Обобщенная модель оценки степени обученности по русскому языку в старших классах
статья по русскому языку (11 класс) на тему
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Поэтому проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков чрезвычайна важна для образовательного учреждения и для учителя, и для каждого ученика. Оценка необходима, так как она стимулирует не только успеваемость, но и такие качества детей, как честолюбие, способность практически подходить к достигнутому. Любая оценка, которую ученик считает справедливой, сказывается на его мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем. Личность всегда нуждается в социальной оценке, в какой бы форме она не выражалась.
Данная шкала доступна учащимся и их родителям. Для учащихся 10-х классов это одна шкала, а для 11-х классов другая.
Использование десятибалльной шкалы на практике позволило нам:
- прийти к более или менее единому уровню требований при оценке степени обученности старшеклассников;
- преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и отрицательных оценок типа «2», т. к. в нашей шкале они все являются положительными и их надо все-таки определенным образом заработать;
- ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности
на основе понятной им методике оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Десятибалльная шкала оценки достижений обучающихся | 32.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Сургута Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
Обобщенная модель оценки степени обученности по русскому языку в старших классах
Составитель: Саражакова Г.Г.,
учитель русского языка и литературы
г. Сургут 2018 год
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Поэтому проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков чрезвычайна важна для образовательного учреждения и для учителя, и для каждого ученика. Оценка необходима, так как она стимулирует не только успеваемость, но и такие качества детей, как честолюбие, способность практически подходить к достигнутому. Любая оценка, которую ученик считает справедливой, сказывается на его мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем. Личность всегда нуждается в социальной оценке, в какой бы форме она не выражалась.
Проверка знаний, умений и навыков, достоверная их оценка дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависят качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач. Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности учеников и соответствующее ей оценочное суждение преподавателя невозможны при использовании пятибалльной системы. Ограниченность её возможностей не позволяет объективно оценить действительную степень обученности учащихся по предмету. Зачастую учителя вынуждены использовать суррогатную школу (5; 5-; 5+; 4+; 4++ и т. д.) и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности. Пятибалльная шкала не отражает реальной картины учебных достижений учащихся. Именно поэтому в нашей школе используют для эффективного и объективного оценивания десятибалльную систему. Данная шкала оценивает достижение ученика, а не его недостатки.
Важным для оценивания достижений учащихся является учет критериев оценивания. Критерии оценивания учащихся распределяются следующим образом.
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель интеллектуального роста. Оценочная шкала - измерительный инструмент, а десятибалльная шкала более точный инструмент, чем пятибалльная, и погрешность измерения при её использовании меньше. Это нами доказано на практике.
Наша шкала не всегда была такой именно. В 2001, 2002 и 2003-2014 гг. она была иной. И в этом учебном году шкала претерпит изменения в зависимости от того, какими по степени обученности придут десятиклассники, но никогда она не претерпевала снижение уровня требований, наоборот, требования к умениям и навыкам учащихся становились выше, строже. Данная шкала доступна учащимся и их родителям. Для учащихся 10-х классов это одна шкала, а для 11-х классов другая.
Использование десятибалльной шкалы на практике позволило нам:
- прийти к более или менее единому уровню требований при оценке степени обученности старшеклассников;
- преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и отрицательных оценок типа «2», т. к. в нашей шкале они все являются положительными и их надо все-таки определенным образом заработать;
- ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности
на основе понятной им методике оценивания.
Рассмотрим таблицу 1 «Соотношение десятибалльной и пятибалльной шкал». Она необходима,
т. к. пятибалльная шкала никем не отменена. Особенность десятибалльной шкалы в том, что она легко сопоставима с 25-балльной шкалой и 100-балльной шкалой. Т. к. итоги внешней экспертизы учащихся оцениваются по 100-балльной шкале, мы разработали таблицу соотношения шкал. Таблица соотношений шкал подвижная, она способна претерпевать изменения.
Мы знаем, очень важно каждому учителю владеть методами и приемами объективного измерения уровня учебных достижений. Инструментом, способным дать необходимую качественную информацию об уровне обученности, является тест школьной успеваемости. Тест выполняет многократные функции: контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование используется в целях и внешнего и внутреннего контроля. Тестовый контроль содействует и выявлению уровня учебных достижений, и эффективному научному управлению учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому наша шкала разработана специально для оценивания знаний учащихся при выполнении тестовых работ. В режиме школы - 4 мониторинговых процедуры. В календарно-тематическом плане учителя еще 2 промежуточных теста.
В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
- какими должны быть его успехи в усвоении учебного материала в целом;
- на каком уровне он усвоил материал, каковы его умения и навыки;
- удалось ли ему продвинуться вперед в повышении своих результатов в учебной деятельности.
Для педагогов 10-балльная система по сравнению с 5-балльной дает больше возможностей показать ученикам нюансы в его учебной деятельности, а промежуточные положения «недостаточно хорошо», «хорошо» призывают ученика постараться, чтобы получить «хорошо» и «очень хорошо», «посредственно» предупреждает о возможности скатиться вниз, показывает, что такая оценка является более сильным мотивационным стимулом, чем 5-балльная система, не говоря о большей точности 10-балльной системы. Она позволяет учителю дать объективную оценку ЗУН учащихся, т. к. в ней отражены основные показатели для оценки знаний и количество баллов, соответствующих каждому показателю. В отличие от 5-балльной здесь достаточно детально выделены показатели оценочной деятельности, ЗУНы, которыми должен обладать ученик, и показана взаимосвязь с 5-балльной шкалой.
Применение 10-балльной шкалы поможет детально проследить за степенью продвижения ребенка, доказательно оценить его обученность. Значит, будет способствовать быстрой ликвидации пробелов в знаниях и укажет перспективу дальнейшей работы с ребенком.
Использование 10-балльной шкалы показало, что повышается достоверность и надежность процедуры определения фактической степени обученности учащихся; повышается качество образования в целом, на основе точного определения, достигнутых результатов, что позволяет более успешно продвигаться вперед «слабым» учащимся; усиливается положительная мотивация, дисциплинированность и организованность, активность и результативность учебной деятельности учащихся и уровень развития их учебных умений и навыков.
К выпускным экзаменам у наших учащихся уровень тревожности невелик. Они уверены в том, что
на экзамене (ЕГЭ) неожиданностей не будет: они получат или ту оценку, которую получали на обычных и контрольных мониторинговых процедурах, или выше. Что подтверждается итогами ЕГЭ уже в течение нескольких лет.
Таблица 1
Критерии оценивания тестов:
соотношение 100-балльной шкалы, 10-балльной и 5-балльной
ЗАДАНИЯ №1-№25 | Задания | 100-балльная | 10-балльная | Существующая |
1-9 | 0 | 22 | 1 очень слабо | 2 |
10-15 | 0 | 24-34 | слабо 2 балла | 2 |
12-17 | 4-6 | 36-45 | посредственно | 3 |
17-20 | 7-10 | 46-57 | удовлетворительно 4 балла | 3 |
20-22 | 13-16 | 58-64 | недостаточно хорошо 5 баллов | 4 |
21 -22 | 18-19 | 65-69 | хорошо 6 баллов | 4 |
23 | 18-19 | 67-71 | очень хорошо 7 баллов | 4 |
21 | 22 | 70-72 | отлично 8 баллов | 5 |
22-23 | 22-23 | 73-83 | великолепно 9 баллов | 5 |
25 | 24 | 79 | прекрасно 10 баллов | 5 |
Таблица 2
«2» | «3» | «4» | «5» | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Таблица 3
№ | ФИО | входная | Зачет №1 | Промежу- точная | Зачет №2 | Промежу- точная | Пробный экзамен |
1 | Дяглева С | 22 | 28 | 30 | 34 | 40 | 39 |
2 | Завьялов А | 18 | 24 | 29 | 32 | 38 | 38 |
3 | Кучерявый А | 58 | 64 | 69 | 70 | 73 | 73 |
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration
Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...
К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).
К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значений падежей)....
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО Использование ИКТ на уроках родного языка. 24.01.14 г....
Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС
Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов....
Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ
Описание важности использования самостоятельной работы на уроках русского языка...
Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »
Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »...
Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор. Словообразование наречий. Правописание нар
Учитель сможет здесь найти готовый материал для диктантов, тестов, самостоятельных и творческих работ по теме "Наречие". ...