Обобщенная модель оценки степени обученности по русскому языку в старших классах
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Саражакова Галина Гавриловна

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Поэтому проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков чрезвычайна важна для образовательного учреждения и для учителя, и для каждого ученика. Оценка необходима, так как она стимулирует не только успеваемость, но и такие качества детей, как честолюбие, способность практически подходить к достигнутому. Любая оценка, которую ученик считает справедливой, сказывается на его мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем. Личность всегда нуждается в социальной оценке, в какой бы форме она не выражалась.

Данная шкала доступна учащимся и их родителям. Для учащихся 10-х классов это одна шкала, а для 11-х классов другая.

Использование десятибалльной шкалы на практике позволило нам:

-  прийти к более или менее единому уровню требований при оценке степени обученности старшеклассников;

-  преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и отрицательных оценок типа «2», т. к. в нашей шкале они все являются положительными и их надо все-таки определенным образом заработать;

-  ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности 
на основе понятной им методике оценивания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                           средняя общеобразовательная школа № 1

                г. Сургута Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

        

Обобщенная модель оценки степени обученности по русскому языку в старших классах

Составитель: Саражакова Г.Г.,

                                                                   учитель русского языка и литературы

г. Сургут 2018 год

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика. Поэтому проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков чрезвычайна важна для образовательного учреждения и для учителя, и для каждого ученика. Оценка необходима, так как она стимулирует не только успеваемость, но и такие качества детей, как честолюбие, способность практически подходить к достигнутому. Любая оценка, которую ученик считает справедливой, сказывается на его мотивах, становится стимулом его деятельности и поведения в будущем. Личность всегда нуждается в социальной оценке, в какой бы форме она не выражалась.

Проверка знаний, умений и навыков, достоверная их оценка дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. От их объективности зависят качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач. Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности учеников и соответствующее ей оценочное суждение преподавателя невозможны при использовании пятибалльной системы. Ограниченность её возможностей не позволяет объективно оценить действительную степень обученности учащихся по предмету. Зачастую учителя вынуждены использовать суррогатную школу (5; 5-; 5+; 4+; 4++ и т. д.) и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности личности. Пятибалльная шкала не отражает реальной картины учебных достижений учащихся. Именно поэтому в нашей школе используют для эффективного и объективного оценивания десятибалльную систему. Данная шкала оценивает достижение ученика, а не его недостатки.

Важным для оценивания достижений учащихся является учет критериев оценивания. Критерии оценивания учащихся распределяются следующим образом.

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель интеллектуального роста. Оценочная шкала - измерительный инструмент, а десятибалльная шкала более точный инструмент, чем пятибалльная, и погрешность измерения при её использовании меньше. Это нами доказано на практике.

Наша шкала не всегда была такой именно. В 2001, 2002 и 2003-2014 гг. она была иной. И в этом учебном году шкала претерпит изменения в зависимости от того, какими по степени обученности придут десятиклассники, но никогда она не претерпевала снижение уровня требований, наоборот, требования к умениям и навыкам учащихся становились выше, строже. Данная шкала доступна учащимся и их родителям. Для учащихся 10-х классов это одна шкала, а для 11-х классов другая.

Использование десятибалльной шкалы на практике позволило нам:

-  прийти к более или менее единому уровню требований при оценке степени обученности старшеклассников;

-  преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и отрицательных оценок типа «2», т. к. в нашей шкале они все являются положительными и их надо все-таки определенным образом заработать;

-  ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности 
на основе понятной им методике оценивания.

Рассмотрим таблицу 1 «Соотношение десятибалльной и пятибалльной шкал». Она необходима, 
т. к. пятибалльная шкала никем не отменена. Особенность десятибалльной шкалы в том, что она легко сопоставима с 25-балльной шкалой и 100-балльной шкалой. Т. к. итоги внешней экспертизы учащихся оцениваются по 100-балльной шкале, мы разработали таблицу соотношения шкал. Таблица соотношений шкал подвижная, она способна претерпевать изменения.

Мы знаем, очень важно каждому учителю владеть методами и приемами объективного измерения уровня учебных достижений. Инструментом, способным дать необходимую качественную информацию об уровне обученности, является тест школьной успеваемости. Тест выполняет многократные функции: контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование используется в целях и внешнего и внутреннего контроля. Тестовый контроль содействует и выявлению уровня учебных достижений, и эффективному научному управлению учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому наша шкала разработана специально для оценивания знаний учащихся при выполнении тестовых работ. В режиме школы - 4 мониторинговых процедуры. В календарно-тематическом плане учителя еще 2 промежуточных теста.

В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

-  какими должны быть его успехи в усвоении учебного материала в целом;

-  на каком уровне он усвоил материал, каковы его умения и навыки;

-  удалось ли ему продвинуться вперед в повышении своих результатов в учебной деятельности.

Для педагогов 10-балльная система по сравнению с 5-балльной дает больше возможностей показать ученикам нюансы в его учебной деятельности, а промежуточные положения «недостаточно хорошо», «хорошо» призывают ученика постараться, чтобы получить «хорошо» и «очень хорошо», «посредственно» предупреждает о возможности скатиться вниз, показывает, что такая оценка является более сильным мотивационным стимулом, чем 5-балльная система, не говоря о большей точности 10-балльной системы. Она позволяет учителю дать объективную оценку ЗУН учащихся, т. к. в ней отражены основные показатели для оценки знаний и количество баллов, соответствующих каждому показателю. В отличие от 5-балльной здесь достаточно детально выделены показатели оценочной деятельности, ЗУНы, которыми должен обладать ученик, и показана взаимосвязь с 5-балльной шкалой.

Применение 10-балльной шкалы поможет детально проследить за степенью продвижения ребенка, доказательно оценить его обученность. Значит, будет способствовать быстрой ликвидации пробелов в знаниях и укажет перспективу дальнейшей работы с ребенком.

Использование 10-балльной шкалы показало, что повышается достоверность и надежность процедуры определения фактической степени обученности учащихся; повышается качество образования в целом, на основе точного определения, достигнутых результатов, что позволяет более успешно продвигаться вперед «слабым» учащимся; усиливается положительная мотивация, дисциплинированность и организованность, активность и результативность учебной деятельности учащихся и уровень развития их учебных умений и навыков.

К выпускным экзаменам у наших учащихся уровень тревожности невелик. Они уверены в том, что
на экзамене (ЕГЭ) неожиданностей не будет: они получат или ту оценку, которую получали на обычных и контрольных мониторинговых процедурах, или выше. Что подтверждается итогами ЕГЭ уже в течение нескольких лет.

Таблица 1        

Критерии оценивания тестов:

соотношение 100-балльной шкалы, 10-балльной и 5-балльной

ЗАДАНИЯ

№1-№25
Количеств
выполненных
заданий

Задания 
№26
Количество
выполненных
заданий

100-балльная 
шкала

10-балльная
шкала

Существующая
5-балльная
шкала

1-9

0

22

1 очень слабо

2

10-15

0

24-34

слабо

2 балла

2

12-17

4-6

36-45

посредственно

3

 17-20

7-10

46-57

удовлетворительно

4 балла

3

 20-22

13-16

58-64

недостаточно хорошо

5 баллов

4

21 -22

18-19

65-69

хорошо

6 баллов

4

23

18-19

67-71

очень хорошо

7 баллов

4

21

22

 70-72

отлично

8 баллов

5

22-23

22-23

73-83

великолепно

9 баллов

5

25

24

79

прекрасно

10 баллов

5

Таблица 2        

«2»

«3»

«4»

«5»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Таблица 3        

ФИО

входная

Зачет №1

Промежу-

точная

Зачет №2

Промежу-

точная

Пробный экзамен

1

Дяглева С

22

28

30

34

40

39

2

Завьялов А

18

24

29

32

38

38

3

Кучерявый А

 58

64

69

70

73

73

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration

Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах.  (Трудности в определении значений падежей)....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Изменение подходов к оценке результатов обученности по русскому языку и литературе в рамках внедрения ФГОС

Каков характер подходов к оценке результатов обученности в соответствии с ФГОС на уроках русского языка и литературы? Представлены формы работы, способствующие достижению планируемых результатов....

Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ

Описание важности использования самостоятельной работы на уроках русского языка...

Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »

Контрольно-диагностические материалы  по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу   «Повторение изученного в 5 -7 классах »...