Рабочая программа спецкурса по русскому языку
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему

Суркова Наталья Викторовна

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 5-11 классов "Слово и текст"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avt_programma_gia_2.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики администрации

Лысковского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 № 3 г. Лысково

Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 5 - 11 классов

«СЛОВО И ТЕКСТ»

Составители: Суркова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория;

Гудкова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы,

 I квалификационная категория;

Шабаркина Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы,

I квалификационная категория

г. Лысково, 2012 год

Пояснительная записка

Русский язык относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими учебными дисциплинами основу общего образования обучающихся.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности той работы, которой обучающийся занимался в течение школьной жизни. Время основной подготовительной работы к выпускным экзаменам приходится на самые ответственные для школьника 9,10-11 классы. За эти три года обучающемуся  необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрировано к нему готовиться, чтобы успешно сдать его.  Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения, обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Актуальность данной программы по русскому языку является ответом на необходимость подготовки обучающихся к сдаче экзамена в рамках Г(И)А в новой форме  (9класс), ЕГЭ (11 класс) уже с 5 класса. Курс отвечает важным целям: обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры, знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, в соответствии с программами по русскому языку для 5-9, 10-11 классов:  «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл.» М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Москва, Просвещение, 2009 г. и «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 кл.» А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. Москва,  Просвещение,  2011 г.

Программа данного элективного курса рассчитана на изучение в 5-11 классах. Курс позволит расширить и систематизировать теоретические и практические знания и умения, полученные обучающимися,  восполнить пробелы в знаниях, позволит поэтапно готовить обучающихся к государственной (итоговой) аттестации, предполагает использование на занятиях дифференцированного подхода  с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Цель курса: создать систему поэтапной подготовки обучающихся для успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации в 9 и 11 классах.

Задачи курса:

  • обобщение и систематизация знаний по разделам языкознания;
  • углубление знаний обучающихся о типах и стилях речи, сфере их использования;
  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
  • развитие устной и письменной речи обучающихся, пополнение их теоретико-литературного словаря;
  • подготовка обучающихся к написанию сочинений разного типа и сжатых изложений;
  • выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • формирование и совершенствование умения отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определенном стиле и жанре;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Форма организации учебных занятий – урок.  Каждое занятие содержит практическую и теоретическую части. Теоретическая часть подразумевает повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и т.д. Практическая часть – отработка навыков, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности,  закрепление знаний орфографических и пунктуационных правил, приобретение устойчивых навыков грамотной речи. В 9-11 классах ранее изученное по русскому языку будет выступать основой для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля обучающихся и овладения общими сведениями о языке.

Предполагается выполнение следующих видов упражнений:

  • тестовых заданий,
  • мини-исследований,
  • творческих работ, направленных на развитие речи обучающихся,
  • работа с текстом (редактирование,  анализ, рецензирование),
  • работа с научной и публицистической литературой,
  • выполнение демонстрационных вариантов заданий, используемых при прохождении государственной (итоговой) аттестации.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание индивидуальной и групповой видов деятельности.

Предполагаемый результат обучения – систематизация знаний, повышение уровня качества подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку:  в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

Элективный курс вводится для изучения по решению общего собрания на основании анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) за счет часов компонента образовательного учреждения и входит в обязательную часть учебного плана. Изучается в 5 – 11 классах с общей годовой нагрузкой 272 часа.

Распределение часов компонента ОУ

на изучение данного курса в учебном плане

Название элективного курса

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

«Слово и текст»

5

1

34

6

1

34

7

1

34

8

1

34

9

1

34

10

1

34

11

2

68

Курс оценивается в соответствии с нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку, утвержденными «Программой общеобразовательных учреждений. Русский язык. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.  5-9 классы. М.: Просвещение, 2009 год» (Приложение 1).  В 5,7, 8, 9 классах элективный курс изучается в объеме 1 час в неделю, поэтому допускается оценивание по полугодиям и по итогам года (по решению педагогического совета). Нормы оценивания тестовых заданий: «5» - 80-100% правильно выполненных заданий, «4» - 66-79%, «3» - 50-65%, «2» - менее 50% правильно выполненных заданий.

 Тематическое планирование курса

«Слово и текст»:

5 класс

Тема занятия.

Кол. часов

Содержание

Формы работы и виды деятельности

1

 Стили речи. Что такое эпиграф?

4

Стили речи. Знакомство  с образцами. Примеры эпиграфов.

Беседа, обсуждение через уточняющие вопросы, задания в группах.

2

Текст. Тема текста. Типы текста.

4

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение редактировать.

Беседа, работа в группах, индивидуальные задания.

3

Повествование. Подготовка к сочинению-описанию (местности, действий или явлений природы).            

4

Представление о жанре. Выбор темы. Знакомство с образцами. Работа с черновиками.

Индивидуальное консультирование.

4

Написание сочинения-описания

2

Самостоятельная письменная работа.

5

Анализ работ

1

Знакомство с работами.

Коллективное обсуждение.

6

Подготовка к сочинению-рассуждению. Доказательства в рассуждении.

3

Выбор темы. Рекомендации учителя. Знакомство с образцами. Работа с черновиками.

Работа в парах. Работа учителя с парами. Самостоятельная письменная работа.

7

Написание сочинения-рассуждения.

2

Самостоятельная письменная работа.

8

Анализ работ.

1

Знакомство с работами.

Коллективное обсуждение.

9

Подготовка к написанию рассказа. Рассказы по сюжетным картинкам. Невыдуманный рассказ о себе.

4

Представление об особенностях жанра. Знакомство с образцами рассказа. Работа с черновиками.

Коллективное обсуждение через уточняющие вопросы.

10

Написание сочинение-расскза.

2

Самостоятельная письменная работа.

11

Интервью в нашей жизни. Как подготовиться и взять интервью?

3

Представление об особенностях жанра. Образцы интервью. Выбор темы интервью, круг вопросов.

Работа в паре. Консультирование учителя.

12

Заключительное занятие. Презентация творческих работ. Оформление альбома.

4

Обмен мнениями, оценка и рефлексия собственной коллективной деятельности.

Индивидуальные выступления учащихся.

Итого

34 ч.

Список литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык, 5 класс. М.: «Просвещение», 2011 г.

     2. Школьная риторика. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. 5 класс / под ред. Ладыженской Т.А. - М. : Баласс, 2007 г.

3. Ладыженская Таиса Алексеевна. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Издатель – Экзамен. 2009 г.

     

7 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы и виды деятельности

1

Язык и речь. Произношение. Звуки и буквы.

1

Беседа, коллективная работа

2

Русский язык среди других языков мира. История и происхождение.

1

Лекция, беседа

3

Выразительные возможности русского языка.

1

Практическое занятие

4

Речь устная и письменная.

1

Беседа, коллективное занятие

5

Монолог. Диалог. Полилог.

1

Практическое занятие

6

Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.

2

Лекция, практическое занятие

7

Предложение как единица языка. Слова-предложения. Однородные члены как средство выразительности.

1

Объяснение учителя, практическое занятие

8

Текст. Тема текста. План текста. Виды плана.

1

Составление плана к любому из предложенных текстов - практическое занятие

9

Микротема и абзац. Логическое и смысловое ударение. Интонация.

1

Практическое занятие – определение микротем текста

10

Контекст. Подтекст. Затекст.

1

Лекция

11

Средства связи предложений в тексте. Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.

1

Практическое занятие

12

Типы связи. Цепная и параллельная связь.

1

Редактирование текста

13

Основная мысль текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

1

Коллективная работа

14

Текст как целостное композиционное единство.

1

Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый пудель»)

15

Стили речи.

1

Лекция

16

Публицистический стиль.

1

Анализ текста публицистического стиля

17

Проблема и аргументы в текстах публицистического стиля.

1

Практическое занятие

18

Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

1

Беседа, творческая работа

19

Художественный стиль речи и его структура.

1

Лекция

20

Сжатие текста художественного стиля.

2

Беседа, составление текста по образцу

21

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

2

Творческая работа

22

Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

2

Лекция, практическая работа в парах

23

Научный стиль речи. Термины в научном стиле речи.

1

Беседа

24

Составление высказывания на лингвистическую тему.

2

Творческая работа.

25

Типы речи.

1

Беседа, восстановление частей текста

26

Основные виды работы с текстом.

1

Лекция, коллективная работа

27

Виды анализа текста: лексико-семантичсекий, лингвистический, сопоставительный. Схема анализа.

1

Коллективная работа

28

Комплексный анализ поэтического текста.

1

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору)

29

Комплексный анализ прозаического текста

1

Анализ рассказа А. Платонова (по выбору)

Итого

34 ч

Список литературы:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. «Русский язык. 7 класс», Москва, Просвещение, 2010 г.

2. Мальцева Л.И. Русский язык. Тематические тесты и упражнения. 7 класс. По программе Ладыженской, Баранова. Народное образование, НИИ школьных технологий, 2011 г.

 3. Дюжева О.А. Развитие речи. 5-9 классы. Инновационная технология обучения. Учитель. Серия - Новые стандарты: учимся работать. Универсальные учебные действия, 2012 г.

4. Касперская О.В. Русский язык. 5-11 класс. Анализ художественного текста. Разработки уроков, опорные конспекты. Издатель – Учитель. Серия - Творческая мастерская учителя. 2011 г.

5. Сулицкая Н.М. Русский язык. 5-11 класс. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Издатель – Учитель. Серия - В помощь преподавателю. 2011 г.

6. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. 6-9 классы. М.: «Просвещение»,

2009 г.

     

8 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы и виды деятельности

1

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка «Советы по написанию сочинения».

1

Беседа, коллективная работа

2

Понятие о тексте. Тема. Основная мысль. Проблема.

1

Коллективная работа, практическое занятие

3

Языковые средства, их роль в тексте.

2

Лекция, самостоятельная работа

4

Стили речи. Определение функционального стиля текста.

2

Лекция, коллективная работа, работа в парах

5

Типы речи. Работа со смысловыми типами речи.

1

Коллективная и самостоятельная работа

6

Анализ текста художественного стиля с грамматическим заданием.

2

Лекция, практическое занятие

7

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

2

Творческая работа

8

Рецензирование, редактирование работы.

2

Самостоятельная работа, работа в парах

9

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Повторение орфографии.

3

Коллективная работа, практическое занятие

10

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля.

2

Творческая работа

11

Рецензирование и редактирование творческих работ.

2

Коллективная работа

12

Функциональные особенности научного стиля. Повторение синтаксиса.

2

Лекция, коллективная работа

13

Анализ текста научного стиля. Повторение синтаксиса.

2

Лекция, практическое занятие

14

Обучающее сочинение по тексту научного стиля.

2

Творческая работа

15

Рецензирование и редактирование творческих работ.

2

Коллективная работа, работа в парах

16

Анализ текста разговорного стиля. Функциональные особенности разговорного стиля. Повторение синтаксиса.

2

Лекция, практическое занятие

17

Обучающее сочинение по тексту разговорного стиля.

2

Творческая работа

18

Функциональные особенности официально-делового стиля.

2

Лекция, коллективная работа

Итого

34 ч

Список литературы:

  1. Бархударов С. Г. и др. «Русский язык. 8 класс», Москва, Просвещение, 2007 г., 2009 г., 2010 г.
  2. Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста и написание рецензий. М.: «Айрис-пресс», 2008 г.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009 г.
  4. Павлова Т.И. Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов-на-Дону: «Легион», 2011 г.

9 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы и виды деятельности

1

Задание А1. Понимание текста.

1

Практическое занятие

2

Задание А2. Целостность текста.

1

Практическое занятие

3

Задание А3. Извлечение информации.

1

Практическое занятие

4

Задание А4. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

Практическое занятие

5

Задание А5.Лексическое значение слова.

1

Практическое занятие

6

Задание А6. Повторение по теме «Морфология».

1

Практическое занятие

7

Задание В1. Стили речи.

1

Практическое занятие

8

Задание В2. Правописание корней.

1

Практическое занятие

9

Задание В3. Правописание приставок.

1

Практическое занятие

10

Задание В4. Правописание суффиксов.

1

Практическое занятие

11

Задание В5. Знаки препинания в простом осложненном предложении.

1

Практическое занятие

12

Задание В6Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Практическое занятие

13

Задание В7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Практическое занятие

14

Задание В8. Словосочетание.

1

Практическое занятие

15

Задание В9. Грамматическая основа предложения.

1

Практическое занятие

16

Задание В10,11. Простое осложненное предложение.

1

Практическое занятие

17-18

Задание В13, 14, 15. Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Практическое занятие

19

Заключительное занятие Рекомендации учителя. Практическое занятие.

1

Практическое занятие

20

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

21

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА.

1

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ГИА.

22

Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

23

Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

1

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

24

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

1

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

25

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

26

Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

27

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

28

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

29

Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

30

Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

1

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

31

Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

1

 Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

32

Задание С2.2.  Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

33

Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

34

Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

 Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Итого

34 ч

Список литературы:

      1. Бархударов С. Г. и др. «Русский язык. 9 кл.», Москва, Просвещение, 2009 г.

2. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. – М.: Экзамен, 2009

3. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. – Санкт-Петербург: Сага, 2010

4. Сычева В.П. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. – М.: Экзамен, 2008

5. ФИПИ  http://www.fipi.ru/

10 и 11 классы

Тема занятия

Цели и задачи

Формы

работы и виды деятельности

1-2

Изучение правил сдачи ЕГЭ.

Типология заданий ЕГЭ

Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена

Лекция, вводный

контрольный тест

3-5

Современные орфоэпические нормы

Повторить порядок орфоэпического разбора слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов

Практикум

6-8

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора

Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке

Практикум

9-10

Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных

Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных

Практикум

11-12

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных

Практикум

13-14

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных

Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных

Практикум

15-16

Правописание наречий

Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий

Практикум

17-18

Правописание предлогов

Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи

Практикум

19-20

Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление

Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни

Практикум

21-22

Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи

Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи

Практикум

23-24

Образование форм повелительного наклонения глаголов

Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении

Практикум

25-26

Образование форм деепричастий

Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования

Практикум

27-28

Образование форм местоимений

 Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов

Практикум

29-30

Принципы русской орфографии

Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм

Лекция

31-32

Типы орфограмм и принципы проверки

Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта

Практикум

32-33

Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова

Практикум

34-35

Чередующиеся гласные в корне слова

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне слова

Практикум

36-37

Правописание гласных в приставках

Закреплять навыки правописания приставок

Практикум

38-39

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова

Практикум

40-41

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов

Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов

Практикум

42-43

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них

Практикум

44-45

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Систематизировать знания учащихся по заявленнной теме, дать алгоритм определения орфограммы.

Практикум, и консультация

46-47

Употребление ь и ъ.

Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ь

Практикум

48-49

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы

Практикум

50-51

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов

Практикум

52-53

Нормы литературного языка. Морфологические нормы

Напомнить морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных)

Лекция

54-55

Лексические нормы (употребление слов)

Напомнить нормы лексической сочетаемости слов, систематизировать знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии)

Комбинированное занятие

56-57

Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы

Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении

Лекция

58-59

Словосочетание. Виды синтаксической связи

Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании

Комбинированное занятие

60

Простое предложение. Члены предложения

Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения

Практикум

61

Знаки препинания между однородными  членами

Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами

Комбинированное занятие

62

Знаки препинания при обособлении определений и приложений

Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений

Комбинированное занятие

63-64

Другие случаи обособления второстепенных членов

Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений

Комбинированное занятие

65-66

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями

Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями)

Практикум

67

Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения

Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения

Практикум

68

Классификация сложных предложений

Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов

Комбинированное занятие

69-70

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности

Комбинированное занятие

71

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП

Практикум

72

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными

Практикум

73

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

Практикум

74-75

Сложное предложение с разными видами связи

Повторить синтаксический разбор сложного предложения

Практикум

76

Как писать сочинение. Требования к выполнению части С

Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ

Лекция

77-78

Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих

Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста

Практикум

79-80

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

81-82

Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте (использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей)

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

83-84

Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.)

Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

85-86

Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

87-88

Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

89-90

Знакомство с критериями оценки части С

Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12)

Лекция

91-92

Структура сочинения на основе предложенного текста

Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста

Лекция

93-94

Определение темы и проблематики текста

Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста

Практикум

95

Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы

Совершенствовать умение учащихся анализировать текст

Практикум

96

Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте

Учить комментировать проблему, поднятую в тексте

Практикум

97

Осмысление авторской позиции текста

Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте

Комбинированное занятие

98

Приёмы логического мышления. Аргумент

Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли

Комбинированное занятие

99

Типы аргументации в изложении собственной позиции

Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи

Комбинированное занятие

100

Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки

Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками

Комбинированное занятие

101

Виды речевых ошибок

Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками

Комбинированное занятие

102

Виды грамматических ошибок

Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками

Комбинированное занятие

Итого

102 ч

Список литературы:

1. Власенков. А. И., Рыбченкова Л. М. «Русский язык. 10-11 кл.», Москва, Просвещение, 2008 г.

2.Зайцева О.Н. “Методические рекомендации учителю по подготовке школьников к ЕГЭ”/Русский язык и литература в современной школе. Сборник научно-методических материалов.- М.: МИОО, 2010

3. Влодавская Е.А. Единый государственный экзамен. Русский язык. Поурочное планирование. М., «Экзамен», 2011.

4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С). М., “Экзамен”, 2011.

 5. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. М., «ВАКО», 2011.

6. Капинос В.И. ЕГЭ. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.

7. Львова С.И. ЕГЭ 2011-2012. Русский язык. Тренировочные задания. М., “Просвещение-ЭКСМО”, 2011

8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.

9. Сенина Н.А. Русский язык ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания. Справочные и дидактические материалы, учебно-тренировочные тесты. Ростов-на-Дону., «Легион», 2007.

10. Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Репетитор. М., «Эксмо», 2008.

11. ЕГЭ: русский язык: контр. измерит. материалы: 2006-2007. – М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.

12. Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы: 2008. – М.: «Просвещение»; СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008. С. 158.

13.ФИПИ  http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа спецкурса по русскому языку 8 класс...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

Предлагаемый спецкурс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формиров...

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно".

КТП к рабочей программе спецкурса по русскому языку "Говорим и пишем правильно"....

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для учащихся 9 класса "Основы искусства речи"

Программа данного спецкурса направлена на подготовку учащихся к сдаче устной части экзамена по русскому языку, а также к написанию сочинения 9.1,9.2,9.3...

рабочая программа спецкурса по русскому языку по подготовке к ЕГЭ

рабочая программа спецкурса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку...