Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ
статья по русскому языку (7 класс) на тему
Описание важности использования самостоятельной работы на уроках русского языка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ
Личностные особенности ребенка с ОВЗ таковы, что он постоянно нуждается в помощи со стороны взрослого: в самообслуживании, в игре, в обучении. Самостоятельность же проявляется в отношении личности к внешним требованиям и обстоятельствам, в мотивационном состоянии готовности к самоорганизации, а также в сознательной саморегуляции своих состояний, действий, отношений. Особое значение приобретает тот факт, что в процессе развития самостоятельности учащийся с ОВЗ приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выделить ее самому, понять условие решения задачи, найти способы ее решения, соотнести полученный результат с целью, внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.
Поиск путей оптимизации работы школы позволяет отметить тот факт, что в сложном комплексе проблем, требующих научного разрешения и широкого практического внедрения, является организация такой обучающей ситуации, при которой ведущим условием построения урока будет развивающее начало.
Умственная деятельность учащихся с ОВЗ характеризуется не только тем, что они испытывают трудности в овладении знаниями, умениями и навыками, но и в применении в самостоятельной работе, в практической учебной и жизненных ситуациях. Большую роль в коррекции указанного недостатка может сыграть правильно организованная работа, направленная на планомерное обучение учащихся с ОВЗ применению знаний при выполнении различных учебно-практических заданий. Систематическое упражнение учащихся в самостоятельном применении знаний содействует развитию активности, самостоятельности, а также способствует достижению более успешной коррекции недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, в целом – коррекции личности ребенка с ОВЗ.
Применение метода «самостоятельная работа» зависит от ряда условий:
- психофизических особенностей обучающегося контингента учащихся;
- специфики учебного предмета;
- уровня языковых знаний и развития речи;
- затрат учебного времени.
Понятие «самостоятельная работа» требует анализа функций учителя и учащихся
при подготовке и проведении (выполнении) самостоятельной работы. Остановимся на каждом из них в отдельности.
Функции учителя:
Деятельность учителя выражается в организации и управлении процессом выполнения работ:
- Подготовка учебного задания для учащихся на различных этапах урока с учетом индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода к учащимся;
- Предъявление учебного задания школьникам с указанием цели, срока выполнения, четкой инструкции;
- Наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы, оказание необходимой помощи отдельным учащимся или группе в целом для обеспечения оптимального режима работы;
- Анализ самостоятельной деятельности учащихся с целью выявления качественно нового в развитии умений и навыков учащихся;
- Оценка качества выполнения и оформления самостоятельной работы.
Функции учащихся:
В отличие от деятельности учителя в процессе выполнения самостоятельной работы их основная задача заключается в следующем:
- В восприятии и осмыслении предлагаемого задания и его цели;
- В выявлении новых элементов знаний, умений и их связей, подлежащих усвоению;
- В актуализации соответствующих знаний, необходимых для самостоятельного выполнения задания;
- В четкой ориентации и умении планировать последовательность выполнения самостоятельной работы;
- В выполнении самого задания;
- В осуществлении самоконтроля своей деятельности.
Сопоставление и анализ функциональной деятельности учителя и учащихся в процессе выполнения самостоятельной работы предполагает ведущую роль учителя. При этом необходимо подчеркнуть, что в функциональном плане совместная деятельность на уроке в звене «учитель – учащиеся» предполагает четко организованное взаимодействие, отсутствие такового, либо даже недостаточно четкая его реализация, в значительной степени может повлиять на качество и результативность самостоятельной работы учащихся.
Вышеизложенное позволяет нам подчеркнуть, что самостоятельная работа - это четко спланированная, глубоко продуманная педагогом, определенными целями и задачами обучения совместная деятельность в звене «Учитель – ученик», направленная на развитие самостоятельности и активности учащихся.
Функции самостоятельной работы
Самостоятельная работа, как и специально организованный процесс обучения в целом, выполняет образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую функции:
- Образовательная функция выражается в активности самостоятельных начал процесса усвоения (в свете программных требований) языка, устной и письменной речи, способствующего более глубокому и полному осознанию изучаемого материала посредством включения в познание практической деятельности;
- Воспитательная функция предполагает планомерное, систематическое, воспитательное воздействие специально подобранного материала самостоятельной работы идейно-политического, нравственного содержания, способствующего формированию оптимально возможных положительных личностных качеств у учащихся.
- Коррекционно-развивающая функция заключается в положительно-коррегирующем влиянии на ребенка с ОВЗ специально организованного взаимодействия процессов мыслительной и практической деятельности, письма и речи при выполнении работ, а также в отработке навыков широкого переноса знаний и умений в разнообразной не только учебно, но и жизненной ситуации.
При этом необходимо подчеркнуть, что особенностью самостоятельной работы является то, что в отличие от других методов обучения, умение самостоятельного и правильного выполнения задания приходит не само по себе, а в результате настойчивого планомерного обучения.
Самостоятельная работа учащихся – это такой вид деятельности, которая состоит из определенных и последовательных операций, действий. Это действие нужно формировать, следовательно, этим формированием нужно управлять и доводить до сознания школьников ориентировочную основу. Важно обучение построить так, чтобы можно было постепенно уменьшить число ориентиров, добиваться увеличения степени самостоятеьности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.
Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...
Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена
В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку для учащихся среднего звена...
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку и литературе
Стаья на примере отдельных уроков описывает возможное использование технологии дифференцированного подхода при обучении русскому языку...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов
Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...
«Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»
Статья из опыта работы по теме. Методы, формы, приемы развития творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы....