рабочая программа факультативного курса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Жаркой Нина

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 11 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Пояснительная записка

1. Рабочая программа факультативного курса по русскому языку  составлена  для  11 класса общеобразовательной школы.

 2.  На  основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой.

3.  Данный учебный предмет входит в область «Филология».

4. Цель факультативного курса по русскому языку – помочь учащимся овладеть всеми  данными умениями и навыками.

Факультативный курс по русскому языку в 11 классе дан с целью целенаправленной подготовки учащихся  к сдаче ЕГЭ после окончания курса средней школы.

На изучение факультативного курса по подготовке к ЕГЭ в 11 классе отводится 68 часов.  

Курс  состоит из 3 разделов :

- Повторение тем   по синтаксису и культуре речи – 35 часов ,

- Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста – 20 часов;

- Практикум – 13 часов.

Программа 1 раздела («Всемогущий и занимательный синтаксис»)    включает в себя:

• теоретический материал;

• вопросы и задания практического характера;

• вопросы и задания занимательного характера.

Цель – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть факультативного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

при изучении главных членов предложения – выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

при изучении второстепенных членов предложения – усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

при изучении односоставных предложений – определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене, выяснять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

при изучении однородных членов предложения – усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера, располагать однородные члены в порядке градации, повторять союзы для выделения каждого однородного члена, употреблять однородные члены попарно;

 при изучении обращений – использовать разновидности обращений, связанные с созданием особых семантических оттенков;

при изучении вводных конструкций – употреблять вводные слова и предложения в случаях, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным;

при изучении обособленных членов предложения – выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

при изучении сложных предложений – акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

– обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

– развитие интонационно выразительной речи;

– активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

– проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

– самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

– развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных синтаксических категорий в речи.

Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья.

Программа предполагает варьирование, которое может быть связано с творческим подходом учителя к решению теоретических и практических вопросов. Предложенный материал может служить и образцом, по которому учитель создаст свой, то есть выберет из лингвистической литературы нужные теоретические сведения, а из художественной – иллюстративный материал.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

– находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

– владеть навыками стилистической правки текста;

– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

– использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

Актуальность программы 2 раздела («Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»)  на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания  формируют умение грамотно выразить свои мысли и  создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе  (блок «С»). Результаты ЕГЭ прошлых лет свидетельствуют о том, что особые затруднения у выпускников вызывает именно блок «С», это связано с  недостаточным количеством методического материала для подготовки учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ  «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста». Предоставленный курс также помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к ЕГЭ. Новизна программы:

– в выделении  дополнительных часов на уроки развития речи в старших  классах;

– в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

– в определенном планировании  занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

– в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые  можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

– в акцентировании  внимания взаимопроверке, рецензированию, редактированию текстов;

– в систематизировании занятий для  постепенного накопления умений:  осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание  собственного текста;

– в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературы как  учителя, так и  учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы в  углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании  умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей,   логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования (полное среднее образование).

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт  анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической  речи.

С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

Цели данной программы:

– научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

– подготовить учащихся к сдаче школьного и вступительного экзамена по русскому языку;

– оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

–  способствовать интеллектуальному развитию ученика;

–  воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса

Теоретические:

• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах,  видах речевой деятельности,  функциональных стилях русской речи,  стилистических ресурсах русского языка,  коммуникативных качествах речи,  нравственной стороне речевой деятельности,  речевом этикете.

Развивающие:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.

Практические:

• совершенствование коммуникативных умений;

• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• поддерживать беседу, вести спор;

• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные  доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• совершенствовать и редактировать текст;

• применять полученные знания в работе над  разнообразной устной и письменной информацией.

Воспитательные:

• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

• воспитание интереса и любви к русскому языку;

• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

• воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить учащегося размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте.

Доминирующей  идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста » является:

 формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V–IX классах.

Теоретической основой данного курса является:

– лингвистический, стилистический  анализ текста;

– система языковых понятий и функционирование;

– различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи.

 

Принципы, на которых базируется программа:

– учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

–  уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

–  комплексный подход при разработке занятий;

–  вариативность содержания и форм проведения занятий;

–  научность, связь теории и практики;

–  преемственность;

–  наглядность;

–  систематичность и последовательность;

–  прочность полученных знаний;

–  активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:  

– технологии исследовательской деятельности учащихся;

– технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

– овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

– способен работать над разнообразной информацией,

–  может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

–  способен аргументированно доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах,  видах речевой деятельности,  функциональных стилях русской речи,  средствах художественной  выразительности,  коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности,  речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков  анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией.

Содержание программы 3 раздела («Практикум») представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный интерес, позволит сформулировать у них целостный взгляд на науку о русском языке, представление о языке как системе. На этой основе учащиеся смогут лучше овладеть и практической грамотностью, усвоить правила орфографии и пунктуации и повысить свою речевую грамотность.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№273 «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089;
  • Примерная  программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального  общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Основная образовательная программа основного (среднего) общего образования МБОУ «Шарагольская СОШ»
  • Базисный учебный план МБОУ «Шарагольская СОШ» на 2017-18 учебный год.

Учебно- тематическое планирование

№  п/п

Название

раздела

Кол-во часов

Характеристика или виды деятельности учащихся

Форма

контроля

1

О словах и их сочетаниях

4

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем. Беседа. Сообщения учащихся. Индивидуальная работа.

Устный опрос.

2

Основные виды подчинения

5

Сообщения учащихся.

Графическое обозначение связи. Практическая работа

Семинар. Работа в парах.

Словарная работа.  Конструирование предложений

Анализ словосочетаний

3

Простое предложение.

15

Сообщения учащихся.

Составление таблицы.

Беседа. Составление вопросов и заданий к теме. Конструирование  предложений. Работа в группе. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем

Сочинение-миниатюра. Изложение

4

Сложные предложения

4

Сообщения учащихся.

Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистических текстов. Работа в парах.

Взаимопроверка и взаимоконтроль

5

Пунктуация

7

Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала. Сообщения учащихся.

Индивидуальные задания. Работа с текстом.

6

Сочинение-рассуждение

20

Лингвистический анализ текста. Индивидуальная работа. Работа в группе, парах.

Устный опрос. Творческая работа.

7

Общие сведения о русском языке.

1

Лекция с элементами беседы. Сообщения учащихся.

Практические занятия. Аналитическая работа с текстами классиков и современных авторов

8

Фонетика. Графика.

Орфоэпия.

1

Лекция с элементами беседы. Графический диктант. Работа
с орфоэпическим словарем.

Фонетический разбор повышенной трудности.

9

Лексика. Фразеология как раздел науки о языке.

2

Комплексный анализ текста. Лабораторная работа. Самостоятельные исследования учащихся. Тематический тест. Объяснительный диктант. Индивидуальная работа по карточкам. Фразеологическая викторина

Тест. Индивидуальная работа по карточкам

10

Морфология и орфография.

9

Лекция с элементами беседы. Составление алгоритмов правил орфографии. Составление таблиц и схем.

Словарная работа. Индивидуальная работа по карточкам. Работа со справочниками и словарями русского языка.

Тематические тесты. Диктанты. Работа по карточкам. Контрольный диктант.

Календарно-тематическое планирование

№  п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Причины несовпадения

1

Введение.

Всемогущий синтаксис

1

6.09

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

1

7.09

3-4

Слова. Сочетания слов. Словосочетания

2

13.09

14.09

5

Согласование

1

2109

6

Управление

1

22.09

7

Примыкание

1

28.09

8 -9

Основные виды подчинения

2

29.09

5.10

10

Типы предложений. Общие сведения

1

6.10

1-12

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

2

12.10

13.10

13

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

1

19.10

14 -15

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

2

20.10

26.10

16-17

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

2

27.10

9.11

18

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

1

10.11

19-20

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

2

16.11

17.11

21-22

Обособление второстепенных членов предложения

2

23.11

24.11

23-24

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

2

30.11

1.12

25-26

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов

2

7.12

8.12

27-28

«Простое предложение»

2

14.12

15.12

29

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

1

21.12

30-31

Все о предложении… (или почти все)

2

22.12

28.12

32

Лингвистическая игра «Это непростое простое предложение»

1

11.01

33-34

Обобщение знаний по разделу «Пунктуация»

2

12.01

18.01

35

Контрольная работа по разделу «Всемогущий и занимательный синтаксис»

1

19.01

36-37

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Основные требования к творческой  работе

2

25.01

26.01

38-39

Основные аспекты анализа текста.

2

1.02

2.02

40-41

Композиция сочинения

2

8.02

9.02

42-43

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

2

15.02

16.02

44-45

Рецензирование  творческих работ на основе примеров

2

22.02

23.02

46-47

Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам

2

1.03

2.03

48-49

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного  стиля с использованием рекомендаций учителя

2

9.03

15.03

50-51

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста

2

16.03

22.03

52-53

Самостоятельная творческая работа над текстами

2

23.03

54-55

Устное рецензирование творческих работ.

2

5.04

6.04

56

Русский язык в современном мире. Виднейшие ученые-русисты

1

12.04

57

Фонетика. Звук как единица языка. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. Фонетический разбор слов. Графика.

Орфоэпия. Ударение в русском языке. Основные нормы произношения и ударения в русском языке

1

13.04

58-59

Лексика. Лексическое значение слова. Русская лексика с точки зрения её употребления.

Фразеология как раздел науки о языке. Происхождение фразеологизмов русского языка

2

19.04

20.04

60

Морфология и орфография. Принципы русской орфографии

1

26.04

61

-62

-63

-64

65

66

Знаменательные части речи.

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных.

Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний и суффиксов имен прилагательных.

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

Глагол. Правописание глагола.

Причастие и деепричастие. Правописание причастий и деепричастий.

Наречие как часть речи.

Правописание наречий.

Слова категории состояния.

на -о, -е.

1

1

1

1

1

1

27.04

3.05

4.05

10.05

11.05

17.05

67

Служебные части речи.

1

18.05

68

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография»

1

24.05

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

Учащиеся, изучившие курс, должны знать:

– общие сведения о русском языке;

– определения основных изученных единиц языка и категорий;

– орфографические и пунктуационные правила;

– осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

У м е т ь:

– опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические);

– группировать языковые явления по определенным признакам;

– давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;

– правильно произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;

– находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

– правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять предложения в текст;

– создавать тексты различных типов и стилей речи;

– совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учителя:

Учебник  «Русский язык 10-11 класс» Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Москва. «Просвещение» 2013г.

Дополнительная литература:

  1. Комплексная работа с текстом: сборник заданий. 9-11 классы. – М. ВАКО, 2015г.
  2. Практикум ЕГЭ. Г.Т.  Егораева
  3. КИМ ЕГЭ-2017.
  4. Диск ЕГЭ. Г.Т. Егораева
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....