различать изученные стили речи;
- проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть основами разного вида монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулировка межличностных отношений);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета)
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- извлекать информацию из различных источников; первичные навыки пользования лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленной в электронном виде на различных носителях.
Используемый учебно-методический комплекс
Программа основного образования по русскому языку и программы по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией Т. А, Ладыженской, М, Просвещение, 2009,
Учебник «Русский язык. 9 класс» для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. М, Просвещение, 2009
Содержание рабочей программы
Введение. Функции русского языка в современном мире.
Повторение изученного в 5-7 классах.
Основные умения и навыки:
- знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5-7 классах.
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»
Синтаксис и пунктуация.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Основные умения и навыки:
- знать строение и грамматическое значение словосочетаний;
- знать типы словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
- знать типы связей слов в словосочетании;
- уметь определять грамматическое значение ссч;
- уметь вычленять ссч из предложения.
Перечень контрольных мероприятий:
- проверочная работа.
Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Основные умения и навыки:
- уметь находить грамматическую основу предложений;
- различать типы сказуемых;
- объяснять употребление тире между подлежащим и сказуемым.
Перечень контрольных мероприятий:
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- контрольная работа по теме «Главные члены предложения»;
- сочинение на тему «Характеристика человека».
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные умения и навыки:
- знать понятия второстепенные члены предложения, уметь их различать на практике;
- различать прямые и косвенные дополнения, согласованные и несогласованные определения, виды обстоятельств по значению;
- уметь правильно ставить знаки препинания при приложениях.
Перечень контрольных мероприятий:
-изложение текста художественного стиля с элементами сочинения – рассуждения;
- тестовая контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».
Односоставные предложения. Назывные предложения. Определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения. Неполные предложения.
Основные умения и навыки:
- уметь различать двусоставные и односоставные предложения;
- различать виды односоставных предложений;
- уметь расставлять знаки препинания в сложных предложениях, куда входят односоставные предложения;
- уметь заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными;
- уметь различать полные и неполные предложения.
Перечень контрольных мероприятий:
- изложение текста публицистического стиля с элементами сочинения-рассуждения;
- проверочный диктант по изученной теме;
- тестовая контрольная работа по данной теме.
Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Основные умения и навыки:
- уметь распознавать однородные члены предложения, ряды однородных членов;
-указывать способы связи между однородными членами;
- уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах, в том числе с обобщающими словами;
- уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложений с однородными членами.
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольное изложение;
- контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».
Обособленные члены предложения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие члены предложения.
Основные умения и навыки:
- уметь распознавать условия обособления того или иного второстепенного члена предложения и верно расставлять при этом знаки препинания;
- уметь составлять схемы таких предложений и выполнять их синтаксический и пунктуационный разборы;
- уметь устранять речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором слов, заменяя одно из предложений причастным или деепричастным оборотом.
Перечень контрольных мероприятий:
- сочинение на тему «Одна из достопримечательностей нашего края (города)»;
- контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции. Междометия в предложениях.
Основные умения и навыки:
- уметь находить в предложениях обращения, вводные слова и вставные конструкции, правильно расставлять при них знаки препинания;
- уметь составлять схемы предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Перечень контрольных мероприятий:
- сочинение-рассуждение публицистического характера;
-контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями».
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата.
Основные умения и навыки:
- уметь разграничивать прямую речь и слова автора;
- уметь различать прямую речь и косвенную;
- уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот;
- уметь расставлять знаки препинания в таких предложениях.
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи».
Учебно-тематический план
Наименование темы и раздела | Общее количество часов | Количество часов на уроки развития речи
| Количество часов на тестовые контрольные работы |
1. Повторение изученного ранее. | 11 | 2 | 1 |
2. Функции русского языка в современном мире | 1 | - | - |
3. Словосочетание. | 4 | - | - |
4. Простое предложение | 6 | 2 | - |
5. Двусоставные предложения. | 20 | 6 | 2 |
6. Односоставные предложения. | 12 | 1 | 2 |
7. Неполные предложения. | 2 | - | - |
8. Предложения с однородными членами. | 15 | 4 | 1 |
9. Предложения с обособленными членами. | 20 | 2 | 2 |
10. Предложения с уточняющими обособленными членами. | 4 | - | - |
11. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. | 13 | 2 | - |
12. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 12 | 2 | 1 |
13. Повторение изученного за курс 8 класса. | 18 | - | 2 |
ИТОГО ЗА ГОД | 136 | 21 | 11 |
Требования к учащимся в конце 8 класса
К концу 8 класса учащиеся должны
знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5-8 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
-функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка, изученные в 5-8 классах; нормы речевого этикета.
Уметь:
-различать изученные стили речи;
- проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, план, конспект);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть основами разного вида монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулировка межличностных отношений);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета)
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- извлекать информацию из различных источников; первичные навыки пользования лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе представленной в электронном виде на различных носителях.
Литература и средства обучения
Для учителя:
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
Концепция модернизации Российского образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс», автор Т.А. Ладыженская;
- О.А.Кудинова, Б.С.Юнусова. Русский язык. Контрольные работы 8-9 класс. М.: «Эксмо», 2007
- Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.,2000
- Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М.,2004
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.,1972
- Московские областные олимпиады по русскому языку / сост.Н.Г.Гольцова, Л.Ф.Копосов, И.В.Шамшин. – М.,2004
- Ясинская М.Б. Мастер-диктант. Сборник диктантов с заданиями и ключами.
-Н.А.Николина. Великие имена: русские лингвисты: элективный курс для уч-ся 9-11 кл.- М.: Просвещение, 2008
Для учащихся:
– Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998, Горшков А.И.
- «Русская словесность .От слова к словесности», М.: Просвещение, 1998,
- Колесов В.В « Культура речи – культура поведения»,
- Солганик Г.Я. «От слова к тексту», М, 1998..
- Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ -2010. вступительные испытания. Ростов-на-Дону, «Легион»,2009
- И.Миловидова. Проверяем свою грамотность. Тесты. М.: «Айрис»,2007
- Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.,2000
- Иванова Т.Ф. Новый орфографический словарь русского языка. – М.,2004
- Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. – М.,2004
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во., 1994.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус.яз.,1985.
-Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Родным войти в родной язык: интегрированное пособие по русскому языку, 10-11 класс. /под ред. Е.В.Любичевой.- С-Петербург: САГА, Азбука-классика, 2005.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 8 класс.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 8-а классе
(общеобразовательный класс)
на 2011-2012 учебный год
4 часа в неделю /134 за год
Программа основного образования по русскому языку
и программы по русскому языку для 5-9 кл. под редакцией Т. А. Ладыженской,
М., Просвещение, 2009.
Учебник «Русский язык. 9 класс» для общеобразовательных учреждений.
Авторы: Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. М, Просвещение, 2009.
Составила учитель русского языка и литературы Шишкина Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 8 кл. (программа под редакцией С.И.Львовой)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение и др....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку (ФГОС) по программе М.М.Разумовской
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием. 170 часов....
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой
Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой, Н.Г. Гольцовой 3 ступень
Рабочая учебная программа рассчитана на 1 недельный час (базовый уровень)...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа ФГОС с УУД по русскому языку класс по учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыж...