Мероприятие, посвященное М.Горькому
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksim_gorkiy_150_let.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек – это звучит гордо…»
28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького
(Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
Ведуший 1. Жизнь Максима Горького была необычайно яркой и представляется поистине легендарной. Выходец из народных глубин, писатель уже при жизни воспринимался как крупнейший деятель русской культуры, как достойный приемник традиций великой русской литературы
Ведуший 2. Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде . Он рано потерял родителей. Детские годы провел в доме своего деда Каширина, владельца красильной мастерской. Единственным светлым явлением в раннем детстве Горького была бабушка Акулина Ивановна, человек душевной доброты и сердечности. Она согревала его своей лаской. Именно она познакомила Алёшу с чудесным творением народной поэзии.
Писатель (строгая чёрная одежда, в руках перо и книга). «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». («Детство»).
Ведущий 1. Когда мальчику исполнилось десять лет, дед сказал ему : ««Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...». С этого времени началась жизнь Горького в «людях». Кем только не был Алексей в последующие годы: работал при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учеником в иконописной мастерской, грузчиком на пристани, пекарем, разносчиком булок. Он в полной мере познал тяжесть эксплуатации.
Писатель. «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе - стоит; ибо это - живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе - человеческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
Ведущий 2. Алексей страстно хотел учиться. В 1884 году он приехал в Казань, надеясь поступить в университет, но университетом для юноши стала сама жизнь. И всё же будущий писатель осуществил свою мечту – стать высокообразованным человеком. Обилие горестных впечатлений, с одной стороны, а с другой – знакомство с произведениями великих писателей – вот, что определяло настроения мальчика и подростка Алёши Пешкова.
Чтение учащимися о роли книг.
- Ты читай книги, в них должно быть всё, что надо. Неучёный человек – бык, его хоть в ярмо, хоть на мясо…
- Вот они закончили есть, устало разошлись спать. Тогда я вынул книгу из подпечка, подошёл к окну: ночь была светлая, луна смотрела в окно. Читать хотелось мучительно, но мелкий шрифт не давался зрению. Тогда я забрался на лавку, в угол, к образам, начал читать стоя, при свете лампады, и , утомлённый, заснул, опустясь на лавку, проснулся от крика и толчков старухи. Держа книгу в руках, она больно стучала ею по плечам. «Пропала книга, изорвут», - думал я. За утренним чаем меня судили.
- Читал я в сарае, уходя колоть дрова, или на чердаке, что было одинаково неудобно, холодно. Иногда я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам умоляются, стала измерять их лучинкой. Если утром в свече не доставала вершка, в кухне начинался яростный крик. Однажды старуха нашла на чердаке книжку и разодрала её в клочья. Это огорчило меня, но желание читать ещё более окрепло.
- Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся пред тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.
Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к "Руслану" напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой.
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей,
- мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою - лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье - быть грамотным!
Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. - Книги сделали меня неуязвимым для многого. Персонажи учили меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств, герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу.
- С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют. Трудно было доставать книги; записаться в библиотеку не догадались, но я все-таки как-то ухитрялся и доставал книжки, выпрашивая их всюду, как милостыню. Однажды пожарный брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, ее могучее влияние на людей.
Помню, уже с первых строк "Демона" поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слезы навертывались на глаза. Но еще более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне. Когда я кончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.
Ведущий 1. Много читая, Горький впоследствии поражал окружающих своими энциклопедическими знаниями. На вопросы: «Откуда вы всё это знаете?» Горький шутливо отвечал: «Как же не знать! Сколько на свете замечательного!»
Ведущий 2. Первый литературный опыт заставил писателя поверить в своё призвание. На страницах столичных газет и журналов один за другим стали появляться рассказы Горького: «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», которые сделали его знаменитым Это была активная, мужественная, устремлённая в будущее героическая поэзия.
Ведущий 2. Образ Данко стал символом беззаветной любви к людям.
Чтение. «Старуха Изергиль» - легенда о Данко
Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
– Вы сказали: „Веди!“ – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более. – Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.
А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!
Ведущий 2.В знаменитой пьесе «На дне» написаны великие слова о человеке. В подвале, похожем на пещеру, оказались люди самого различного характера и социального положения. Но их объединяет одно – все они выброшены из жизни «на дно» в силу условий, царящих в обществе. Среди жалких, искалеченных, несчастных, бездомных бродяг звучат слова о человеке.
Чтение наизусть. Монолог о человеке. «На дне»
Человек может верить и не верить... это его дело! Человек -
свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они,
старик,
Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё - в
человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...
уважать надо! Хорошо это... чувствовать себя человеком!..
Ведущий 1. Горький был организатором и первым руководителем Союза советских писателей. Работоспособность Горького изумляла всех. Творчество Горького проникнуто любовью к человеку. Известные произведения: ( сообщение библиотекаря)
Ведущий 2. 18 июня 1936 г. Оборвалась жизнь гениального писателя, величайшего художника слова. Максим Горький первый в русской литературе, может быть, первый в жизни вот так , лично, понял величайшее значение труда, значение работы над собой.
Ведущий 1. И хочется закончить слова М.Горького «Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Этот урок посв...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Сценарий проведения мероприятия, посвященного Дню Святого Валентина. Внеклассное воспитательное мероприятие «БАЛ ВЛЮБЛЕННЫХ»
Внеклассное мероприятие преследует следующие цели:1) Методическая – продемонстрировать методику проведения воспитательного мероприятия в форме литературно-музыкальной композиции с использованием...
Самоанализ проведенного мероприятия в рамках проведения мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества
Самоанализ проведенного мероприятия в рамка проведения мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации содержат цель, основные задачи, материально-техническое обеспечение и примерный ход занятия. Реализуется в рамках ДООП для обучающихся младшего школьного возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)
Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всемирному дню здоровья, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...