Эссе «Взгляд на образование»
статья по теме

Никифорова Татьяна Александровна

Взгляд на образование сельского учителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_obrazovanie_nikiforova.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Никифорова Т.А. – учитель русского языка и литературы МКОУ Средне – Муйская СОШ

Эссе «Взгляд на образование»

        Говоря об образовании, нельзя не вспомнить тех, кто сделал в этой области многое: это  князь Владимир - основатель первой школы в Киевской Руси, это Петр I и Екатерина II, которые, ориентируясь на опыт европейских стран, планомерно проводили реформы в образовании, это Л.Н.Толстой, который  открыл  школы для крестьянских детей и написал книги для чтения, это М.В.Ломоносов, которого мы называем «первым нашим университетом» и который верил, что российская земля способна рождать своих учёных. Нельзя не сказать об образовании начала прошлого века, когда, ликвидируя катастрофическую ситуацию с безграмотностью, была заложена основа советской системы образования, впоследствии признанная одной из лучших в мире. 

        Вспоминаются свои школьные годы, когда мы учились в типовых советских школах, но эти школы имели каждая свою «изюминку» и индивидуальность.  Я говорю о духе школ, их стремлении сделать своих учеников настоящими людьми. И неважно, что учитель стоял у покрашенной коричневой половой краской доски, держа в одной руке мел, а в другой тряпку. Все мы учились в таких школах, обучались по традиционным технологиям и с благодарностью вспоминаем своих учителей, сеющих разумное,доброе,вечное. 
        
        Сегодня большинство школ не узнать. Модернизация образования, введение федеральных государственных стандартов сделали свое дело: дорогостоящее электронное оборудование, современные кабинеты и спортивные площадки. Например, в нашей школе, это оборудование в кабинетах химии и биологии, физики, оснащённый  кабинет начальных классов, это спортивное оборудование, но почему – то многое из этого оборудования использовать нельзя.  А у доски (уже зеленой или даже белой, интерактивной) все те же учителя, ведущие помногу часов (а кому работать?), они  пытаются освоить современные технологии, заполнять электронные дневники и учительские портфолио, доказывая министерским аттестационным комиссиям, что не зря получали почетные звания, отраслевые награды и категории. Но ученики стали другими: разумное и вечное уступило место прагматизму, желание узнать новое – умению хорошо сдать или списать ЕГЭ, а любимые книги – круглосуточным компьютерным бдениям. Родители, ранее с уважением относящиеся к школе, теперь работают с утра до ночи, чтобы обеспечить свои семьи, и перекладывают на учителей вопросы воспитания своих чад. 

        Мое отношение к модернизации российского образования далеко не однозначно. Она нужна, пришло время многое в школе менять. Все это как будто правильно и замечательно. Инициатива государства «Наша новая школа» направлена  на благо детей и будущего страны! Но у реформы системы образования, как у медали, две стороны. Одна сторона — это вид сверху, с позиции министерства. Другая сторона — вид снизу, с позиции учителей, детей и родителей. Обе стороны сильно отличаются друг от друга. 

        Считаю необходимым остановиться на некоторых  моментах преобразований в школе. Во- первых, новая система оплаты труда. Это с одной стороны хорошо, если учитель проработал в школе лет 20 и имеет категорию. А если нет?  Хорошо учителям, ученики которых сдают экзамены, и преподаваемые предметы позволяют участвовать в конкурсах и олимпиадах. А что делать учителю музыки, изобразительного искусства? Или педагогам, работающим в первых классах, где даже отметок нет? Как набрать баллы для стимулирующей части заработной платы? Вот и приходится учителям брать нереальное количество часов, заниматься репетиторством.

        Во – вторых,  введение новых стандартов образования. Плохо то, что обсуждение столь важных документов всенародно хоть и происходит, но мало к ним прислушиваются те, кто в конечном итоге принимает. 
Это доказывает начальная школа. Ввели новые стандарты, а  есть ли условия в школе или нет – неважно, подготовлены ли дети к школе в детском саду – никого не интересует.  Неплохо было бы вернуться к тому, чтобы ввести в начальной школе урок каллиграфии, а не гнать завышенную программу по русскому языку и математике. Об этом как-то не думалось  реформаторам. А еще им кажется, что все дети 6-10 лет днем обязаны спать, поэтому должны иметь спальни. Ну нет в нашей школе дополнительных помещений для спален, отказались от группы продлённого дня, а страдают дети и родители. 

        В – третьих, по новым стандартам меняется роль учителя. Сегодня учитель легко заменяется компьютерной программой. Перед именем учителя смиренно преклоняли колени, а перед компьютером? К чему мы идем? 
Учитель всегда был и остается ключевой фигурой в образовании, а на современном этапе им принадлежит особенно ответственная роль в обучении и воспитании. Здесь уместно привести слова Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» Профессионализм учителя включает в себя, помимо разносторонних знаний, умений и навыков, такие важнейшие составляющие, как опыт и творческий подход к работе. Проблема в том, что молодых учителей катастрофически не хватает. В нашей школе, например, средний возраст учителей – 48 лет, молодых специалистов почти нет. Администрация школы в этом вопросе ведёт правильную политику, привлекая в школу выпускников, которые потом учатся заочно. Восемь педагогов школы – её выпускники.

        В – четвёртых, преобразования касаются и роли ученика в учебном процессе. Из объекта учебного процесса он превращается в субъект, которому необходимо научиться самому добывать знания, определять цель учебной деятельности и способы её достижения. Это сделать, конечно, далеко не просто. Хорошо, что много внимания уделяется вопросам сохранения здоровья ребёнка, действует программа работы с одарёнными детьми. Но объём учебного материала по многим предметам, например, по истории, литературе (когда нужно изучить сразу два параграфа, прочитать большое по объёму произведение) не соотносится ни с какими нормами САНПИНа.

        В – пятых, преобразования касаются не только процесса обучения, но и воспитания. Это, пожалуй, сделать  ещё труднее, потому что мнение о школе во многом складывается из средств массовой информации, где можно прочитать и посмотреть негативные моменты, связанные со школой. А учитель должен воспитывать на других примерах.

        Это далеко не всё, что можно сказать о реформе образования. В заключении хотелось бы обратиться к высказываниям детей о том, какой они хотят видеть школу в будущем. У нас в школе проходит ежегодно конкурс «Ученик года», на котором участники зачитывают сочинения на тему «Школа будущего». Вот отрывки из детских работ: «Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной.
Вместо учебников у каждого ученика будет свой персональный компьютер, в котором собрана вся учебная информация. Обстановка в школе будет самая современная, вместо деревянных парт и стульев у каждого ученика будет своя кабинка, оснащенная наушниками и электронным табло вместо доски. Тогда ученик не будет отвлекаться, а полностью будет занят учебным процессом. Учитель бы объяснял нам новый материал в форме компьютерной игры. 
Географию ученики будут изучать виртуально, посещая различные материки, проникая вглубь Земли. Уроки истории будут проходить с помощью машины времени: все ученики переносятся в другие века, участвуют в походах, изучают искусство тех веков. Перемены будут проходить очень весело, так как много специализированных комнат по интересам. В столовой будут обслуживать роботы-официанты, которые приготовят ту пищу, какую ты пожелаешь. 
Для поддержания здоровья, нужно чтобы в школе были бассейн, тренажерный зал, теннисный корт. А ещё, чтобы был зимний сад! Наряду с экзотическими растениями отлично бы смотрелся живой уголок»

        Мы надеемся на то, что наши дети будут учиться именно в такой школе, что наши желания и мечты воплотятся в жизнь.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Взгляд на педагогику"

Размышления о назначении педагога...

Инновационный взгляд на образование России и Германии

Эту статью я готовила на Международную конференцию. Было интересно  сравнить опыт инноваций наших и немецких коллег....

Эссе "Взгляд в будущее"

Эссе "Взгляд в Будущее""...

Эссе на тему "Образование 2020: взгляд в будущее"

Эссе "Образование 2020: взгляд в будущее"...

Эссе "Взгляд о професси педагога. Взгляд через год"

Предложенное эссе может помочь начинающим педагогам в написании подобного....

Эссе "Мой взгляд на образование"

Мысли о современном образовании...