Рабочая программа спецкурса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avt_programma_gia_2.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики администрации
Лысковского муниципального района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 3 г. Лысково
Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 5 - 11 классов
«СЛОВО И ТЕКСТ»
Составители: Суркова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория;
Гудкова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория;
Шабаркина Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория
г. Лысково, 2012 год
Пояснительная записка
Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими учебными дисциплинами основу общего образования обучающихся.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности той работы, которой обучающийся занимался в течение школьной жизни. Время основной подготовительной работы к выпускным экзаменам приходится на самые ответственные для школьника 9,10-11 классы. За эти три года обучающемуся необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрировано к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения, обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Актуальность данной программы по русскому языку является ответом на необходимость подготовки обучающихся к сдаче экзамена в рамках Г(И)А в новой форме (9класс), ЕГЭ (11 класс) уже с 5 класса. Курс отвечает важным целям: обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, в соответствии с программами по русскому языку для 5-9, 10-11 классов: «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл.» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Москва, Просвещение, 2009 г. и «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 кл.» А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Москва, Просвещение, 2011 г.
Программа данного элективного курса рассчитана на изучение в 5-11 классах. Курс позволит расширить и систематизировать теоретические и практические знания и умения, полученные обучающимися, восполнить пробелы в знаниях, позволит поэтапно готовить обучающихся к государственной (итоговой) аттестации, предполагает использование на занятиях дифференцированного подхода с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
Цель курса: создать систему поэтапной подготовки обучающихся для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации в 9 и 11 классах.
Задачи курса:
- обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания;
- углубление знаний обучающихся о типах и стилях речи, сфере их использования;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- развитие устной и письменной речи обучающихся, пополнение их теоретико-литературного словаря;
- подготовка обучающихся к написанию сочинений разного типа и сжатых изложений;
- выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование и совершенствование умения отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определенном стиле и жанре;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Форма организации учебных занятий – урок. Каждое занятие содержит практическую и теоретическую части. Теоретическая часть подразумевает повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и т.д. Практическая часть – отработка навыков, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков грамотной речи. В 9-11 классах ранее изученное по русскому языку будет выступать основой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля обучающихся и овладения общими сведениями о языке.
Предполагается выполнение следующих видов упражнений:
- тестовых заданий,
- мини-исследований,
- творческих работ, направленных на развитие речи обучающихся,
- работа с текстом (редактирование, анализ, рецензирование),
- работа с научной и публицистической литературой,
- выполнение демонстрационных вариантов заданий, используемых при прохождении государственной (итоговой) аттестации.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание индивидуальной и групповой видов деятельности.
Предполагаемый результат обучения – систематизация знаний, повышение уровня качества подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку: в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).
Элективный курс вводится для изучения по решению общего собрания на основании анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) за счет часов компонента образовательного учреждения и входит в обязательную часть учебного плана. Изучается в 5 – 11 классах с общей годовой нагрузкой 272 часа.
Распределение часов компонента ОУ
на изучение данного курса в учебном плане
Название элективного курса | Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
«Слово и текст» | 5 | 1 | 34 |
6 | 1 | 34 | |
7 | 1 | 34 | |
8 | 1 | 34 | |
9 | 1 | 34 | |
10 | 1 | 34 | |
11 | 2 | 68 |
Курс оценивается в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку, утвержденными «Программой общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2009 год» (Приложение 1). В 5,7, 8, 9 классах элективный курс изучается в объеме 1 час в неделю, поэтому допускается оценивание по полугодиям и по итогам года (по решению педагогического совета). Нормы оценивания тестовых заданий: «5» - 80-100% правильно выполненных заданий, «4» - 66-79%, «3» - 50-65%, «2» - менее 50% правильно выполненных заданий.
Тематическое планирование курса
«Слово и текст»:
5 класс
№ | Тема занятия. | Кол. часов | Содержание | Формы работы и виды деятельности |
1 | Стили речи. Что такое эпиграф? | 4 | Стили речи. Знакомство с образцами. Примеры эпиграфов. | Беседа, обсуждение через уточняющие вопросы, задания в группах. |
2 | Текст. Тема текста. Типы текста. | 4 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение редактировать. | Беседа, работа в группах, индивидуальные задания. |
3 | Повествование. Подготовка к сочинению-описанию (местности, действий или явлений природы). | 4 | Представление о жанре. Выбор темы. Знакомство с образцами. Работа с черновиками. | Индивидуальное консультирование. |
4 | Написание сочинения-описания | 2 | Самостоятельная письменная работа. | |
5 | Анализ работ | 1 | Знакомство с работами. | Коллективное обсуждение. |
6 | Подготовка к сочинению-рассуждению. Доказательства в рассуждении. | 3 | Выбор темы. Рекомендации учителя. Знакомство с образцами. Работа с черновиками. | Работа в парах. Работа учителя с парами. Самостоятельная письменная работа. |
7 | Написание сочинения-рассуждения. | 2 | Самостоятельная письменная работа. | |
8 | Анализ работ. | 1 | Знакомство с работами. | Коллективное обсуждение. |
9 | Подготовка к написанию рассказа. Рассказы по сюжетным картинкам. Невыдуманный рассказ о себе. | 4 | Представление об особенностях жанра. Знакомство с образцами рассказа. Работа с черновиками. | Коллективное обсуждение через уточняющие вопросы. |
10 | Написание сочинение-расскза. | 2 | Самостоятельная письменная работа. | |
11 | Интервью в нашей жизни. Как подготовиться и взять интервью? | 3 | Представление об особенностях жанра. Образцы интервью. Выбор темы интервью, круг вопросов. | Работа в паре. Консультирование учителя. |
12 | Заключительное занятие. Презентация творческих работ. Оформление альбома. | 4 | Обмен мнениями, оценка и рефлексия собственной коллективной деятельности. | Индивидуальные выступления учащихся. |
Итого | 34 ч. |
Список литературы:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык, 5 класс. М.: «Просвещение», 2011 г.
2. Школьная риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. 5 класс / под ред. Ладыженской Т.А. - М. : Баласс, 2007 г.
3. Ладыженская Таиса Алексеевна. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Издатель – Экзамен. 2009 г.
7 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы и виды деятельности |
1 | Язык и речь. Произношение. Звуки и буквы. | 1 | Беседа, коллективная работа |
2 | Русский язык среди других языков мира. История и происхождение. | 1 | Лекция, беседа |
3 | Выразительные возможности русского языка. | 1 | Практическое занятие |
4 | Речь устная и письменная. | 1 | Беседа, коллективное занятие |
5 | Монолог. Диалог. Полилог. | 1 | Практическое занятие |
6 | Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. | 2 | Лекция, практическое занятие |
7 | Предложение как единица языка. Слова-предложения. Однородные члены как средство выразительности. | 1 | Объяснение учителя, практическое занятие |
8 | Текст. Тема текста. План текста. Виды плана. | 1 | Составление плана к любому из предложенных текстов - практическое занятие |
9 | Микротема и абзац. Логическое и смысловое ударение. Интонация. | 1 | Практическое занятие – определение микротем текста |
10 | Контекст. Подтекст. Затекст. | 1 | Лекция |
11 | Средства связи предложений в тексте. Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте. | 1 | Практическое занятие |
12 | Типы связи. Цепная и параллельная связь. | 1 | Редактирование текста |
13 | Основная мысль текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте. | 1 | Коллективная работа |
14 | Текст как целостное композиционное единство. | 1 | Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый пудель») |
15 | Стили речи. | 1 | Лекция |
16 | Публицистический стиль. | 1 | Анализ текста публицистического стиля |
17 | Проблема и аргументы в текстах публицистического стиля. | 1 | Практическое занятие |
18 | Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. | 1 | Беседа, творческая работа |
19 | Художественный стиль речи и его структура. | 1 | Лекция |
20 | Сжатие текста художественного стиля. | 2 | Беседа, составление текста по образцу |
21 | Сочинение-рассуждение по художественному тексту. | 2 | Творческая работа |
22 | Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте. | 2 | Лекция, практическая работа в парах |
23 | Научный стиль речи. Термины в научном стиле речи. | 1 | Беседа |
24 | Составление высказывания на лингвистическую тему. | 2 | Творческая работа. |
25 | Типы речи. | 1 | Беседа, восстановление частей текста |
26 | Основные виды работы с текстом. | 1 | Лекция, коллективная работа |
27 | Виды анализа текста: лексико-семантичсекий, лингвистический, сопоставительный. Схема анализа. | 1 | Коллективная работа |
28 | Комплексный анализ поэтического текста. | 1 | Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору) |
29 | Комплексный анализ прозаического текста | 1 | Анализ рассказа А. Платонова (по выбору) |
Итого | 34 ч |
Список литературы:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. «Русский язык. 7 класс», Москва, Просвещение, 2010 г.
2. Мальцева Л.И. Русский язык. Тематические тесты и упражнения. 7 класс. По программе Ладыженской, Баранова. Народное образование, НИИ школьных технологий, 2011 г.
3. Дюжева О.А. Развитие речи. 5-9 классы. Инновационная технология обучения. Учитель. Серия - Новые стандарты: учимся работать. Универсальные учебные действия, 2012 г.
4. Касперская О.В. Русский язык. 5-11 класс. Анализ художественного текста. Разработки уроков, опорные конспекты. Издатель – Учитель. Серия - Творческая мастерская учителя. 2011 г.
5. Сулицкая Н.М. Русский язык. 5-11 класс. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Издатель – Учитель. Серия - В помощь преподавателю. 2011 г.
6. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. 6-9 классы. М.: «Просвещение»,
2009 г.
8 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы и виды деятельности |
1 | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения». | 1 | Беседа, коллективная работа |
2 | Понятие о тексте. Тема. Основная мысль. Проблема. | 1 | Коллективная работа, практическое занятие |
3 | Языковые средства, их роль в тексте. | 2 | Лекция, самостоятельная работа |
4 | Стили речи. Определение функционального стиля текста. | 2 | Лекция, коллективная работа, работа в парах |
5 | Типы речи. Работа со смысловыми типами речи. | 1 | Коллективная и самостоятельная работа |
6 | Анализ текста художественного стиля с грамматическим заданием. | 2 | Лекция, практическое занятие |
7 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. | 2 | Творческая работа |
8 | Рецензирование, редактирование работы. | 2 | Самостоятельная работа, работа в парах |
9 | Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии. | 3 | Коллективная работа, практическое занятие |
10 | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. | 2 | Творческая работа |
11 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 2 | Коллективная работа |
12 | Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса. | 2 | Лекция, коллективная работа |
13 | Анализ текста научного стиля. Повторение синтаксиса. | 2 | Лекция, практическое занятие |
14 | Обучающее сочинение по тексту научного стиля. | 2 | Творческая работа |
15 | Рецензирование и редактирование творческих работ. | 2 | Коллективная работа, работа в парах |
16 | Анализ текста разговорного стиля. Функциональные особенности разговорного стиля. Повторение синтаксиса. | 2 | Лекция, практическое занятие |
17 | Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля. | 2 | Творческая работа |
18 | Функциональные особенности официально-делового стиля. | 2 | Лекция, коллективная работа |
Итого | 34 ч |
Список литературы:
- Бархударов С. Г. и др. «Русский язык. 8 класс», Москва, Просвещение, 2007 г., 2009 г., 2010 г.
- Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. М.: «Айрис-пресс», 2008 г.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009 г.
- Павлова Т.И. Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов-на-Дону: «Легион», 2011 г.
9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы и виды деятельности |
1 | Задание А1. Понимание текста. | 1 | Практическое занятие |
2 | Задание А2. Целостность текста. | 1 | Практическое занятие |
3 | Задание А3. Извлечение информации. | 1 | Практическое занятие |
4 | Задание А4. Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | Практическое занятие |
5 | Задание А5.Лексическое значение слова. | 1 | Практическое занятие |
6 | Задание А6. Повторение по теме «Морфология». | 1 | Практическое занятие |
7 | Задание В1. Стили речи. | 1 | Практическое занятие |
8 | Задание В2. Правописание корней. | 1 | Практическое занятие |
9 | Задание В3. Правописание приставок. | 1 | Практическое занятие |
10 | Задание В4. Правописание суффиксов. | 1 | Практическое занятие |
11 | Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | 1 | Практическое занятие |
12 | Задание В6Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | Практическое занятие |
13 | Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 1 | Практическое занятие |
14 | Задание В8. Словосочетание. | 1 | Практическое занятие |
15 | Задание В9. Грамматическая основа предложения. | 1 | Практическое занятие |
16 | Задание В10,11. Простое осложненное предложение. | 1 | Практическое занятие |
17-18 | Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 | Практическое занятие |
19 | Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие. | 1 | Практическое занятие |
20 | Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | 1 | Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
21 | Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА. | 1 | Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА. |
22 | Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 | Работа с текстом, границы микротем исходного текста. |
23 | Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения. | 1 | Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. |
24 | Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. | 1 | Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
25 | Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение. | 1 | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
26 | Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. | 1 | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
27 | Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение. | 1 | Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
28 | Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста. | 1 | Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
29 | Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. | 1 | Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
30 | Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. | 1 | Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. |
31 | Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие. | 1 | Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. |
32 | Задание С2.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2. | 1 | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
33 | Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. | 1 | Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. |
34 | Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие. | 1 | Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
Итого | 34 ч |
Список литературы:
1. Бархударов С. Г. и др. «Русский язык. 9 кл.», Москва, Просвещение, 2009 г.
2. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009
3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010
4. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008
5. ФИПИ http://www.fipi.ru/
10 и 11 классы
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Формы работы и виды деятельности |
1-2 | Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ | Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена | Лекция, вводный контрольный тест |
3-5 | Современные орфоэпические нормы | Повторить порядок орфоэпического разбора слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов | Практикум |
6-8 | Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора | Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке | Практикум |
9-10 | Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных | Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных | Практикум |
11-12 | Образование форм различных степеней сравнения прилагательных | Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных | Практикум |
13-14 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных | Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных | Практикум |
15-16 | Правописание наречий | Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий | Практикум |
17-18 | Правописание предлогов | Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи | Практикум |
19-20 | Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление | Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни | Практикум |
21-22 | Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи | Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи | Практикум |
23-24 | Образование форм повелительного наклонения глаголов | Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении | Практикум |
25-26 | Образование форм деепричастий | Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования | Практикум |
27-28 | Образование форм местоимений | Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов | Практикум |
29-30 | Принципы русской орфографии | Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм | Лекция |
31-32 | Типы орфограмм и принципы проверки | Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта | Практикум |
32-33 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов | Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова | Практикум |
34-35 | Чередующиеся гласные в корне слова | Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова | Практикум |
36-37 | Правописание гласных в приставках | Закреплять навыки правописания приставок | Практикум |
38-39 | Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий | Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова | Практикум |
40-41 | Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов | Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов | Практикум |
42-43 | Согласные в корнях, приставках, суффиксах | Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них | Практикум |
44-45 | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. | Систематизировать знания учащихся по заявленнной теме, дать алгоритм определения орфограммы. | Практикум, и консультация |
46-47 | Употребление ь и ъ. | Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ь | Практикум |
48-49 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов | Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы | Практикум |
50-51 | Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. | Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов | Практикум |
52-53 | Нормы литературного языка. Морфологические нормы | Напомнить морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных) | Лекция |
54-55 | Лексические нормы (употребление слов) | Напомнить нормы лексической сочетаемости слов, систематизировать знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии) | Комбинированное занятие |
56-57 | Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы | Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении | Лекция |
58-59 | Словосочетание. Виды синтаксической связи | Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании | Комбинированное занятие |
60 | Простое предложение. Члены предложения | Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения | Практикум |
61 | Знаки препинания между однородными членами | Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами | Комбинированное занятие |
62 | Знаки препинания при обособлении определений и приложений | Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений | Комбинированное занятие |
63-64 | Другие случаи обособления второстепенных членов | Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений | Комбинированное занятие |
65-66 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями | Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями) | Практикум |
67 | Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения | Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения | Практикум |
68 | Классификация сложных предложений | Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов | Комбинированное занятие |
69-70 | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи | Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности | Комбинированное занятие |
71 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении | Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП | Практикум |
72 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными | Практикум |
73 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Практикум |
74-75 | Сложное предложение с разными видами связи | Повторить синтаксический разбор сложного предложения | Практикум |
76 | Как писать сочинение. Требования к выполнению части С | Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ | Лекция |
77-78 | Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих | Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста | Практикум |
79-80 | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов) | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Практикум |
81-82 | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей) | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Практикум |
83-84 | Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) | Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Практикум |
85-86 | Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Практикум |
87-88 | Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Практикум |
89-90 | Знакомство с критериями оценки части С | Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12) | Лекция |
91-92 | Структура сочинения на основе предложенного текста | Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста | Лекция |
93-94 | Определение темы и проблематики текста | Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста | Практикум |
95 | Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы | Совершенствовать умение учащихся анализировать текст | Практикум |
96 | Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте | Учить комментировать проблему, поднятую в тексте | Практикум |
97 | Осмысление авторской позиции текста | Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте | Комбинированное занятие |
98 | Приёмы логического мышления. Аргумент | Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли | Комбинированное занятие |
99 | Типы аргументации в изложении собственной позиции | Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи | Комбинированное занятие |
100 | Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки | Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками | Комбинированное занятие |
101 | Виды речевых ошибок | Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками | Комбинированное занятие |
102 | Виды грамматических ошибок | Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками | Комбинированное занятие |
Итого | 102 ч |
Список литературы:
1. Власенков. А. И., Рыбченкова Л. М. «Русский язык. 10-11 кл.», Москва, Просвещение, 2008 г.
2.Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно-методических материалов.- М.: МИОО, 2010
3. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2011.
4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2011.
5. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2011.
6. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
7. Львова С.И. ЕГЭ 2011-2012. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2011
8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2007.
10. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2008.
11. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2006-2007. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.
12. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.
13.ФИПИ http://www.fipi.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса
Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".
КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"
Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...
рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ
рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...