Рабочая программа факультативного курса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа факультативного курса. | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Рабочая программа факультативного курса по русскому языку составлена для 10 класса общеобразовательной школы.
- На основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой.
- Данный учебный предмет входит в область «Филология».
- Цель курса:
повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по отдельным разделам русского языка, требующим более пристального внимания, вызывающим затруднения в ходе подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.
Программа охватывает разделы русского языка, представленные в «Спецификации экзаменационной работы по русскому языку Единого Государственного Экзамена». Материал преподносится разделами и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
- Характеристика учебного предмета и ценностные ориентиры.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа. Русский язык – Государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентного подхода. В связи с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Центральным направлением является раздел «Культура речи», в котором рассматриваются нормы литературного языка.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический раздел программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а так же способность передавать её в соответствии с условиями общения.
6. Количество учебных часов:
На факультативный курс по русскому языку в 10 классе предусмотрено 34 часа в год, 1 час в неделю.
7 . Учебно-методический комплект:
Учебник «Русский язык 10-11 класс» Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Москва. «Просвещение» 2014г., Программа курса Русский язык 10-11 классы Н. Г. Гольцова. Москва. «Русское слово» 2005г; Поурочное планирование. Русский язык 10-11классы. Профильный уровень. Базовый уровень. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Москва «Русское слово» 2014г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№273 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089;
- Примерная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Шарагольская СОШ»
- Базисный учебный план МБОУ «Шарагольская СОШ» на 2017-18 учебный год.
Содержание курса
Культура речи. 2 ч.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Орфоэпия 5ч.
Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).
Лексика 6ч.
Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Лексические нормы (употребление слова).
Синтаксис.7ч.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфография 14ч.
Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
Учебно-тематический план
№ п | Тема | Кол час | Характеристика деятельности учащихся | Планируемый результат | Виды контроля |
1 | Культура речи | 2 | Работа с текстом. Выявление выразительных средств языка | Знать средства выразительности, умение их находить. | Работа с текстом. Самостоятельная работа |
Орфоэпия | 5 | Работа со словами Работа с орфоэпическим словарем. | Знать орфоэпические нормы. | Самостоятельная работа. | |
2 | Лексика. | 6 | Слушание, говорение, работа с учебником, записи в тетрадях, самостоятельная работа, сообщения, работа с словарями | Знать единицы лексики и ее разряды, значение слова как стилеобразующее средство языка | Самостоятельная работа, лексический анализ текста, тестирование |
3 | Синтаксис | 7 | Слушание, говорение, работа с учебником, записи в тетрадях, самостоятельная работа, сообщения. | Знать изучаемые правила, уметь применять их на письме и в устной речи. | Самостоятельная работа, синтаксический анализ текста, тестирование |
4 | Орфография | 14 | Слушание, говорение, работа с учебником, записи в тетрадях, самостоятельная работа, сообщения, работа со словарями. | Знать изучаемые орфограммы, уметь применять их на письме. | Самостоятельная работа, тестирование. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | К-во часов | Дата проведения | ||
по плану | по факту | Причины несовпадения | |||
1. | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | 1 | 7.09 | ||
2. | Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | 1 | 14.09 | ||
3. | Языковая норма и ее основные особенности. | 1 | 21.09 | ||
4. | Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. | 1 | 28.09 | ||
5. | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. | 1 | 5.10 | ||
6. | Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударныхгласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных | 1 | 12.10 | ||
7. | Произношение некоторых грамматических форм. | 1 | 19.10 | ||
8. | Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. | 1 | 26.10 | ||
9. | Нормыударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. | 1 | 9.11 | ||
10. | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. | 1 | 16.11 | ||
11. | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетомего значения и стилистических свойств. | 1 | 23.11 | ||
12. | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетомего значения и стилистических свойств. | 1 | 30.11 | ||
13. | Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. | 1 | 7.12 | ||
14. | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. | 1 | 14.12 | ||
15. | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления | 1 | 21.12 | ||
16. | Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. | 1 | 28.12 | ||
17. | Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. | 1 | 11.01 | ||
18. | Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями | 1 | 18.01 | ||
19 | Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | 1 | 25.01 | ||
20. | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные,дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных истрочных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графическогосокращения слов. | 1 | 1.02 | ||
21. | Правописание Н и НН в различных частях речи. | 1 | 8.02 | ||
22. | Правописание НЕ с различными частями речи. | 1 | 15.02 | ||
23. | Правописание приставок. | 1 | 22.02 | ||
24 | Правописание чередующихся корней. | 1 | 1.03 | ||
25 | Правописание наречий. | 1 | 15.03 | ||
26 | Правописание местоимений. | 1 | 22.03 | ||
27. | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 5.04 | ||
28. | Правописание суффиксов причастий. | 1 | 12.04 | ||
29. | О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. | 1 | 19.04 | ||
30. | Ё-О после шипящих в корне слова | 1 | 26.04 | ||
31. | Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, причастий | 1 | 3.05 | ||
32 | Практическая работа №2 «Разделы русской орфографии и основные принципы написания» | 1 | 10.05 | ||
33. | Повторение и обобщение изученного по теме «Разделы русской орфографии и основные принципы написания» | 1 | 17.05 | ||
34. | Итоговое занятие. | 1 | 24.05 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать:
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Уметь:
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- выстраивать композицию письменного высказывания (собственного или на основе исходного текста, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- формулировать основную мысль( коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения.
- анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно — выразительных средств языка.
- соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты.
Используемый учебно-методический комплект:
Для учителя:
Учебник «Русский язык 10-11 класс» Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Москва. «Просвещение» 2014г.
Дополнительная литература:
Н. А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ. Тематические тесты. Ростов-на- Дону. «Легион» 2008г
Г. В. Цветкова. Русский язык. Проектная деятельность учащихся. Волгоград «Учитель» 2009г.
Для учащихся:
Учебник «Русский язык 10-11 класс» Н.Г. Гольцова и И. В. Шамшин. Москва. «Просвещение» 2014 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....